Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Литература (прил к АООП ООО ЗПР в.7.1)

Приложение к АООП ООО
Утверждена приказом от 31.08.2021
№105-ОД

Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Литература» для обучающихся с задержкой
психического развития
для 5-9 классов

Учитель: Главинская Любовь Павловна
Ртищева Вера Григорьевна

п. Лесогорский, 2021

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературе составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. ФОС НОО ООО ;
2. Образовательная программа МБОУ «Лесогорская СОШ);
3. Примерная программа по учебному предмету « Литература» М, « Просвещение», 2018 под
редакцией Коровиной В.Я.
4. Ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной
образовательной программой. Данная адаптированные программа разработана с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с
ОВЗ.
Изучение школьного курса «Литература» представляет значительные трудности для детей с
ОВЗ в силу их психофизических особенностей.
Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное в информации,
затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, обладают неустойчивым вниманием,
бедным словарным запасом, у них нарушены фонематический слух и графоматорные навыки.
Учащиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении
является пассивное механическое запоминание изучаемого материала.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов;
основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким
образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по
другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений
познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их
закрепления требуются многократные указания и упражнения. Поэтому при составлении
рабочей программы по литературе были использованы следующие рекомендации:
• Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и
учащихся.
• Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту.
•

Индивидуально-коррекционные занятия по литературе дают дополнительную
возможность коррекции знаний, умений и навыков по предмету

Цели и задачи обучения:
С учетом психофизиологических особенностей, учащихся с ОВЗ на каждом уроке
формулируются коррекционно-развивающие цели, которые предусматривают:
• корректировку внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение
внимания, увеличение объема внимания);
• коррекцию и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение,
пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и
монологическая речь);
• коррекцию и развитие связной письменной речи;
•
•

коррекцию и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
коррекцию и развитие зрительных восприятий;

• развитие слухового восприятия;
• коррекцию и развитие тактильного восприятия;
• коррекцию и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,
развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
• коррекцию и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза,
выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей,
планирующая функция мышления);
коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
(навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).
• воспитание

духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;

Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающийся, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации
в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы
как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и
многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой
воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и
человечества.
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по
совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения,
развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской
деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное
изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Учащийся постигает категории добра, справедливости, чести,
патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать
художественный текст возможно только при соответствующей эмоциональноэстетической
реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,
включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый
художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретиколитературных знаний и
умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося. Курс литературы опирается на
следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
•

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);

• ответы на вопросы, рассказывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
Индивидуально-коррекционные занятия по литературе дают дополнительную возможность
коррекции знаний, умений и навыков по предмету

Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план для учащихся с ОВЗ предусматривает обязательное изучение
литературы в следующем объеме с учетом часов, предусмотренных на развитие речи
учащихся: 5 класс - 2,5ч в неделю (85ч), 6 класс - 2,5в неделю (85ч), 8класс - 1,5 часа в неделю
(51 час)

Планируемые результаты
Личностными результатами, формируемыми у учащихся с ОВЗ при изучении предмета
«Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам
других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора
других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных
в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;

Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 5-м классе (85 часов)
Глава 1. Устное народное творчество (8ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного
поколения другому. Книга и ее компоненты. Учебник литературы и работа с ним.

Повторение знакомых жанров устного народного творчества. Фольклор — коллективное
устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные,
бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер
сказок. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка»
Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Народная
мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Светлые т тёмные стороны мира.
Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный
характер формул волшебной сказки.
«Иван—крестьянский сын и чудо-юдо»
Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты
родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки
в оценке автора-народа.
«Журавль и цапля»
Сказка о животных.
«Солдатская шинель»
Бытовые сказки. Составление волшебных сказок на основе изученного материала.

Глава 2. Древнерусская литература (1ч.)
«Повесть временных лет»
Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян.
Литературный памятник.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Отзвуки фольклора в летописи. Знакомство с устаревшими словами. Составление
словариков устаревших слов. Любовь к Родине, народу. Мудрость и хитрость русского человека

Глава 3. Русская литература XIX века (11ч.)

Басни (1ч.)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).
Иван Андреевич Крылов
«Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» и др. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности,
неблагодарности, хитрости и т.д. невежа и невежда. «Волк на псарне» — отражение
исторических событий. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен.
Дополнительное изучение текстов басен. (Внеклассное чтение.)
Василий Андреевич Жуковский
Дружба с А.С. Пушкиным. История создания литературной сказки «Спящая царевна».
Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки,
особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Александр Сергеевич Пушкин
Пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый...»). Собирательная картина
сюжетов, образов и событий народных сказок, вступление, предваряющее мотивы и сюжеты
пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки
(сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со
сказками братьев Гримм — тема «бродячих сюжетов»). Народная мораль, нравственность —
красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.
Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Отличие русской народной сказки от литературной.
Рифма и ритм в стихосложении.
Стихотворная и прозаическая речь.

Глава 4. Русская литературная сказка (12ч.)

Антоний Погорельский 3

Литературная деятельность А.Погорельского. История создания сказки «Чёрная курица или
Подземные жители». Нравственные поступки героя литературной сказки. Тема победы добра
над злом.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Детство поэта. Родное гнездо - Тарханы. «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину
Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Впервые историческое
событие передается устами рядового участника сражения. Патриотический пафос
стихотворения. Суждения и оценки юных читателей.
Николаи Васильевич Гоголь
Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация
народной жизни, народных преданий, сочетание комического и трагического, светлого и
мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического.
Николай Алексеевич Некрасов
Нелёгкая судьба поэта. «На Волге». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о
судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. «Мороз, Красный нос»:
отрывок из поэмы — «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской
женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Жизнь и образ крестьянских детей.
Иван Сергеевич Тургенев
Детство в Спасском-Лутовинове. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). «Муму» — рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права.
История создания рассказа. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство,
сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.
Лев Николаевич Толстой
Историческая основа рассказа «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость
национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин
и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических
идеалов.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» —
осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Чеховский юмор.

