Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Обществознание (прил к АООП ООО ЗПР в.7.1)

Приложение к АООП ООО
Утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская
СОШ» от 31.08.2021г.
№105-ОД

Адаптированная рабочая программа для детей ОВЗ
Рабочая программа по предмету «Обществознание»
для 6-9 классов
Срок реализации: 4 года

Учитель: Тимус О.В.

пгт. Лесогорский, 2021 г.

п. Лесогорский , 2021 год

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по обществознанию составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. ФГОС ООО;
2. Образовательная программа МБОУ «Приморский ЦО;
3. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от
24.12.2018 года);
4. Рабочая программа: «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия
учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 - 9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс по
обществознанию: Обществознание. 5,6,7,8,9 классы: учебники для общеобразовательных
учреждений /Л.Н. Боголюбов (и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой; М.:
Просвещение, 2021.
Цели и задачи обществоведческого образования в основной школе состоят в том,
чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в
подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона
и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего
подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования
общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой
и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в
области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной
деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать
предпрофильному самоопределению школьников.

Общая характеристика учебного предмета.
Отбор учебного материала для содержания программы по обществознанию для основной
школы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного
образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6—9
классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности,
получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. В школьном курсе по
обществознанию нет принципа «неодолимой силы», такого, как принцип хронологии в
истории, который диктовал бы лишь одну последовательность построения курса.
Образовательно воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты
с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.
Последовательность, предложенная в программе то обществознанию для основной школы,
обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его
развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе
обучения. При распределении тем программы по обществознанию в основной школе
каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке
учеников и в то же время как звено в развёртывании целостной и относительно
завершённой, т. е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе
необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего
истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические
факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при
изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с
изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая
подготовка учащихся 6—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при
изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах
познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных
действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться
во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью
детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из
задач этой работы выступает формирование нетерпимости к правонарушениям,
наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного
предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На
первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое
изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы,
помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи
обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с
собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а
возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении
людей в обществе. Развитию у учащихся 6— 9 классов готовности к правомерному и
нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм
морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной
информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного
социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научнопопулярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших
фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование
элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает определённая
оснащённость учебной деятельности источниками и учебно-познавательными средствами.
Поэтому используются тексты Конституции Российской Федерации, важнейших законодательных актов; тематические таблицы и другие средства наглядности. При работе с
использованием новых информационных технологий привлекаются материалы Интернета,
а также созданные для основной школы цифровые образовательные ресурсы.
В адаптированной программе сохранено основное содержание общеобразовательной
школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося и специфика усвоения им
учебного материала. Программа направлена на обеспечение равных возможностей и
качественного образования наиболее уязвимой и незащищённой в педагогическом
отношении группы детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа
предоставляет возможность ученику с ограниченными возможностями здоровья получить
минимум обществоведческих знаний за курс 5 класса. Рабочая программа направлена на
коррекцию недостатков в знаниях учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
преодоление трудностей в освоении курса обществознания, оказание помощи и поддержки
детям данной категории.
Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих,
информационно-коммуникативных,
объяснительно-иллюстративных
и
игровых
педагогических технологий, которые оптимально подходят для обучающихся с ОВЗ,
способствуют развитию элементарных мыслительных операций (сравнение, обобщение,
анализ), восполнению пробелов в знаниях учащихся с ОВЗ.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня
интеллектуального
развития
учащихся.
Характерной
особенностью
учебновоспитательного процесса с этими детьми является не пассивное приспособление к слабым
сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в
целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются
организационнопедагогические
технологии:
сочетание
индивидуальной
и
дифференцированной работы с учащимися на уроке и на уроке коррекции, с целью
устранения причин, вызывающих трудность обучении, оказание индивидуальной помощи
учащимся, коммуникативно-диалоговая технология в целях развития коммуникативной
культуры, развития речи, памяти и т.д.
Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном (образовательном)
плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общая недельная нагрузка
в каждом году обучения составляет 1 час, 34 ч. в год.

