Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

зпр 7.1. ноо_литературное чтение

Приложение к АООП НОО
Утверждена
приказом директора
от 31.08.2021 №105-ОД

Адаптированная программа
по литературному чтению
для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ
с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Срок реализации 2 года

Составитель: Михайлова Ольга Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории

п.Лесогорский, 2021 г.

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1) разработана на основе Адаптированной основной
общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.1), Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования,
Программы
«Литературное чтение. 1 -4 классы», авторов: Л.Ф.Климановой и др.М.: Просвещение,
которая входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России», планируемых
результатов начального общего образования.
Адаптированная рабочая программа реализуется посредством учебно-методического
комплекса «Школа России» в общеобразовательных классах начальной школы с
обучающимися с задержкой психического развития (Вариант 7.1) с учётом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. В соответствии с данной программой
обучающиеся с ЗПР (вариант 7.1) получают образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием сверстников, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но
учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им
учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического
развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить чтолибо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного
образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе.
Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности,
знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в
пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи,
связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение
ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления
обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое
мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа
коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младших
школьников. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам
начальной школы. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов
большого пути ребёнка в литературу.
На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения,
воспитания и развития учащихся.
Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой

для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества,
художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов
прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны
быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексикограмматической структуре.
Умения и навыки чтения, работа над текстом. Развитие и совершенствование
правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в
процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных
отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения
и др.
При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих
наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать
то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными
произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем
самостоятельно определять главную мысль произведения.
Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование
у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать
содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ.
Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений,
практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в
понимании смысла художественного произведения, в установлении причинноследственных
и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них
информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности,
учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять
разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания,
выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся,
обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи
(цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически
правильному построению высказываний, литературному произношению.
В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы,
поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко
отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- формирование читательской компетентности младшего школьника;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами

понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их

самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачами уроков чтения являются:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языкекак основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция,
объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике,
деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они
решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью
учителя.
Основные направления коррекционной работы:
• обогащение словарного запаса;
• развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи
• развитие психических и познавательных процессов
• формирование полноценных учебных умений:
• планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное
осмысление материала.
• контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения
пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
• работать в определённом темпе;
• применение знаний в новых ситуациях;
• анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
• развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
• умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние
воздействия;
• подчинять свои действия его инструкциям;
• умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно
реагировать на контроль и оценки учителя.
• формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной
деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
соблюдение речевого этикета при общении.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение» отводится
Класс
3
4

Часов в неделю
4
3

Часов за год
136
102

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами обучающихся являются формирование следующих умений:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметными результатами изучения являются:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств неосуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать ,контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий(далее-ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий
и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступковг ероев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание учебного предмета
2 КЛАСС (136 ч.)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,
словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иванцаревич и серый волк», «Никита Кожемяка»).
Русские народные песни. Докучные сказки.
Поэтические тетради.(31 ч)
1. Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); А. А. Фет («Мама! Глянь-ка
из окошка...»; «Я пришел к тебе с приветом...»; «Зреет рожь...»); А. К. Толстой («Звонче
жаворонка пенье...»; «Где гнутся над омутом лозы...»; «Вот уж снег последний в поле
тает...»); А. Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).
2. И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); А.
Н. Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»).
3. Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не
ветер бушует над бором...»; «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Д. Бальмонт («Золотое слово»);
И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у
дороги...»).
4. Саша Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»;
«Слон»); А. А. Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»;
«Воробышки»).
5. С. Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С.
В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»).
Великие русские писатели (24 ч.)
A. С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной,
красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»;
«Сказка о царе Салтане...»); И. А. Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»;
«Ворона и Лисица»); М. Ю. Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»;
«Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на
траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство» (отрывок); А. И. Куприн («Слон»).
Литературные сказки (8 ч) B. Ф. Одоевский («Мороз Иванович»); В. М. Гаршин
(«Лягушка-путешественница»); Д.
Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).
Были-небылицы.(10 ч)
М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П.
Катаев («Дудочка и кувшинчик»);
В. В. Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С. Я. Маршак
(«Двенадцать месяцев»).
Люби живое.(16 ч.)
М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов
(«Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»);
В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).

