Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП Физика (прил к АООП ООО ЗПР в.7.1)

Приложение
1.
Приложение к АООП ООО
Утверждена приказом №105-ОД от
31.08.2021 г.

Адаптированная рабочая программа по учебному
предмету «Физика»
для обучающихся с ОВЗ с задержкой психического
развития для 7-9 классов
Срок реализации 3 года

Учитель: Никольская Галина Ивановна

п. Лесогорский, 2021
год

1

Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
С требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования;
Образовательная программа МБОУ «Лесогорская СОШ»
Адресность программы: рабочая программа разработана для 7-9 классов (с ОВЗ).
Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин,
Н.В. Филонович, Е.М.Гутник, М., «Дрофа», 2019 г.);
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его
изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся,
Статус документа
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.В.Перышкина. Физика класс для
общеобразовательных учреждений Требования к уровню подготовки детей с ЗПР.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по
разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет
набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых
учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
«Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе,
вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в
экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного
мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами
научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной
деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного
познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении
специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает
школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем
мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии,
технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что
овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым
практически каждому человеку в современной жизни»
Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания
учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического
эксперимента. Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей
программе. Кроме того, рабочей программой предусмотрено включение экспериментальных заданий,
которые направлены на формирование практических умений: проводить наблюдения, планировать,
выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе
экспериментальных данных.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются;
•
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
•
убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности
научного знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для

2

дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры;
•
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•
развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических
моделей физические законы;
•
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
•
мотивация образовательной деятельности
школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
•
приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются;
•
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих деятельности,
умением предвидеть возможные результаты своих действий;
•
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на
примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки этих
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•
сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию
в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста и
находить в нем ответы на вопросы;
•
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
•
развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека
на иное мнение;
•
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники
информации;
•
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
•
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы используя справочные материалы;
•
понимание и способность объяснять физические явления;
•
умение измерять физические величины;
•
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения
3

физических явлений;
•
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике;
•
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с
использованием полученных знаний;
•
владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины
в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
•
понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый
человек постоянно встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при
их использовании;
•
умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды.

Содержание учебного предмета, коррекционного курса «Физика» в 7-9 классах.
7 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I. Введение
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических
величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Наблюдение простейших
явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование
простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в
физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1. Определение цены деления измерительного прибора.
II. Первоначальные сведения о строении вещества.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц
вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие
частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
2. Измерение размеров малых тел.
III. Взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени
движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе:
тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.
Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Фронтальные лабораторные работы.
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого вещества.
6..Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
IV Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон
Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка.
Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления
твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет
давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический
пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

4

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия.
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения
механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент
силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ
при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10.Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
1. Тепловые явления
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса
теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения
внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция.
Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная
теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях
агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и
конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые
двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
Фронтальная лабораторная работа.
2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
II. Электрические явления и электромагнитные явления
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое
поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники
электричества. Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических
зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы
силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение
напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет
сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников,
силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия
электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы
электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные
приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников
электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания.
Короткое замыкание. Предохранители. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные
линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применения. Постоянные магниты.
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник
с током. Электрический двигатель.
Фронтальные лабораторные работы.
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Регулирование силы тока реостатом.
7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

5

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.
10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
III. Световые явления.
Источники света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское
зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния
собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.
Фронтальные лабораторные работы.
11. Изучение законов отражения света
12. Наблюдение явления преломления света
13. Получение изображения при помощи линзы.
Резерв -2час
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
I. Законы взаимодействия и движения тел.
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты
движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное
равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном
движении. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от
времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение Закон
Всемирного тяготения. Криволинейное движение Движение по окружности. Искусственные спутники
Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела брошенного
вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного
горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Фронтальные лабораторные работы.
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
II. Механические колебания и волны. Звук.
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы.
Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при
колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длина
волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука.
Громкость звука/ Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс. Фронтальная
лабораторная работа.
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его
длины.
III. Электромагнитные явления.
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля.
Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на
электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление
электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.
Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного
полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель.
Электрогенератор. Свет - электромагнитная волна.
Фронтальная лабораторная работа.
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
I V. Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная
модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации
частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.

6

Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре.
Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной
энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую
энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.
Фронтальная лабораторная работа.
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
V. Строение и эволюция Вселенной
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие тела Солнечной системы. Малые тела
Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ.
2 ЧАСА НЕДЕЛЮ; ВСЕГО 68 ЧАСОВ
УЧЕБНИК -- ФИЗИКА 7 А.В.ПЁРЫШКИН.
Предмет
Физика
Раздел
Глава 1. Введение.

