Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО На Педагогическом совете МБОУ «Лесогорская СОШ» протокол от 31.08.2021г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.08.2021г. МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 №96/1-ОД ПОЛОЖЕНИЕ о группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Лесогорская СОШ») 2021 г. 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение разработано для отделений дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лесогорская средняя общеобразовательная школа», реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – ОУ), в составе которого имеется группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – группы для детей с ТНР) с учетом требований нормативно-правовых документов и организации коррекционнообразовательной деятельности в ОУ. 1.2.Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом развитии (далее - коррекционная работа) воспитанников группы для детей ТНР в ОУ. 1.3. Положение разработано в соответствии с: - Конвенцией о правах ребенка; - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (с изменениями); - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями), (далее-СП); - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. 124-ФЗ (с изменениями); - Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями); - Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019г. №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» (с изменениями); - Уставом МБОУ «Лесогорская СОШ». 1.4. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (далее – группа компенсирующей направленности) создается на основании приказа директора об открытии группы. 1.5.Группа компенсирующей направленности обеспечивает форму организации образовательного процесса, при котором дети с ТНР, обучаются по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, разработанной ОУ самостоятельно на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой (2019г.). 2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР 2.1.Целью деятельности группы компенсирующей направленности является создание оптимальных психолого-педагогических условий для коррекционной 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе через освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – АОП) для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). 2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР являются: ̶ овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования; ̶ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелыми речевыми нарушениями, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему миру, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие; ̶ обеспечение детям с нарушениями речи комфортных условий развития, воспитания и обучения, создание психолого-педагогической среды и речевой поддержки ребенка; ̶ формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое); ̶ обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей). 3. Направления деятельности группы для детей с ТНР 3.1. Коррекционное: – создание условий, направленных на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими ТНР, уровня развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: – отслеживание динамики речевых нарушений воспитанников группы, имеющих ТНР, их успешности в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. 3.3. Просветительское: – создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников ОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 4. Организация комплектования группы для детей с ТНР 4.1. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности происходит в соответствие с правилами «Приема заявлений, постановки на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования», с соблюдением количественных норм детей в группе и при условии наличия свободных мест. 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 4.2. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР выносится приказом директора на основании заключения ТПМПК, с обязательного согласия родителей (законных представителей). Для зачисления ребёнка в данную группу, предоставляются следующие документы: коллегиальное заключение ТПМПК с рекомендациями о посещении группы для детей с ТНР и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка; заявление родителей (законных представителей). 4.3. В группу для детей с ТНР зачисляются обучающиеся при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте (в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10), имеющие следующие нарушения в развитии речи: общее недоразвитие речи разных уровней (ОНРI, II, III уровня) ; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); задержку речевого развития (ЗРР); дефекты, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия, алалия). 4.4. На каждого ребенка, зачисленного в ОУ в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР заводится индивидуальная карта развития, содержание которой определяется Положением о психолого-педагогическом консилиуме ОУ 4.5. Группа для детей с ТНР комплектуется с учетом возраста детей: - старшая группа – детьми в возрасте от 5 до 6 лет; - подготовительная группа – детьми от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастной группы. 4.6. Предельная наполняемость группы для детей ТНР составляет не менее 10 человек. 4.7. В срок до 10 сентября приказом директора утверждается список, зачисленных детей, имеющих ТНР, в группу для детей с ТНР на текущий учебный год. 4.8. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 3-х лет. 4.9. В период пребывания в группе для детей с ТНР, в случае отсутствия положительной динамики коррекционной работы, воспитанник, имеющий ТНР, может быть направлен в ТПМПК для уточнения диагноза и определения его дальнейшего образовательного маршрута. 4.10. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка на основании решения территориальной ТПМПК, оформляется приказом директора ОУ. 4.11. Информация о проведении обследования детей в ТПМПК и (или) в группе, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается. 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 5. Организация и содержание работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5.1. Группа функционирует 5 дней в неделю в течение учебного календарного года. Время работы: с 7.30 до 17.30 с понедельника по пятницу; выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. 5.2.Группа обеспечивается специальным помещением, необходимым оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей, заключением ТПМПК 5. и требований СП. 5.3. Коррекционно-педагогическую помощь детям с тяжелыми нарушениями речи оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели группы, помощник воспитателя. 