Планируемые результаты освоения обществознания.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к

человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества
семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед
нынешним и грядущим поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
направленном на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
аргументирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основ ной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об
областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные
объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
социальной информации, необходимой для изучения курса;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и способами преодоления конфликтов.
Коррекционные задачи:
- научить ребёнка жить в условиях формирующейся новой социальной среды, решить
проблему адаптации его в социуме (социальная задача);
- обучить предмету (образовательная задача);
- сформировать умение общаться (воспитательная задача);
- компенсировать ОВЗ в соответствие с особенностями ребёнка (компенсаторная задача);
- корригировать нарушения, связанные с недоразвитием речи (коррекционная задача).
Основные направления коррекционной работы в помощь усвоению школьной
программы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Развитие основных мыслительных операций:
формирование навыков соотносительного анализа;
развитие навыков группировки и классификации;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции;
развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
наглядно-образного;
словесно-логического.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
релаксация мышц, мимики лица;
драматизация, чтение по ролям.
Развитие речи, владение техникой речи.
Расширение представлений о мире, кругозора.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Прогнозируемые результаты коррекционной работы:
повышение уровня развития коммуникативных навыков; повышение уровня учебной
мотивации; повышение качества обучения; успешная социализация учащихся.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с психологопедагогическими, возрастными особенностями развития учащихся, а также с задачами
коррекционно-воспитательной работы.
Особое
внимание
уделяется
познавательной
активности
учащихся,
их
мотивированность к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое
использование нетрадиционных форм урока, в том числе методики ролевых игр, решение
проблемных учебнопознавательных задач, моделирование различных жизненных
ситуаций.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения
познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные
способы и методы решения задач, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с
собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и
групповой познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, презентации, проекта;
применять на практике полученные знания.

Содержание курса «Обществознание».
6 класс.
Введение. 1 ч.
Глава 1. Человек в социальном измерении. 12 ч.
Что такое личность. Индивидуальность. Познание. Самопознание. Что такое самооценка.
Какая она бывает. Человек и его деятельность. Формы деятельности. Потребности,
способности, характер. Какие бывают потребности. Мир чувств, эмоций, мыслей.
Слагаемые жизненного успеха. Готовимся выбирать профессию.
Глава 2. Человек среди людей. 11 ч.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Человек в группе.
Группы, которые мы выбираем. Кто может стать лидером. Что можно, чего нельзя и что за
это бывает. О поощрениях и наказаниях.
Что такое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими «Слово
серебро, молчание золото»
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Глава III. Нравственные основы жизни . 8 ч.

Что такое человечность. Как проявлять заботу о близких. Что такое «золотое правило
морали» Что такое добро. Кого называют добрым, а кого добреньким. Что такое страх. Будь
смелым, умей побеждать страх. Имей смелость сказать «нет» Гуманизм- что это такое. Как
проявить заботу о близких.
Повторение. 2 ч.

7 класс.
Вводный урок по курсу «Обществознание»
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе. 13 ч.
Социальные нормы, обряды, привычка, этикет, манеры. Общественные нравы, традиции.
Права и свободы человека и гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека. Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Справедливость.
Конституционные обязанности. Долг и обязанность. Защита Отечества. Регулярная армия.
Военная служба. Общеобязательная, специальная, внешняя и внутренняя дисциплина.
Воля, самовоспитание. Ответственность за нарушение закона. Законопослушный человек.
Противозаконное
поведение.
Преступления
и
проступки.
Ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные и судебные органы РФ.
Глава 2. Человек в экономических отношениях 16 ч.
Экономика и ее основные участники. Натуральное и товарное производство. Потребители,
производители. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и
качества труда. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Факторы,
новые технологии, издержки производства, выручка и прибыль производителя. Роль
разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки
производства. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Роль
предпринимательства. Этика предпринимателя. Условия успеха в предпринимательской
деятельности. Обмен. Стоимость, цена товара. Формы торговли. Реклама в современной
экономике. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции
денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейное потребление.
Прожиточный минимум. Семейный бюджет. Обязательные и произвольные расходы.
Социальные услуги, предоставляемые гражданам.
Глава 3. Человек и природа. 4 ч.
Человек - часть природы. Значение природных ресурсов. Проблема загрязнения
окружающей среды. Охрана природы. Главные правила экологической морали. Законы РФ,
направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в правоохранительной
деятельности.
Итоговое обобщение 1ч.

8 класс.

Введение
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к
окружающей действительности.
Глава I. Личность и общество 7 ч.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения, их формы. Развитие общества. Человечество в 21 веке, тенденции
развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Глава II. Сфера духовной культуры. 8 ч.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции
развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.
Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральный знания и практическое
поведение. Критический анализ собственных поступков и помыслов.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы
системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда
ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в
жизни современного общества. Свобода совести.
Глава III. Социальная сфера 5 ч.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные
группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт и пути его
разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей
личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка.
Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому
прошлому, традициям, обычаям народов. Взаимодействие людей в многонациональном и
многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Глава IV. Экономика 12 ч.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и
экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической
системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономикой. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Внешнеторговая политика.
Итоговое обобщение 2 ч.

9 класс.

Глава 1. Политика. 11 ч.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность
государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции
государства. Государственное устройство России. Гражданство. Политический режим.
Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы.
Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей.

Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти
РФ.
Органы
законодательной
власти.
Органы
исполнительной
власти.
Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения.
Международные политические организации. Войны и вооруженные конфликты.
Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов. Глобализация и ее противоречия. Человек и политика.
Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Глава 2. Право. 23 ч.
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Нормы права. Нормативноправовой акт. Сущность и особенности правоотношений. Мера дозволенного. Субъекты
правоотношений. Правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц.
Правомерные и противоправные юридические действия. Понятие правонарушения.
Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ.
Адвокатура. Нотариат. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы.
Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы
статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя. Понятие
прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. Сущность гражданского
права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская
дееспособность
несовершеннолетних.
Защита
прав
потребителя.
Трудовые
правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Семейные правоотношения.
Семейный кодекс РФ. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей.
Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Виды административных наказаний. Основные понятия и институты уголовного права.
Пределы допустимой самообороны. Социальная политика государства. Право на жилище.
Право на социальное обеспечение. Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в
период вооруженных конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение
образования - и право, и обязанность. Деятельность правозащитных молодежных
организаций.
Результаты ВПР показали необходимость формирования следующих знаний, умений
и навыков:
- личностных представлений об основах российской гражданской идентичности,
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации.
- теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных
задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального
кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
- выполнения несложных практических заданий, основанных на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
- анализа несложных практических ситуаций, связанных с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определение
признаков правонарушения, проступка, преступления; исследование несложных
практических ситуаций, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;

Тематическое планирование.
6 класс.
Глава и тема

Количество часов

Раздел 1. Введение.
Раздел 2. Глава 1. Человек в социальном измерении.
Человек- личность.

1
12
2

Человек познает мир.
Человек и его деятельность.
Потребности человека.
На пути к жизненному успеху.
Зачет по теме «Человек в социальном измерении»
Раздел 3. Глава 2. Человек среди людей.
Межличностные отношения.

2
2
2
2
2
11
2

Человек в группе.
Общение.
Конфликты в межличностных отношениях.
Как разрешить конфликт?
Зачет по теме «Человек среди людей»
Раздел 4. Глава 3. Нравственные основы жизни.
Человек славен добрыми делами.
Смелость.

2
2
2
1
2
10
2
1

Будь смелым.
Человек и человечность.

2
2

Зачет по теме «Нравственные основы жизни»
Повторение. Человек и общество.
всего

1
2
34

7 класс.
Глава и тема

Глава и тема

Раздел 1. Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.
Что значит жить по правилам.
Права и обязанности граждан.
Почему необходимо соблюдать законы:
Защита Отечества.
Герои- защитники Отечества.
Для чего нужна дисциплина.
Виновен- отвечай.

13
2
2
1
1
1
1
2

Кто стоит на страже закона.
Зачет по теме « Регулирование поведения людей в обществе»
Раздел 2. Глава 2. Человек в экономических отношениях.
Что такое экономика.

2
1
16
1

Экономика и ее основные участники.

1

Мастерство работника.
Золотые руки работника.
Труд и зарплата. Количество и качество труда.
Что и как производить.
Прибыль.
Что такое бизнес.

1
1
1
1
1
1

Формы бизнеса.
Обмен, торговля.
Реклама- двигатель торговли.
Деньги и их функции.
Экономика семьи.
Зачет. Человек и экономика.

1
1
2
1
2
1

Раздел 3. Глава 3. Человек и природа.
Воздействие человека на природу.
Охрана природы.
Человек на страже природы.
Обобщение. Человек и общество.
всего

5
2
1
1
1
34

8 класс.
Глава и тема

Количество часов

Глава 1.Личность и общество
Что делает человека человеком.
Человек, общество, природа.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества.
Как стать личностью.

7
1
1
2
1
1

Повторение темы «Личность и общество»

1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
12

Глава 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни.
Мораль.
Долг и совесть.
Моральный выбор -это ответственность.
Образование.
Наука в современном мире
Религия как одна из форм культуры.
Зачет по теме «Сфера духовной культуры»
Глава 3. Социальная сфера
Социальная структура общества.
Социальные статусы и роли.
Нации и межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение
Повторение темы «Социальная сфера»
Глава 4.Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества.
Главные вопросы экономики
Собственность.
Рыночная экономика.

1
1
1
1

Производство-основа экономики
Предпринимательская деятельность.
Роль государства в экономике.
Распределение доходов.
Потребление.
Инфляция и семейная экономика.
Безработица, ее причины и последствия
Мировое хозяйство и международная торговля.
Повторение и обобщение
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
2
34

9 класс.
Глава и тема
Глава 1.Политика.
Политика и власть

Количество часов
11
1

Государство.
Политические режимы.
Правовое государство.
Гражданское общество и государство
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Зачет по теме «Политика»

2
2
1
1
2
1
1

Глава 2. Право.
Право.
Правоотношения и субъекты права.
Правонарушения и юридическая ответственность
Правоохранительные органы
Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя РФ
Права и свободы человека и гражданина.
Гражданские правоотношения.
Право на труд. Трудовые правоотношения
Семейные правоотношения.
Административные правоотношения.
Уголовно-правовые отношения.
Социальные права.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Зачет по теме «Право»

22
1
1
2
1
1
1
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1

Повторение и обобщение по курсу «Политика и право»

1

Всего

34

Материально-техническое обеспечение.
6 класс.
Методические пособия для учителя:
Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н.Боголюбов,
Л.Ф.
Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.:Дрофа, 2018.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с
дидакт. Материалами /А.Ю. Лазебникова. - М.: Школа - Пресс, 2020.
ПрутченковА.С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод. разработки социально - психологич.
Тренингов/ А.С.Прутченков.- М.:Новая школа, 2020
КравченкоА.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11классов общеобразоват.
учрежд./А.И. Кравченко. -М.: Просвещение, 2020.
Кротов В.Г. Государство чувств. Ориентирование во внутреннем мире/ В.Г. Кротов. М.,2019
Максименко С.Д. Общая психология: учебное пособие/ С.Д. Максименко. - М., 2020.
Правовое воспитание школьников 5-9 классы: конспекты занятий/ сот. О.В. Летнева.Волгоград: учитель, 2020.
Примерные программы по учебным предметам «Обществознание 5-9 классы» - стандарты
второго поколения/ М.: Просвещение, 2021.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2002. - Гл. XIV.
Деятельность.
Интернет ресурсы:
http://kursowie.ru
http://www.membrana.ru
http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120002094&p=
http://www.sunhom.ru/poetry/16699http ://яndekcЦОР
Дополнительная литература для учащихся.
Григорьев С.Т. Александр Суворов: историческая повесть/ С.Т. Григорьев. - М.1990.
ДомашекЕ.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В. Домашек.- Ростов н/Д.:
Феникс, 2010.
Железняков В.К. Чучело/ В.К. Железняков. - М., 2011
Сазонова Г.Г.Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г.Сазонова. -М.:Виктория Плюс,
2007.
Сергеева Л.С. Человек: энциклопедия: научно - популярное издание для детей/ Л.С.
Сергеева. - М. 2006.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти своё место в жизни/
Ди Снайдер. - М.2001.
Школьник Ю.К. Человек : полная энциклопедии/ Ю.К. Школьник. - М., 2006.
7 класс.
Методические пособия для учителя:
Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н.Боголюбов,
Л.Ф.
Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.:Дрофа, 2018.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод. пособие для учителя с
дидакт. Материалами /А.Ю. Лазебникова. - М.: Школа - Пресс, 2018.
ПрутченковА.С. Свет мой, зеркальце, скажи.: метод. разработки социально - психологич.
Тренингов/ А.С.Прутченков.- М.:Новая школа, 2018.