Вариант
7-г
Тема урока
Вводный инструктаж по охране
труда. Что изучает физика.
Наблюдения и опыты.
Физические величины.
Погрешность измерений.
Первичный инструктаж по ане
труда на рабочем месте.
•ораторная работа "1 ределение
цены деления ерительного
прибора"

Виды деятельности

Объяснять явления на основе наблюдений и опытов.
Систематизировать информацию
Измерять расстояния, промежутки времени, температуру

Кол-во
часов

1

Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять
результаты измерений в виде таблиц
1

Приобретать опыт работы с источниками информации (энциклопедиями,
научно-популярной литературой, Интернетом и др.) и применять
компьютерные технологии при подготовке сообщений
1
Физика и техника.
Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества,
Глава 2. Первоначальные сведения Строение вещества. Молекулы и броуновское движение. Приводить доказательства существования атомов и
молекул.
1
о строении вещества.
атомы.
Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения
Первичный инструктаж по охране размеров малых тел.
труда на рабочем месте.
Лабораторная работа №2
"Измерение размеров малых тел"
Диффузия.

Взаимодействие молекул.
Агрегатные состояния вещества.

1
1

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от
температуры тела. Приводить примеры диффузии в окружающем мире.
Анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии.
Объяснять и доказывать различия в молекулярном строении
1

0

1

твердых тел, жидкостей и газов. Выполнятьисследовательский эксперимент
по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать
выводы. Работать с текстом и представлять содержащуюся в нем
информацию в виде таблицы.
Повторение по теме "Сведения о Применение полученных знаний для объяснения наблюдаемых
процессов.
строении вещества"
1

Глава 3. Взаимодействие тел.

Определять траекторию движения тела, различать равномерное и
неравномерное движение, доказывать относительность движения. 1
Механическое движение.
Рассчитывать скорость при равномерном и среднюю скорость при
неравномерном движении. Выражать скорость в системе СИ.
Анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел.
Применять знания из курса географии и математики.
Скорость. Единицы скорости.
1
Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и
скорость тела по графику зависимости пути равномерного
Расчет пути и времени движения. движения от времени.
1
Решение задач по теме
"Скорость, время, путь"

1

Приводить примерыпроявления инерции в быту. Находить связь
между взаимодействием тел и скоростью их движения.
Объяснять явление инерции. Проводить исследовательский
эксперимент по изучению инерции анализировать и делать
выводы.
Инерция.
1
Описывать явления взаимодействия тел. Приводить примеры
взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости.
Объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы.
Взаимодействие тел.
1
Устанавливать зависимость изменения скорости движения от его
массы. Работать с текстом учебника, выделять главное,
систематизировать и обобщать полученные сведения о массе.
Масса тела. Единицы массы.
1
Первичный инструктаж по охране Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять
труда на рабочем месте.
массу тела. Пользоваться разновесами. Применять и вырабатывать
Лабораторная работа №3
практические навыки работами с приборами.
"Измерение массы тела на
рычажных весах"
Первичный инструктаж по охране
труда на рабочем месте.
Лабораторная работа №4
"Измерение объема тел"

1

Измерять объем тела с помощью измерительного прибора.
Представлять результаты измерений в виде таблицы.
1

1

Плотность вещества.
Решение задач по теме
"Плотность вещества".
Первичный инструктаж по охране
труда на рабочем месте.
Лабораторная работа №5
"Определение плотности
твердого тела"

Определять плотность. Анализировать табличные данные.

1
1

Измерять плотность твердого тела с помощью измерительного
цилиндра и весов. Анализировать результаты измерений и
вычислений, делать выводы. Представлять результаты измерений в
виде таблицы.
1
Определять массу тела по его объему и плотности. Записывать
Расчет массы и объема тела по формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности
вещества. Работать с табличными данными.
его плотности.
1
Контрольная работа №1.
Применять знания к решению задач
"Механическое движение.
Плотность тел".

Сила. Сила тяжести..

Сила упругости.

Вес тела.
Динамометр. Первичный
инструктаж по охране труда на
рабочем месте. Лабораторная
работа №6 "Градуирование
пружины динамометра"

1

Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире.
Находить точку приложения и указывать направление силы
тяжести. Работать с текстом учебника, систематизировать и
обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы.

1

Отличать силу упругости о силы тяжести. Графически изображать
силу упругости, показывать точку приложения и направление ее
действия. Объяснять причины возникновения силы упругости.
Приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту.
1
Графически изображать вес тела и точку приложения.
Рассчитывать силу тяжести и вес тела. Находить связь между
силой тяжести и массой тела. Определять силутяжести по
известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести.
1
Работать в группе. Измерять силу при помощи динамометра.
Устанавливать зависимость силы упругости от удлинения
пружины.
1

Измерять силу трения скольжения, качения ипокоя. Объяснять
явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать,
делать выводы.
Сила трения.
1
Первичный инструктаж по охране Работать в группе. Измерять силу при помощи динамометра.
труда на рабочем месте.
Устанавливать зависимость силы трения от веса тела, площади
Лабораторная работа №7
соприкосновения тел.
"Выяснение зависимости силы
трения скольжения от

1

2

площади соприкосновения тел"

Рассчитывать равнодействующую двух сил. Экспериментально
находить равнодействующую двух сил. Анализировать результаты
опытов по нахождению равнодействующей силы, делать выводы. 1
Равнодействующая сила.
Объяснять влияние силы трения в быту и технике. Приводить
примеры различных видов трения.
Трение в природе и технике.
1
Контрольная работа №2 "Силы в Применять знания к решению задач
природе"
Глава 4. Давление твердых тел,
жидкостей и газов.

Давление. Единицы давления.
Решение задач по теме
"Давление твердых тел"

1

Приводить примеры, показывающие зависимость действующей
силы от площади опоры. Вычислять давление по известной силе
давления, массе тела.

1
1

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей,
объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории
строения вещества. Анализировать результаты эксперимента по
изучению давления газа, делать выводы.
Давление газа.
1
Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом.
Анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять
его результаты.
Закон Паскаля.
1
Выводить
формулу
для
расчета
давления
Давление в жидкости и газе.
1
Расчет давления на дно и стенки Решать задачи на расчет давления на дно и стенки сосуда.
сосуда.

Сообщающие сосуды.

Вес воздуха. Атмосферное
давление.
Измерение атмосферного
давления.

Барометр-анероид.
Манометры. Поршневой

1

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту. Проводить
исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами,
анализировать результаты, делать выводы.
Вычислять массу воздуха. Объяснять влияние атмосферного
давления на живые организмы. Проводить опыты по обнаружению
атмосферного давления, изменению атмосферного давления с
высотой, анализировать результаты и делать выводы.
Вычислять атмосферное давление. Объяснять измерение
атмосферного давления с помощью трубки Торричелли.
Измерять атмосферное давление с помощью барометра - анероида.
Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения
высоты над уровнем моря. Применять знания из курса географии и
биологии.
Измерять давление с помощью манометра. Различать манометры
3

1

1
1

1
1

жидкостный насос.
Гидравлический пресс.

Действие жидкости и газа на
погруженное в них тело.

Закон Архимеда.
Решение задач по теме "Закон
Архимеда".
Первичный инструктаж по охране
труда на рабочем месте.
Лабораторная работа №8
"Определение выталкивающей
силы"

по целям использования.
Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса
и гидравлического пресса. Работать с текстом учебника.
1
Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование
выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в
жидкость. Применять знания о причинах возникновения
выталкивающей силы на практике.
1
Выводить формулу для определения выталкивающей силы.
Рассчитывать силу Архимеда. Указывать причины от которых
зависит сила Архимеда.
1
1

Опытным путем обнаружить выталкивающие действия жидкости
на погруженное в нее тело. Определять выталкивающую силу.
Работать в группе.
1

Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты,
Решение задач по теме
полученные при решении задач.
"Плавание тел".
1
Первичный инструктаж по охране На опыте выяснять условия, при котором тела плавает, всплывает,
труда на рабочем месте.
тонет в жидкости. Работать в группах.
Лабораторная работа №9
"Выяснение условий плавания
тел в жидкости."

Плавание судов.
Воздухоплавание.

1

Объяснять условия плавания судов. Приводить примеры плавания
и воздухоплавания. Объяснять изменение осадки судов. Применять
на практике знания условия плавания судов и воздухоплавания.
1

Повторение по теме "Давление"

Глава 5. Работа и мощность.
Энергия.

1

Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты,
Контрольная работа №3
полученные при решении задач.
"Давление"
Вычислять механическую работу. Определять условия,
Механическая работа.
необходимые для совершения механической работы.
Мощность.
Вычислять мощность по известной работе. Приводить примеры
Решение задач по теме "Работа. единиц мощности различных приборов и устройств.
Анализировать мощности
Мощность"
Применять условия равновесия рычага в практических целях.
Подъем и перемещение груза. Определять плечо силы.
Простые механизмы. Рычаг.
4

1
1

1
1

Блок. Правило моментов.
Решение задач по теме "Правило
моментов"
Лабораторная работа №10
"Выяснение условия равновесия
рычага"

Центр тяжести тела.
Коэффициент полезного
действия.
Решение задач на КПД простых
механизмов.
Лабораторная работа №11
"Определение КПД при подъеме
тела по наклонной плоскости"

Приводить примеры иллюстрирующие, как момент силы
характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее
плеча. Работать с текстом учебника, обобщать, делать выводы. Об
условиях равновесия рычага.
1
1

Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч
рычаг находится в равновесии.
Находить центр тяжести плоского тела. Работать с текстом
учебника. Анализировать результаты опытов по нахождению
центра тяжести плоской фигуры.

