Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
На Педагогическом совете
МБОУ «Лесогорская СОШ»
протокол от 31.08.2021г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 31.08.2021г.
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 №96/1-ОД
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
для детей с тяжелыми нарушениями речи
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
2021 г.
1. Общие положения
1.1. Положение регулирует деятельность групп комбинированной направленности
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ «Лесогорская
СОШ» (далее ОУ).
1.2.Группа комбинированной направленности является формой дифференциации
специального образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи
детям – инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
1.3.В группах комбинированной направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей, детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья.
1.4. Нормативными основаниями для деятельности комбинированных групп
является:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" ( с изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении
положения о психолого-медико-педагогической комиссии" ( с изменениями);
- Приказ Министерства просвещения РФ от от 31 июля 2020 г. № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования" ( с изменениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18
октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24
июля 2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог – психолог
(психолог в сфере образования)» ( с изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" ( с изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ( с
изменениями);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от
28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с
изменениями), (далее-СП);
- Устав МБОУ «Лесогорская СОШ»;
3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
- Договор, заключенный между ОУ и родителями (законными
представителями).
1.5.Группа комбинированной направленности создается в целях реализации прав
детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основной
образовательной программе дошкольного образования, адаптированной образовательной
программе (при наличии утвержденной примерной адаптированной программы),
индивидуальным учебным планам (для детей со статусом ОВЗ и инвалидностью в
соответствии рекомендациями ТПМПК).
Основными задачами организации деятельности группы комбинированной
направленности является:
- создание условий для инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья;
-реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования
(адаптированной образовательной программы) с учетом характера нарушения в развитии
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
-осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников путем
создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном
учреждении;
- интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, с учётом индивидуальных особенностей;
- проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с
воспитанниками;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития
детей;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.
1.6.Открытие и закрытие группы комбинированной направленности
осуществляется на основании приказа директора МБОУ «Лесогорская СОШ».
1.7.Срок действия данного Положения не ограничен. Положение действует до
принятия нового.
2. Порядок комплектования группы комбинированной направленности
2.1 Зачисление детей–инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья
в группу комбинированной направленности осуществляется с согласия родителя
(законного представителя) и по приказу директора МБОУ «Лесогорская СОШ», на
основании заключения территориальной психолого-медико педагогической комиссии
(далее – ТПМПК) с рекомендациями о форме оказания коррекционной работы.
2.2. В группу комбинированной направленности наряду со здоровыми детьми
направляются дети с ограниченными возможностями здоровья:
- дети с нарушениями речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью легкой степени;
-дети с иными ограниченными возможностями здоровья (нарушение слуха,
4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
нарушение ОДА и др.)
2.3. Зачисление вновь прибывших детей в группу производится только по
заявлению родителей (законных представителей), оформляется приказом директора МБОУ
«Лесогорская СОШ», с заключением родительского договора.
2.4. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость
устанавливается в соответствии с СП 2.4.3648-20
2.5. В группу комбинированной направленности могут включаться как дети одного
возраста, так и дети разных возрастов.
2.6. Состав группы может быть постоянным в течение года или прием детей в нее
может проводиться в течение всего года по направлению ТПМПК либо медицинской
комиссии и при наличии свободных мест. Дети, не имеющие статуса «дети–инвалиды» или
«дети с ограниченными возможностями здоровья» принимаются в группу
комбинированной направленности по правилам комплектования общеразвивающих групп.
2.7. В группе комбинированной направленности предельная наполняемость может
варьироваться и устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет, либо с 3 и
старше лет), а также категории и количества детей с ограниченными возможностями
здоровья.
2.8. Перевод детей из группы комбинированной направленности в группу
общеобразовательной направленности возможен на основании заявления родителей
(законных представителей).
2.9. Длительность пребывания в группе комбинированной направленности ребенка
с ОВЗ определяется ТПМПК, согласно основному диагнозу ребенка.
3. Организация деятельности группы комбинированной
направленности
3.1. Комбинированная группа функционирует 5 дней в неделю с 10-часовым
ежедневным пребыванием детей.
3.2. Коррекционно-педагогическую помощь детям–инвалидам и детям с ОВЗ
оказывают воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед и другие специалисты
через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с учётом
психофизических особенностей ребёнка.
3.3. Коррекционно-педагогическая помощь детям–инвалидам и детям с ОВЗ
осуществляется в соответствии с рекомендациями заключения ПМПК.
3.4. Медицинское обеспечение в группе осуществляют медицинские работники,
которые отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического
состояния, диспансеризацию, проведение оздоровительных и профилактических
мероприятий,
контролируют
соблюдение
санитарно-гигиенического
и
противоэпидемического режима, организацию физического воспитания, закаливания,
питания.
