Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

зпр 7.1. ноо_литературное чтение на родном

Приложение к АООП НОО
Утверждена приказом
директора от 31.08.2021 №105-ОД

Адаптированная программа
по литературному чтению
на родном (русском) языке
для обучающихся 2-4 классов с ОВЗ
с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Срок реализации 3 года

Составитель: Михайлова Ольга Анатольевна, учитель
высшей квалификационной категории

п.Лесогорский, 2021 г.
1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету Литературное чтение на родном языке разработаны на основе:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- АООП НОО МБОУ «Лесогорская СОШ»;
- Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа
России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В.
Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной
образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Данное
пособие
полностью
соответствует
федеральному
государственному
образовательному стандарту начальной школы и является необходимым дополнением к учебникам
по чтению.
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами
предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой
деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды
пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с
богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и
эстетических чувств младшего школьника.
Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с
задержкой психического развития.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой
школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Обучение
строится с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе
принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным
уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» рассчитано
на четыре года, обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении.
Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах
обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки
обучения (1 - 4 классы).

Цель программы «Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений и интереса к
чтению.
Основные задачи:
- расширить читательский кругозор;
- способствовать пониманию социальной значимости чтения в обществе;
- укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
- учить работать с текстом литературного произведения;
- способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Учащиеся овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного,
2

орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды
чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с
конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся
целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и
выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника,
понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному
произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога,
формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только повысить
уровень понимания текста, но и умение его анализировать. На основе чтения и анализа
прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его
характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают
духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть
и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится
интерпретировать текст.
Использование учебно-методического комплекта «Работа с текстом», О.Н. Крыловой позволяет
решить следующие задачи:
- тетрадь обеспечивает каждого учащегося текстами, необходимыми для самостоятельного
чтения и соответственно позволяет педагогу более эффективно формировать читательскую
деятельность детей на занятии и во внеурочное время;
- с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать
читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание
героя книги и т.д.);
- тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня
литературного развития учащегося учитель имеет возможность дифференцированно давать
задания и оценивает их выполнение;
- тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной
читательской деятельности всех учащихся;
- с помощью тетради учитель может организовать эффективную работу учащихся на
занятии, используя разные виды учебной и читательской деятельности учащихся;
Методический аппарат «Работа с текстом» формирует читательские умения учащихся,
необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при
выполнении разного рода заданий и упражнений, представленных в тетрадях. Основными являются
задания репродуктивного характера, которые выполняют разные функции: они проверяют знание
текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание
читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении;
углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению.
Важнейшее место в тетрадях занимают аналитические и проблемные задания, которые,
формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение
анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих
заданий, представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения
(пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование).
Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия учащимися
художественного текста в тетрадях используются упражнения, организующие работу
воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование умения характеризовать
персонажа текста; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике
личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике,
3

лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая
текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план,
различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение,
вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные
знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую
информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы
развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. В процессе работы ученик обращается
к тексту снова и снова. Перечитывая текст (про себя, вслух, анализируя его фрагменты), ученик
начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие
постепенно углубляется: работа с текстом становится главным событием на уроке, событием,
пробуждающий интерес, к слову, развивающим чувства языка.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым
текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает
орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение
таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Преподавание данного предмета начинается с 3 четверти:
1 класс — 1 ч в неделю, 16 часов в год.
2 класс — 1 ч в неделю, 17 часов в год.
3 класс — 1 часов в неделю, 17 часов в год.
4 класс — 1 часов в неделю, 17 часов в год.
Всего: 67
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
4

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
-

-

Предметные результаты:
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование
представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в
систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
5

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов
с
использованием
элементарных
литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Учащийся научится:
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
понимать цели и задачи учебной деятельности;
находить ответы на проблемные вопросы;
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого
общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово,
словосочетание, предложение; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при
классификации языковых единиц по различным критериям;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении
собственных текстов различных видов.
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при
работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах,
известных людях;
осознавать свою этническую и национальную принадлежность ;
относиться с уважением к представителям других народов;
уважительно относиться к иному мнению;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
Учащийся получит возможность научиться:
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных
заданиями;
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для
успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературнотворческие
способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире,
обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
- сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими
произведениями.
6

Планируемые результаты освоения курса
Результатами работы курса «Работа с текстом» является формирование у учащегося
универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в тексте; в словарях;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения
и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
Предметными результатами курса «Работа с текстом» является сформированность следующих
умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее
заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального
общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах
информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью
удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация,
сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и
преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов
7

информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и
практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник
научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление
по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
-

Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска
нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник
научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего испол
ьзования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

8

-

-

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место
и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.

Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
2 класс
Личностные результаты

-

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: дела
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
9

Предметные результаты

Ученик научится:
- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную
мысль текста,
озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по
словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
3 класс
-

Личностные результаты
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболееэффективные способы
достижения результата;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного
построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов
в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого
иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Ученик научится:

Предметные результаты

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,

иллюстрации, ключевым словам;

фамилии автора,

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
-

художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
10

-

родителям и др.
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
оценивать уместность использования слов в текст
4класс

Личностные
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей
системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
Предметные

11

-

Ученик научится:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
самостоятельно находить ключевые слова;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по
ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста;
составлять простой и сложный план текста;
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и
определять свои эмоции;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям
других;
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь,
отношение автора к герою; собственное отношение к герою)
определять стиль текста;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения;
осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование потребности в систематическом чтении;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать
в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научнопознавательных, учебных и художественных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
- -находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к
учителю, родителям и др.
- -подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- -подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- -различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
- -оценивать уместность использования слов в тексте;
- -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание
цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно12

познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных
норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться
к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические
ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном
— и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в
нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания произведения по его названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных
средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.
Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев
по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные
через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста,
авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с
13

учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать,
не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст
или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование
грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного
с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,
антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта).
Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение
людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с
художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему
эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Разделы, темы

2 класс
Основные виды учебной деятельности обучающихся
14

1.

Введение

2.

Работа
с
текстом:
понимание
и
преобразование
информации

3.

Повторение
обобщение
изученного
материала

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной
задачи под руководством учителя.
Дополнять диалог словами из текста, высказывать свое отношение к
герою, определять последовательность событий. Высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника,
делать выводы в результате совместной работы всего класса. Подбирать
антонимы.

Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать
синонимы.
Работать с пословицами. Определять последовательность событий.
Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать
деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок
текста. Работать с иллюстрациями. Выделять главную мысль текста.
Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения.
Работать с кроссвордом, с иллюстрацией. Выделять художественные
средства выразительности в рассказе В. Бахревского «Ласточкино
гнездо». Деление текста на части, нахождение опорных слов. Уметь
распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание,
повествование. Определять основную мысль текста, составлять планы.
Знать типы текста, давать характеристику герою, уметь списывать.
Уметь подбирать антонимы, ставить ударение в словах, разгадывать
кроссворд, подбирать прилагательные к существительным. Уметь
определять тип речи, ставить ударение в словах.
и Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результат
своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок,
выделять тему текста, определять главную мысль текста,
восстанавливать последовательность событий.

3 класс
Основные виды учебной деятельности обучающихся
№ Разделы, темы
п/п
1.
Введение
Вспомнить что такое текст, главная мысль текста. Чтение текста.
Самостоятельно выполнять задания по тексту. Вести диалог с учителем.
Исправлять ошибки.

15

2.

Работа
с
текстом:
понимание и
преобразование
информации

3.

Повторение и
обобщение
изученного
материала
ИТОГО

№

Разделы, >i

1.

Введение

2.

Работа с
имание и
нформации

Определять тему текста, тип текста; озаглавливать текст;
восстанавливать последовательность событий; находить ответы на
вопросы по тексту. Редактирование плана, пересказ по плану.
Вычитывать информацию из текста. Наблюдать над ролью синонимов и
антонимов в тексте. Определять тип текста и стиль текста. Выделять
художественные средства выразительности в тексте. Составлять
различные виды планов к текстам. Читать по ролям; Определять тему
текста, тип текста; определять участников диалога; разгадывать
кроссворд. Заполнять таблицу, используя сведения из текста; находить
ответы на вопросы по тексту; работать с иллюстрацией;
восстанавливать последовательность событий; разбирать предложение
по членам; дописывать предложения, используя текст; оформлять
обложку книги. Определять и формулировать цель деятельности на
уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника, делать выводы в результате
совместной работы всего класса, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результат
своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок,
выделять тему
текста, определять главную мысль текста,
восстанавливать последовательность событий. Выполнять работу над
ошибками.

4 класс
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Формирование позитивного отношения к чтению, к книге. освоение
способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.
совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой. Уметь
составлять план текста, определять тему и тип текста, выбирать глаголы из
текста, подбирать проверочные слова.
Чтение текста. Самостоятельно выполнять задания по тексту. Вести диалог
с учителем. Исправлять ошибки по указанию учителя. Уметь составлять
план текста, определять тему и тип текста, выбирать глаголы из текста,
подбирать проверочные слова. Уметь определять стиль текста, находить
ответы на вопросы в тексте, работать с иллюстрацией, разбирать слова по
составу. Восстанавливать последовательность событий, составлять план
текста. Работать с иллюстрацией, разгадывать ребус. подбирать синонимы,
разгадывать кроссворд по тексту, подбирать к иллюстрации подпись.
Списывать текст, восстанавливать деформированное предложение,
разбирать сложное слово по составу. Делать подписи к рисунку.
Дописывать предложения, используя текст, подбирать заголовок к
иллюстрации. Оформлять обложку книги, распределять слова по группам.
Восстанавливать пословицы, находить местоимения в тексте.

16

3.

Повторение
изученного Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результат
своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок,
выделять тему текста, определять главную мысль текста, восстанавливать
последовательность событий. Уметь исправлять свои ошибки.
ИТОГО

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса
1
2
3
4
5

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Экспозиционный экран
Компьютер
Многофункциональное устройство
Проектор

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».