Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
На Педагогическом совете
МБОУ «Лесогорская СОШ»
протокол от 31.08.2021г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 31.08.2021г.
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 №96/1-ОД
Положение
об оказании логопедической помощи
в отделениях дошкольного образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения « Лесогорская
средняя общеобразовательная школа»
( МБОУ «Лесогорская СОШ»)
2021
2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
Общие положения
1. 1.Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998г № 124-ФЗ (с изменениями);
- Распоряжением Минпросвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-75
«Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (с изменениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от
28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с
изменениями), (далее-СП);
-Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – ОУ) и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность отделений дошкольного
образования ОУ в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим
нарушения речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования (в том числе адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи
детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителялогопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение
помещения для логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями,
обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике
логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной
речевыми нарушениями.
1.5. Основными задачами по оказанию логопедической помощи являются:
•
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
•
организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
•
организация пропедевтической логопедической работы с детьми по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
•
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;
•
активизация познавательной деятельности воспитанников;
•
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.
3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается специалистами ОУ.
2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном отделении ведется
следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента
завершения оказания логопедической помощи:
•
Программы и/или планы логопедической работы.
•
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
•
Расписание занятий учителей-логопедов.
•
Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь.
•
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
•
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом ОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
исходя из:
количества воспитанников, имеющих заключение территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) с рекомендациями об
обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных
воспитанников;
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 1 и 2).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по
запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников,
педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих
нарушения речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ТПМПК, психологопедагогического консилиума (далее – ППк).
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по рекомендации
ТПМПК или по окончании детского сада.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной,
групповой/подгрупповой и (или) фронтальной формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ТПМПК, ППк.
4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ТПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных
с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники дошкольного
отделения, имеющие нарушения в развитии речи:
•
общее недоразвитие речи (ОНР);
•
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
•
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
•
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков
(НПОЗ);
•
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности
речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;
•
тяжелые нарушения речи.
2.14. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в
которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
2.15. В случае необходимости уточнения диагноза дети с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом
и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.16. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе.
Основной формой являются подгрупповые занятия. Предельная наполняемость групп
устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи ребенка,
но не более 12 человек.
2.17. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта.
2.18. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителемлогопедом и утвержденным руководителем ОУ.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных
актов ОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного
образования (в том числе адаптированные).
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
•
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ТПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного
образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с
учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
•
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
•
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
•
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.5. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
•
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендациями
об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
3.6. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для
исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать
возрасту воспитанников. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991
3.7. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является
финансовым документом.
3.8. Ответственность за посещение занятий воспитанниками несут учительлогопед, родители (законные представители), воспитатель, руководитель ОУ.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1.
Учителями-логопедами
назначаются
лица,
имеющие
высшее
дефектологическое образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем ОУ в порядке,
предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое
обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических
данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика
речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза
речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе
диагностических данных; составление перспективного плана коррекционнологопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на
повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности
родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической
коррекционной работы и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников,
имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские
собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия,
логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом;
6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагогапсихолога, педагогов и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы
риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и
совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и
компенсацию
нарушений
речевой
деятельности,
развитие
познавательной,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом,
лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
•
повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
•
обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов
и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
•
повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
•
совершенствование программно-методического оснащения коррекционнологопедической деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и
родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования;
изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств
коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического
материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной
деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
•
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников ОУ;
•
информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 3 часа в неделю. В часы
консультаций учитель-логопед:
•
проводит работу по уточнению установленного логопедического
заключения, более тщательно обследуя речь детей;
•
дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции
фонетического дефекта;
•
проводит консультации с родителями и воспитателями по определению
тяжести речевого дефекта;
•
оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:
7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
•
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности;
•
нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего
обучения;
•
ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом
ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом;
•
вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим
Положением;
•
способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
•
обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта;
•
строго соблюдать принципы педагогической этики;
•
выполнять распоряжения администрации ОУ;
•
выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
•
обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период
образовательной деятельности;
•
осуществлять систематическую связь с воспитателями детей, имеющих
речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого режима в
группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
•
на защиту профессиональной чести и достоинства;
•
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных
условий ОУ;
•
формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми.
Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении
различных видов работ;
•
знакомиться с документаций ОУ;
•
повышать квалификацию;
•
аттестоваться
на
добровольной
основе
на
соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения
аттестации;
•
для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все
льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения,
установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется помещение (кабинет) в
дошкольном отделении, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (правильной
освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть
эстетически оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону
8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
руководителя ОУ.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
Приложение№1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лесогорская средняя общеобразовательная школа"
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Согласие родителей (законных представителей)
на психолого -педагогическое обследование и сопровождение воспитанника
«___» __________ 20___ г.
Директор МБОУ
«Лесогорская СОШ»
Е.А.Утешева
Родители (законные представители) воспитанника:
__________________________________________________
__________________________________________________
(указать Ф.И.О. и дату рождения ребёнка)
подпись
_________________________________________________________
_____________
(указать Ф.И.О. родителей (законных представителей)
характер родственных отношений ___________________________
М.П.
паспортные данные: серия ________ № ______________________
выдан (кем, когда) ________________________________________
_________________________________________________________
______________________________________________
подпись _____________________________________
Информирует
Выражают согласие на психолого -педагогическое обследование
родителей (законных и сопровождение воспитанника в соответствии с показаниями в
представителей)
рамках профессиональной компетенции и этики специалистов
воспитанника
об ППк.
условиях
его
психолого-медико(в случае несогласия данный документ не подписывается)
педагогического
обследования
и
сопровождения
специалистами ППк.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.06г. № 152-ФЗ «О персональных
данных» даю свое согласие на обработку, использование, передачу муниципальному
бюджетному
общеобразовательному
учреждению
"Лесогорская
средняя
общеобразовательная школа" в установленном порядке третьим лицам (органам
законодательной и исполнительной власти, государственным учреждениям), всех моих
персональных данных и персональных данных членов моей семьи, необходимых для
оказания данной услуги.
«____» _______ 20 _____ г.
(дата)
________________ /_______________________/
(подпись)
(расшифровка подписи)
10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования
Приложение №2
Заявление родителя (законного представителя) воспитанника
на проведение логопедических занятий с ребенком
Директору МБОУ «Лесогорская
СОШ»
Е.А.Утешевой
от____________________________
______________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
ЗАЯВЛЕНИЕ.
Я,
_____________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
____________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем)
_____________________________________________
(нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, группа, которую посещает ребенок, )
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
"__" ____________ 202__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)