Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

СОО РП Экономическая и социальная география 10-11 класс

Приложение к ООП СОО, утверждённой приказом № 105 -ОД от
31.08.2021г.

Рабочая программа элективного курса
«Экономическая и социальная география»
срок реализации программы 2 года

Составитель: Пейгалайнен
Л.О., учитель географии

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
• объяснять роль различных источников географической информации, уметь работать с
общими и специальными географическими картами, статистическими данными;
• понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в
природе и обществе, для адаптации к окружающей среде, оценке экологической ситуации.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
• объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира,
обусловленные развитием мировых геополитических, демографических и экономических
процессов;
• характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие
глобальной коммуникационной системы;
• обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на
рынке труда и её динамику.
Использование географических умений:
• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
• выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими
источниками географической информации;
• составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
• представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи
деятельности человека и компонентов природы в условиях устойчивого развития.
Использование карт как моделей:
• определять на карте положение в пространстве географических объектов;
• извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза
трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов.
Личностные
Понимание смысла собственной деятельности:
• формулировать своё отношение к природным и антропогенным изменениям
окружающей среды;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• развивать общую культуру через формирование системы взглядов, принципов, правил
и норм природоохранного поведения в повседневной деятельности в условиях
устойчивого развития;
• приводить примеры использования природных ресурсов, мер по их охране, вариантов
адаптации человека к условиям окружающей среды.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения

проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки;
• оценивать (и описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее
обобщения с многообразием конкретной действительности;
• понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
• демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и
соблюдение норм поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта
эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;
• использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как
активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности: патриотизм,
уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.),
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• выделять все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
• применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
• приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей социоприродной среды.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• владеть языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • демонстрировать
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

Планируемые результаты изучения предмета «География» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и
явлений;
сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни
человека;
оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
характеризовать географию рынка труда;
рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической
карты мира;
оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Содержание учебного предмета
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в двух
частях. В первой части дан обзор современного мира в содержание которого входит особенности
населения мира, обеспеченность мировой экономики природными ресурсами, основные тенденции
и закономерности развития мирового хозяйства. Важной темой является взаимоотношение
природы и общества, с которыми связано множество сложных экологических проблем.
Во второй части представлена характеристика регионов мира: Европа, Азия. Америка,
Африка, Австралия и крупные субрегионы в их составе, а также об особенностях Северной и
Южной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Андийских странах и Океании.
Кроме общего представления о регионах, приводятся характеристики отдельных стран,
которые либо выделяются на общем мировом фоне уровнем развития экономики, либо
являются типичными для этого региона.
В учебнике (в 2-х частях) представлен курс экономической и социальной географии мира;
блок проверочных заданий, что поможет закрепить изученный материал; иллюстрации (карты,
схемы, фотографии) содержат дополнительную информацию.

10 класс. (часть 1). Общая характеристика мира.
Современная география. География как наука. Методы географических исследований.
Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира. Уровень социально-экономического развития.
Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны
переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные
страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны
переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом
экономики, «Большая восьмерка».
Тема 2. География населения мира. Динамика численности населения мира в разные
исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов.
Рождаемость, смертность и естественный прирост - главные демографические показатели.
Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения.
Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория
«демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом
воспроизводства населения. Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы
мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и
этнические религии.
Этно-религиозные конфликты. Возрастной и половой состав населения. Половозрастные
пирамиды. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее
географические особенности. Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность
населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных,
экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их
причины и следствия. «Перекачка умов». Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в
развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации
и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис,
демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые

и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация,
мегалополис.
Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. Взаимоотношения
природы и общества. Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный,
индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие
на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное
и нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран.
Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по
ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных
и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и
регионов. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания
полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд
и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание глобальная проблема. Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные
пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение
площади лесов планеты, его масштабы и последствия. Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в
жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути
преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное
водоснабжение. Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества
разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды
минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные. Другие
виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы
внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов
в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия
экологии. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их
решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы.
Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые
технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные
ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды,
опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология,
экологические проблемы.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция. Формы разделения труда.
Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность
национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств:
роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая
интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и
региональные союзы Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на
территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли
промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные
районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации,
экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства Промышленность
мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность.
Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль
электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика
электроэнергетики разных стран. Обрабатывающая промышленность: машиностроение,

металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития
обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств.
Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства. Сельское хозяйство, его
отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа.
Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые
лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение
и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот
и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного
типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты».
Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран. Международные
экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля:
товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые,
производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь. Понятие о глобальных
проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая,
демографическая, продовольственная и экологическая-главные из глобальных проблем.
Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация

11

класс. (часть 2). Региональный обзор мира.

Тема 7. Политическая карта мира.
Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты
мира. Историко-географические регионы мира и международные организации.
Тема 8. Зарубежная Европа. Состав и географическое положение Зарубежной Европы.
Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной
Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав
населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения,
географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации
Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития.
Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающей и
обрабатывающей отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, южная и
Восточная Европа - их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная
Республика германия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение.
Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности
расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география
промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической
промышленности.
Тема 9. Зарубежная Азия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие
различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения
ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав.
Азия - родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Общая
характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия,
Центральная и Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы,
положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие

города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового
хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.
Тема 10. Англо-Америка. Канада. Краткая историческая справка. Основные черты
экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве.
Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединенные Штаты Америки. Краткая
историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и
воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в
формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные
города. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные
отрасли промышленности и их география.
Тема 11. Латинская Америка. Состав и географическое положение Латинской Америки.
Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки. Природные
ресурсы. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские
страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и ВестИндия. Мексика. Федеративная республика Бразилия
Тема 12. Африка. Состав и географическое положение Африки. Политикогеографическое(геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и
хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная
Африка
Тема 13. Австралия и Океания. Австралия. Краткая историческая справка. Территория,
границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов
и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности
воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Океания. Краткая характеристика
географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного
развития.
Тема 14. Россия и современный мир. Россия и современный мир. Экономикогеографическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.

Тематическое планирование
№ п/п

Тема

Количество часов в программе
авторская
рабочая

В том числе
Практич. Контр. работа
работа

10 класс (часть 1)
Общая характеристика мира
1

Страны современного мира

3

1

-

2

География населения мира

7

7

3

тест

3

Мировые природные ресурсы

8

7

2

тест

4

4

4

1

тест

5

Мировое хозяйство и научно-техническая
революция
Отрасли мирового хозяйства

10

11

2

тест

6

Глобальные проблемы современности

2

2

-

тест

34ч

34ч

8

5

Итого

11 класс (часть 2)
1
2
3
4
5
6
7
8

Региональный обзор мира
Политическая карта мира
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Англо-Америка
Латинская Америка
Африка
Австралия и Океания
Россия в современном мире. Обобщение
Итого

3
5
8
3
5
5
3
2

2
6
9
3
5
5
3
1

34ч

34ч

1

2
2
-

1
1
1

8

тест
тест
тест
тест
тест
тест
Итоговое
тестирование
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».