6. 5.4. Распорядок и режим дня для воспитанников группы устанавливается с учётом требований адаптированной образовательной программы для детей с ТНР и рекомендаций СП. 7. 5.5. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями АОП для детей с8.ТНР и учетом рекомендаций СП. 5.6. Организация образовательного процесса в группе регламентируется учебным 5. планом, расписанием занятий, перспективными планами, режимом дня. 5.7. Основными формами коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ТНР являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. 5.8. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий зависит 6. от тяжести речевых нарушений и состояния здоровья воспитанника. 5.9.Содержание коррекционной работы в группе для детей с ТНР: осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с тяжёлыми нарушениями речи ОУ, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой (2019г.); строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию речевых нарушений детей; определяется индивидуальными образовательным учебным планом (ИОУП) работы на каждого воспитанника по реализации АОП. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ТНР, их интеграцию в ОУ. 5.10. Коррекционная работа в группе для детей с ТНР проводится: – в процессе организации различных видов детской деятельности игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения; – в ходе режимных моментов. 5.11. Учитель -логопед, педагог-психолог проводят коррекционноразвивающие занятия в соответствии с графиком работы, циклограммой 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования деятельности с учетом рекомендаций ТПМПК, ИПР ребенка-инвалида, с учетом результатов комплексной диагностики (вводной, промежуточной) специалистов ППк . 5.12. Воспитатель группы выполняет задания учителя-логопеда и педагогапсихолога по закреплению отрабатываемых навыков во время коррекционного часа после дневного сна 5.13. Диагностика уровня развития детей в группе осуществляется специалистами ППк 3 раза в год (сентябрь, январь, май); специалистами территориальной психолого-медико-педагогической комиссией при необходимости (отсутствие динамики развития, не усвоение АОП и т.д.) 5.14.Сроки коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР, в группе могут составлять от 1 года до 3-х лет в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., рекомендациями ТПМПК, ППк и зависят от степени выраженности нарушений, динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей ребенка. 5.15. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности группы, знакомиться с материалами наблюдений, характером компенсирующих методов обучения, воспитания и оздоровления детей, содержанием АО. 6.Участники коррекционно-развивающей работы группы для детей с ТНР 6.1. Учитель-логопед: 6.1.1. Является ведущим специалистом в группе для детей с ТНР, который организует коррекционную работу, координирует воспитательную и образовательную работу. В составе рабочей группы специалистов разрабатывает АОП дошкольного образования для группы детей с ТНР. 6.1.2. Проводит первичное логопедическое обследование в начале учебного года (сентябрь), а также мониторинг речевого развития детей с ТНР в середине (январь) и в конце учебного года (май), документально фиксирует динамику речевых нарушений у воспитанников группы. 6.1.3. По результатам комплексного обследования в начале каждого учебного года (сентябре) составляет индивидуальный образовательный учебный план по реализации АОП, заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР в соответствии с речевым статусом ребёнка, с учетом заключения ТПМПК. 6.1.4. Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных и фронтальных (или подгрупповых) занятий в группе для детей с ТНР. 6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы логопедической помощи, корректирует содержание коррекционной работы. 6.1.6. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) ОУ : – по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы; – по вопросам освоения АОП для детей с ТНР. 6.1.7. Обеспечивает взаимодействие с семьями воспитанников ОУ по преодолению у детей ТНР. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей. 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 6.1.8. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, специалистами ТПМПК. 6.1.9. Контролирует выполнение воспитателями, музыкальным работником, инструктором по физической культуре рекомендаций по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы. 6.1.10. Взаимодействует с педагогом-психологом ОУ по вопросам коррекции психических процессов у воспитанников. 6.1.11. Перечень основной документации учителя-логопеда ДОУ: • Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; • АОП для детей с ТНР МБОУ; • заключения ТПМПК на каждого воспитанника группы; • речевые карты; • годовой перспективный план работы; • календарный план работы; • индивидуальные образовательные учебные планы на детей с ОВЗ, имеющих ТНР; • тетрадь взаимосвязи специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей группы; • индивидуальные тетради ребенка (по необходимости); • журнал протоколов логопедического обследования детей МБДОУ, имеющих ТНР; • должностная инструкция учителя-логопеда; • сетка занятий с детьми; • журнал учета посещаемости занятий воспитанниками; • журнал учета проводимой просветительно-консультативной работы с педагогами и родителями (законными представителями); • циклограмма рабочего времени. 6.2. Воспитатель группы для детей с ТНР: 6.2.1. Создает развивающую предметно-пространственную среду для преодоления речевых нарушений у воспитанников согласно рекомендациям учителя-логопеда. 6.2.2. Проводит педагогическую диагностику освоения АОП воспитанниками группы. 6.2.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; участвует под руководством учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; выполняет задания учителя-логопеда и педагога-психолога по закреплению отрабатываемых навыков во время коррекционного часа после дневного сна. 6.2.4. Коррекционные задачи воспитателя: • закреплять у детей речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда; • пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей в 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования процессе всех режимных моментов; • осуществлять систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей; • развивать у детей психические и познавательные процессы; • совершенствовать словесно-логическое мышление ребенка как одной из функций речи; • развивать у детей артикуляционную моторику и мелкую моторику рук. 6.2.5. Осуществляет контроль за правильным произношением, скорректированных учителем-логопедом звуков, на этапе автоматизации у воспитанников группы во всех видах детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня. 6.2.