Глава 5. Русская поэзия XIX века о Родине, родной природе и о себе
(7ч.)
Поэты XIX века о Родине и родной природе. А.А. Фет «Весенний дождь». А.Н. Плещеев
«Весна». Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних
бурь...». И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне.», «Утро». И.З. Суриков «Зима». А.Н. Майков
«Ласточки». Место человека в поэзии.

Глава 6. Русская литература XX века (34ч.)

Иван Алексеевич Бунин
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство
героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных
между собою какими-то невидимыми и тайными силами.
Владимир Галактионович Короленко
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение.
Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. «Дурное общество» и
«дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
С.А. Есенин
Тема Родины, русской природы и место человека в поэзии. «Я покинул родимы дом»,
«Низкий дом с голубыми ставнями...».
Павел Петрович Бажов

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Медной горы
Хозяйка. Тайны мастерства. Язык сказа.
Константин Георгиевич Паустовский
«Тёплый хлеб». Легенда в сказке. Нравственные уроки для подрастающего поколения.
Осознание и исправление поступков. Тема добра и зла в сказке.
«Заячьи лапы». Взаимоотношение человека и животных. Благородные поступки в рассказе.
Самуил Яковлевич Маршак
Сказки С.Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и
отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок.
Художественные особенности пьесы-сказки.
Андрей Платонович Платонов
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой,
одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и
грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Виктор Петрович Астафьев
Путь от детского сочинения к рассказу. «Васюткино озеро» — бесстрашие, терпение, любовь
к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Основные черты
характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера.
Саша Черный
«Кавказский пленник». «Игорь-Робинзон». Рассказы о детях. Юмористическое содержание
рассказов. Деталь как средство создания художественного образа.
Юлий Клим
«Рыба-кит». Особенности песни.
Поэзия Вов
К.М. Симонов, А. Т. Твардовский
Поэтическая летописть Вов.
«Майор привез мальчишку на лафете...» К.М. Симонова, «Рассказ танкиста» А.Т.
Твардовского. Война и дети — тема многих прозаических и стихотворных произведений о
Великой Отечественной войне.

Глава 7. Зарубежная литература (10ч.)

Роберт Льюис Стивенсон
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Знакомство с жанром
баллады. Основа сюжетов баллад.
Даниель Дефо
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя
(смелость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоятельствами).
Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Христиан Андерсен
«Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и
фантастическое в сказке Андерсена. Мужественное сердце Герды. Снежная королева и Герда противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Марк Твен
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Изобретательность в играх —
умение сделать окружающий мир интересным. Черты характера Тома, раскрывшиеся в
отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба.
Джек Лондон
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться о старших. Уважение взрослых. Смелость, мужество, изобретательность, смекалка,
чувство собственного достоинства — опора для мальчика в труднейших жизненных
обстоятельствах.

Итоги года (2ч.)
Итоговый урок
Подведение итогов пройденного за год. Подготовка к итоговой аттестации в форме
тестирования.
Итоговый урок-праздник. "Путешествие по стране Литературии 5 класса"

Содержание обучения в 6-м классе (85 часов)
I. Устное народное творчество (5ч.)

Художественное произведение, автор, герой: основные понятия. Отношение автора к герою.
Изображение характеров героев. Содержание и форма. Способы выражения авторской позиции.
Знакомство с учебником-хрестоматией.
Обряды и обрядовый фольклор. Произведения календарно-обрядового цикла: колядки,
веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение
обрядового фольклора. Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края.
Пословицы и поговорки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость.
Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный
смысл пословиц и поговорок.
Загадки. Афористичность загадок.
Ответ письменный на поставленный вопрос «В чём красота и мудрость народных обрядов?»
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

II. Древнерусская литература (1ч.)

Выдающийся памятник древнерусской литературы. «Повесть временных лет» - первая
русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального
народного героя (патриотизма, богатырской силы) в произведениях ДРЛ.
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости). Жанровое разнообразие
летописи. Летопись (развитие представлений).

III. Русская литература XVIII- XIX века (55ч.)

И.И.Дмитриев
Знакомство с баснописцем И.И. Дмитриевым. Русская басня.
«Муха».
Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и
хвастовством. Развитие представления о морали, аллегории. Особенности языка басни.
И.А.Крылов
Творчество «Дедушки Крылова». История басен.
Мораль в баснях И.А.Крылова «Волк на псарне», «Ларчик», «Листья и корни». «Волк на
псарне» о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик»
— пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и
Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям
истинного искусства.
Широко распространенные и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с
традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни.
Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях
Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Национальное
своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях.
Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Эзоп «Ворон и Лисица», «Жук и
Муравей». Ж. Лафонтен «Петух и зерно». Сюжеты античных басен и их обработка в литературе
XVII—XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных
свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных
сюжетов и образов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы

выражения в них основной идеи (морали).
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
А.С. Пушкин
Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы жизни А.С. Пушкина. Южная ссылка. «Узник».
Вольнолюбивые устремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения. Антитеза.
Особенности ритма и роль рифмы.
Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых
испытаниях. Художественные особенности
стихотворного
послания.
Стихотворная речь, её особенности.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции стихотворения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи. Антитеза. Двусложные размеры стиха.
История создания романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени.
Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын. Протест
Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Защита чести и независимости
личности. Бунт крестьян. Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина,
неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича
Спицына. Композиция и сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши. Троекуров
и князь Верейский. Судьба Марьи Кирилловны и Дубровского. Авторское отношение к героям.
А.С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (по выбору). Книга (цикл)
повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Юмористическая ситуация в повести.
Судьба героев. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование
романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. (Для
внеклассного чтения.)
М.Ю. Лермонтов
Детство и юность М.Ю. Лермонтова. Ученические годы поэта. «Парус». Жажда борьбы и
свободы - основной мотив стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэтаизгнанника к оставляемой им родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения.
Особенности интонации. Метафора. Стихотворения «На севере диком стоит одиноко...»,
«Утёс», «Листок». Особенности выражения чувства одиночества в лирике Лермонтова. «Три
пальмы». Тема природы и человека. Аллитерация. Баллада.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация
(начальные представления).
И.С. Тургенев
Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Картины народной жизни и авторские раздумья о
судьбах крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных героях рассказа.
Портрет, описания поступков героев, речевая характеристика и пейзаж как средства создания
образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского
отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира. Символическое значение
пейзажа. Портрет. Пейзаж. Речевая характеристика.
Ф.И. Тютчев
«Неохотно и несмело...», «Листья», «С поляны коршун поднялся...». «Неохотно и
несмело...» - передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих
противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей
в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. Картины природы и
отражение настроения человека в литературном произведении. Статическое и динамическое
изображение природы. Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как
средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое
значение нарисованных в стихотворениях картин. «С поляны коршун поднялся...» противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная
обречённость человека.

Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.
А.А. Фет
«Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у
березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.
Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм.
Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие
тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом
для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в
пейзажной лирике. Звукопись в поэзии (развитие представлений). Символический смысл картин
природы. Средства создания образа времени года. Нравственная проблематика стихотворения.
Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры
в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции. Образ
природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.
Н.А. Некрасов
Страницы жизни Н.А. Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа в
стихотворении. Образ русской природы. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и
фантастических картин. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта
о «прекрасной поре» в жизни народа. Диалог-спор. Горькая ирония автора при описании
«светлой стороны». Своеобразие композиции стихотворения. Смысл названия. Собирательный
образ. Лирический герой. Лирический адресат. Контраст.
Трёхсложный размеры стиха.
Н.С. Лесков
Жизненный опыт Н.С. Лескова - основа его творчества. «Левша». Сказ как форма
повествования. Изображение Александра I и атамана Платова. Платов у Николая I. Секрет
тульских мастеров. Изображение особенностей русского национального характера. Едкая
насмешка над царскими чиновниками (ирония). Образ атамана Платова (обобщение). Образ
левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое
чувство от униженности и бесправия народа. Особенности языка произведения. Комический
эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Приёмы сказочного повествования.
Рассказчик. Лесков - «писатель будущего».
Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». Право выбора в жизни человека. «Прописные» и
нравственные законы человечества.
А.П. Чехов (3 ч.)
А.П. Чехов - автор юмористических рассказов. Чехов — «художник жизни». Рассказы
«Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях.
Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские
комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение страха, угодничества,
подобострастие. Использование приема антитезы в построении системы персонажей.
Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.
Урок внеклассного чтения (1ч.)
«Пересолил». Юмористическая ситуация в рассказе. Краткость в творчестве А.П. Чехова.
Речевая характеристика героев.
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся...». Я.П.
Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла.». А.К. Толстой «Где
гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения человека в
стихотворениях о родной природе. Родная природа и произведениях русских поэтов,
художников и музыкантов XIX века. Разнообразие и выразительность образов родной природы
в пейзажной лирике русских поэтов. Настроение, чувства поэтов. Способы создания образов.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие
представлений).
А.И. Куприн
Слово о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ
главного героя. Тема служения людям. Сострадание и взаимопомощь.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Внеклассное чтение. А.С. Пушкин " Повести Белкина".
IV. Русская литература XX века (15 ч)
А.С. Грин
Трудная жизнь писателя. Повесть «Алые паруса». Романтическая мечта и жестокая реальная
действительность в повести. Образы Ассоль и Грея. Характер и судьба главных герое.
Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца,
корабля, паруса. Смысл названия повести. Отношение автора к героям.
А.П. Платонов
Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное
содержание произведения. Любовь к жизни. Философская символика образа цветка. Прекрасное
вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Особенности повествовательной
манеры писателя. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Пейзаж. Язык
произведения. Жанр сказки-были.
В.П. Астафьев
Детство и юность В.П. Астафьева. Автобиографический характер рассказа «Конь с розовой
гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Особенности
использования народной речи. Истинная и ложная любовь. Эпизод «Поход за ягодами на увал».
Автор и рассказчик в произведении. Речевая характеристика героев. Образ главного героя
рассказа. Становление души ребёнка. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта,
понятие долга. Юмор. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина
Петровна).
В.Г. Распутин
В.П. Распутин: страницы биографии. Автобиографический рассказ «Уроки французского».
Сюжет рассказа. Образная система. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.
Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство
собственного достоинства, свойственные юному герою.
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Обобщающий смысл рассказа.
«Уроки доброты» В.П. Распутина.
К.М. Симонов
К.М. Симонов - военный корреспондент. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
Стихотворения и песни российских поэтов о Великой Отечественной войне - произведения,
рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на
полях сражений и возбуждающие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы
жестоких испытаний. «Сороковые». Тема Вов в поэзии XX века. Тема скорби и памяти о павших.
Художественное чтение.
Русская природа в стихотворениях поэтов XX века
А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С.А. Есенин «Мелколесье. Степь
и дали...», «Пороша». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Н.М. Рубцов
«Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворениях
поэтов XX
века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в
стихотворении. Стихотворения русских поэтов XX века о природе и родине.
Элементы интонации в поэзии XX века. Выразительное чтение.
В.М. Шукшин
Насыщенная жизнь писателя, режиссёра, актёра. В.М. Шукшин и кинематограф. Рассказ
«Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.
Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в
литературе. Смысл названия рассказа. Характер героев. Смех писателя. Смешное и грустное в

произведении.

