Приложение к ООП СОО
Утверждена приказом директора №105 -ОД от
31.08.2021 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
ГЕОГРАФИЯ
для 10 - 11 классов
Срок реализации 2 года
Учитель: Пейгалайнен Л.О.
гп. Лесогорский, 2021 год
1
Планируемые результаты освоения курса географии
В процессе обучения географии в 10-11 классах предусмотрено достижение учащимися следующих
личностных результатов:
1) Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите;
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) Осознание себя как активного и ответственного члена российского общества, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
4) Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
5) Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) Воспитание нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
8) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к образованию,
в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
9) Формирование осознанного подхода к выбору будущей профессии и возможностям реализации
собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
10) Формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
2
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8)
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Достижение предметных результатов - знаний, умений, компетентностей, характеризующих
качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне,
предусматривает:
1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении
важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных,
социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и
экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению её условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Содержание курса географии
10 класс
Введение (1 ч)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований.
3
Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая
номенклатура.
Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения
географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы
получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная
обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки
и представления пространственно-координированных географических данных Современная
политическая карта мира (5 ч)
Формирование политической карты мира. Современная политическая карта мира как итог нескольких
тысячелетий её формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв. Распад
СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.
Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства.
Делимитация и демаркация границ. Международные территории и территории с неопределённым
статусом. Формы правления государств — монархическая и республиканская. Формы
государственного устройства — унитарные и федеративные государства. Основные типы стран;
критерии их выделения.
Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация политических явлений и
процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация
Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской
страны.
Практическая работа
1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
География мировых природных ресурсов (5 ч)
Освоение человеком планеты Земля. Познание глубокой связи между человечеством и природой —
миссия географической науки. Эволюция природы до появления человека. Географическая оболочка
Земли — сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и
биосферы и среда жизни человека. Взаимоотношения людей с природой на разных этапах развития
цивилизации. Индустриализация и природопользование. Возрастание антропогенного давления на
Землю в ХХ—XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия. Учение о
ноосфере — В. И. Вернадский. Стремительное расширение границ ойкумены. Освоение пустынных и
полупустынных районов Африки, Азии, Австралии. Вовлечение в хозяйственный оборот арктических
и субарктических районов — приполярных территорий на Севере России, Канадском Севере, Аляске.
Освоение предгорных и горных районов мира. Освоение шельфовых акваторий Мирового океана.
Естественный, антропогенный, культурный ландшафты.
Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь природных и
экономических ресурсов. Человек как связующее звено между природными и экономическими
ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов,
ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Обеспеченность стран
стратегическими ресурсами — нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др. Природноресурсный потенциал России. Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества
пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их
использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; масштабы
обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура.
Другие виды природных ресурсов. Истощение природных ресурсов. Ресурсосберегающая,
малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья. Возможности России
в развитии прогрессивных технологий.
Практическая работа
3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
География населения мира (6 ч)
Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли — от медленного до ускоренного.
Суть и причины «демографического взрыва» в ХХ в. Численность и размещение населения в разных
регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая ситуация
4
в России. Демографическая политика.
Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый, этнический, религиозный,
языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и регионов. Особенности уровня и
качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс развития человеческого
потенциала (ИЧРП).
Миграции. Миграции населения — внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в
мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т. д.). Понятие
мультикультурализма.
Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов. Расселение населения.
Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и
регионов мира. Судьба мегалополисов.
География религий. Взаимосвязь культур и религий.
Территориальное распространение
христианства, ислама, буддизма, крупных национальных религий.
Современные цивилизации. Географические рубежи современных цивилизаций. Цивилизации Запада
и цивилизации Востока. Культурные районы мира. Глобализация и судьбы локальных культур. Вклад
России в мировую культуру.
Практическая работа
4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
НТР и мировое хозяйство (5 ч)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное
географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Факторы размещения производительных сил.
География отраслей мирового хозяйства (9 ч)
Мировая экономика. Отраслевая и территориальная структура мировой экономики. Динамика и
тенденции её развития в начале XXI в. Четыре сектора мировой экономики.
Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые, индустриальные,
постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства — центры экономической
мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высокоразвитые страны Западной Европы; страны
переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешне ориентированного развития.
География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское
хозяйство. Транспорт. Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная деятельность.
Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и
регионов мира. Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные союзы в экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые
фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические, научнотехнические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Международная торговля — основные направления и структура.
