Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Родной русский язык (прил к АООП ООО ЗПР в.7.1)

Приложение к АООП ООО
Утверждена приказом №105-ОД от
31.08.2021 г.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету
« Родной русский язык» для обучающихся с ОВЗ с задержкой
психического развития
для 5-9 классов

Учитель: Ртищева В.Г.

п. Лесогорский, 2021

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. ФГОС НОО ООО ;
2. Образовательная программа МБОУ «Лесогорская СОШ»);
3. Примерная программа по учебному
предмету « Русский родной язык» М, «
Просвещение», « Учебная литература»
2020 под редакцией Александровой О.М.,
Заговорской О.В.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под
редакцией Александровой О.М., Заговорской О.В. Адаптированная рабочая программа по
родному языку для обучающихся 5-9 классов разработана для обучающихся ОВЗ .
Цель программы:
-Развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и
формированием школьника как личности;
-Закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение
планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Задачи рабочей программы:
— расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
— ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
— использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
— совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
— развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
— развитие положительных качеств и свойств личности.
Коррекционная работа:
-Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия;
-Коррекция пространственной ориентировки;
-Активизация мыслительных процессов: обобщение - синтез;
-Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала;
-Коррекция внимания (объём, переключаемость);
-Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное
повторение, закрепление пройденного материала.

Общая характеристика учебного предмета

Программа определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по
годам, учитывает особенности познавательной деятельности учащихся с ОВЗ. Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному
развитию, обеспечивает гражданской нравственное, эстетическое воспитание. Программа
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических
нарушений.
У учащихся с ОВЗ особые образовательные потребности заключаются в:
• учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с ОВЗ

при организации всего учебно- воспитательного процесса;
• учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и
ответственности, трудностей эмоционального контроля) школьников с ОВЗ при организации
всего учебно-воспитательного процесса;
• обеспечении специальной помощи подростку в осознании и преодолении трудностей
саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия;
• обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики
пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания;
• организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих
высокой степени сформированности абстрактно - логического мышления.
Коррекционно - развивающая работа
Конкретные методические пути коррекционно-развивающей работы избираются с учетом
особенностей интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы учащихся на том или ином
этапе их обучения.
Реализация коррекционной направленности обучения:
- выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать выделять
главное в материале);
- опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала;
- соблюдение в определение объема изучаемого материала, принципов необходимости и
достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации
познавательной деятельности;
- учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение
личностноориентированного обучения;
- практико-ориентированная направленность учебного процесса;
- связь предметного содержания с жизнью;
- проектирование жизненных компетенций обучающегося;
- включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
- привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь,
обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства).
1. Увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу
Распределение часов по разделам и темам, ориентировано на используемый УМК, с учетом
особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Проектирование наряду с основными
образовательными задачами индивидуальных образовательных задач для детей с ОВЗ.
Определяются цель и задачи изучаемого предмета и описываются коррекционные
возможности предмета.
2. Использование приемов коррекционной педагогики на уроках: - наглядные опоры в
обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;

- поэтапное формирование умственных действий;
- опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
- безусловное принятие ребенка, игнорирование некоторых негативных поступков;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ОВЗ:
- соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть
занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень
освещенности и размещение детей на занятиях.
- тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом,
чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
- контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать
возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий
физкультминутки.
- организация занятий с учетом актуальных возможностей ребенка с ОВЗ, на основе охраны
и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей
не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Психолого-педагогические принципы:
- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение
пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее
сложного программного материала;
- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего
развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных
возможностей;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего
решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и
речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с
поставленными задачами.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
- подбор заданий, пробуждающих активность ребенка, потребность в познавательной
деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню
развития детей с ОВЗ.
- применение индивидуального подхода.
- сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
- повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
- постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, дидактического
материала различной степени трудности и с различным объемом помощи.
- использование многократных указаний, упражнений.
- использование поощрений, повышение самооценки ребенка.
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. - использование заданий с опорой на
образцы, доступных инструкций.

- детализация учебного материала, постепенное усложнение.
- дополнительные наводящие вопросы.
- использование приемов - предписаний с указанием последовательности операций.
- помощь в выполнении определенных операций, использование образцов.
- переключение с одного вида деятельности на другой, разнообразные виды занятий.
- формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения
организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану для обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе образования для обучающихся с ОВЗ на изучение
предмета отводится:
5 класс - 1 ч. в неделю, 34 часа
6 класс - 1 ч. в неделю, 34 часа

Планируемые результаты обучения

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета является сформированность следующих
умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор
доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,
правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы,
указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в
тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух
частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с
союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),
оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках
изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные

слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с
помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по
плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей
подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом
читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и
после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова
как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной
жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических
единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте
(губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Лексические
заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема
культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях, кратких формах страдательных причастий прошедшего
времени, деепричастиях, наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с
непроизводными предлогами (на дом, на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы
и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы
управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные
речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего
и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить), формы
глаголов совершенного и несовершенного вида, формы глаголов в повелительном
наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий - висячий, горящий
- горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий,
деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи,

сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на употребление
грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие
и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды
абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки
текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа:
рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Тематическое планирование 5 класс.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

Тема урока.
Раздел 1. Язык и культура.
Русский язык- национальный язык русского народа.
Язык как зеркало национальной культуры.
Крылатые слова и выражения.
Фразеологизмы.
Русские пословицы и поговорки. Загадки. Понимание
и истолкование значения пословиц и поговорок,
загадок.
Краткая история русской письменности.
РР Слово как хранилище материальной и духовной
культуры народа. Анализ текста с точки зрения
изобразительных средств.
РР Слова с суффиксами субъективной оценки как
изобразительное средство, со специфическим
оценочно- характеризующим значением. Анализ
текста с точки зрения изобразительных средств.
Русские имена.

Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Развитие речи
Развитие речи

Изучение нового

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Общеизвестные старинные русские города.
Русские имена.
Контрольная работа.
Раздел 2. Культура речи. Нормы языка.
Современный русский литературный язык.

Изучение нового
Изучение нового
Контроль знаний
Изучение нового
Изучение нового

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Речь точная и выразительная. Основные лексические
нормы.
Речь точная и выразительная. Основные лексические
нормы.
Стилистическая окраска слова.
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
Речь правильная. Основные грамматические нормы.
РР Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Создание текстов с использованием формул речевого
этикета.
РР Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Создание текстов с использованием формул речевого
этикета.
Раздел 3. Речевой этикет.
Язык и речь.
Контрольная работа.
Средства устной выразительности устной речи.
Формы речи: монолог и диалог.
Раздел 4. Текст как единица языка в речи.
Текст и его строение.
Композиционные особенности описания,
повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная
речь.
Официально-деловой стиль. Создание текстовобъявлений.
Учебно-научный стиль. Владение умениями учебноделового общения.
Публицистический стиль.
Язык художественной литературы.
Итоговая контрольная работа (промежуточная
аттестация) за курс 5 класса.
Повторение раздела "Культура речи".

Развитие речи
Развитие речи
Изучение нового
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи

Изучение нового
Контроль знаний
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Контроль знаний
Повторение и обобщение
знаний

Тематическое планирование 6 класс.
№

Тема
Раздел 1. Язык и культура -10 ч

1

История родного русского языка.

Изучение нового

2

История родного русского языка.

Закрепление

3

Диалекты.

Изучение нового

4

Диалекты.

Закрепление

5

Лексические заимствования.

Изучение нового

6

Лексические заимствования.

Закрепление

7

Неологизмы.

Изучение нового

8

Неологизмы.

Закрепление

9

Фразеологизмы.

Изучение нового

10

Фразеологизмы.

Закрепление

Раздел 2. Культура речи -12 ч
11

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.

Изучение нового

12

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.

Изучение нового

13

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.

Закрепление

14

Основные лексические нормы современного
русского языка.

Изучение нового

15

Основные лексические нормы современного
русского языка.

Закрепление

16

Синонимы. антонимы, омонимы.

Изучение нового

17

Основные грамматические нормы современного Изучение нового
русского языка.

18

Основные грамматические нормы современного Изучение нового
русского языка.

19

Основные грамматические нормы современного Закрепление
русского языка.

20

Речевой этикет

Изучение нового

21

Речевой этикет.

Изучение нового

22

Речевой этикет.

Закрепление

Раздел 2. Речь. Речевая деятельность.
Текст-12 ч.
23

Текст. Эффективные приёмы чтения.

Изучение нового

24

Текст. Эффективные приёмы чтения.

Закрепление

25

Текст как единица языка и речи.

Изучение нового

26

Текст как единица языка и речи.

Закрепление

27

Функциональные разновидности языка.

Изучение нового

28

Функциональные разновидности языка.

Закрепление

29

Учебно-научный и публицистический стили
языка.

Изучение нового

30

Учебно-научный и публицистический стили
языка.

Закрепление

31

Язык художественной литературы.

Изучение нового

32

Язык художественной литературы.

Закрепление

33

Контрольное сочинение «Описание внешности
человека»

Контроль знаний

34

Итоговый урок.

Материально-техническое обеспечение
УМК:
1. Русский родной язык для 5-9 классов/Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов
С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н.,
Нарушевич А.Г. - М.: «Просвещение» , 2018
2. «Русский родной язык. Методические рекомендации». О. М. Александрова.

Электронные ресурсы в Интернете:

1. http://www.gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
2. http://www.slovari.ru - сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический
словарь, словари иностранных слов).
3. http://www.rubrikon.ru - энциклопедия «Рубрикон».
4. http://www.drofa-ventana.ru - сайт объединённой издательской группы «Дрофа» «Вентана - Граф».
5. http://www.philology.ru - «Филологический портал».
6. http://www.gramma.ru - сайт «Культура письменной речи».
7. http://www.wikipedia.org - универсальная энциклопедия «Википедия».

8. http://www.rusword.eom.ua -сайт по русской филологии «Мир русского слова»
9. http://www.prosveshhenie.ru - образовательный портал(методические разработки к
урокам; вебинары; библиотека материалов, в том числе и видео-).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».