Собирай по ягодке — наберешь кузовок.(12 ч.)
Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»);
В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие
путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч.)
Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются
легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (8 ч)
Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Г. X. Андерсен
(«Гадкий утенок»).

3 КЛАСС (136 ч.)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,
словарём.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иванцаревич и серый волк», «Никита Кожемяка»).
Русские народные песни. Докучные сказки.
Поэтические тетради.(31 ч)
6. Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); А. А. Фет («Мама! Глянь-ка
из окошка...»; «Я пришел к тебе с приветом...»; «Зреет рожь...»); А. К. Толстой («Звонче
жаворонка пенье...»; «Где гнутся над омутом лозы...»; «Вот уж снег последний в поле
тает...»); А. Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).
7. И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); А.
Н. Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»).
8. Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не
ветер бушует над бором...»; «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Д. Бальмонт («Золотое слово»);
И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у
дороги...»).
9. Саша Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»;
«Слон»); А. А. Блок («Ветхая избушка»; «Сны»; «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»;
«Воробышки»).
10. С. Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С.
В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»).
Великие русские писатели (24 ч.)
A. С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной,
красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»;
«Сказка о царе Салтане...»); И. А. Крылов («Мартышка и очки»; «Зеркало и Обезьяна»;
«Ворона и Лисица»); М. Ю. Лермонтов («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»;
«Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на
траве»; «Куда девается вода из моря»; «Детство» (отрывок); А. И. Куприн («Слон»).
Литературные сказки (8 ч) B. Ф. Одоевский («Мороз Иванович»); В. М. Гаршин

(«Лягушка-путешественница»); Д.
Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).
Были-небылицы.(10 ч)
М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П.
Катаев («Дудочка и кувшинчик»);
В. В. Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С. Я. Маршак
(«Двенадцать месяцев»).
Люби живое.(16 ч.)
М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов
(«Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»);
В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).
Собирай по ягодке — наберешь кузовок.(12 ч.)
Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»);
В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие
путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч.)
Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются
легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (8 ч)
Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Г. X. Андерсен
(«Гадкий утенок»).
4 КЛАСС (102 ч.)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника,
словарём.
Былины. Летописи. Жития (11 ч.)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на
вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (22 ч.)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая
пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю.
Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (9 ч.)
Ф.И.Тютчев.«Ещеземлипечаленвид...»,«Какнеожиданноиярко...»;А.А.Фет.«Весеннийдожд
ь»,«Бабочка»;Е.А.Баратынский.
«Весна,весна
!Каквоздухчист...»,
«Г
десладкийшепот...
»;А.11.Плещеев.
«Детииптичка»;И.С.Н икитин.«Всинемнебеплывут....»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В
зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (12 ч.)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков
«Аленький цветочек»; В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час (9 ч.)

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что
любит Мишка»; В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (8 ч.)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (4ч.)
В.Я.Брюсов«Опятьсон»;В.Я.Брюсов«Детская»;С.А.Есенин«Бабушкинысказки»;М.И.Цвета
ева«Бежиттропинкасбугорка...»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме:
«Поэтическаятетрадь».
Природа и мы (12 ч.)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин.
«Выскочка»; К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П.
Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч.)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин. «Бабье лето»;
Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (8 ч.)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком
блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (7 ч.)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (15 ч.)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения
Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».

Тематическое планирование
Вводный урок
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтические тетради
Великие русские писатели
Литературные сказки
Были-небылицы
Люби живое

2 класс

Собирай по ягодке — наберешь кузовок
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые
картинки»
Зарубежная литература

Итого

1
4
14
31
24
8
10
16
12
8
8

136 ч.

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
1
2
3
4
5

Вводный урок
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтические тетради
Великие русские писатели
Литературные сказки
Были-небылицы
Люби живое

3 класс

Собирай по ягодке — наберешь кузовок
По страницам детских журналов «Мурзилка» и
«Веселые картинки»
Зарубежная литература
Вводный урок
Былины. Летописи. Жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Делу время — потехе час

4 класс

1
4
14
31
24
8
10
16
12
8
Итого

8

136 ч.
1
8
16
31
7

6
7
8
9
10

Страна детства
Природа и мы
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература
3 класс

Тематическое планирование
Вводный урок по курсу
литературного чтения
Знакомство с учебником по
литературному чтению.