V. Зарубежная литература (7ч.)

Ф.А. Искандер
Творчество Ф. Искандера. «Тринадцатый подвиг Геракла». Сюжет рассказа.
Характеристика героя произведения. Влияние учителя на формирование детского характера.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Кому предназначен - взрослым, детям?
Мифы Древней Греции
Античная мифология. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах
Геракла). Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции. Мифы и
история. Отличие мифа от сказки. Язычество. Древнегреческая мифология в русской культуре.
Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических
характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой
мифологии. Героический характер.
Геротод (1ч.)
«Легенда об Арионе». Легенда. Отличие мифа от легенды. Реальность и фантастика в
легенде.
Гомер (3 ч.)
Г. Тукай Стихи. К. Кулиев Стихи.
Геродот "Легенда об Арионе".
Слово о поэте. «Илиада» (эпизод «Изготовление оружия»). «Одиссея» (эпизод «Одиссей у
Циклопов. Полифем»). Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой
мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны: сцены войны и мирной жизни.
Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость,
сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На
острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных
героях. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ
«хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа.
Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа.
Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Итоги года (2ч.)

Литературная игра.
Подведение итогов пройденного за год. Список художественной литературы на лето.

Содержание обучения в 8-м классе (50 часов)
I. Введение (1ч.)

Литература и история. Структура учебника. Изученные произведения разных жанров.

II. Устное народное творчество (3ч.)

Русские народные песни. Исторические и лирические народные песни. Особенности жанра
народной песни. Анализ текста.
Особенности содержания и художественной формы преданий. Предания «О Пугачеве», «О
покорении Сибири Ермаком».
Частушки, предания.

III. Древнерусская литература (1ч.)

Идейно-художественное
произведения.

своеобразие

повести

«Шемякин

суд»

как

сатирического

IV. Русская литература XVIII века (4ч.)
Д.И. Фонвизин
Слово о писателе. Создание комедии «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.
Герои и события комедии: господа Скотинины и Митрофанушка. Значащие имена.
Реалистические черты характеров. Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина.
Тема образования воспитания в комедии. Классицизм в драматическом произведении. Основные
каноны классицизма.
И.А. Крылов
Великие баснописцы. И.А. Крылов. Баснописец и его басни. Басни «Лягушки, просящие
царя», «Обоз». Историческая основа басен.
К.Ф. Рылеев
Знакомство с личностью К.Ф. Рылеева. Жанр думы. Дума «Смерть Ермака». Связь с русской
историей. Отражение истории в памяти народа и в литературе. Обучение сравнительному
анализу по текстам думы Рылеева и народной песни «О Ермаке».

V.

Русская литература XIX века (34ч.)

А.С. Пушкин
А.С. - историк. «История Пугачевского бунта». «Капитанская дочка». Историческая основа
повести. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении,
формирование его характера и взглядов. Духовное становление героя. Пугачев и народ в
повести. «Пугачёвщина». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному
восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Средства
характеристики героев повести. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Роль
эпиграфов. Замысел автора. Монологическая речь. Развитие письменной речи.
Изучение лирики А.С. Пушкина.
«Пиковая дама» А.С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов
Особенности историзма, эволюция подхода к истории в творчестве поэта. История создания
поэмы «Мцыри». Идейное содержание поэмы. Структурные особенности произведения и их
взаимосвязь (тема, идея, сюжет и композиция). Образ главного героя и средства его создания. О
романтизме. Романтический герой. Романтический конфликт. Критическая литература.
Развитие письменной речи.
Н.В. Гоголь
Биография писателя. Драматический род литературы. «Ревизор». История создания
комедии. Приемы сатирического изображения. Разоблачение пороков. Драматический
конфликт. Мастерство композиции и речевых характеристик. Хлестаков и хлестаковщина.
«Миражная интрига». Значение авторских ремарок. Особенности композиционной структуры.
Монологическая речь. «Ревизор» в театре и в кино. Замысел комедии. Развитие письменной
речи.
Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Творчество писателя. Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного
города». Сатирическая направленность. Своеобразие историзма. Фольклор. Энциклопедия
русской жизни.
Н. С Лесков
Своеобразие историзма писателя. Нравственные проблемы в рассказе в «Старый гений».
Проблемы в рассказе. Актуальность рассказа.
Л.Н. Толстой
Своеобразие историзма Л.Н. Толстого. «После бала». История создания. Художественное

своеобразие. Контраст как основной художественный прием рассказа. Социально-нравственные
проблемы. Моральная ответственность человека за происходящее. Писательский замысел и идея
произведения.
Поэзия родной природы (1ч.)
Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А.
Фета, А.Н. Майкова. Значение образов природы в творчестве поэтов. Идеи, настроения, чувства
поэтов. Выразительное чтение. Анализ поэтического текста.
А.П. Чехов
Личность писателя. История создания рассказа. «О любви» - рассказ об упущенном счастье.
И.А. Бунин
Личность И.А. Бунина и его творческая индивидуальность. Проблему счастья в рассказе
«Кавказ». Сильное и горячее чувство в рассказе. Время в произведении. Роль пейзажа в рассказе.
Историзм И.А. Бунина.
А.И. Куприн
Жизнь и творчество писателя. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Поступок
героев. Сравнительная характеристика героев (Николая и Веры Алмазовых). Композиция
рассказа. Авторская позиция.
А.А. Блок
Жизнь поэта. А.А. Блок. Историческая тема в творчестве Блока. А.А. Блок. «Россия». Анализ
стихотворения.
А.Т. Твардовский
Слово о поэте. Роль поэмы «Василий Теркин» в годы Великой Отечественной войны. Герой
и автор поэмы. Качества героя в поэме. Особенности жанра и сюжета. Народность в литературе.
Г ероика и юмор. Развитие письменной речи.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Значение поэзии в годы Великой Отечественной войны. Высокие патриотические чувства и
глубоко личные переживания. Пафос поэзии военных лет. История создания песни «Катюша».
В. Лебедь-Кумач «Священная война». К. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги
Смоленщины...» С. Орлов «Его зарыли в шар земной...» Д. Самойлов «Сороковые». А.
Твардовский «Я убит подо Ржевом».
В.П. Астафьев
Жизнь и творчество В.П. Астафьева. «Фотография, на которой меня нет». Проблемы
рассказа. Память в рассказе.
Лирика русских поэтов о родине, родной природе. Поэтический язык. Анализ поэтического
текста. Лирические пейзажные зарисовки и философские размышления о судьбах Родины, с
высокими гражданскими мотивами. И.Ф. Анненский «Снег», Д Мережковский «Родное» и «Не
надо звуков», Н. Заболоцкий «Вечер на Оке» и «Уступи мне, скворец, уголок», Н. Рубцов
«Встреча» и «Привет, Россия.» Ностальгические чувства в творчестве поэтов Русского
зарубежья об оставленной Родине.

