Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение о психолого-педагогической службе (ОДО)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
На Педагогическом совете
МБОУ «Лесогорская СОШ»
протокол от 31.08.2021г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 31.08.2021г.
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 №96/1-ОД

Положение
о психолого-педагогической службе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
( МБОУ «Лесогорская СОШ»)

2021 год

2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями),
- ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России
№1155 от 17.10.2013г (с изменениями),
- ПриказомМинистерства просвещения РФ от от 31 июля 2020 г. № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования" ( с изменениями);
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями);
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
24 июля 2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог –
психолог(психолог в сфере образования)» ( с изменениями);
-Положением о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636
от 22.10.1999г,
-Конвенцией ООН о правах ребенка,
- Приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении
Порядкаобеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых
услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" ( с
изменениями);
- Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (
с изменениями);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от
28.09.2020 г. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(с изменениями), (далее-СП);
- Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления
образования, касающимися организации психологического сопровождения в детском саду,
- Уставом МБОУ «Лесогорская СОШ» (далее по тексту – ОУ).
1.2. Настоящее Положение определяет цель, задачи, направления деятельности и
организационную структуру службы, устанавливает права и обязанности, порядок
управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической службы и направлено
на утверждение статуса данной службы в дошкольном отделении ОУ.
1.3. Под психолого-педагогической службой понимают организационную
структуру, определяющую совместную деятельность педагога-психолога и специалистов

3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

дошкольного отделения, ориентированную на психологическое обеспечение
воспитательно-образовательной деятельности.
1.4. Правовой и организационно-методической основой формирования психологопедагогической службы в выступают:

Положение о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от
22.10.1999г. № 636;

Концепция развития психологической службы в системе образования в
Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря
2017 года);

Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «Лесогорская
СОШ», утверждённое приказом директора от 17.10.2019 года № 225/1

настоящее Положение.
1.5. Психолого-педагогическая служба руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями
Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам
образования и психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных
учреждениях.
1.6. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой
сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в отделениях
дошкольного образования ОУ.
1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности
педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога,
направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития в
ситуациях дошкольного взаимодействия».
1.8. Объектом психолого-педагогической службы является процесс воспитания в
соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, предметом социально-психологические условия успешного воспитания и развития.
2. Цели и задачи психолого-педагогической службы
2.1. Цели:

содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного
пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования
дошкольников и подготовке педагогического коллектива ОУ к освоению психологопедагогических основ социализации ребенка;

помощь администрации и педагогическому коллективу ОУ в создании
социальной ситуации развития личностно-ориентированного и воспитательнообразовательного пространства, обеспечивающего психологические условия для
раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового
взаимодействия всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных
представителей), педагогов и специалистов;

содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей
на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования
психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;

оказание поддержки педагогическим работникам и родителям (законным
представителям) в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов
взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе,

4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод
другой личности.
2.2. Основные задачи:

психологический анализ социальной ситуации развития единого
воспитательно-образовательного пространства, выявление основных проблем и
определение причин их возникновения, путей и средств их решения;

обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для
охраны здоровья, психического и личностного развития воспитанников ОУ, их
познавательных интересов и продуктивной деятельности;

содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию
детей, формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии;

помощь администрации и педагогическому коллективу ОУ в осуществлении
взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению
инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм
взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;

психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации
их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям дошкольников;

обеспечение необходимого уровня психологической компетентности
педагогов в решении педагогических задач, предоставление научно-методических
материалов и разработок в области психологии для практического использования в
деятельности педагогов и специалистов;
3. Структура психолого-педагогической службы
3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ОУ обеспечивается под
непосредственным руководством директора ОУ и координируется нормативно-правовой и
методической базой ОУ
3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её
организацию в ОУ возлагается на руководителя.
3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителялогопеда, социального педагога определяется согласно штатных единиц ОУ на основании
документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно
действующим нормативам в системе образования Российской Федерации.
3.4.
Деятельность
психолого-педагогической
службы
осуществляется
специалистами ОУ, окончившими высшее учебное заведение по специальности
«психология», «дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую
квалификацию, имеющим диплом государственного образца.
3.5. В деятельности психолого-педагогической службы ОУ выделяется три вида
помощи: первичная, квалифицированная и специализированная.
3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом
участникам
образовательного учреждения: педагогам, родителям (законным
представителям) воспитанников.
3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психологопедагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные
индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителемлогопедом.

5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

3.8. Психолого-педагогическая служба ОУ является составляющей службой
здоровья, в состав которой входят:

учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с
нарушениями речи;

медицинский персонал: медсестра поддерживает соматически ослабленных
воспитанников.

