Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Графика и письмо

Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к АООП УО ООО
Утверждена
Приказом МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. № 105 - ОД

Адаптированная программа
учебного предмета
«Графика и письмо»
для обучающегося 5 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 2)

Учитель: Золотова Елена Владимировна,
учитель начальных классов

пгт Лесогорский, 2021

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной
общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только
строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей обучающегося.
Предметные:
 обводить и штриховать по внутренним и внешним трафаретам;
 узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия;
 «писать» прямые и извилистые линии на листе бумаги и в тетради;
 «писать» по трафарету буквы А, О, У, И, Ы, Э
Базовые:
 использовать знаково-символические средства;
 строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 выделять информацию из художественных текстов;
 осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
 составлять целое из частей;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах;
 устанавливать аналогии.
Личностные:
 управление своими эмоциями в различных ситуациях;
 развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 развитие мотивов учебной деятельности;
 проявлять любознательность, желание узнавать новое;
 принятие и освоение роли обучающейся;
 ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем;
 развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из
спорных ситуаций;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса
2

позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).
Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие
динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их
выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Пальчиковая гимнастика. Обучение выполнению простых мудр35- Закрепление
навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и
импровизированных (см. четвертый класс).
Практические упражнения с бытовыми предметами, водой и сыпучими материалами:
пересыпание, переливание, перекладывание, закрепление прищепок, шитье деревянными
и пластмассовыми иголками и т. п.
Рисуночное письмо
Упражнения с использованием внешних и внутренних трафаретов (одно
изображение разного размера): обводка и штриховка простыми, цветными карандашами,
шариковыми ручками.
Знакомство с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом.
Обучение приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости.
Обучение приемам работы со стекой.
Закрепление навыка наклеивания готовых деталей для создания образа с помощью
аппликации (совместно с учителем и самостоятельно). Обучение использованию клеевой
кисточки (с помощью учителя и самостоятельно). Упражнения в предварительном
рассматривании, ощупывании предметов и их игровых аналогов, образы которых затем
используются в аппликации.
Обучение пространственному расположению элементов предметной аппликации на
листе с тем, чтобы потом ее можно было дополнить другими деталями (например,
рисунками), создав сюжетный рисунок-аппликацию (по темам сказок, рассказов,
стихотворений).
Обучение навыкам составления простых узоров из готовых элементов в квадрате, в
круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ совместно с
учителем или при его минимальной помощи.
Закрепление правильных движений руки при закрашивании поверхности листа
бумаги, используя различные техники, для последующего выполнения рисунка с
элементами аппликации на темы «Посуда», «Светофор на улице» и др. (вместе с
учителем).
Упражнения на развитие графомоторных навыков: рисование на больших листах
бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий и вместе с
учителем дополнение рисунка таким образом, чтобы получился сюжет, например, «По
извилистой дорожке едет автомобиль», «Прямая улица с домами», «На дороге стоит
светофор» и т. п.
Упражнения на развитие умений рисовать (с помощью учителя) объекты угловатой
формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное
средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков
квадратной и треугольной формы»), а также объектов с сочетанием округлой и угловатой
формы (тележка, автобус и др.).
Рисование гуашью, восковыми мелками и простым графитным карандашом.
Создание декоративных панно на темы, связанные с временами года, используя
основные цвета: осень — желтый, красный, немного зеленого; зима — белый, голубой.
Обучение рисовать по точкам и трафаретам узоры в полоске, квадрате, круге, овале.
3

