Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Биология (прил к АООП ООО ЗПР в.7.1)

Приложение к АООП ООО
Утверждена приказом от 31.08.2021
№ 105/-ОД

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
для обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития
для 5-9 классов
Срок реализации- 5 лет

Учитель : Павлова Александра Витальевна

п. Лесогорский,2021 год

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии построена на основе адаптированной основной образовательной программы и реализуется по учебнику «Биология»
под ред. В. В. Пасечника «Линия жизни».

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС ООО;
2. Образовательная программа МБОУ «Лесогорская СОШ);
3. Авторская программа по биологии для 5-9 классов линии учебно-методического комплекта «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника, изд.
«Просвещение», 2018 г
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.В. Пасечника
Состав УМК:
Учебник «Биология 5-6 класс», В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк, изд. «Просвещение», 2020
Учебник «Биология 7 класс», В.В.Пасечник и др., изд. «Просвещение», 2020
Учебник «Биология 8 класс», В.В.Пасечник и др., изд. «Просвещение», 2020
Учебник «Биология 9 класс», В.В.Пасечник и др.,изд. «Просвещение», 2020
Электронные ресурсы, используемые при преподавании предмета:
Диск- приложение к учебнику «Биология 5-6 класс», 2020 г.
Диск - приложение к учебнику «Биология 7 класс», 2020 г.
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология .Человек. Строение тела человека», ООО «Издательство»Экзамен», 2020 г.
Интерактивное учебное пособие «Эволюционное учение », ООО «Издательство»Экзамен», 2020 г.
При преподавании предмета «Биология» используются следующие электронные ресурсы: РЭШ, МЭШ, Якласс, ЛЕКТА,
2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие
компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание
условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными
методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить
исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:
«Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература»
и др.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272ч, из них -1ч в неделю-в 5 и 6 классах, по
34 часа в год. В 7, 8 и 9 классах - 2 часа в неделю- -68 часов в год.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в
старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического
образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
4.

ЛИЧНОСТНЫЕ , МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической
культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта по
биологии включают в себя:
1)
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2)
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3)
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4)
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска
на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты
здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.
Коррекционная составляющая
У детей с ОВЗ вследствие недостаточности речемыслительной деятельности страдает процесс формирования языковых умений и навыков.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер. В
соответствии с выявленными проблемами в рабочую программу дополнительно введены коррекционные цели и задачи, способствующие коррекции и
компенсации речевых дефектов, психолого-педагогических особенностей развития обучающихся, которые позволяют качественно усвоить материал
предмета. Коррекционные задачи вводятся и в структуру урока
Коррекционные задачи:
S научить ребёнка жить в условиях формирующейся новой социальной среды, решить проблему адаптации его в социуме (социальная задача);
обучить предмету (образовательная задача); сформировать умение общаться (воспитательная задача);
•S компенсировать ОВЗ в соответствие с особенностями ребёнка (компенсаторная задача); корригировать нарушения, связанные с недоразвитием
речи (коррекционная задача).
Основные направления коррекционной работы в помощь усвоению школьной программы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
• развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии;
• развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
•
•
•
•
•
•

развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений.

3. Развитие основных мыслительных операций:
• формирование навыков соотносительного анализа;

• развитие навыков группировки и классификации;
• формирование умения работать по словесной и письменной инструкции; развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
• наглядно-образного;
• словесно-логического.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
• релаксация мышц, мимики лица; драматизация, чтение по ролям.
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений о мире, кругозора.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Прогнозируемые результаты коррекционной работы:
S повышение уровня развития коммуникативных навыков;
J повышение уровня учебной мотивации; повышение качества обучения; успешная социализация учащихся.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, с психолого-педагогическими, возрастными особенностями развития учащихся, а также с задачами коррекционновоспитательной работы.

5.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ 5 - 9 КЛАСС

Раздел 1. Живые организмы. (5-7 кл.)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств
живой природы. Методы изучения живой природы: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в при роде и жизни человека. Бактерии - возбудители болезней. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями. Роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовиты грибы. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами
.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении
грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани, органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание,
удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие
растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и
жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные растения. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные
растительные сообщества. Усложнения растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость.
Рефлекс. Инстинкты. Многообразие ( типы, классы хордовых) животных , их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние
животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными.. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам
обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Рассматривание растений с помощью лупы.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Строение клеток кожицы чешуи лука
Особенности строения мукора и дрожжей.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения папоротника
Изучение строения голосеменных растений
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения одноклеточных животных
Поглощение воды корнем.
Выделение углекислого газа при дыхании
Передвижение веществ по побегу растения.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение возраста растений по спилу.
Изучение реакции рыб на раздражители и формирование у них рефлексов.
Выявление принадлежности растений к определенной систематической группе.
Изучение грибных спор. Строение мукора. Выращивание белой плесени.
Строение и разнообразие шляпочных грибов.