VI. Зарубежная литература (7ч.)

Русские поэты XX века о Родине, о родной природе.
У. Шекспир
Литература и искусство эпохи Возрождения. Жизнь и творчество Уильяма Шекспира.
«Ромео и Джульетта». Основные проблемы трагедии. Анализ поэтического текста.
Жан-Батист Мольер (Поклен)
Пьеса Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». XVII век - эпоха расцвета классицизма в
искусстве Франции. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. История создания
комедии. Особенности классицизма в комедии. Интрига в пьесе. Смысл и образы в комедии.
В. Скотт
Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Исторический роман «Айвенго».
Концепция истории и человека в романе. Образы героев романа. Тайны в романе.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Итоговая переводная контрольная работа.

Тематическое планирование 5 , класс
№

Тема

1.
2.

Глава 1. Устное народное творчество (8ч)
Введение. Роль книги в жизни человека и общества.
Из славянской мифологии. Миф Сотворение Земли.

3.

Из славянской мифологии. Миф Сотворение Земли.

4.

УНТ Малые жанры фольклора.

5.

Сказка Царевна - Лягушка. Художественный мир
волшебной сказки.
Образ Василисы Премудрой.

6.
7.

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо.

8.

Образ главного героя и его моральные качества.

Основные
действия

учебные

Работа с текстом, беседа
Изучение нового, работа с
текстом, чтение
Изучение нового,
классификация, анализ
Изучение нового,
классификация, анализ
Изучение нового, чтение,
работа с текстом
Характеристика героев, беседа,
диспут, работа с текстом
Работа с текстом, изучение
нового
Анализ, чтение, работа с
текстом

Глава 2. Из древнерусской литературы (1ч)
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Беседа, работа с текстом
Древнерусская литература. Летопись временных лет.
Глава 3. Из русской литературы 19 в (11ч)
Басни. Жанровые особенности басни
Беседа, работа с текстом
И.А Крылов. Обличение человеческих пороков в
Изучение нового, составление
баснях.
плана, работа с текстом
В.Ч. Басни И.А. Крылова.
Басни Крылова.

18.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна».
В.А. Жуковский. «Кубок». Особенность жанра
баллады.
А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне...»

19.
20.

А.С. Пушкин. Рифма. Ритм.
В.ч. Сказки Пушкина.

21.

Глава 4. Русская литературная сказка (12ч)
Русская литературная сказка. А. Погорельский
«Черная курица, или Подземные жители».

22.

А. Погорельский «Черная курица...»

16.
17.

Чтение, анализ
Развитие монологической речи
Выразительное чтение
Развитие монологической
речи, изучение нового
Выразительное чтение
Выразительное чтение
Формирование навыков
сопоставительного анализа
Развитие речи
Развитие монологической речи
Комментированное чтение,
характеристика героя, пересказ
сюжета
Развитие монологической речи

23.

А. Погорельский «Черная курица...»

24.
25.

Иллюстрации к сказке А. Погорельского.
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

26.

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

27.

Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

28.

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети».

29.
30.

Р.р устное сочинение по поэме Н.А. Некрасова
«Мороз ,Красный нос»
И.С. Тургенев. Повесть «Муму».

31.

Быт крепостнической России.

32.

А.П. Чехов «Хирургия».

33.

Глава 5. Русские поэты 19 века о Родине, родной
природе и о себе (7ч)
А.В. Кольцов. «Песня пахаря».

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

Развитие монологической
речи, выразительное чтение,
анализ
Развитие навыков анализа
лирического текста
Развитие навыков анализа
лирического текста
Аудирование,
комментированное чтение,
рассказ по иллюстрации
Выразительное чтение,
аудирование, работа с текстом
Развитие речи
Цитатная характеристика,
работа с текстом
Развитие устной речи, работа с
текстом
Знакомство с понятием,
комментированное чтение,
анализ

Развитие монологической речи
Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Картины русской природы в
изображении поэтов.
Выразительное чтение,
выявление авторской позиции
Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.
Выразительное чтение
Развитие речи
Р.р. Сочинение-миниатюра. Красота русской природы.
Р.р Сочинение-миниатюра
Развитие речи
Письменные ответы на вопросы по повести.
Контроль знаний
Анализ работ.
Анализ
Глава 6. Из литературы 20 века (34ч)
И. Бунин «Косцы».
Рассказ по иллюстрации,
работа с текстом
И. Бунин «Косцы».
Комментированное чтение
И. Бунин Стихотворения.
Выразительное чтение
И. Бунин Стихотворения.
Выразительное чтение
В.Г. Короленко. Рассказ о писателе.
Знакомство с писателем,
комментированное чтение,
работа с текстом
В,Г, Короленко «В дурном обществе».
Цитатный план сюжета
В,Г, Короленко «В дурном обществе».
Анализ художественного
текста
В,Г, Короленко «В дурном обществе».
Анализ художественного
текста
В,Г, Короленко «В дурном обществе».
Развитие монологической речи

49.

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом.

50.

П.П. Бажов «Медной горы хозяйка».

51.

П.П. Бажов

52.

В.Ч П.П. Бажов Сказы.

53.

К.Г. Паустовский .Сказка «Теплый хлеб».

54.
55.
56.

К.Г. Паустовский .Сказка «Теплый хлеб».
К.Г. Паустовский «Заячьи лапки».
К.Г. Паустовский

57.

