Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение об оказании логопедической помощи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
На Педагогическом совете
МБОУ «Лесогорская СОШ»
протокол от 31.08.2021г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 31.08.2021г.
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 №96/1-ОД

Положение
об оказании логопедической помощи
в отделениях дошкольного образования муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения « Лесогорская
средняя общеобразовательная школа»
( МБОУ «Лесогорская СОШ»)

2021

2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

Общие положения
1. 1.Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998г № 124-ФЗ (с изменениями);
- Распоряжением Минпросвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-75
«Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (с изменениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от
28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с
изменениями), (далее-СП);
-Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту – ОУ) и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность отделений дошкольного
образования ОУ в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим
нарушения речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования (в том числе адаптированных).
1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи
детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителялогопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение
помещения для логопедических занятий.
1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями,
обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике
логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной
речевыми нарушениями.
1.5. Основными задачами по оказанию логопедической помощи являются:
•
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
•
организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными
нарушениями речи;
•
организация пропедевтической логопедической работы с детьми по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
•
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;
•
активизация познавательной деятельности воспитанников;
•
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с
возможностями, потребностями и интересами ребенка.

3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается специалистами ОУ.
2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном отделении ведется
следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента
завершения оказания логопедической помощи:
•
Программы и/или планы логопедической работы.
•
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
•
Расписание занятий учителей-логопедов.
•
Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников,
получающих логопедическую помощь.
•
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
•
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом ОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи,
исходя из:

количества воспитанников, имеющих заключение территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) с рекомендациями об
обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных
воспитанников;
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 1 и 2).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по
запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников,
педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих
нарушения речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус ребенка.
2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ТПМПК, психологопедагогического консилиума (далее – ППк).
2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по рекомендации
ТПМПК или по окончании детского сада.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной,
групповой/подгрупповой и (или) фронтальной формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом
(учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ТПМПК, ППк.

4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ТПМПК, ППк и
результатов логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных
с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники дошкольного
отделения, имеющие нарушения в развитии речи:
•
общее недоразвитие речи (ОНР);
•
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
•
фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
•
фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков
(НПОЗ);
•
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности
речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;
•
тяжелые нарушения речи.
2.14. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в
которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.
2.15. В случае необходимости уточнения диагноза дети с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом
и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.16. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в подгруппе.
Основной формой являются подгрупповые занятия. Предельная наполняемость групп
устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной речи ребенка,
но не более 12 человек.
2.17. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой
речевого дефекта.
2.18. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителемлогопедом и утвержденным руководителем ОУ.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных
актов ОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного
образования (в том числе адаптированные).
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
•
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух

5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных
занятий);

для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ТПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного
образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с
учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не
менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
•
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
•
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
•
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.5. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
•
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК с рекомендациями
об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
3.6. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для
исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать
возрасту воспитанников. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991
3.7. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий
фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является
финансовым документом.
3.8. Ответственность за посещение занятий воспитанниками несут учительлогопед, родители (законные представители), воспитатель, руководитель ОУ.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1.
Учителями-логопедами
назначаются
лица,
имеющие
высшее
дефектологическое образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем ОУ в порядке,
предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое
обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических
данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика
речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза
речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе
диагностических данных; составление перспективного плана коррекционнологопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на
повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности
родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической
коррекционной работы и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников,
имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские
собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия,
логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом;

6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагогапсихолога, педагогов и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы
риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и
совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и
компенсацию
нарушений
речевой
деятельности,
развитие
познавательной,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом,
лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
•
повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
•
обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов
и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
•
повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
•
совершенствование программно-методического оснащения коррекционнологопедической деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и
родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования;
изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств
коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического
материала.
4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная и иная.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной
деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей
(законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991
4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
•
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников ОУ;
•
информационных стендов.
4.7. На консультативную работу используются 3 часа в неделю. В часы
консультаций учитель-логопед:
•
проводит работу по уточнению установленного логопедического
заключения, более тщательно обследуя речь детей;
•
дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции
фонетического дефекта;
•
проводит консультации с родителями и воспитателями по определению
тяжести речевого дефекта;
•
оформляет необходимую документацию.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:

7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

•
рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности;
•
нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего
обучения;
•
ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом
ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом;
•
вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим
Положением;
•
способствовать формированию общей культуры личности, социализации;
•
обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта;
•
строго соблюдать принципы педагогической этики;
•
выполнять распоряжения администрации ОУ;
•
выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
•
обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период
образовательной деятельности;
•
осуществлять систематическую связь с воспитателями детей, имеющих
речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого режима в
группе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
•
на защиту профессиональной чести и достоинства;
•
определять приоритетные направления работы с учетом конкретных
условий ОУ;
•
формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми.
Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении
различных видов работ;
•
знакомиться с документаций ОУ;
•
повышать квалификацию;
•
аттестоваться
на
добровольной
основе
на
соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения
аттестации;
•
для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все
льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения,
установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.
6. Материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий
6.1. Для логопедического помещения выделяется помещение (кабинет) в
дошкольном отделении, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (правильной
освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть
эстетически оформлен.
6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону

8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
детей.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом
руководителя ОУ.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

Приложение№1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лесогорская средняя общеобразовательная школа"
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Согласие родителей (законных представителей)
на психолого -педагогическое обследование и сопровождение воспитанника
«___» __________ 20___ г.
Директор МБОУ
«Лесогорская СОШ»
Е.А.Утешева

Родители (законные представители) воспитанника:
__________________________________________________
__________________________________________________
(указать Ф.И.О. и дату рождения ребёнка)
подпись
_________________________________________________________
_____________
(указать Ф.И.О. родителей (законных представителей)
характер родственных отношений ___________________________
М.П.
паспортные данные: серия ________ № ______________________
выдан (кем, когда) ________________________________________
_________________________________________________________
______________________________________________
подпись _____________________________________
Информирует
Выражают согласие на психолого -педагогическое обследование
родителей (законных и сопровождение воспитанника в соответствии с показаниями в
представителей)
рамках профессиональной компетенции и этики специалистов
воспитанника
об ППк.
условиях
его
психолого-медико(в случае несогласия данный документ не подписывается)
педагогического
обследования
и
сопровождения
специалистами ППк.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.06г. № 152-ФЗ «О персональных
данных» даю свое согласие на обработку, использование, передачу муниципальному
бюджетному
общеобразовательному
учреждению
"Лесогорская
средняя
общеобразовательная школа" в установленном порядке третьим лицам (органам
законодательной и исполнительной власти, государственным учреждениям), всех моих
персональных данных и персональных данных членов моей семьи, необходимых для
оказания данной услуги.
«____» _______ 20 _____ г.
(дата)

________________ /_______________________/
(подпись)
(расшифровка подписи)

10
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

Приложение №2
Заявление родителя (законного представителя) воспитанника
на проведение логопедических занятий с ребенком

Директору МБОУ «Лесогорская
СОШ»
Е.А.Утешевой
от____________________________
______________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
ЗАЯВЛЕНИЕ.
Я,
_____________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
____________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем)
_____________________________________________
(нужное подчеркнуть)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, группа, которую посещает ребенок, )
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

"__" ____________ 202__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».