4. Образовательный процесс в комбинированной группе
4.1.Образовательный
процесс
организуется
в
соответствии
с
основной
5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
образовательной программой дошкольного образования, адаптированной образовательной
программой дошкольного образования с учетом особенностей психофизического развития
и возможностей детей с ОВЗ и (или) инвалидностью.
4.2. Основная образовательная программа дошкольного образования определяет
содержание и организацию образовательного процесса для здоровых детей и детей с ОВЗ в
условиях инклюзивного образования и направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей.
4.3.На каждого воспитанника с ОВЗ и (или) инвалидностью группы
комбинированной направленности составляется индивидуальный учебный план.
4.4.Образовательный процесс в группе комбинированной направленности включает
гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное,
личностно- ориентированное развитие здоровых детей, детей с ОВЗ и (или) инвалидностью
и выполнение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
4.5.Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для
развития различных видов деятельности с учётом состояния здоровья детей. Организация
образовательной деятельности в комбинированной группе регламентируется основной
образовательной программой, адаптированной образовательной программой, учебным
планом, в том числе индивидуальным учебным планом, расписанием непосредственно
образовательной деятельности, перспективными тематическими планами, режимом дня,
утверждёнными приказом директором ОУ.
4.6.Организационными формами работы комбинированной группы являются
фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками.
4.7.В группе комбинированной направленности предусматривается четкая
организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:
- рациональным составлением расписаний непосредственно образовательной
деятельности;
- планированием подгрупповой и индивидуальной работы и ее осуществлением в
соответствии с программой обучения и индивидуальным планом работы.
- оснащением группы комбинированной направленности необходимым
оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой воспитателя со специалистами и родителями,
- индивидуальное проведение мониторинга динамики развития воспитанников со
статусом ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с рекомендациями заключения
ТПМПК.
4.8.В конце каждого учебного года по результатам обследования воспитанников с
ОВЗ и (или) инвалидностью даются рекомендации о дальнейших формах обучения каждого
ребенка с ОВЗ и (или) инвалидностью.
5. Организация деятельности педагогического персонала и руководство
группой комбинированной направленности
6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
5.1.Деятельность воспитателя.
5.1.1.Деятельность воспитателя группы комбинированной направленности
направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоциональноволевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности
каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие
направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития,
формирование компетенций, необходимых для формирования предпосылок к учебной
деятельности.
5.1.2.Особенностями организации работы воспитателя группы комбинированной
направленности являются:
- планирование (совместно с учителем-логопедом, педагогом – психологом и
другими специалистами) и проведение образовательной деятельности со всей группой
детей, включая воспитанников с ОВЗ и инвалидностью;
- планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной
деятельности всех воспитанников группы;
- отслеживание динамики развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в
соответствии с рекомендациями заключения ТПМПК;
- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по реализации
индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ и (или) инвалидностью;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику ОВЗ и (или)
инвалидностью с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и (или)
инвалидностью по вопросам воспитания ребенка в семье;
- ведение необходимой документации:
5.2. Деятельность учителя–логопеда.
- ведет образовательную и коррекционно-развивающую работу с воспитанниками
с ОВЗ и инвалидностью,
- на основе заключения ТПМПК разрабатывает индивидуальные учебные планы
ребёнка – инвалида и воспитанника с ОВЗ,
- планирует и организует целенаправленную коррекционно – педагогическую
деятельность,
- разрабатывает график коррекционных занятий,
- проводит отслеживание динамики развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью
в соответствии с рекомендациями заключения ТПМПК;
- консультирует воспитателей и специалистов по вопросам организации
коррекционно- педагогического процесса и взаимодействия детей группы;
- ведет необходимую документацию:
В конце учебного года составляется аналитический отчет о результатах
коррекционной работы.
5.3. Деятельность педагога-психолога.
5.3.1.Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического
здоровья каждого воспитанника группы.
5.3.2..В функции педагога-психолога входит:
7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
- психологическое обследование воспитанников группы комбинированной
направленности,
- участие в составлений индивидуальных учебных маршрутов детей с ОВЗ и (или)
инвалидностью;
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической
работы с воспитанниками группы комбинированной направленности;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников группы
комбинированной направленности;
- проводит отслеживание динамики развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью
в соответствии с рекомендациями заключения ТПМПК;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания
ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ОУ и семьи;
- консультирование персонала группы;
- ведение необходимой документации:
В конце учебного года составляются аналитический отчет о результатах
коррекционной работы.
5.4.Деятельность музыкального руководителя.
5.4.1.Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие
музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности
воспитанников.