КравченкоА.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11классов общеобразоват.
учрежд./А.И. Кравченко. -М.: Просвещение, 2018.
Кротов В.Г. Государство чувств. Ориентирование во внутреннем мире/ В.Г. Кротов. М.,2017.
Максименко С.Д. Общая психология: учебное пособие/ С.Д. Максименко. - М., 2019.
Правовое воспитание школьников 5-9 классы: конспекты занятий/ сот. О.В. Летнева.Волгоград: учитель, 2019.
Примерные программы по учебным предметам «Обществознание 5-9 классы» - стандарты
второго поколения/ М.: Просвещение, 2018.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2018.
Интернет ресурсы:
http://kursowie.ru
http://www.membrana.ru
http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120002094&p=
http://www.sunhom.ru/poetry/16699http ://яndekcЦОР
http://be. еconomicus.ru/ - Основы экономики. Вводный курс.
http://www.parebrik. ru / Материал о применении современных технологий в различных
отраслях хозяйства России.
http://zonaprav. ru/- Российское общество защиты прав потребителей.
http://ihtik.lib./ ru/ - Книги, словари, справочники, энциклопедии.
http://ecolife. ru/ index. shtml - Экологический центр «Экосистема».
http://priroda. ru/ Национальный портал «Природа России».
http:// ug. ru/- Учительская газета. Электронная версия.
Дополнительная литература для учащихся.
Григорьев С.Т. Александр Суворов: историческая повесть/ С.Т. Григорьев. - М.2020г.
ДомашекЕ.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В. Домашек.- Ростов н/Д.:
Феникс, 2019.
Железняков В.К. Чучело/ В.К. Железняков. - М., 2018
Сазонова Г.Г.Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г.Сазонова. -М.:Виктория Плюс,
2018.
Сергеева Л.С. Человек: энциклопедия: научно - популярное издание для детей/ Л.С.
Сергеева. - М. 2019.
Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти своё место в жизни/
Ди Снайдер. - М.2018.
Школьник Ю.К. Человек : полная энциклопедии/ Ю.К. Школьник. - М., 2017.
Методические пособия для учителя:
8 класс.
Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов,
Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2018 г..
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для
учителя с дидактическими материалами А.Ю Лазебникова. - М.: Школа - Пресс, 2019 г..
Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10
- 11
классов
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. - М. Просвещение, 2019 г..
Примерные программы основного общего образования. Обществознание 5 - 9 классы. - М.
Просвещение, 2018.
Правовое воспитание школьников: 5 - 9 классы: конспекты занятий / сост. О.В. Летнева. Волгоград: Учитель, 2017.
Интернет ресурсы:

1. http://be. еconomicus.ru/ - Основы экономики. Вводный курс.
2. http://www.parebrik. ru / Материал о применении современных технологий в различных
отраслях хозяйства России.
3. http://zonaprav. ru/- Российское общество защиты прав потребителей.
4. http://ihtik.lib./ ru/ - Книги, словари, справочники, энциклопедии.
5. http:// ug. ru/- Учительская газета. Электронная версия.
6. http://яndekcЦОР
Дополнительная литература для учащихся.
ДомашекЕ.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В. Домашек.- Ростов н/Д.:
Феникс, 2019 г..
Дыдко С.Н. Обществознание 8 - 11 классы: справочные материалы / С.Н. Дыдко. - М.: АСТ:
Астрель: ПолиграфИздат, 2019.
Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова.- М. : Виктория Плюс,
2019.
9 класс.
Методические пособия для учителя:
Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов,
Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2018.
Вакуленко В.А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в
школе. - Изд. 2- е/ В.А. Вакуленко, Е.С. Королькова, И.Е. Уколова.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для
учителя с дидактическими материалами А.Ю Лазебникова. - М.: Школа - Пресс, 2019.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е.Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2017.
Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10
- 11
классов
общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. - М. Просвещение, 2018 г..
Суворова Н.Г. Основы правовых знаний: 8 - 9 классы. Ч.2. Методическое пособие для
учителя.
- Изд. 3 - е, переработанное/ Н.Г. Суворова.- М.: Новый учебник, 2017.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание 5 - 9 классы. - М.
Просвещение, 2018.
Правоведение:9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право:
элективные курсы / авт. Сост. Н.И. Чеботарёва. - Волгоград.: Учитель, 2017.
Интернет ресурсы:
http://kursowie.ru
http://www.membrana.ru
http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120002094&p=
http://www.sunhom.ru/poetry/16699http ://яndekcЦОР
http://ihtik.lib./ ru/ - Книги, словари, справочники, энциклопедии.
http:// ug. ru/- Учительская газета. Электронная версия.
.Дополнительная литература для учащихся.
ДомашекЕ.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В. Домашек. - Ростов н/Д.:
Феникс, 2019.
Дыдко С.Н. Обществознание 8 - 11 классы: справочные материалы / С.Н. Дыдко. - М.: АСТ:
Астрель: ПолиграфИздат, 2018.
Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова.- М. : Виктория Плюс,
2017.
Обществознание 9 класс: тесты и тренировочные упражнения/ авт. - сост. О.А. Северина. Волгоград: Учитель, 2018.
Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А.М. Лопухов. - М.:

Айрис - Пресс, 2019.
Дополнительная литература для учителя.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».