С.Я .Маршак «Двенадцать месяцев».

58.
59.
60.
61.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Р.Р художественные особенности пьесы-сказки.
Контрольная работа. Тест.
А.П. Платонов.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

Выразительное чтение, анализ
лирического текста
Знакомство с писателем,
определение основной идеи
произведения, авторской
позиции
Знакомство с жанром, работа с
текстом
Выразительное чтение, анализ
текста
Комментированное чтение,
анализ характера героя
Развитие диалогической речи
Комментированное чтение
Развитие монологической речи
Характеристика героев,
сопоставительный анализ
Работа с теорией литературы
Развитие речи
Контроль знаний
Анализ. Знакомство с

писателем, комментированное
чтение, пересказ эпизода
А.П. Платонов «Никита».
Сопоставительный анализ
В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Знакомство с писателем,
составление плана рассказа
В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Характеристика героя
В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Работа с текстом, обобщение
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
Аудирование
И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер».
Выразительное чтение
Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказский Сопоставительный анализ
пленник", "Игорь-Робинзон".
Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной
Выразительное чтение
форме.
Поэты о ВОв А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Выразительное чтение,
аудирование
Выразительное чтение,
К М Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». аудирование
Писатели и поэты 20 века о Родине.
Выразительное чтение,
аудирование
КР по русской литературе 19-20 вв. (тестирование).
Контроль знаний
Глава 7. Зарубежная литература (12ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Комментированное чтение,
Бережное отношение к традициям предков. Развитие работа с текстом
понятия о балладе.
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Развитие монологической
Бережное отношение к традициям предков. Развитие речи, характеристика героя,
понятия о балладе.
работа с текстом
Д. Дефо Робинзон Крузо.
Составление цитатной
характеристики

77.

Д. Дефо Робинзон Крузо.

78.
79.

Х.К. Андерсен. Снежная королева.
Х.К. Андерсен. Снежная королева.

80.

81.

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Герда
против Снежной королевы», «Что изменилось в
характере маленькой разбойницы после встречи с
Гердой?»
Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

82.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

83.

Джек Лондон «Сказание о Кише».

84.

Итоговый урок-праздник. "Путешествие по стране
Литературии 5 класса".
Подведение итогов. Задание на лето.

85.

Развитие монологической и
диалогической речи
Сопоставительный анализ
Характеристика героев,
обобщение
Развитие речи

Комментированное чтение,
характеристика героев
Развитие монологической речи
Комментированное чтение,
анализ

Тематическое планирование 6 класс
Тема урока
Основные учебные действия
Глава 1.Устное народное творчество (5 ч)
1. Введение. Художественное произведение. Содержание Работа с текстом, развитие
и форма.
монологической и диалогической
речи
2.УНТ. Обрядовый фольклор.
Изучение нового,
комментированное чтение,
аудирование
З.ПОСЛОВИЦЫ и поговорки.
Классификация, развитие
оценочных представлений
4.Загадки-малый жанр фольклора.
Развитие монологической речи
5.Урок-посиделки " Русский фольклор".
Развитие речи
Глава 2. Из древнерусской литературы (1 ч)
Русская летопись." Повесть временных лет". " Сказание о Комментированное чтение,
Белгородском киселе".
анализ
Глава 3. Из русской литературы 19 в (55 ч)
Русская басня. Дмитриев " Муха".
Выразительное чтение, анализ
Крылов. Басня " Листы и корни."
Выразительное чтение, деление
басни на композиционные части
Крылов. " Осёл и соловей".
Характеристика героя,
комментированное чтение
Крылов " Ларчик".
Выразительное чтение
А.С. Пушкин. " И.И. Пущину", " Узник".
Выразительное чтение, анализ
лирического текста
А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Антитеза. Двусложные
Выразительное чтение, анализ
размеры стиха.
лирического текста
Двусложные размеры стиха.
Изучение нового
Дубровский-старший и Троекуров в повести Пушкина " Комментированное чтение,
Дубровский".
аудирование
Бунт крестьян в повести Пушкина " Дубровский".
Сопоставительная характеристика
героев

Романтическая история любви Владимира Дубровского и
Маши Мироновой.
Протест Владимира Дубровского против насилия и
несправедливости.
Контрольная работа по " Дубровскому".
Классное сочинение по повести " Дубровский".
А.С. Пушкин. " Барышня-крестьянка",
А.С. Пушкин. " Барышня-крестьянка",
М.Ю. Лермонтов " Тучи"
М.Ю. Лермонтов " Три пальмы", " Утёс", " Листок!.
Трёхсложные размеры стиха.
И.С. Тургенев. " Бежин луг".

Работа с текстом, цитатный план
Работа с текстом,
комментированное чтение
Контроль знаний
Контроль знаний
Комментированное чтение,
характеристика героев, анализ
текста
Выявление авторской позиции,
работа с текстом
Развитие монологической речи,
выразительное чтение
Выразительное чтение, анализ
лирического текста
Выразительное чтение, анализ,
аудирование
Развитие монологической речи,
аудирование
Рассказ по иллюстрации,
цитатная характеристика героев
Выявление авторской позиции
Работа с текстом
Развитие монологической речи

И.С. Тургенев. " Бежин луг". Портреты и рассказы
мальчиков.
И.С. Тургенев. " Бежин луг". Роль картин природы.
Вн. чтение. " Записки охотника". Сюжет и герои.
Вн.чтение. " Записки охотника". Герои.
Проект. Составление электронного альбома " Словесный
портрет крестьян"..
Тютчев. Биография. Творчество.
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Ф.И. Тютчев. " Неохотно и несмело"...
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Ф.И. Тютчев. " Листья".
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Ф.И. Тютчев." С поляны коршун поднялся."
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
А.А. Фет. Стихи.
Выразительное чтение
А.А. Фет. Стихи.
Выразительное чтение
Краски и звуки в пейзажной лирике Фета.
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Контрольная работа по лирике Тютчева. Фета.
Контроль знаний
Н.А. Некрасов." Железная дорога". Картины
Выразительное чтение, работа с
подневольного труда.
текстом, анализ