1

1

Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная
с помощью простого механизма меньше полной работы.
1
1

Анализировать КПД различных механизмов. Работать в группе.
1

Энергия. Закон сохранения
энергии.
Повторение по теме "Работа и
мощность. Энергия".

Повторение.

Контрольная работа №4
"Механическая работа и
мощность. Простые механизмы"
Обобщение пройденного
материала по физике за курс 7
класса.
Итоговая контрольная работа.
Повторение.

Приводить примеры тел, обладающих потенциальной,
кинетической энергией. Работать с текстом учебника.
Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в
другой; тел обладающих одновременно и кинетической и
потенциальной энергией.
Рассчитывать работу, мощность, энергию. Анализировать
результаты, полученные при решении задач.

1

1

1

Демонстрировать презентации. Выступать с докладами.
1
1
1

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ.
2 ЧАСА НЕДЕЛЮ; ВСЕГО 68 ЧАСОВ
УЧЕБНИК -- ФИЗИКА 8 А.В.ПЁРЫШКИН.

Раздел
Повторение.

Раздел 1. Тепловые явления.

Виды деятельности

Тема урока
Первончальные сведения о
строении вещества.
Взаимодействие тел.
Давление твердых тел, жидкостей
и газов. Работа. Мощность.
Энергия.

Кол-во
часов
1
1

Различать тепловые явления. Анализировать зависимость
температуры тела от скорости его движения. Наблюдать и
исследовать превращения энергии тела в механических
Тепловое движение.Температура. процессах. Приводить примеры превращения энергии при
подъеме тела, при его падении.
Внутренняя энергия.
1
Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним
совершают работу. Перечислять способы изменения внутренней
Способы изменения внутренней
энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела
энергии тела.
путем совершения работы и теплопередачи.
Теплопроводность.
1

Конвекция. Излучение.

Количество теплоты. Единицы
количества теплоты.
Удельная теплоемкость.
Расчет количества теплоты,
необходимого для нагревания
тела или выделяемого им при
охлаждении.
Лабораторная работа №1.
"Сравнение количеств теплоты
при смешивании воды разной
температуры"

Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения.
Анализировать, как на практике учитываются различные виды
теплопередачи. Сравнивать виды теплопередачи.
1
Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества.
Работать с текстом учебника. Анализировать табличные данные.
Приводить примеры применения на практике знаний о различной
теплоемкости веществ.
1
1

1

Разрабатывать план выполнения работы. Определять и сравнивать
количество теплоты, отданное горячей водой и полученное
холодной водой при теплообмене. Объяснять
1
6

полученные результаты, представлять их в виде таблиц.
Анализировать причины погрешности

Лабораторная работа №2.
"Измерение удельной
теплоемкости твердого тела"

Разрабатывать план выполнения работы. Определять экспериментально
удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличными данными.
Объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц.
Анализировать причины погрешности
1

Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания.

Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и
рассчитывать ее.. приводить примеры экологически чистого топлива.
Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю,
перехода энергии от одного тела к другому.
1

Закон сохранения и превращения
энергии в механических и
тепловых процессах.
Контрольная работа №1
"Тепловые явления"

1

Применять знания к решению задач.

1

Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные
состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов,
жидкостей и твердых тел.
Агрегатные состояния вещества.
Отличать процесс плавления от кристаллизации и приводить примеры этих
Плавление и отвердевание
процессов. Работать с текстом учебника.
1
кристаллических тел.
Анализировать табличные данные температура плавления, график плавления
и отвердевания. Рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при
График плавления и
отвердевания. Удельная теплота кристаллизации. Объяснять процессы плавления и отвердевания на основе
знаний о молекулярном строении вещества
1
плавления.
Определять количество теплоты Получать необходимые данные из таблиц.
Решение задач по теме
Применять знания к решению задач.
1
"Плавление и отвердевание"
Испарение. Насыщенный и
ненасыщенный пар. Поглощение
энергии при испарении жидкости
и выделение ее при кондексации.

Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить
примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара.
Проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и
конденсации, анализировать его результаты и делать выводы.
1

Кипение. Удельная теплота
парообразования и конденсации.

1

7

Решение задач по теме
"Испарение и кипение"
Влажность воздуха. Способы
определения влажности воздуха.
Лабораторная работа №3.
"Измерение влажности воздуха"
Работа газа и пара при
расширении. Двигатель
внутреннего сгорания.

1

Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и
деятельности человека. Измерять влажность воздуха.
1

Объяснять принцип работы и устройство ДВС. Приводить
примеры применения ДВС на практике.
Объяснять устройство и принцип действия паровой турбины.
Паровая турбина. КПД теплового Приводить примеры применения паровой турбины в технике.
Сравнивать КПД различных машин и механизмов.
двигателя.
Применять знания к решению задач.
Контрольная работа №2.
"Агрегатные состояния вещества"

Раздел 2. Электрические явления.

Электризация тел при
соприкосновении.
Взаимодействие заряженных тел.

Электроскоп. Электрическое
поле.

Делимость электрического
заряда. Электрон. Строение
атома.

Объяснение электрических
явлений.

Проводники, полупроводники, и
непроводники электричества.

1

1
1

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух
родов электрических зарядов.
1

Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле.
Пользоваться электроскопом. Определять изменение силы,
действующей на заряженное тело при удалении и приближении
его к заряженному телу.
Объяснять опыт Иоффе - Милликена. Доказывать существование
частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объяснять
образование положительных и отрицательных ионов. Применять
межпредметные связи химии и физики для объяснения строения
атома. Работать с текстом учебника.
Объяснять электризацию тел при соприкосновении.
Устанавливать перераспределение заряда при переходе его с
наэлектризованного тела на не наэлектризованное при
соприкосновении
На основе знаний строения атома объяснять существование
проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить
примеры применения проводников, полупроводников и
диэлектриков в технике, практического применения
полупроводникового диода. Наблюдать работу
полупроводникового диода.
8

1

1

1

1

Объяснять устройство сухого гальванического элемента.
Приводить примеры источников электрического тока, объяснять
Электрический ток. Источники
их назначение.
электрического тока.
Объяснять назначение источника тока в электрической цепи.
Электрическая цепь и ее
Различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи.
составные части. Правила
Работать с текстом учебника.
техники безопасности при работе
с электрическими цепями.
Электрический ток в металлах.
Действия электрического тока.
Направление тока.

Сила тока. Единицы силы тока.
Амперметр. Измерение силы
тока. Лабораторная работа №4.
"Сборка электрической цепи и
измерение силы тока в ее
различных участках"
Электрическое напряжение.
Единицы напряжения.
Вольтметр. Измерение
напряжения.
Лабораторная работа №5.
"Измерение напряжения на
различных участках
электрической цепи"
Электрическое сопротивление
проводников. Единицы
сопротивления.

Закон Ома для участка цепи.
Расчет сопротивления
проводников. Удельное
сопротивление.
Примеры на расчет
сопротивления проводника, силы
тока и напряжения.

1

1

Объяснять особенности электрического тока в металлах.
Приводить примеры химического и теплового действия
электрического тока и их использование в технике. Объяснять
тепловое, химическое и магнитное действие тока.
1
Объяснять зависимость интенсивности электрического тока от
заряда и времени. Рассчитывать по формуле силу тока. Выражать
силу тока в различных единицах измерения. Определять цену
деления амперметра и гальванометра.
1
Включать амперметр в цепь. Чертить схемы электрической цепи.
Измерять силу тока на различных участках цепи. Работать в
группе.
1

Анализировать табличные данные, работать с текстом учебника.
Рассчитывать напряжение по формуле. Определять цену деления
вольтметра. Чертить схемы электрической цепи.
1
Собирать электрическую цепь, измерять напряжение,
пользоваться вольтметром. Чертить схемы электрической цепи.
1

Объяснять причину возникновения сопротивления. Строить
график зависимости силы тока от напряжения.
Устанавливать на опыте зависимость силы тока в проводнике от
сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде
формулы. Решать задачи на закон Ома.
Исследовать зависимость сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала проводника.
Вычислять удельное сопротивление проводника.

1

1

1
1

9

Реостаты. Лабораторная работа
№6. "Регулирование силы тока
реостатом"
Лабораторная работа №7.
"Определение сопротивления
проводника при помощи
вольтметра и амперметра"

Собирать электрическую цепь. Пользоваться реостатом для
регулирование силы тока в цепи. Работать вы группе.

1

Собирать электрическую цепь. Измерять сопротивление
проводника при помощи амперметра и вольтметра. Представлять
результаты измерений в виде таблиц.
1
Приводить примеры применения последовательного соединения
проводников. Собирать цепь для изучения последовательного
Последовательное соединение
соединения проводников.
проводников.
1
Приводить примеры применения параллельного соединения
проводников. Собирать цепь для изучения параллельного
Параллельное соединение
соединения проводников.
проводников.
1
Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при
последовательном и параллельном соединении проводников.
Решение задач.
1
Контрольная работа №3 по теме: Применять знания к решению задач.
"Электрический ток. Напряжение.
Сопротивление. Соединение
проводников"

1

Рассчитывать работу и мощность электрического тока.
Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы
Работа и мощность
тока.
электрического тока.
1
Измерять мощность и работу тока в электрической лампе при
Единицы работы электрического помощи амперметра и вольтметра.
тока, применяемые на практике.
Лабораторная работа №8.
"Измерение мощности и работы
тока в электрической лампе"
Нагревание проводника
электрическим током. Закон
Джоуля-Ленца.