Строение зеленых водорослей
Строение зеленых водорослей
Строение папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных.
Строение семени двудольного растения
Строение семени однодольного растения. Различия в строении семян. Биологическая роль семени.
Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек.
Внутреннее строение ветки дерева.
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
Строение кожицы листа.
Строение клубня.
Строение луковицы.
Строение корневища.
Строение цветка.
Соцветия.
Классификация плодов.
Семейства двудольных.
Семейства однодольных.
Изучение многообразия простейших водных .
Изучение тканей животного.
Изучение строения гидры.
Внешнее строение и дождевого червя.
Изучение внешнего строения насекомого.
Изучение внешнего строения рыбы.
Изучение внешнего строения птицы.

Экскурсии
Знакомство с птицами леса.
Раздел 2.Человек и его здоровье . (8 кл.)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение
организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система человека. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для

формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах ОДС.
Транспорт веществ. Внутренняя среда человека, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа.
Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца.
Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания
органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные
заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных веществ, белков, углеводов,
жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передаваемые половым путём, их профилактика. ВИЧинфекция, её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-биологическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения, слуха. Нарушения зрения, слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и
кожное чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система.
Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные и условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и
чувства. Сон. Темперамент и характер. Особенности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и
психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,
переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные работы
«Определение веса и измерение роста»
«Изучение микроскопического строения тканей организма человека»
«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»
«Коленный рефлекс»
«Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»
«Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома).
«Утомление при статической и динамической работе»
«Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»
«Выявление нарушений осанки»
«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»
«Измерение кровяного давления»

«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
«Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Подсчет пульса и А\Д до и после
«Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»
«Определение частоты дыхания.»
«Самонаблюдение Определение положения слюнных желез. Движение гортани при глотании»
«Изучение действия ферментов слюны на крахмал».
«Изучение действия ферментов желудочного сока на белки»
«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»
«Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти»
«Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»
«Изучение изменений работы зрачка» «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
«Выработка навыка зеркального письма»
«Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста»
«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в разных условиях»
Экскурсия
Происхождение человека
Раздел 3. Общие биологические закономерности ( 9 класс) Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли.
Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии- признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в
жизнедеятельности клетки и организма.
Рост , развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об
эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции:
многообразие видов, приспособленность видов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организм.
Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме( конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера- глобальная экосистема. В.И.Вернадскийосновоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
«Строение клеток растений, животных, грибов и бактерий».
«Описание фенотипов растений»
«Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой».

«Составление родословных»
«Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания».
«Строение организмов в связи с условиями жизни»
«Описание экологической ниши организма»
«Выделение пищевых цепей в экосистеме»
Экскурсия
Сезонные изменения в природе
6.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 5 -9 КЛАСС

5 класс
№п/п Тема раздела

Количество уроков

Лабораторные работы Практические работы

1
2

«Биология как наука»

3

Многообразие организмов
Итого

Клетка-основа строения и
жизнедеятельности

5 ч.
11 часов

-

2

2

18 часов

7

-

34

9

2

6 класс
№п/п Тема раздела
1
2
3
4

Количество уроков

Лабораторные работы Практические работы

«Жизнедеятельность организмов» 16 ч.
7 часов
Размножение, рост и развитие
организмов
7 часов
Регуляция жизнедеятельности
организмов
Обобщение

4 часа

Итого

34

-

3
2

-

1

-

-

6

-

7 класс
№п/п Тема раздела

Количество уроков

1

«Многообразие организмов,
классификация»

3 ч.