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы по вопросам реализации АОП. 6.2.7. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 6.2.8. Ведет следующую необходимую документацию: – календарные планы образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности ; – тетрадь выполнения коррекционных мероприятий (по заданию учителялогопеда), обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы (тетрадь взаимодействия); – индивидуальные карты развития на каждого воспитанника; 6.3. Музыкальный руководитель: 6.3.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР АОП в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», решая задачи музыкального воспитания. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников с учётом их возрастных и психофизиологических особенностей. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы. 6.3.2. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально-художественной деятельности. 6.3.3. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ОУ, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации задач музыкального образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. 6.3.4. Ведет необходимую документацию по планированию образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальнохудожественной деятельности воспитанников группы. 6.4. Инструктор по физической культуре: 6.4.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР образовательной области «Физическое развитие» АОП. 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 6.4.2. Совместно с воспитателем группы проводит образовательную деятельность с воспитанниками группы, осуществляемую в процессе организации образовательной деятельности по физической культуре с учётом их возрастных и психофизиологических особенностей. 6.4.3. Во время проведения организованной образовательной деятельности по физической культуре: – осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы; – регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы. 6.4.4. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы по вопросам реализации АОП в образовательной области «Физическое развитие». 6.4.5. Ведет необходимую документацию по планированию образовательной деятельности по овладению детьми группы физической культурой, элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. 6.5. Педагог-психолог: 6.5.1. Проводит первичное психологическое обследование детей в начале учебного года (сентябрь), осуществляет мониторинг психического развития детей с ТНР в середине года (январь) и в конце учебного года (май), документально фиксирует динамику психического развития у воспитанников группы. 6.5.2.Составляет индивидуальный образовательный учебный план коррекционной работы с воспитанниками, имеющим ТНР. 6.5.3.Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных или подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР. 6.5.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы психологической помощи, корректирует содержание коррекционной работы. 6.5.5. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы во время коррекционных занятий. 6.5.6. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками ОУ, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации АОП. 6.5.7. Осуществляет повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах психического развития детей. 6.6. Родители (законные представители): 6.6.1. Являются равноправными участниками коррекционного и образовательного процесса 6.6.2. Знакомятся с содержанием АОП и ИОУП. 6.6.3. Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка. 6.6.4. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. 6.6.5. Выполняют рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей группы по осуществлению коррекционных мероприятий вне ОУ и обеспечению непрерывности коррекционно-образовательного процесса. 6.7.В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, используется комплексный подход. 6.8. Одной из форм взаимодействия специалистов ОУ является психолого- 10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования педагогический консилиум (действующий на основании Положения о ППк ). 7. Руководство и контроль 7.1. Общее руководство группы компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляет директор ОУ 7.2. Директор ОУ: • обеспечивает условия, направленные на коррекцию и профилактику речевых отклонений обучающихся; • обеспечивает комплектование групп компенсирующей направленности для детей с ТНР, список обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с ТНР утверждается Приказом директора ОУ; • комплектует педагогический коллектив группы компенсирующей направленности для детей с ТНР педагогами, имеющими профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и (или) специальную курсовую переподготовку, курсы повышения квалификации (не менее 72 часов), дающую право работать с детьми с ТНР, первой или высшей квалификационной категории; • обеспечивает кабинет учителя-логопеда специальным оборудованием, учебными пособиями; • осуществляет контроль работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. 7.3.Старший воспитатель: • обеспечивает методическое сопровождение группы компенсирующей направленности для детей с ТНР; • оказывает консультативную помощь воспитателям и специалистам группы компенсирующей направленности для детей с ТНР; • осуществляет непосредственный контроль за коррекционнообразовательным процессом в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. 7.4. Недельная нагрузка учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР составляет 20 часов педагогической работы в неделю. 7.5. Недельная нагрузка воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР составляет 25 часов педагогической работы. 8.Сроки действия положения 8.1. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом ОУ и утверждается приказом директора . Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 8.2. В Положение могут быть внесены изменения и/или дополнения. Предложения о внесении изменений и/или дополнений в Положение вносятся любой из сторон с обоснованием причин для их внесения. Далее предложения выносятся на обсуждение педагогического совета. По решению Педагогического совета директор ОУ издает приказ о внесении изменений и/или дополнений в Положение. 8.3. В части, не урегулированной настоящим Положением, применяются нормы федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов.