Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

СОО РП Обществознание 10-11 класс

Муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)

Приложение к ООП СОО
Утверждена приказом директора
№105-ОД от 31.08.2021 г.

Рабочая программа предмета
по курсу «Обществознание»
для 10-11 классов
Срок реализации 2 года

Учитель: Тимус О.В.

Лесогорский, 2021 год

Планируемые результаты освоения содержания курса
«Обществознание» в 10-11классе.
Личностные результаты:
осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного
образования в современном обществе, готовность и способность овладеть
новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;
• мотивированность к эффективному социальному труду и постоянному
профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при
предстоящем выборе сферы деятельности;
• ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и
требования права, ограждающие идеалы общественного блага, укрепления
государственности и патриотизма, гражданского мира.
Метапредметные результаты изучения обществознания в старшей школе
проявляются в:
• умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и
самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные
способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные
возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между
усилиями и достигнутыми результатом.
• в умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных
социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком
определённой социальной роли. (избирателя, потребителя, пользователя,
жителя определённой местности, члена общественного объединения);
• способности анализировать с опорой на полученные знания об
общественных отношениях конкретные жизненные ситуации выбирать и
реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
• ключевых навыках работы с информацией, её поиска анализа и обработки,
коммуникации и сотрудничества;
• готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к
использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное
значение для профессионального образования определённого профиля;
• ключевых компетентностях сформированных в курсе и имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые
способы решения учебных задач, исследовательские, коммуникативные и
информационные умения, умение работать с разными источниками
социальной информации).
Предметными результатами освоения на базовом уровне выпускниками
•

полной средней школы содержания программы по обществознанию являются:
•

•

•

понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и
взаимосвязи основных сфер и институтов, осознание основных проблем,
тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
владение основными общественными понятиями и терминами как
познавательными средствами осмысления окружающей социальной
действительности;
опыт использования получаемых знаний и умений для принятия
обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально
складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением
типичных социальных ролей(гражданин, член семьи, работник,

I.

собственник, потребитель);
• умение извлекать социальную информацию из различных
неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со
знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все
имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;
• социальная самоидентификация личности обучающегося как
гражданина России, наследника традиций и достижений своего
народа, современника и в ближайшем будущем активного участника
процессов модернизации различных сторон общественной жизни;
• мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин,
развитие интереса к их проблематике;
• умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и
эстетических ценностей: различать факты, суждения и оценки, их
связь с определённой системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию;
• уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений,
осознание глобальных проблем современности, своей роли в их
решении.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
«Обществознание».

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
• неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
• российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором

•

национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав
и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие
гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
•

•

•

•

•

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
• физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;

•

•
•
•
•
•

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Обществознание»

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном
обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
• выявлять, анализировать,
систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
• приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
• формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
•

Экономика
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия
законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
различать экономические и бухгалтерские издержки;
приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в
области занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
характеризовать основные принципы
национальной политики России на
современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение
веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать
выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

•

оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в
политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества,
раскрывать ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном
обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений

•
•
•
•
•

•

•
•
•
•
•
•

Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями
гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения
конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

•
•
•
•
•

находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту
прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений

•
•
•
•
•
•
•
•

Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в
понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать
ее.
Общество как сложная динамическая система

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер
жизни общества и общественным развитием в целом;
• выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
• систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной
картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять
ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
•

Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
• оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
• раскрывать фазы экономического цикла;
• высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
• извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
• анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
• выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
• толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности
в современном мире;
• находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
• выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
• выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой
на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
• анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
•
•

•
•
•
•
•
•
•

Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений

•
•
•
•
•
•
•
•

Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и
государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.

Учебно-методическое обеспечение.
• Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией
Л.Н.Боголюбова. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: базовый

уровень/ А.Ю. Лазебникова, Н.И. Рутковская.- М: Просвещение, 2019.

•
•
•
•
•

Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс: учеб. пособие для
общеобразовательных организаций: базовый уровень/[Л. Н. Боголюбов и др.].-М.
Просвещение,2020.
Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс: учеб. пособие для
общеобразовательных организаций: базовый уровень/[Л. Н. Боголюбов и др.].-М.
Просвещение,2020.
Обществознание : учеб. для учащихся 10 класс. общеобразовательных учреждений : базовый
уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю.Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова . - 10-е изд. - М. :
«Просвещение», 2019.
Обществознание : учеб. для учащихся 11 класс. общеобразовательных учреждений : базовый
уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И ,А.Ю.Лазебниковой.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова . - 10-е изд. - М. :
«Просвещение», 2019.
Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова: / сост.
С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель, 2020

Дополнительная литература для ученика и учителя.
Алексеев. Д. Краткий справочник по обществознанию / Д. Алексеев. -СПб,2013.
Анишина В.И. Обществознание без шпаргалки: учеб. пособие для школьников и абитуриентов/ В. И.
Анишина, С.А. Засорин.- М.,2008.
Барабанов В.В. Справочник школьника. Обществознание/ В.В. Барабанов, И.П. Насонова- СПб., 2013.
Бочков Б.А. Обществознание: 100 вопросов и ответов / Б.А. Бочков, Н. А. Федоров- М.,2006.
Брандт М.Ю. Обществознание: понятия и термины/ Брандт М.Ю.-М., 2014.
Волков Ю.Г. Человек: энциклопедический словарь/ Волков Ю.Г, В.С. Поликарпов -М., 2000.
Домашек Е.В. Все темы по обществознанию: мини- справочник/ Е.В.Домашек.-М.,2015.
Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / ДомашекЕ.В,О.В.Вильчинская , А.В. Чагина.- Ростовнааа-Дону,2013.
Калачева Е.Н. ГИА.Практикум по обществознанию. Подготовка к выполнению заданий уровня В и
С/Е.Н.Калачева.-М.,2014.
Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы /А В. Клименко,
В.В.Румынина- М.,2010.
Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
/А.Ю.Лазебникова, М.Ю.Брандт.-М.,2017.
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под ред. П.А. Баранова ,А.В.Воронцова ,
С.В.Шевченко.- М.,2010.
Черникин П.А. обществознание в впросах и ответах /П.А. Черникин.-М.,2016.
Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы/под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М., 2016.

Интернет-ресурсы.
1.
2.

http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm
Обществознание

- Образовательные ресурсы Интернета -

4.
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - «Виртуальный кабинет истории и обществознания»
5.
http://www.chelt.ru - журнал «Человек и труд»
6.
http://www.fw.ru - Фонд «Мир семьи»
7.
http://www.hpo.org - Права человека в России
8.
http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
9.
http://www.rsnet.ru - Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)
10.
МегаэнциклопедияMEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
11.
Обществознание. 8 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М., Новый диск, 2004.
12.
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
13.
Учебное электронное издание. Обществознание. Практикум. 2006.
14.
Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. [Электронный ресурс]. - М., 1С, Вита-Пресс, Дрофа,
Физикон, 2006.
15. ht:tp://www.consttitution.ru/-сайт «Конституция Российской Федерации».
16.

http://www.hro.org/- международные документы по правам человека.

17.

http://www.garant.ru/- правовая база данных «Гарант».

18. http://www.gov.ru/- портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ,
правительства, Совета Федерации,
Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти.
19.
http:// be.economikus.ru/- основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу
экономики.
20. http:// socionet.ru/- Соционет : информационное пространство по общественным наукам.
21.
http://obudsman/gov.ru/- уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации.
Официальный сайт.

Содержание программы учебного предмета
Обществознание. 10 класс (68 часов)
Введение — 1 час.
Введение в курс «Обществознание 10 класс».
Знакомство с курсом «Обществознание 10 класс»: содержание, умения и знания.
Успешная адаптация к условиям будущей жизни и профессиональной деятельности.
Раздел 1. Человек в обществе — 17 часов.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество
и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная
система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества.
Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической,
социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные
ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация.
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных
связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и
самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и

гуманитарное знание.
Раздел 2. Общество как мир культуры — 15 часов.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой
информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого.
Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества.
Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления.
Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений — 32 часа.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в
иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения.
Виды
юридической ответственности.
Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России
Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского,
трудового, семейного и уголовного права.
Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание.
Правовая культура.
Итоговое повторение - 1 час.
Заключение. Человек в XXI веке — 2 часа.
Общество в развитии. Многовариативность общественного развития. Прогресс и
регресс. Современный мир и его противоречия.

Обществознание. 11 класс (68 часов)

Введение — 1 час.
Введение в курс «Обществознание 11 класс»
Знакомство с курсом «Обществознание 11 класс»: содержание, умения и знания.
Успешная адаптация к условиям будущей жизни и профессиональной деятельности.
Раздел 1. Экономическая жизнь общества — 21 час.
Экономика и экономическая наука. Что изучает

экономическая

наука.

Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага.
Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита
конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального
банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты Виды, причины и
последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия
безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование.
Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое
поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. Социальная сфера — 14 часов.
Свобода в деятельности человека. «Буриданов осел», «Свобода есть осознанная
необходимость», свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного
общества.
Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного
сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное
сознание.
Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
Семья как социальный институт. Семья и брак. енденции развития семьи в современном
мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации.
Религиозные объединения и организации в РФ. Религиозные объединения и
организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Раздел 3. Политическая жизнь общества — 30 часов.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения.
Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции
политической системы. Политические цели и средства их достижения. Опасность
политического экстремизма. Политический статус личности. Политическое участие.
Абсентеизм, его причины и опасность. Государство в политической системе.

Политические режимы. Т ипология политических режимов. Демократия, ее
основные ценности и признаки. Демократия, ее основные ценности и признаки.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Демократические реформы в
России. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Проблемы формирования правового
государства и гражданского общества в РФ. Гражданские инициативы. Основные черты
гражданского общества. Правовое государство, его признаки.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы.
Многопартийность. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных
кампаний.
Политические партии и движения, их классификация. Законодательное
регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни.
Политическая элита и политическое лидерство. Политическая элита. Политическое
лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Политический
процесс.
Политическая
идеология.
Средства
массовой
коммуникации, их роль в политической жизни общества. Участие граждан в политической
жизни. Политическое участие. Политическая культура.
Итоговое повторение - 1 час.
Заключение. Взгляд в будущее — 1 час.
Общество перед лицом угроз и вызовов XXI века. Возможная альтернатива.
Постиндустриальное (информационное) общество.

Календарно-тематическое планирование
10 класс

Название разделов, тем, уроков.

Номер
урока

§ учебника

Глава 1. Человек в обществе
1

Что такое общество

1

2

Что такое общество

1

3

Общество как сложная динамическая система

2

4

Общество как сложная динамическая система

2

5

Динамика общественного развития

3

6

Динамика общественного развития

3

7

Социальная сущность человека

4

8

Социальная сущность человека

4

9

Деятельность - способ существования людей

5

10

Деятельность - способ существования людей

5

11

Познавательная и коммуникативная деятельность

6

12

Познавательная и коммуникативная деятельность

6

13

Свобода и необходимость в деятельности человека

7

14

Свобода и необходимость в деятельности человека

7

15

Современное общество

8

16

Современное общество

8

17

Глобальная угроза международного терроризма

9

18

Глобальная угроза международного терроризма

9

19

Повторно-обобщающий урок теме «Общество и человек.»
Глава 2. Общество как мир культуры

20

Духовная культура общества

10

21

Духовная культура общества

10

22

Духовный мир личности

11

23

Духовный мир личности

11

24

Мораль

12

25

Мораль

12

26

Наука и образование

13

27

Наука и образование

13

28

Религия и религиозные организации

14

29

Религия и религиозные организации

14

30

Искусство

15

31

Искусство

15

32

Массовая культура

16

33

Массовая культура

16

34

Практикум по темам «Человек и общество»

35

Повторно-обобщающий урок теме «Духовная культура»
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений

36

Современные подходы к пониманию права

17

37

Современные подходы к пониманию права

17

38

Право в системе социальных норм

18

39

Право в системе социальных норм

18

40

Источники права

19

41

Источники права

19

42

Правоотношения и правонарушения

20

43

Правоотношения и правонарушения

20

44

Предпосылки правомерного поведения

21

45

Предпосылки правомерного поведения

21

46

Гражданин Российской Федерации

22

47

Гражданин Российской Федерации

22

48

Гражданское право

23

49

Гражданское право

23

50

Семейное право

24

51

Семейное право

24

52

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

25

53

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

25

54

Экологическое право

26

55

Экологическое право

26

56

Процессуальные отрасли права

27

57

Процессуальные отрасли права

27

58

Конституционное судопроизводство

28

59

Конституционное судопроизводство

28

60

Международная защита прав человека

29

61

Международная защита прав человека

29

62

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

30

63

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

30

64

Человек в XXI веке.

лекция

65

Человек в XXI веке.

лекция

66
67

Практикум по темам «Правовое регулирование общественных отношений»

68

Итоговое повторение по курсу обществознания

Повторно-обобщающий урок теме Правовое регулирование общественных отношений

11 класс

Номер
урока

Название разделов, тем, уроков.

§ учебника

Экономическая жизнь общества
1 Роль экономики в жизни общества.
Взаимодействие экономики с социальной и политической сферами
2 общества.
3 Экономика: наука и хозяйство.

§1
§1

4 Экономическая деятельность и ее измерители.

§2

5 Экономический рост и развитие.
6 Экономические циклы.

§3
§3

7 Рыночные отношения в экономике.
8 Современная рыночная система.

§4
§4

9 Фирма в экономике.
10 Экономические издержки и прибыль.

§5
§5

11 Правовые основы предпринимательской деятельности.

§6

12 Как открыть свое дело.

§6

13 Слагаемые успеха в бизнесе.

§7

14 Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

§7

15 Экономика и государство.

§8

16 Основы денежной и бюджетной политики.

§8

17 Финансы в экономике.
18 Инфляция: виды, причины, последствия.

§9
§9

19 Занятость и безработица.
20 Государственная политика в области занятости.

§10

21 Мировая экономика.
22 Глобальные проблемы экономики.

§11
§11

23 Экономическая культура.

§12

24 Практическая работа по теме "Экономическая жизнь общества"
Повторно-обобщаюций урок по теме "Экономическая жизнь
25 общества"
Социальная сфера
26 Социальная структура общества.

§2

§10

§§1-11

§13

27 Социальная стратификация. Социальная мобильность.

§13

28 Социальные интересы.
29 Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

§13
§14

30 Социальный контроль.

§14

31 Нации и межнациональные отношения.

§15

32 Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

§15

33 Семья и быт.

§16

34 Семья в современном обществе.

§16

35 Гендер - социальный пол.

§17

36 Гендерные отношения в современном обществе.

§17

37 Молодежь в современном обществе.

§18

38 Молодежная субкультура.

§18

39 Демографическая ситуация в современной России.

§19

40 Миграция.

§19

41 Практикум по теме «Социальная сфера».
42 Повторно-обобщающий урок по теме«Социальная сфера».

§§ 13-18

Политическая жизнь общества
43 Политика и власть.

§20

44 Политические отношения.

§20

45 Политическая система.

§21

46 Государство в политической системе.

§21

47 Демократические перемены в современной России.

§21

48 Гражданское общество и правовое государство.

§22

49 Местное самоуправление.

§22

50 Демократические выборы.

§23

51 Типы избирательных систем.

§23

52 Политические партии и партийные системы.

§24

53 Типология и функции политических партий.

§24

54 Типы партийных систем.

§24

55 Политическая элита и политическое лидерство.

§25

56 Типы политического лидерства.

§25

57 Политическое сознание.
58 Средства массовой информации и политическое сознание.

§26
§26

59 Политическое поведение.

§27

60 Политический терроризм.

§27

61 Политический процесс и культура политического

§28

62 Политическое участие.

§28

63 Политическая культура.

§28

64 Практикум по теме« Политическая жизнь общества».
65 Повторно-обобщающий по теме « Политическая жизнь общества».
66 Разбор варианта ЕГЭ по обществознанию
67 Разбор варианта ЕГЭ по обществознанию
68 Итоговый урок по курсу "Обществознание" 11 кл

§§ 20-27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».