Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

СОО РП Литература 10-11 класс

Приложение к ООП СОО Утверждена
приказом директора №105 -ОД от
31.08.2021 г.

Рабочая программа
по литературе
для 10-11классов
Срок реализации 2 года

Учитель: Ртищева В.Г.

Лесогорский, 2021 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль

своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученных произведений
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление

заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к

одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием

образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой

изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Выпускник должен уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,
особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных
произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные
темы.
В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен
уметь:
• соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить
сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста,
используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

• создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы,
давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
•
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной
русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Выпускник должен знать:
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ:
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Содержание и форма.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные
факты жизни и творчества выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть,
рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма,
ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития
действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой.
Система образов.
- Деталь. Символ.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (10 класс)
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы
русской литературы XIX века (свобода,духовно-нравственные искания человека, обращение к
народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века.
«Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение
декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых
настроении. Литература первой половины XIX века Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и
профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века.
Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация
общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические
и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой,
Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма
и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет,
Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов,
Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение
народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой
драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Александр Сергеевич Пушкин.
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа
пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены
непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания
Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из
Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др.
Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического
представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в
неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и
романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в
лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения:
чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и
прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как
заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире.
Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на
дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»),
«Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив
одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и
взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики.
Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть
о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас
Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях
(«Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и
сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический об-раз бездушного и обманного
города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века.
Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры.
Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная
критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов.
Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере
Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои
романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.
Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов»
Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как
слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное.
Литературная критика.
Александр Николаевич Островский.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова,
Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и
косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью
людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе.
Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова.
Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.

Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы:
тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.
Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном
царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии,
драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев.
Жизнь и творчество (Обзор.) \
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви,
природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа.
Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое
одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как
пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической
панораме...Социально-бытовое и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев.
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер
тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с
«божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов
природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная
сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок»
классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской
поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или
эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля
грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...»,
«Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...»,
«Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как
убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской
поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет
. Жизнь и творчество. (Обзор.)Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета —
практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер
реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать
«мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и
музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма
человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны
душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря
прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон
сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой.
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и
образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и
романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш
батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературнохудожественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции
реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в
городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний
страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения
лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинцанародолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их
содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и
пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы
крестьян и «народных заступников».
Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме.
Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без
счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой
бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен
незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы
(развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирикогротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в
русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору).
Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью
народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как
выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в
трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя —
просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского
взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие

жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира»,
вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве
общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания
Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоциональноинтуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственнопсихологической облик
Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические
искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа
Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их
противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как
способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических
взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на
русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог
(развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовноавантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения.
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль
снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиознонравственных и
социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной
несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы
их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и
диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман
идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и
народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное
начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность
обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы
повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов.
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка,
юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа
комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.
Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности,
«футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы
по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой»,
«Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и
будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и
комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность,
«бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для
русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые
финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и
стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.
Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм.
Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами.
Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и
мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен-ства и права
женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как
«драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности,
раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к
смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм
стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (11 класс)
Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и
глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в
русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература;
литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и
общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные

темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема
исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического
идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы.
Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема
искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих
направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных
стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». Тонкий лиризм пейзажной
поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений.
Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в
лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»,
«Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив
увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского
уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе
«Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов.
Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А.
Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление
представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести
«Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее
обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе
«Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры
Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в
повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И.
Куприна.
Теория литературы.
Сюжет и фабула эпического произведения (углубление
представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького.
Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах
Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа
«Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного
разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения,
иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое
столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека
(Сатин). Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные
представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт,
Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки
русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны».
Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской
поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной
поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики.
Музыкальность стиха. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени.», «Безглагольность», «Я
в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце...» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес
к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения «Раздумья», «Русь», «Родине». Тема
родины. Боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия
нового Мессии.
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева,
С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны»,
«Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя
и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира.
Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования.
Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на
русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного,
«самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь
Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.
Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский
футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском»,
«Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как
сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы:
тропы,
синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река
раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского,
философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».
Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и
символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта.
Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и
революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками.
Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях
произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в

поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на
русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская
позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».
Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская
книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному
богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских
поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейнонравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы
теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты
моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул
родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его
творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской
поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.
Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым
людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные
образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного
уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого
бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы
(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия).
Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт»,
«Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения
(А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М.
Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И.
Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками
старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год»
Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину
революции; Тэффи «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»,
«Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину»,
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и
футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая
масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы,
гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики

стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэтановатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление
понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века
(Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его
призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А.
Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М.
Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы
А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов.
А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм.
Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.
Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции
романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического
(библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и
фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере
отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство
в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского
героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства
детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская
многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с
традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков- Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские
неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжаларуки под темной вуалью...», «Мне ни к чему
одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто,
мудро жить...», «Приморский сонет».
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное
и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного
творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха.
Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская
поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой
Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы
в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание
«Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление

понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть
грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «ЗИепдит», «Мы живем, под
собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама.
Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательноживописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика
цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в
конце XX - начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы
рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в
руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка
ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса
Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта,
значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики.
Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция,
Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и
прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей
газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.
Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм
литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса.
Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в
романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.
Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в
эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер
психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции
Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа.
Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в
русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и
художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном
творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну.
Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук,
надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А.
Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм.
Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О.
Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое
сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями
лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и
эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам,
близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки,
рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и