Самое великое чудо на свете
Знакомство с названием раздела.
Рукописные книги Древней Руси.
Подготовка сообщения.
Первопечатник Иван Федоров
Проверим себя и оценим свои
достижения.

Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела.
Русские народные песни
Докучные сказки. Сочинение
докучных сказок.
Произведения
прикладного
искусства:
гжельская
и
хохломская посуда, дымковская и

Итого

6
9
5
5
14

102 ч.

Характеристика деятельности учащихся
Ориентироваться в учебнике по литературному
чтению. Знать и применять систему условных
обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в
содержании учебника. Предполагать на основе
названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и
оформлению учебника
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу по теме, используя условные обозначения.
Читать текст вслух целыми словами, интонационно
объединяя их в словосочетания, увеличивать темп
чтения при повторном чтении текста, выборочно
читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить
необходимую информацию в книге. Обобщать
полученную информацию по истории создания книги.
Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего
и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке,
пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные
аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу
(с помощью учителя). Придумыватьрассказы о книге,
используя различные источники информации.
Участвовать в работе пары и группы, читать текст
друг другу. Договариваться друг с другом; принимать
позицию собеседника, проявлять уважение к чужому
мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке. Различать виды устного народного
творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных
песен. Отличать докучные сказки от других видов
сказок, называть их особенности. Принимать участие
в коллективном сочинении сказок, с опорой

богородская игрушка.
Русская народная сказка « Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка « Иванцаревич и Серый волк»
Русская народная сказка «Сивкабурка»
Обобщение. Оценим себя
Проект «Сочиняем волшебную
сказку».

Поэтическая тетрадь

на особенности их построения. Называть виды
прикладного искусства. Читать текст целыми словами,
без ошибок и повторов. Осмысливать содержание
прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа,
самостоятельно). Использовать чтение про себя для
составления выборочного и краткого пересказов.
Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с
содержанием. Определять особенности текста
волшебных сказок, называть волшебные предметы,
описывая волшебные события. Сравнивать
содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст
на части. Пересказывать текст по самостоятельно
составленному плану; находить героев, которые
противопоставлены в сказке. Использовать слова с
противоположным значением при характеристике
героев. Называть основные черты характера героев.
Характеризовать героев произведения. Сравнивать
героев произведения, героев разных сказок.
Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать
диалоги. Придумывать свои сказочные истории.
Сравнивать произведения словесного, музыкального,
изобразительного искусства. Участвовать в работе
группы, читать фрагменты текста в паре.
Договариваться друг с другом, выражать свою
позицию. Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения

Прогнозировать содержание раздела. Читать
выразительно стихи, передавая настроение автора.
Наблюдать за повторением ударных и безударных
Знакомство с названием раздела.
слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Проект «Как научиться читать
Определять
различные
средства
стихи». (на основе
выразительности.
Использовать
приёмы
научнопопулярной статьи
интонационного
чтения
(выразить
радость,
Я.Смоленского)
удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
чтения).
Сочинять свои стихотворения,
Ф.И.Тютчев «Листья».
используя различные средства выразительности.
Сочинение-миниатюра «О чём
расскажут осенние листья». А.А.Фет Участвовать в работе группы, читать стихи друг
другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои
«Мама, глянь-ка, из окошка...» ,
достижения
«Зреет рожь над жаркой нивой»
И.С Никитин «Полно, степь моя
спать беспробудно . » И.С.Никитин«
Встреча зимы» И.З.Суриков
«Детство» И.З.Суриков«Зима
Саша Черный «Что ты тискаешь
утенка?»
Саша Черный «Воробей», «Слон»
А.А.Блок «Ветхая избушка»
А.А.Блок «Сны», «Ворона»
С.А.Есенин «Черемуха»
Великие русские писатели
А.С.Пушкин. Лирические
Прогнозировать содержание раздела. Планировать