1

Объяснять нагревание проводников с током с позиции
молекулярного строения вещества. Рассчитывать количество
теплоты, выделяющегося в проводнике при протекании по нему
электрического тока.
Объяснять назначение конденсатора в технике. Объяснять
способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора.
Рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую
совершает электрическое поле конденсатора, энергию
конденсатора.

Конденсатор.
Лампа накаливания.
Различать по принципу действия лампы, используемые
Электронагревательные приборы.
освещения, предохранители в современных приборах.
Короткое замыкание.

10

1

1

для
1

Предохранители.
Контрольная работа №4 по теме:
"Работа и мощность
электрического тока, Закон
Джоуля-Ленца. Предохранители"

Раздел 3. Электромагнитные
явления.

1

Выяснить связь между электрическим током и магнитным полем. Объяснять
Магнитное поле. Магнитное поле связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением
1
прямого тока. Магнитные линии. тока в проводнике. Приводить примеры магнитных явлений.
Магнитное поле катушки с током.
Электромагниты. Применение
электромагнитов. Лабораторная
работа №9 "Сборка
электромагнита и его испытание"
Постоянные магниты.
Магнитное поле постоянных
магнитов. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на
проводник с током. Электрический
двигатель. Лабораторная работа
№10 "Изучение электрического
двигателя постоянного тока на
модели"
Контрольная работа №5
"Электромагнитные явления"

Раздел 4. Световые явления.

Применять знания к решению задач.

Источники света.
Распространение света.

Называть способы усиления магнитного действия катушки с током.
Приводить примеры использования электромагнитов в технике, быту.
1

Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа.
Получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов.
Описывать опыты по намагничиванию железа.
1
Описывать действия магнитного поля на проводник с током.

1
1

Наблюдать прямолинейное распространение света. Объяснять образование
тени и полутени. Проводить исследовательский эксперимент по получению
тени и полутени.
1
Находить Полярную звезду в созвездии большой медведицы.
Используя карту подвижного звездного неба, определять положение планет.

Видимое движение светил.

1

Отражение света. Законы
отражения света.
Плоское зеркало.

Наблюдать отражение света. Исследовать свойства изображения в зеркале. 1

Преломление света. Закон
преломления света.

Наблюдать преломление света. Работать с текстом учебника.
Наблюдать эксперимент по преломлению света при переходе из

1

11

1

воздуха вводу.
Линзы. Оптическая сила линзы.
Изображения, даваемые линзой.
Лабораторная работа №11
"Получение изображения при
помощи линзы". Глаз и зрение.
Решение задач. Построение
изображений. Полученных с
помощью линзы.
Глаз и зрение. Контрольная
работа №6 "Световые явления"
Глаз и зрение. Контрольная
работа №6 "Световые явления"
Повторение курса физики 8-го
класса. Подготовка к итоговой
контрольной работе.

Повторение.

Итоговая контрольная работа по
курсу физики 8-го класса.

Различать линзы по внешнему виду. Определять какая из двух линз с
разными фокусными расстояниями дает большее увеличение
1
Измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы.
Анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы.
Представлять результат в виде таблиц. Работать в группе.
1
Применять знания к решению задач на построение изображений, даваемых
плоским зеркалом и линзой.
Объяснять восприятие изображения глазом человека. Применять
межпредметные связи физики и биологии для объяснения восприятия
изображения.
1
Применять знания к решению задач
1

Демонстрировать презентации. Выступать с докладами и участвовать в их
обсуждении.
Демонстрировать презентации. Выступать с докладами и участвовать в их
обсуждении.
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ В 9 КЛАССЕ.
2 ЧАСА НЕДЕЛЮ; ВСЕГО 68 ЧАСОВ
УЧЕБНИК -- ФИЗИКА 9 А.В. ПЁРЫШКИН, Е.М. ГУТНИК. - М.: ДРОФА, 2019
Раздел

Тема урока

Раздел 1. Законы
взаимодействия и
движения тел.

Техника безопасности в кабинете физики.
Механическое движение. Материальная
точка. Система отсчета.
Траектория, путь и перемещение.
Определение координаты движущегося
тела.

Виды деятельности
Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение.
Обосновывать возможность заметы тела материальной точкой.
Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в
любой момент времени можно определить, зная его координату
начальную координату и совершенное им за данное время
12

Кол-во
часов

1

1

Перемещение при прямолинейном
равномерном движении.

перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан путь. Определять
модуль и проекции векторов на ось.
Записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора
перемещения для вычисления координаты движущегося тела в любой
заданный момент времени ; доказывать равенство модуля вектора
перемещения пройденного пути и площади под графиком скорости; строить
графики зависимости Vx = Vx(t)
1

Графическое представление
прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное
движение. Ускорение.
Скорость прямолинейного
равноускоренного движения. График
скорости.
Перемещение при прямолинейном
равноускоренном движении.

1

Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение;
приводить примеры равноускоренного движения;
1
Записывать формулы скорости при равноускоренном движении, читать и
строить графики зависимости скорости от времени. Решать расчетные и
качественные задачи с применением формул скорости при равноускоренном
движении.
1
Решать расчетные задачи с применением формул перемещения при
равноускоренном движении.
1

Перемещение при прямолинейном
равноускоренном движении без начальной
скорости.

Наблюдать движение тележки с капельницей; делать выводы о характере
движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения.
1
Пользуясь секундомером определять время равноускоренного движения
шарика; определять ускорения движения шарика и мгновенную скорость;
представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;
Лабораторная работа №1. "Исследование
равноускоренного движения без начальной по графику определять скорость в заданный момент времени; работать в
паре.
1
скорости"
Решение задач на прямолинейное
равноускоренное движение.
Решение графических задач на
прямолинейное равноускоренное
движение.

Наблюдать движение тележки с капельницей; делать выводы о характере
движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения.
1

Свободное падение тел. Ускорение
свободного падения.
Движение тела, брошенного вертикально
вверх.
Лабораторная работа №2. "Измерение

Наблюдать движение тележки с капельницей; делать выводы о характере
движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения.
1

1

Наблюдать движение тележки с капельницей; делать выводы о
13

1
1

ускорения свободного падения"

характере движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения.
Контрольная работа №1. "Кинематика
материальной точки"

1

Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из
которых связана с Землей, а другая с лентой, движущейся равномерно
относительно Земли; сравнивать траектории ,пути, перемещения, скорости
маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие
1
Относительность механического движения. относительность движения.
Инерциальные системы отсчета. Первый
закон Ньютона.
Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона. Взаимодействие
тел.

Наблюдать проявление инерции; приводить примеры проявления инерции;
решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона.
1
Записывать второй закон Ньютона в виде формулы; решать расчетные и
качественные задачи на применение этого закона.
1
Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость
третьего закона Ньютона в виде формулы;
решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона.
1
Записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения.

Закон всемирного тяготения.

1

Из закона всемирного тяготения выводить формулу ускорения свободного
падения.
1
Приводить примеры прямолинейного и криволи нейного движения тел;
называть условия ,при которых тела движется прямолинейно или
Криволинейное движение. Движение тела криволинейно; вычислять модуль центростремительного ускорения во
формуле
1
по окружности.
Ускорение свободного падения на Земле и
других небесных телах.

Искусственные спутники Земли.
Решение задач на движение по
окружности.

Импульс тела. Закон сохранения
импульса.
Реактивное движение.
Решение задач на закон сохранения
импульса.
Обобщение по теме "Динамика

1
1

Давать определение импульса тела, знать его единицу измерения; объяснять,
какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой
системы; записывать закон сохранения импульса.
1
Наблюдать и объяснять полет модели ракеты.
1
1
1

14

материальной точки"
Раздел 2. Механические
колебания. Звук.

Свободные и вынужденные колебания,
колебательные системы.

Величины, характеризующие
колебательное движение.

Лабораторная работа №3.
"Исследование зависимости периода и
частоты свободных колебаний
математического маятника от его длины"

Определять колебательное движение по его признакам;
приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных
колебаний пружинного и математического маятников.

1

Называть величины, характеризующие колебательное движение. Записывать
формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний. Проводить
экспериментальное исследование зависимости периода колебаний
пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
1
Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний
маятника от длины его нити; представлять результаты измерений и
вычислений в виде таблицы; работать в группе; слушать отчет о результатах
выполнения задания проекта «Определение качественной зависимости
периода колебаний математического маятника от ускорения свободного
падения»
1

Объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие
существования незатухающих колебаний. Объяснять в чем заключается
Превращение энергии при колебательном
явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений
движении. Затухающие и вынужденные
резонанса и пути устранения последних.
1
колебания.
Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм
образования волн; называть характеризующие волны физические величины.
Распространение колебаний в упругой
среде. Продольные и поперечные волны.

1

Характеристики волн. Звуковые колебания. Называть величины, характеризующие упругие волны; записывать формулы
взаимосвязи между ними
1
Источники звука.

Высота, тембр, громкость звука.
Акустическое загрязнение окружающей
среды.

Звуковые волны. Скорость звука.
Акустические меры защиты.

Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников
звука; приводить обоснования того, что звук является продольной волной;
слушать доклад « Ультразвук и инфразвук в природе, технике, медицине»,
задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы. На основании
увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты
тона от частоты, о громкости - от амплитуды колебаний источника звука. 1
Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее
температуры; объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с
повышением температуры. Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению
колебаний одного
1
15

камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты.