5.4.2.Особенностями работы музыкального руководителя в группе
комбинированной направленности являются:
- взаимодействие со специалистами группы комбинированной направленности по
вопросам организации совместной образовательной деятельности всех детей;
- проведение образовательной деятельности со всеми воспитанниками группы
комбинированной направленности (в том числе совместно с другими специалистами:
учителем-логопедом, педагогом- психологом, инструктором по физической
культуре и др.);
- проводит отслеживание динамики развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью
в соответствии с рекомендациями заключения ТПМПК;
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка
музыкальных средств;
- ведение необходимой документации:
5.5.Деятельность инструктора по физической культуре.
5.5.1.Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение
и укрепление здоровья всех детей, их физическое развитие, пропаганду здорового образа
жизни.
5.5.2. В группе комбинированной направленности организация работы инструктора
по физической культуре предусматривает:
- проведение образовательной деятельности (в том числе совместно со
специалистами) со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и
8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
индивидуальных особенностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группыкомбинированной
направленности;
- проводит отслеживание динамики развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью
в соответствии с рекомендациями заключения ТПМПК,
- подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического
воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование физической нагрузкидля воспитанников с ОВЗ и (или)
инвалидностью;
- ведение необходимой документации:
5.6.Старший воспитатель, методисты осуществляют методическое сопровождение,
систематический контроль и несут персональную ответственность за правильную
организацию в группах комбинированной направленности образовательного процесса и
проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в
развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводят анализ эффективности
работы в данной группе.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1. Участниками образовательного процесса группы комбинированной
направленности являются дети, их родители (законные представители), педагогические
работники.
6.2. Взаимоотношения между ОУ и родителями (законными представителями)
регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и
ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития,
присмотра, ухода и оздоровления детей
6.3. Права педагогических работников и меры их социальной поддержки
определяются законодательством Российской Федерации, Уставом и трудовымдоговором.
6.4. Педагогические работники обязаны:
- Реализовать основную образовательную программу дошкольногообразования и
коррекционную с учетом особенности диагноза ребенка;
- знать особенности режима и организации дошкольного образования;
- не допускать перегрузки воспитанников;
6.5. Педагогические работники имеют право на:
- развитие и поддержку своей профессиональной квалификации;
- свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, дидактических
пособий и материалов, педагогических методов диагностики развития воспитанников;
- аттестацию в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений.
- участие в управлении О У в порядке, определяемом Уставом;
- защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
6.6. Педагогические работники несут ответственность за:
- качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними основных
9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
функций и задач;
- систематизацию и обеспечение сохранности документации;
- полноту, достоверность и своевременность предоставляемой информации;
- конфиденциальность информации и документов в соответствии сустановленными
правилами;
- правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на
решение конкретных вопросов деятельности;
- соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка, правил
техники безопасности, трудовой дисциплины и др.
6.7.Воспитанники имеют право:
- на получение
бесплатного дошкольного образования в
соответствии
сфедеральными государственными образовательными
стандартами;
- на обучение по основной и адаптированной образовательной программе
дошкольного образования;
- охрану жизни и здоровья;
- защиту от всех форм физического и психического насилия;
- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в
соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития;
- развитие творческих особенностей и интересов, на получение оздоровительных
мероприятий.
6.8. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права и интересы детей;
- принимать участие в педагогических советах;
- участвовать в управлении ОУ в соответствии с Уставом;
- требовать предоставления воспитаннику присмотра, ухода, охраны и укрепления
его здоровья, воспитания и обучения на условиях, предусмотренных договором между ОУ
и родителями (законными представителями);
- также на льготы и компенсации родительской оплаты за присмотр и уход за
ребёнком в соответствии с действующим законодательством РФ;
-обращаться для разрешения конфликтных ситуаций в администрацию ОУ.
6.9. Обязанности родителей (законных представителей) закрепляются в договоре,
заключенном между ОУ и родителями (законными представителями).
6.10. Обязанности ОУ закрепляются в договоре, заключенном между ОУ и
родителями (законными представителями).
7.Сроки действия Положения
7.1. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом ОУ и
утверждается приказом директора. Срок данного Положения не ограничен. Данное
Положение действует до принятия нового.
7.2. В Положение могут быть внесены изменения и/или дополнения. Предложения о
внесении изменений и/или дополнений в Положение вносятся любой из сторон с
10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
обоснованием причин для их внесения. Далее предложения выносятся на обсуждение
педагогического совета. По решению Педагогического совета директор ОУ издает приказ
о внесении изменений и/или дополнений в Положение.
7.3. В части, не урегулированной настоящим Положением, применяются нормы
федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов.