Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО На Педагогическом совете МБОУ «Лесогорская СОШ» протокол от 31.08.2021г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом от 31.08.2021г. МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 №96/1-ОД Положение о психолого-педагогической службе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» ( МБОУ «Лесогорская СОШ») 2021 год 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями), - ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г (с изменениями), - ПриказомМинистерства просвещения РФ от от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" ( с изменениями); - Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями); - Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог – психолог(психолог в сфере образования)» ( с изменениями); -Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, -Конвенцией ООН о правах ребенка, - Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядкаобеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" ( с изменениями); - Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ( с изменениями); - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями), (далее-СП); - Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду, - Уставом МБОУ «Лесогорская СОШ» (далее по тексту – ОУ). 1.2. Настоящее Положение определяет цель, задачи, направления деятельности и организационную структуру службы, устанавливает права и обязанности, порядок управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической службы и направлено на утверждение статуса данной службы в дошкольном отделении ОУ. 1.3. Под психолого-педагогической службой понимают организационную структуру, определяющую совместную деятельность педагога-психолога и специалистов 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования дошкольного отделения, ориентированную на психологическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности. 1.4. Правовой и организационно-методической основой формирования психологопедагогической службы в выступают: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017 года); Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Лесогорская СОШ», утверждённое приказом директора от 17.10.2019 года № 225/1 настоящее Положение. 1.5. Психолого-педагогическая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях. 1.6. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в отделениях дошкольного образования ОУ. 1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного взаимодействия». 1.8. Объектом психолого-педагогической службы является процесс воспитания в соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, предметом социально-психологические условия успешного воспитания и развития. 2. Цели и задачи психолого-педагогической службы 2.1. Цели: содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования дошкольников и подготовке педагогического коллектива ОУ к освоению психологопедагогических основ социализации ребенка; помощь администрации и педагогическому коллективу ОУ в создании социальной ситуации развития личностно-ориентированного и воспитательнообразовательного пространства, обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных представителей), педагогов и специалистов; содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; оказание поддержки педагогическим работникам и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 2.2. Основные задачи: психологический анализ социальной ситуации развития единого воспитательно-образовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения; обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития воспитанников ОУ, их познавательных интересов и продуктивной деятельности; содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей, формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии; помощь администрации и педагогическому коллективу ОУ в осуществлении взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом; психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников; обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов; 3. Структура психолого-педагогической службы 3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ОУ обеспечивается под непосредственным руководством директора ОУ и координируется нормативно-правовой и методической базой ОУ 3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её организацию в ОУ возлагается на руководителя. 3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителялогопеда, социального педагога определяется согласно штатных единиц ОУ на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации. 3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами ОУ, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология», «дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим диплом государственного образца. 3.5. В деятельности психолого-педагогической службы ОУ выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и специализированная. 3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом участникам образовательного учреждения: педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников. 3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителемлогопедом. 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 3.8. Психолого-педагогическая служба ОУ является составляющей службой здоровья, в состав которой входят: учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с нарушениями речи; медицинский персонал: медсестра поддерживает соматически ослабленных воспитанников. педагог-психолог; все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое сопровождение. Эта структура представляет собой психолого-педагогический консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников. 3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка педагога-психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов. 3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение. 3.11. По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также коррекция психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через индивидуальные и подгрупповые занятия. 3.12. По отношению к воспитанникам с ЗПР осуществляются развивающие и коррекционные занятия, психологическое сопровождение. 3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы. 3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики, формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательнообразовательной деятельности. 3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ОУ, программ, утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе валидных разработок (методик). 4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы 4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников через: психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров – тренингов, бесед); психопрофилактику; диагностическую работу; коррекционную (развивающую и сопровождающую работу); консультативную деятельность. 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогомпсихологом на: психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям дошкольного образовательного учреждения; индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и социально-психологических особенностей); групповое обследование (диагностика на формирование предпосылок к учебной деятельности, состояние эмоционально-психологического климата в группе); индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований; индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; групповые коррекционно-развивающие занятия; просветительская работа (просветительские мероприятия); экспертная работа (мероприятия). 4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на: организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов). 4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий осуществляется только с согласия родителей. 4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. 4.4. Взаимодействие с членами коллектива ОУ по вопросам развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения. 4.5. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей группы риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического климата в ОУ. 4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива. 4.8. Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы). 5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы 5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог, как и любой специалист психолого-педагогической службы ОУ, несут персональную ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций. 5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической службы в соответствии с формами установленного образца. 5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы ОУ несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции. 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования 5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психологопедагогической службы: рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей профессиональной компетенции; применяют современные научно обоснованные методы профилактической, диагностической, развивающей, и коррекционной работы; в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника, задач его полноценного психического и физического развития; выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации ОУ; взаимосвязаны с социальной службой; оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу ОУ в решении основных проблем воспитательно-образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем; содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии, педагогики, соблюдения прав детей; ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов; повышают свой профессиональный уровень. 5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право: на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями) и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.); самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления; на создание администрацией ОУ условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; отказываться от выполнения распоряжений администрации ОУ в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением; знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности; обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также по вопросам их социального положения и прочих; участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов ОУ, вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений; выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научнопопулярных газетах, журналах и пр.; это положение на странице http://ohranatryda.com/node/2211 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования обращаться, в случае необходимости, через руководителя ОУ с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам. 6. Поощрения 6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психолого-педагогической службы ОУ могут поощряться согласно положениям Трудового Кодекса Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу директора ОУ. 6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются: качество и своевременность проводимых обследований по направлениям деятельности; надежность принимаемых на их основе решений; эффективность психолого-педагогических воздействий на участников воспитательно-образовательных отношений; качество оформления заключений и рекомендаций; уровень трудовой дисциплины в ОУ. 6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение следующих показателей: увеличение контингента воспитанников, прошедших психологопедагогическое обследование и получивших квалифицированную помощь; рост числа выпускников с высоким уровнем формирования предпосылок к учебной деятельности; уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации; расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников, получивших необходимую консультационную помощь; сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом ОУ; своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе ОУ. 6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении осуществляются заместителем директором а по дошкольному образованию исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. 7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы 7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и отчетность: план работы педагога-психолога ; перспективный план работы с детьми на год, квартал; заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования; журнал консультаций педагога-психолога; журнал учета групповых форм работы; 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» отделение дошкольного образования план психолого-социальной помощи ребенку; карта психологического обследования ребенка; программа работы педагога-психолога с группой. программа коррекционно-развивающих занятий с учетом: - требований к авторским программам; журнал планирования и учета групповых занятий; журнал планирования и проведения индивидуальных занятий. групповые тетради для рекомендаций педагогам; графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных, позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы в целом. 7.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты: справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в психологической и педагогической помощи; 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ОУ, принимается на педагогическом совете, утверждается приказом директора ОУ. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.