Отражение звука. Эхо.
Обобщение темы "Механические
колебания и волны"
Контрольная работа №2. "Механические
колебания и волны. Звук"
Раздел 3.
Электромагнитное поле.

Магнитное поле. Однородное и
неоднородное магнитное поле.
Графическое изображение магнитного
поля.
Обнаружение магнитного поля по его
действию на электрический ток. Правило
левой руки.

Индукция магнитного поля.
Действие магнитного поля на движущуюся
зараженную частицу.
Решение задач на силу Ампера и силу
Лоренца.
Магнитный поток.
Явление электромагнитной индукции.
Самоиндукция.
Лабораторная работа №4. "Изучение
явления электромагнитной индукции"

Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее
температуры; объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с
повышением температуры. Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению
колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой
же частоты.
1
Применять знания к решению задач.
Применять знания к решению задач.

1
1

Делать выводы о замкнутости магнитных линий, об ослаблении поля с
удалением от проводников с током.
1
Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика;
определять направление электрического тока в проводниках и направление
линий магнитного поля.
1
Применять правило левой руки; определять направление силы, действующей
на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; определять знак
заряда и направление движения частицы.
1
Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции B
магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной L,
расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока
I в проводнике; описывать зависимость магнитного потока от индукции
магнитного поля, пронизывающего площадь контура, от его ориентации по
отношению к линиям магнитной индукции.
1
1
1
1

Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического
поля при изменении магнитного поля, делать выводы.
1
Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления
электромагнитной индукции; анализировать результаты эксперимента и
делать выводы; работать в группе
1
16

Получение переменного электрического
тока. Трансформатор. Передача
электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Шкала
электромагнитных волн.
Электромагнитная природа света.
Контрольная работа №3.
"Электромагнитное поле"
Раздел 4. Строение атома и
атомного ядра,
использование энергии
Радиоактивность как свидетельство
атомных ядер.
сложного строения атома.
Модель атомов. Опыт Резерфорда.
Радиоактивные превращения атомных
ядер.
Экспериментательные методы
исследования частиц.

Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом;
объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его.
Применять правило Ленца и правило правой руки для определения
направления индукционного тока
1
Наблюдать и объяснять явления самоиндукции
1
Наблюдать и объяснять явления самоиндукции

1
1

Применять знания к решению задач.

Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава
радиоактивного излучения и по исследованию с помощью
рассеивания альфа частиц строение атома.
1
1

Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при
радио активных превращениях; применять эти законы при записи
уравнений ядерных реакций.
Объяснять назначение различных методов регистрации частиц.

Применять законы сохранения массового числа и заряда для
записи уравнения ядерных реакций.
Открытие протона и нейтрона.
Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое
Состав атомного ядра. Массовое число.
числа.
Зарядовое число. Ядерные силы.
Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект
масс.
Энергия связи. Дефект масс.
Описывать процесс деле- ния ядра атома урана. Объяснять
физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса.
Деление ядер урана. Цепные ядерные
Называть условия протекания управляемой цепной реакции
реакции.
Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных
нейтронах его устройстве и принципе действии называть
Ядерный реактор. Преобразование
внутренней энергии ядер в электрическую преимущества и недостатки АЭС перед другими видами
электростанций.
энергию.
Лабораторная работа №5. "Изучение
деления ядер урана по фотографиям
треков"
Термоядерная реакция. Атомная
энергетика.

1

1
1
1
1
1

1

1
1

Называть условия протекания термоядерной реакции; приводить
примеры термоядерных реакций. Применять знания к решению
задач.
17

1

Биологическое действие радиации.
Контрольная работа №4. "Строение атома
и атомного ядра"

Повторение

Повторение

1

Называть условия протекания термоядерной реакции; приводить примеры
термоядерных реакций. Применять знания к решению задач.
1
Применять теоретический материал курса для решения физических задач.
Уметь систематизировать полученные знания, обобщать. Развивать
математические расчетные умения
1
Применять теоретический материал курса для решения физических задач.
Уметь систематизировать полученные знания, обобщать. Развивать
математические расчетные умения
1

Предлагаемая программа реализуется с помощью учебно-методических комплектов (УМК).
УМК включает:
1. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник М.: Дрофа, 2018.
2. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. - Волгоград: Учитель, 2018. - 175 с.
3. Физика: Задачник: 9 - 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2018. - 368 с.: ил. - (Задачники «Дрофы»).
4. Физика. Тесты. 7 - 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн. - метод пособие. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018. - 96 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека - все по предмету «Физика». - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. - Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. - Режим доступа: http://classfizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. - Режим доступа: http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. - Режим доступа: http://www.fizika.ru

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».