педагог-психолог;

все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное
психологическое сопровождение.
Эта структура представляет собой психолого-педагогический консилиум, который
помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный маршрут и
реализует его совместно с воспитателями и родителями (законными представителями)
воспитанников.
3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка
педагога-психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными
(основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки
соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов.
3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные
меры при переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение.
3.11. По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп
осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также коррекция
психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через индивидуальные и
подгрупповые занятия.
3.12. По отношению к воспитанникам с ЗПР осуществляются развивающие и
коррекционные занятия, психологическое сопровождение.
3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается
психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию
интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы.
3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики,
формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательнообразовательной деятельности.
3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог
осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ОУ, программ,
утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных
возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе
валидных разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы
4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным
сотрудничеством
с
администрацией,
педагогами,
родителями
(законными
представителями) воспитанников через:

психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров
– тренингов, бесед);

психопрофилактику;

диагностическую работу;

коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);

консультативную деятельность.

6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогомпсихологом на:

психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям
дошкольного образовательного учреждения;

индивидуальное
обследование
(познавательных,
эмоциональных,
личностных и социально-психологических особенностей);

групповое обследование (диагностика на формирование предпосылок к
учебной деятельности, состояние эмоционально-психологического климата в группе);

индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных
представителей) воспитанников по результатам индивидуальных и групповых
обследований;

индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

групповые коррекционно-развивающие занятия;

просветительская работа (просветительские мероприятия);

экспертная работа (мероприятия).
4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на:

организационно-методическую работу (подготовка соответствующих
материалов и анализа имеющихся результатов).
4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий
осуществляется только с согласия родителей.
4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных
представителей) воспитанников через консультации, участие в педагогических советах,
родительских собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения,
воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
4.4. Взаимодействие с членами коллектива ОУ по вопросам развития и
формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов
профессионального применения.
4.5. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей группы
риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного
психологического климата в ОУ.
4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки педагогического коллектива.
4.8. Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы).
5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог,
как и любой специалист психолого-педагогической службы ОУ, несут персональную
ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций.
5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за
сохранение протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической
службы в соответствии с формами установленного образца.
5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы ОУ несет
профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей
профессиональной компетенции.

7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психологопедагогической службы:

рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;

применяют современные научно обоснованные методы профилактической,
диагностической, развивающей, и коррекционной работы;

в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника, задач его
полноценного психического и физического развития;

выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации ОУ;

взаимосвязаны с социальной службой;

оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому
коллективу ОУ в решении основных проблем воспитательно-образовательной
деятельности, необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных
проблем;

содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей
(законных представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии,
педагогики, соблюдения прав детей;

ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных
представителей) воспитанников, педагогов;

повышают свой профессиональный уровень.
5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право:

на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями) и
соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих
для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии
и др.);

самостоятельно
формулировать
конкретные
задачи
работы
с
воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогическими
работниками, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности
проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления;

на создание администрацией ОУ условий, необходимых для успешного
выполнения профессиональных обязанностей;

отказываться от выполнения распоряжений администрации ОУ в тех случаях,
когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;

знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;

обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а
также по вопросам их социального положения и прочих;

участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов ОУ,

вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;

выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научнопопулярных газетах, журналах и пр.; это положение на странице http://ohranatryda.com/node/2211

8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

обращаться, в случае необходимости, через руководителя ОУ с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам предоставления помощи
воспитанникам.


6. Поощрения
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены
психолого-педагогической службы ОУ могут поощряться согласно положениям Трудового
Кодекса Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу директора
ОУ.
6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются:

качество и своевременность проводимых обследований по направлениям
деятельности;

надежность принимаемых на их основе решений;

эффективность психолого-педагогических воздействий на участников
воспитательно-образовательных отношений;

качество оформления заключений и рекомендаций;

уровень трудовой дисциплины в ОУ.
6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение
следующих показателей:

увеличение
контингента
воспитанников,
прошедших
психологопедагогическое обследование и получивших квалифицированную помощь;

рост числа выпускников с высоким уровнем формирования предпосылок к
учебной деятельности;

уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью
адаптации;

расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников,
получивших необходимую консультационную помощь;

сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с
персоналом ОУ;

своевременное изучение и оптимизация социально-психологического
климата в педагогическом коллективе ОУ.
6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются заместителем директором а по дошкольному образованию исходя из
фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный
результат.
7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы
7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и
отчетность:

план работы педагога-психолога ;

перспективный план работы с детьми на год, квартал;

заключение по результатам проведенного психодиагностического
исследования;

журнал консультаций педагога-психолога;

журнал учета групповых форм работы;

9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
отделение дошкольного образования

план психолого-социальной помощи ребенку;
карта психологического обследования ребенка;
программа работы педагога-психолога с группой.
программа коррекционно-развивающих занятий с учетом:
- требований к авторским программам;

журнал планирования и учета групповых занятий;

журнал планирования и проведения индивидуальных занятий.

групповые тетради для рекомендаций педагогам;

графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных,
позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы в целом.
7.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты:

справку с мониторингом развития психических процессов детей,
нуждавшихся в психологической и педагогической помощи;





8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ОУ,
принимается на педагогическом совете, утверждается приказом директора ОУ.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».