Н.А. Некрасов." Железная дорога". Картины
Развитие монологической речи,
подневольного труда.
комментированное чтение
Своеобразие языка и композиции стих-я Н.А. Некрасова "
Железная дорога".
Анализ лирического текста,
работа со средствами
художественной выразительности
Н.С. Лесков. "Левша. Гордость за народ.
Знакомство с писателем, работа с
литературной статьей
Особенности языка сказа Лескова " Левша".
Развитие представлений о жанре,
характеристика героев
Вн. чтение. Н.С .Лесков " Человек на часах".
Работа с текстом, словарная
работа
Составление эл. альбома " Герои сказа".
Обобщение знаний
ПР.Р. Подготовка к сочинению о труде.
Развитие речи
Р.Р. Сочинение о труде.
Развитие речи
А.П. Чехов." Толстый и тонкий".
Развитие представлений о
понятии «Юмор» в литературе,
комментированное чтение
Инсценирование рассказов Чехова.
Вн. чтение. Рассказы Чехова.
Работа с текстом, анализ
Я. Полонский, А. Толстой. Стихи.
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Баратынский. Стихи.
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Проект. Составление электронного альбома " Родная
Обобщение знаний
природа в стихах".
Чтение стихов поэтов 19 века наизусть.
Выразительное чтение
Чтение стихов поэтов 19 века наизусть.
Выразительное чтение
А.И. Куприн. " Чудесный доктор". Реальная основа
Знакомство с писателем,
содержания рассказа.
комментированное чтение,
аудирование
А.И. Куприн. " Чудесный доктор". Тема служения народу Характеристика героя, работа с
в рассказе.
цитатами
Литературная викторина по творчеству писателей и
Обобщение знаний
поэтов 19 века.
Контрольная работа по творчеству писателей и поэтов 19 Контроль знаний
века.
Вн. чтение. А.С. Пушкин " Повести Белкина".
Развитие монологической речи
Вн. чтение. А.С. Пушкин " Повести Белкина".
Развитие монологической речи
Глава 4. Из русской литературы 20 в (15 ч)
Конференция : " Моя любимая книга писателей 19 века". Развитие монологической речи
Конференция : " Моя любимая книга писателей 19 века".

Развитие монологической речи

КВН ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ 19
ВЕКА.
А.П. Платонов. " Неизвестный цветок".

Обобщение знаний
Комментированное чтение,
анализ текста

А.П. Платонов. " Неизвестный цветок".
А. Грин." Алые паруса" .Жестокая реальность и
романтическая мечта.
А. Грин." Алые паруса". Жестокая реальность и
романтическая мечта.

Развитие монологической речи
Комментированное чтение

Анализ художественного текста,
характеристика главных героев
Астафьев " Конь с розовой гривой". Изображение быта и Знакомство с писателем,
жизни сибирской деревни.
комментированное чтение
Астафьев " Конь с розовой гривой". Яркость и
Характеристика героя
самобытность героев рассказа.
В. РАСПУТИН " Уроки французского". Отражение
Знакомство с писателем,
трудностей военного времени"
комментированное чтение,
просмотр эпизодов
В. Распутин " Уроки французского". Душевная щедрость Цитатная характеристика
учительницы.".
поведения героя,
комментированное чтение
Симонов. Стихи.
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Блок. Есенин. Стихи.
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, работа со
средствами художественной
выразительности
Блок. Есенин. Стихи.
Выразительное чтение
В.М. Шукшин. " Критики".
Анализ художественного текста
Глава 5. Зарубежная литература (9 ч)
Ф. Искандер. " Тринадцатый подвиг Геракла".
Комментированное чтение,
характеристика поведения героя
Ф. Искандер. " Тринадцатый подвиг Геракла".
Анализ художественного текста
Мифы Древней Греции.
Комментированное чтение
Мифы Древней Греции.
Развитие монологической речи
Г. Тукай Стихи. К. Кулиев Стихи.
Выразительное чтение
Геродот "Легенда об Арионе".
Комментированное чтение,
анализ текста
Гомер "Илиада" и "Одиссея".
Комментированное чтение
Литературная игра.
Обобщение знаний
Подведение итогов работы. Задание на лето.

Тематическое планирование 8 класс
Предмет:

Класс:

Раздел

Тема урока

Введение. Литература и история
Раздел 1.
«Русская
литература и
история» (1ч)
Устное народное творчество
Раздел 2.
«Устное

Аудирование, работа с текстом

Комментированное чтение,
аудирование

Предания как исторический жанр
народное
творчество» (3ч)
Из древнерусской литературы.
Житийный жанр как особый жанр
древнерусской литературы
Раздел 3. «Из Шемякин суд как сатирическое
древнерусской произведение
литературы»
(1ч)

Знакомство с жанром,
комментированное чтение,
пересказ
Пересказ, комментированное
чтение

Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Раздел 4. «Из
русской
литературы
XVIII века» (4ч)
Развитие речи
Р.Р.
Д.И. Фонвизин. Анализ эпизода комедии
«Недоросль»
И.А. Крылов. Слово о баснописце. И.А. Знакомство с писателем, развитие
Крылов басни «Лягушки, просящие
монологической речи, знакомство
царя» и др.
с понятием «Комедия»,
аудирование
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте
Комментированное чтение,
анализ, обобщение
Раздел 5. «Из А.С. Пушкин. Историческая тема в
творчестве поэта. История пугачевского Выразительное чтение, анализ
русской
лирического текста, определение
литературы XIX бунта
средств художественной
века» (34 ч)
выразительности
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Развитие монологической речи
История создания
Гринев: формирование личности героя Характеристика героя, работа с
текстом
Гринев в Белогорской крепости
Цитатная характеристика героини
Гринев и Швабрин
Формирование представления о
понятии «Антигерой», развитие
монологической речи
Гринев и Маша Миронова
Сопоставительный анализ
Изображение народной войны в повести Сопоставительный анализ
Р.Р.
Заключительный урок по повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка».
Подготовка к сочинению.
Р.Р.
Сочинение по роману А. Пушкина
«Капитанская дочка»
Вн.чт.
А.С. Пушкин. «Пиковая дама».
Проблема человека и судьбы

