Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО На Педагогическом совете МБОУ «Лесогорская СОШ» протокол от 31.08.2021г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.08.2021г. МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 №96/1-ОД Положение об оказании логопедической помощи в отделениях дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Лесогорская средняя общеобразовательная школа» ( МБОУ «Лесогорская СОШ») 2021 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования Общие положения 1. 1.Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г № 124-ФЗ (с изменениями); - Распоряжением Минпросвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (с изменениями); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями), (далее-СП); -Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – ОУ) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность отделений дошкольного образования ОУ в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных). 1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителялогопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий. 1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями. 1.5. Основными задачами по оказанию логопедической помощи являются: • организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; • организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи; • организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; • консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками; • активизация познавательной деятельности воспитанников; • совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка. 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 2. Порядок оказания логопедической помощи 2.1. Логопедическая помощь оказывается специалистами ОУ. 2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном отделении ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи: • Программы и/или планы логопедической работы. • Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). • Расписание занятий учителей-логопедов. • Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих логопедическую помощь. • Журнал учета посещаемости логопедических занятий. • Отчетная документация по результатам логопедической работы. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом ОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: количества воспитанников, имеющих заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных воспитанников; 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 1 и 2). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка. 2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ТПМПК, психологопедагогического консилиума (далее – ППк). 2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. 2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по рекомендации ТПМПК или по окончании детского сада. 2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной, групповой/подгрупповой и (или) фронтальной формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ТПМПК, ППк. 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ТПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям. 2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники дошкольного отделения, имеющие нарушения в развитии речи: • общее недоразвитие речи (ОНР); • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); • фонематическое недоразвитие речи (ФНР); • фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ); • дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием; • тяжелые нарушения речи. 2.14. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы. 2.15. В случае необходимости уточнения диагноза дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию. 2.16. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе. Основной формой являются подгрупповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи ребенка, но не более 12 человек. 2.17. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта. 2.18. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителемлогопедом и утвержденным руководителем ОУ. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов ОУ. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные). 3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: • для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ТПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий); 3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: • для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин; • для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин; • для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин. 3.5. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий: • для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек; 3.6. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991 3.7. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом. 3.8. Ответственность за посещение занятий воспитанниками несут учительлогопед, родители (законные представители), воспитатель, руководитель ОУ. 4. Направления деятельности учителя-логопеда 4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «Логопедия». 4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем ОУ в порядке, предусмотренном законодательством. 4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям: 4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционнологопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий. 4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагогапсихолога, педагогов и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска. 4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. 4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на: • повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда; • обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников; • повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности; • совершенствование программно-методического оснащения коррекционнологопедической деятельности. Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. 4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. 4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991 4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию: • индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников ОУ; • информационных стендов. 4.7. На консультативную работу используются 3 часа в неделю. В часы консультаций учитель-логопед: • проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; • дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического дефекта; • проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести речевого дефекта; • оформляет необходимую документацию. 5. Права и обязанности учителя-логопеда 5.1. Учитель-логопед обязан: 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования • рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности; • нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения; • ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом; • вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим Положением; • способствовать формированию общей культуры личности, социализации; • обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; • строго соблюдать принципы педагогической этики; • выполнять распоряжения администрации ОУ; • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; • обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности; • осуществлять систематическую связь с воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого режима в группе. 5.2. Учитель-логопед имеет право: • на защиту профессиональной чести и достоинства; • определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий ОУ; • формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ; • знакомиться с документаций ОУ; • повышать квалификацию; • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации; • для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения. 6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий 6.1. Для логопедического помещения выделяется помещение (кабинет) в дошкольном отделении, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен. 6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. 6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. 6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. 6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом руководителя ОУ. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения. 7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования Приложение№1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лесогорская средняя общеобразовательная школа" (МБОУ «Лесогорская СОШ») Согласие родителей (законных представителей) на психолого -педагогическое обследование и сопровождение воспитанника «___» __________ 20___ г. Директор МБОУ «Лесогорская СОШ» Е.А.Утешева Родители (законные представители) воспитанника: __________________________________________________ __________________________________________________ (указать Ф.И.О. и дату рождения ребёнка) подпись _________________________________________________________ _____________ (указать Ф.И.О. родителей (законных представителей) характер родственных отношений ___________________________ М.П. паспортные данные: серия ________ № ______________________ выдан (кем, когда) ________________________________________ _________________________________________________________ ______________________________________________ подпись _____________________________________ Информирует Выражают согласие на психолого -педагогическое обследование родителей (законных и сопровождение воспитанника в соответствии с показаниями в представителей) рамках профессиональной компетенции и этики специалистов воспитанника об ППк. условиях его психолого-медико(в случае несогласия данный документ не подписывается) педагогического обследования и сопровождения специалистами ППк. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.06г. № 152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие на обработку, использование, передачу муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Лесогорская средняя общеобразовательная школа" в установленном порядке третьим лицам (органам законодательной и исполнительной власти, государственным учреждениям), всех моих персональных данных и персональных данных членов моей семьи, необходимых для оказания данной услуги. «____» _______ 20 _____ г. (дата) ________________ /_______________________/ (подпись) (расшифровка подписи) 10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования Приложение №2 Заявление родителя (законного представителя) воспитанника на проведение логопедических занятий с ребенком Директору МБОУ «Лесогорская СОШ» Е.А.Утешевой от____________________________ ______________________________ ФИО родителя (законного представителя) ЗАЯВЛЕНИЕ. Я, _____________________________________________________________________________, ФИО родителя (законного представителя) воспитанника ____________________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) _____________________________________________ (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (ФИО, дата рождения, группа, которую посещает ребенок, ) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии "__" ____________ 202__ г. /_____________/__________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)