Главные центры мировой торговли.
Глобализация мировой экономики. Место России в глобальной экономике.
Практическая работа
5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Глобальные проблемы человечества (2+1 ч)
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные,
зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах
современности — естественнонаучных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.
Приоритетные
глобальные
проблемы.
Энергетическая,
сырьевая,
продовольственная,
демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота,
региональные проявления глобальных проблем.
Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные
звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем.
5
Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных
глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся
экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в
исследовании глобальных проблем человечества
11 класс
Регионы и страны мира
Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального
деления мира. Культурно- исторические регионы мира, их основные характеристики.
Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и
регионов, играющих видную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики.
Общая характеристика Зарубежной Европы (5 ч)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны
Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира.
Практическая работа
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой
семерки».
Общая характеристика Зарубежной Азии. (5 ч)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия.
Австралийский Союз.
Практическая работа
2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского
Союза, объяснение полученного результата.
Общая характеристика Африки (4 ч)
Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона.
Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Австралия и Океания (1 ч.)
Общая характеристика Австралийского Союза и Океании.
Северная Америка (5 ч)
Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Практическая работа
4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников
загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
5. Составление характеристики Канады.
Латинская Америка (4 ч)
Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки.
Бразилия.
Россия в современном мире (6 ч)
Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России.
ПРП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. Место
России в мировом хозяйстве.
Глобальные проблемы человечества (4 ч)
Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные,
зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах
современности — естественнонаучных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.
Приоритетные
глобальные
проблемы.
Энергетическая,
сырьевая,
продовольственная,
демографическая, экологическая проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота,
региональные проявления глобальных проблем.
Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные
6
звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем.
Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных
глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся
экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в
исследовании глобальных проблем человечества
№
1
2
3
4
Тематический план 10 класс
Количество
Наименование темы
часов
Введение. Современная политическая карта
5
мира
География мировых природных ресурсов
6
География население мира
6
НТР и мировое хозяйство
5
Из них
теории
практики
3
2
3
3
2
3
3
3
6
5
География отраслей мирового хозяйства
9
3
6
Глобальные проблемы человечества
2
2
1
1
34
17
7
№
1
Итоговое контрольное обобщение за курс 10
класса
Итого:
Тематический план 11 класс
Количество
Наименование темы
часов
Общая характеристика Зарубежной Европы
5
17
Из них
теории
практики
2
3
2
5
3
2
Общая характеристика Зарубежной Азии
3
Общая характеристика Африки
4
3
1
4
1
1
Австралия и Океания
5
Северная Америка
5
4
1
6
Латинская Америка
4
3
1
7
Россия в современном мире
5
3
2
8
Глобальные проблемы человечества
4
1
3
Итого:
34
16
18
Примерная тематика творческих работ и проектов
I. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
2.Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная
проблема человечества.
3.Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
4.Загрязнение окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
5.Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
б.Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
9. География внешних миграций мира в XX веке.
10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
7
II. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
12.
География крупных мегаполисов мира.
13.Экономическая интеграция в Европе.
14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы
размещения, экологические проблемы.
15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы
размещения, экологические проблемы.
16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
17. Транспортная система мира. Ее значение в формировании мирового хозяйства.
18. нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
19. Международные программы по охране природных ресурсов.
20.Особенности урбанизации в различных странах мира.
21. География христианства в современном мире.
22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
23. Микрогосударства Европы.
24.Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
25. Динамика численности населения в XX веке, региональные отличия.
26. особенности современного международного разделения труда.
27.Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки,
Латинской Америки.
31. Современный экономический кризис и экономика
8
Система оценивания:
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное
понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные
положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно
и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе
ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений
при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из
наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию
учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее
знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на
основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные
знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи
и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
9
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются
сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических
явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал
недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или
допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов,
при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных
примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста
учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две
грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области
географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
10
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже
при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа,
самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
11
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если
учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения
практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на
правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике
отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного
теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения
работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы
затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали
знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами
атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
12
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой
работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся
с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие
необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных
учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике
географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов
на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в
формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт
атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим
их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки,
речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а
также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это
поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте
нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным
заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может
быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические
материалы, текст учебника), выделите главное.
13
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в
легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по
параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров
других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
14