Развитие речи

Развитие речи
Анализ художественного текста,
аудирование

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба.
Лермонтов. «Узник»
Лермонтов. Поэма «Мцыри». История
создания
Идейное содержание поэмы «Мцыри».
Художественное своеобразие поэмы
Р.Р.
Сочинение по творчеству Лермонтова
Н.В. Гоголь - писатель-сатирик.
Комедия Гоголя «Ревизор». История
создания
«Ревизор». Д. 1 - основа развития
комедийного действия
Разоблачение нравственных пороков в
комедии «Ревизор»
Образ Хлестакова. Понятие о
миражной интриге.
Общечеловеческое значение характеров
героев. Мастерство Гоголя- сатирика.
Белинский о комедии
Р.Р.
Сочинение по комедии Гоголя
«Ревизор»
Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ
Петербурга
Вн.чт.
Салтыков-Щедрин. «История одного
города». Анализ отрывка
Н. Лесков. «Старый гений».

Развитие монологической речи,
выразительное,
комментированное чтение

Развитие речи
Знакомство с понятием
«Романтизм», комментированное
чтение
Развитие монологической речи,
анализ
Комментированное чтение,
обобщение
Комментированное чтение,
обобщение
Работа с текстом, пересказ
Развитие речи
Пересказ, близкий к тексту,
анализ
Аудирование

Аудирование, комментированное
чтение
Л.Н. Толстой. «После бала». Идея
Пересказ эпизода,
произведения
комментированное чтение,
рассказ по иллюстрации
Прием контраста, раскрывающего идею Работа с текстом, подбор
произведения
материала
Пересказ, близкий к тексту,
Вн.чт.
анализ
Л.Н. Толстой. Отрывок из повести
«Отрочество»
Развитие речи
Р.Р.
Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого
«После бала»
Поэзия родной природы в творчестве
Выразительное чтение
поэтов 19 века
А.П. Чехов. «О любви»
Анализ художественного текста,
комментированное чтение
И.А. Бунин. «Кавказ»
Анализ художественного текста,
пересказ эпизодов,
комментированное чтение,
характеристика героев

А.И. Куприн. «Куст сирени»

Анализ художественного текста,
пересказ эпизодов,
комментированное чтение,
характеристика героев

А.А. Блок. Историческая тема в
творчестве Блока. А.А. Блок. «Россия». Выразительное чтение, анализ
Анализ стихотворения
лирического текста, определение
средств художественной
выразительности
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, определение
средств художественной
выразительности
Стихи русских поэтов о Великой
Отечественной войне
Выразительное чтение, анализ
лирического текста, определение
средств художественной
выразительности
Русские поэты XX века о Родине, о
Выразительное чтение, анализ
родной природе
лирического текста, определение
средств художественной
выразительности
Поэты русского зарубежья о Родине.
Раздел 6.
Выразительное чтение, анализ
«Зарубежная И.А. Бунин.
лирического текста, определение
литература»
средств художественной
(7ч)
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Комментированное чтение,
характеристика героев,
аудирование
Сонеты Шекспира
Комментированное чтение,
анализ
Аудирование, просмотр эпизодов
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» из пьесы
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Комментированное чтение,
анализ
В. Скотт «Айвенго»
Комментированное чтение,
анализ
Контроль знаний
Итоговая переводная контрольная
работа
Описание материально-технического оснащения образовательного процесса

Список литературы.
Для учащихся:
1. Коровина, В.Я. и др. Литература 5 класс. В 2ч. [Текст]:учебник-хрестоматия/
В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2018
2. Коровина, В.Я. и др. Литература 6 класс. В 2ч. [Текст]:учебник-хрестоматия/
В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2018
3. Коровина, В.Я. и др. Литература 8 класс. В 2ч. [Текст]:учебник-хрестоматия/

В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2018
Для учителя:
1. Беломестных, О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное разработки по
литературе: 5 класс [Текст]: пособие для учителя/ О.Б. Беломестных. - М.: ВАКО, 2020.416с.
2. Беляева, Н.В.: Уроки литературы. 6 класс. Поурочные разработки [Текст]: пособие для
учителя/ Н.В. Беляева. -Просвещение, 2021.
3. Беляева, Н.В. Литература 5-9 классы. Проверочные работы [Текст]: пособие для
учителя/ Н.В. Беляева.- М: Просвещение, 2020
4. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс [Текст]: пособие для
учителя/Н.В. Егорова. - М.: Вако, 2020- 416с.
5. Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс [Текст]: пособие для
учителя/ Н.В. Егорова. - М.: Вако, 2020.- 448с.
6. Егорова, Н.В., Золотарева И.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5
класс. [Текст]: пособие для учителя/ Н.В.Егорова. - М.: ВАКО, 2020. - 400с.
7. Еремина, О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс [Текст]: методическое
пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. / О.А. Еременко. - М.: Экзамен, 2020.320с.
8. Замышляева, А.Н. Литература. 6 класс. Система уроков по учебнику под редакцией В.
Я. Коровиной. ФГОС [Текст]:пособие для учителя/ А.Н. Замышляева. -Волгоград:
Учитель, 2020.- 324с.
Мультимедийные пособи
1. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM /
Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2020.
2. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-RОМ /
Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2020.
4. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия
5. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-RОМ /
Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2020.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Перечень ЭОР, используемых при реализации ООП
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российское образование" http: //www.edu.ru
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://window.edu.ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school- collection.edu.ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» www.febweb.ru
Мифологическая энциклопедия www.myfhology.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».