2
3

Бактерии , грибы, лишайники 7 часов
27 часов
Многообразие растительного
мира

4

Многообразие животного мира 24 часа

Лабораторные
работы
1

Практические работы

Экскурсии

-

-

2
20

-

-

-

-

7

-

1

5

Эволюция растений, животных, 3 часа
их охрана

6

Экосистема

4 часа

Итого

68 часов

-

-

-

30

-

1

8 класс
№п/п Тема раздела

Количество уроков

Лабораторные работы Практические работы

1

Введение

3 часа

-

-

2

Общий обзор строения человека

4 часа

4

-

3

Опорно-двигательная система

7 часов

5

-

4

Внутренняя среда человека

4 часа

1

-

5

Кровообращение и лимфообращение 6 часов

4

-

6

Дыхание

4 часа

2

-

7
8

Питание

5 часов
4 часа

3
1

-

9

Выделение продуктов обмена

3 часа

-

-

10
11

Покровы тела

3 часа
8 часов

1
1

-

12

Органы чувств, анализаторы

5 часов

1

-

13

ВНД, психика и поведение человека

5 часов

3

-

14

Размножение и развитие человека

4 часа

-

-

15

Человек и окружающая среда

3 часа

-

-

Итого

68

26

-

Обмен веществ и превращение
энергии

Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности

-

-

9 класс
№п/п Тема раздела

Количество уроков

Лабораторные работы Практические
работы

Экскурсии

1

Биология в системе наук

2 часа

-

-

-

2
3

Основы цитологии

11 часов
5 часов

1

-

-

-

-

-

4

Основы генетики

12 часов

2

1

-

5

Генетика человека

2 часа

-

-

-

6

Основы селекции и биотехнологии

3 часа

-

-

-

7
8

Эволюционное учение

8 часов
5 часов

-

-

-

-

-

-

9

Взаимосвязи организмов и
окружающей среды

20 час

4

Итого

68

7

Размножение и индивидуальное
развитие организмов

Возникновение и развитие жизни на
Земле

1
1

1

6.1.Изменения, вносимые в программу по результатам ВПР
Внести корректировку в РП по предмету и в КТП 5 класса, для решения задач по отработке следующих проверяемых требований к уровню
подготовки учащихся 5 класса :
1. Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности
2. Уметь объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также правил поведения в природной среде; для
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами
4. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных .Умение создавать,

применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
5. Среды жизни . Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных
6. Знать и понимать строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура).Уметь объяснять роль биологии в
формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство
живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы.
7. Знать и понимать строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистем (структура).
Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы
Внести дополнения в КТП 5 класса к урокам : 21-23, 25, 27-30, 32-34
Внести корректировку в РП по предмету и в КТП 6 класса для решения задач по отработке следующих проверяемых требований к уровню
подготовки учащихся 6 класса :
1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), а также правил поведения в природной среде; для
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами
2. Царство Растения. Органы цветкового растения.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации
3. Царство Растения. Органы цветкового растения.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации
4. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость,
приспособленность), их проявление у растений
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и человека
5. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость,
приспособленность), их проявление у растений
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и человека
6. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
7. Приемы выращивания, размножения растений и ухода за ними . Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач
Внести дополнения в КТП 6 класса к урокам : 2, 4-5, 7, 10-12, 15
Внести корректировку в РП по предмету и в КТП 7 класс. для решения задач по отработке следующих проверяемых требований к уровню
подготовки учащихся 7 класса:
1. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации
2. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации
3. Многообразие цветковых растений и их значение в природе и жизни человека. Роль бактерий в природе, жизни человека. Роль грибов в природе,
жизни человека.
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; способности выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознания
необходимости действий по сохранению биоразнообразия.
4. Царство Растения. Царство Бактерии. Царство Грибы
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы
Внести дополнения в КТП 7 класса к урокам : 6, 8, 20, 64
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Компьютер, интерактивная доска, принтер;
2. Интерактивные пособия-приложения( 8 класс-11 класс);
3. ЭОР( РЭШ, МЭШ, электронные приложения к учебникам-5-7 кл., презентации, видеофильмы, видеообъекты, виртуальные лаборатории и т.д.)
3. Дидактические материалы;
4. Натуральные объекты( микропрепараты, гербарии, коллекции, живые комнатные растения, спилы, коллекции беспозвоночных, скелеты);
5. Лабораторное оборудование( микроскопы, лупы, предметные стекла);
6. Средства на печатной основе ( таблицы, динамические пособия);
7. Муляжи, модели;
8. Учебно - методическая литература
Учебник «Биология 5-6 класс», В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк, изд. «Просвещение», 2016
Учебник «Биология 7 класс», В.В.Пасечник и др., изд. «Просвещение», 2016
Учебник «Биология 8 класс», В.В.Пасечник и др., изд. «Просвещение», 2016
Учебник «Биология 9 класс», В.В.Пасечник и др.,изд. «Просвещение», 2016
Электронные ресурсы, используемые при преподавании предмета:

Диск- приложение к учебнику «Биология 5-6 класс», 2016 г.
Диск - приложение к учебнику «Биология 7 класс», 2016 г.
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология .Человек. Строение тела человека», ООО «Издательство»Экзамен», 2016 г.
Интерактивное учебное пособие «Эволюционное учение », ООО «Издательство»Экзамен», 2016 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».