Обучение симметричному расположению двух-четырех элементов узора в квадрате,
круге, многоугольнике.
Жестово-образные игры
Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры»,
«Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Утро — мы проснулись», «Старенькая бабушка» и др.
Ритмические упражнения
Развитие чувства ритма в упражнениях на повторность и чередование точек,
мазков, кружков, крестиков, волнистых линий на бумаге, на песке (манке). Ребенок
«пишет» пальцами («волшебный карандаш»), карандашами, ручками.
Рисование пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки) под специально
подобранную музыку. Темп музыкального сопровождения должен соответствовать
темпу работы ученика. По мере овладения движениями пальца увеличивается и темп
музыки. Упражнение выполняется сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно, но
при обязательном словесном комментировании учителя.
Рисование линий пальцем на манке или песке, фломастерами, различными маркерами,
карандашами, ручками на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных
инструментов или хлопки учителя.
Письменные упражнения
«Письмо» различных линий карандашом, ручкой по точкам, пунктирам и
самостоятельно.
Разлиновывание листа (горизонтальные и вертикальные линии) по линейке в виде
клеточек (с помощью учителя).
Упражнения на совершенствование умения учащегося обрисовывать свою ладонь и
создавать композицию из полученных изображений (см. четвертый класс, второе
полугодие). Упражнение выполняется вместе с учителем, который в речевой форме
комментирует все действия.
«Письмо» по трафарету букв А, О, У (размер букв — 10-5 см) (задание предлагается
исходя из индивидуальных возможностей ученика).
Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук. См. содержание одноименного
раздела в первом полугодии.
Рисуночное письмо
Работа по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой,
раскрашиванием изображения.
Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пластилина и природного
материала: с игрушками (пластмассовыми, Деревянными, глиняными) такого размера,
чтобы ученик мог обхватить их кистью руки. Совместное с учеником создание поделок,
дополняющих природный материал лепными деталями, например, туловище ежа —
сосновая шишка, нос — из пластилина, яблоко на спинке — тоже из пластилина; улитку
лепят из пластилина и на ее спинку помещают ракушку. Побуждение к самостоятельным
действиям, при необходимости оказывая помощь. Совместное обыгрывание лепных игрушек в режиссерских играх (С. Маршак «Тихая сказка», дразнилка «Лидка-улитка»
(народн.), И. Смолевский «Улитка» и др.).
Обучение лепке посуды из целого куска пластилина ленточным способом, приемам
сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Обучение
4

приемам работы со стекой.
Формирование навыка наклеивания деталей для аппликации. Обучение работе с
кистью и клеем (исходя из индивидуальных особенностей учащихся). Занятия с готовыми
частями для создания образа с помощью аппликации. Обучение приемам предварительного рассматривания, ощупывания предметов, игрушек, образы которых затем
используются в аппликации.
Знакомство с возможным пространственным расположением элементов предметной
аппликации на листе, чтобы потом ее можно было дополнить другими деталями
(рисунками, аппликациями), создав сюжетный рисунок-аппликацию (по темам сказок,
рассказов, стихотворений).
Обучение составлению узоров из готовых элементов в квадрате, в круге, в полоске с
чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ («Мамины бусы», «Елочные
украшения: бусы на елке, гирлянда из флажков разной формы» и т. п.).
Упражнения для развития графомоторных навыков: рисование на больших листах
бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя
затем рисунок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой дорожке катится
мяч...», «Прямая улица с домами».
Совместно с учителем или с частичной помощью учителя рисование объектов
угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как
вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная
гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»), а
также объектов с сочетанием округлой и угловатой формы (тележка, автобус и др.).
Ритмические упражнения
В упражнениях на повторность и чередование (точек, мазков, кружков, крестиков,
волнистых линий одной или разными красками) развитие чувства ритма, используя для
этого рисование на бумаге, на песке (манке) и т. п. Рисование сопровождается звучанием
музыкальных инструментов, хлопками или словами учителя. Обучение начинать и
заканчивать движение рукой во время «письма» линий в соответствии со звучанием
музыки.
«Рисование» пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки и т. п.) под
специально подобранную музыку. Темп музыкального сопровождения должен
соответствовать темпу работы ученика. Упражнение выполняется сначала вместе с
учителем, а затем самостоятельно, но при обязательном словесном комментировании
учителя.
Письменные упражнения
«Письмо» линий (прямых и извилистых) пальцем на манке или песке, насыпанных
в различные емкости.
«Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами, маркерами на листе бумаги.
«Письмо» горизонтальных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на
листе бумаги. «Письмо» линий на грифельной доске мелом. Рисование («письмо») линий
по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя и
самостоятельно.
«Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы (размер букв 5-10 см) — задание
предлагается, исходя из индивидуальных возможностей ученика.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5

Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема, раздел блока
Упражнения для развития тонкой моторики рук
Рисуночное письмо
Жестово-образные игры
Ритмические упражнения
Письменные упражнения
Всего часов

Количество
часов
10
15
8
16
19
68

Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный
метод обучения с частичным использованием словесного метода.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».