др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств,
убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка
Е. Шварца «Дракон»
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии
второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов
(Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В.
Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А.
Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтовшестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В.
Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е.
Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др.
Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира
человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В.
Шукшина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова
(«Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А.
Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др. Литература Русского
зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В.
Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны
(содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная
ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б.
Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения:
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Язнаю, никакой моей вины...»,
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти
Гагарина».
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем
Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных
ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность
исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность
поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне
хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина
раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом
бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернакпереводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и
публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и
поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ
главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго»
и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической
литературы в творчестве Пастернака,

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.
Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной
жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как
литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова.
Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем,
поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном
еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию
зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламовапрозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы
(развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие
представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В
горнице»
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа,
духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости
и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и
судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова. Виктор Петрович Астафьев.
Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь- рыба».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний
срок».
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть
Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность
сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературнопоэтических и
автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток
непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную
форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты
течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о
войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат
как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.
Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы.
Литературная песня. Романс.
Бардовская песня (развитие
представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова.
Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема
нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия
повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как
жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной
конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как
художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл
финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)
Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и

скарб и одежду...», «Птиц выпускаю».
Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных
ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости, предков, запечатленных в
песнях и сказаниях. Беспамятство - самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для
всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие
представлений).
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин,
Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю.
Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский,
О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская
фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд
как созидательная и очищающая сила.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».
Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной.
Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира,
Дж. Донна и др.).
Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит
солнце», «Прощай, оружие!»
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя
- старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести
(«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища. (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее
яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе.
Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности:
солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля
писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ
10 класс
№
Тема

1

Литература XX века
Введение. Русская литература 19 века в
контексте
Основные

мировой
темы

Кол-во

В том числе

часов

Развитие

Контрольные

речи

работы, тесты

Классное

тест

2

культуры.
и

проблемы

литературы 19 века.
2

Литература 1 половины 19 века.
А.С.Пушкин

29
11

сочинение-2 ч
3

М.Ю.Лермонтов

9

Классное

тест

сочинение-2ч
4

Н.В.Гоголь

9

Классное
Сочинение-2 ч

5

Литература 2 половины 19 века.
Гончаров

68
4

тест

Дом.
сочинение

6

А..Н . Островский

6

Дом.

тест

сочинение
7

И.С.Тургенев

7

Дом.

тест

сочинение

8

Тютчев

4

тест

9

А .А. Фет

2

10

А.К. Толстой

1

11

Н. А. Некрасов

8

Классное

тест

сочинение-1 ч
12
13

М. Е. Салтыков- Щедрин
Л. Н. Толстой

3
14

Классное

тест

Сочинение2 ч
14

Ф. М. Достоевский

7

Классное

тест

Сочинение-1ч
15

Н.С. Лесков

3

16

А. П. Чехов

9

Дом.
сочинение

тест
тест
11

17

Зачётная работа

1

18

Зарубежная литература
Всего уроков

2
102

14

Кол-во

В том числе

11 класс
№
Тема

часов

1

2
3

Литература XX века
Введение. Литература начала XX века

1

Писатели-реалисты начала XX века

14

И.А.Бунин
А.И.Куприн

5
3

Развитие речи

Контрольные
работы, тесты

1
Дом.
сочинение по
тв-ву Бунина,

4

М.Горький

6

Куприна
1
Классное

1 тест

сочинение
5

19
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век как своеобразный 1
«русский
течения

ренессанс».
поэзии

Литературные

русского

модернизма:

символизм, акмеизм, футуризм. Поэты,
творившие

вне

литературных

течений:

И.Ф.Анненский, М.И.Цветаева
6

Символизм. Брюсов. Бальмонт. Белый

2

7
8

Акмеизм. Гумилёв
Футуризм. Северянин

4
1

тест

1
Дом.
сочинение
по поэзии
Серебряного

9

А. А. Блок

5

10

С. А. Есенин. Клюев.

6

11

8
Литература 20-х годов XX века
Обзор русской литературы 20-х годов XX 4

века

века
12

В. В. Маяковский

4

1
Классное
сочинение по
тв-ву

Блока,

Есенина,
Маяковского
13

25
Литература 30-х годов XX века
Обзор русской литературы 30-х годов XX 1
века

15

М. А. Булгаков

5+1

1
Дом.
сочинение

16

А.П. Платонов

2

1 тест

17

А. А. Ахматова

4

1
Классное

18

О. Э. Мандельштам

2

19
20

М. И. Цветаева
М. А. Шолохов

2
8

сочинение

1
Домашнее
сочинение

Литература
21

периода

Великой

Отечественной войны
Обзор литературы периода Великой

1

Отечественной войны

22

Литература второй половины XX века.
Обзор литературы второй половины XX 2
века. Поэзия 60-х годов

23

Новое

осмысление

военной

темы

в1

литературе 50-90-х годов
24
25

А. Т. Твардовский
Б. Л. Пастернак

2
4

1
Анализ
стихотворения

26

А. И. Солженицын

2

27

В. Т. Шаламов

1

28

Н. М. Рубцов

1

29

В. П. Астафьев

2

30

В. Г. Распутин

2

31

И. А. Бродский

1

32

Б. Ш. Окуджава

1

33
34

Ю. В. Трифонов
А. В. Вампилов

1
1

Из литературы народов России
35

М. Карим

1

Литература конца XX- начала XXI века
36

Основные

направления

и тенденции

2

1 тест

развития современной литературы
Из зарубежной литературы
37
38

Б.Шоу
Т. С. Элиот

1
1

39

Э. М. Хемингуэй

1

40

Э. М. Ремарк

1

41

Проблемы и уроки литературы XX века

1

42

Консультации по подготовке к экзамену
Всего уроков

2
102

8

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».