стихотворения.
работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать
А.С.Пушкин «Сказка о царе
произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.
Салтане, о сыне его...»
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё
И.А.Крылов .Подготовка сообщения отношение.
Различать
лирическое
и
о И.А.Крылове на основе статьи
прозаическое
произведения.
Называть
учебника, книг о Крылове.
отличительные особенности стихотворного текста.
И.А.Крылов «Мартышка и очки»
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст
И.А.Крылов Крылов «Зеркало и
или пользуясь словарём в учебнике либо толковым
обезьяна»
словарём.
Находить
средства
И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
художественной выразительности в лирических текстах
Развитие речи: подготовка к
(эпитеты,
сравнения).
Использовать
средства
театрализации басен.
художественной
выразительности
в
устных
М.Ю.Лермонтов
«Горные высказываниях.
Знать
особенности
вершины». «На севере диком».
литературной
М.Ю.Лермонтов «Утес», «Осень». сказки.
Определять
нравственный
смысл
Детство
Л.Н.
Толстого. литературной сказки. Сравнивать произведение
Подготовка сообщения.
живописи и
произведение литературы. Давать
А.Н.Толстой «Акула» А.Н.Толстой характеристику
героев
литературной
сказки.
«Прыжок» Л.Н.Толстой «Лев и
Определять самостоятельно тему и главную мысль
собачка» Л.Н.Толстой «Какая
рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказбывает роса на траве», «Куда
рассуждение. Составлять разные виды планов,
девается вода из моря?» Сравнение воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие
текстов.
рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на
Обобщение. Л.Н.Толстой Обучение вопросы по содержанию. Определять особенности
пересказу: подробному (с
басни, выделять мораль басни в текстах.
использованием авторской лексики) Представлять героев басни. Характеризовать героев
и выборочному.
басни
на
основе
их
поступков.
Инсценировать басню.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения. Различать в басне изображённые события
и замаскированный, скрытый смысл
Литературные сказки
Знакомство с названием раздела.
Прогнозировать
содержание
раздела.
Д.И.Мамин-Сибиряк
Воспринимать на слух тексты литературных сказок,
«Аленушкины сказки»
высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про
вслух
и
про
себя,
использовать
приёмы
Храброго зайца - длинные уши,
выразительного чтения при перечитывании сказки.
косые глаза, короткий хвост».
Сравнивать содержание литературной и народной
В.М.Гаршин
«Лягушка- сказок; определять нравственный смысл сказки.
путешественница»
Наблюдать за развитием и последовательностью
В.Ф.Одоевский
«Мороз событий в литературных сказках.
Объяснять
Иванович»
значения разных слов с опорой на текст, с помощью
Обобщение. Литературные сказки. словаря в учебнике или толкового словаря.
Оценка достижений.
Сравнивать
героев
в
литературной
сказке,
характеризовать их, используя текст сказки.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Читать скажу в лицах. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы, представленной в учебнике
Были-небылицыЗнакомство с названием раздела.
Прогнозировать содержание раздела. Определять
Рассказы, повести А.Воронковой
особенности сказки и рассказа. Различать
М.Горький (А.М.Пешков)
вымышленные события и реальные.

«Случай с Евсейкой»
К.Г.Паустовский «Растрепанный
воробей»
А.И.Куприн «Слон»

Люби живое
Знакомство с названием раздела.
М.М.Пришвин «Моя Родина»
Заголовок - «входная дверь в текст.
Сочинение на основе
художественного текста.
И.С. Соколов-Микитов
«Листопадничек»
В.И.Белов «Малька провинилась»
В.И.Белов «Еще про Мальку»
В.В.Бианки «Мышонок Пик»
Б.С.Житков «Про обезьянку»
В.П.Астафьев «Капалуха»
В.Ю.Драгунский «Он живой и
светится»
Урок-конференция «Земля - наш
дом родной» (обобщающий урок по
разделу «Люби живое»)
Собирай по ягодке — наберёшь
кузовок
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке наберешь кузовок» Особенность
заголовка произведения.
А. Платонов «Цветок на земле»
А.П.Платонов «Еще мама»
М.М.Зощенко «Золотые слова»
М.М.Зощенко «Великие
путешественники» Н.Н.Носов
«Федина задача» Н.Н.Носов
«Телефон» Обобщение. «Собирай
по ягодке - наберешь кузовок»
Оценка достижений.

Определять нравственный смысл поступков героя.
Выражать собственное отношение к поступкам героев
в сказочных и реальных событиях. Находить средства
художественной
выразительности
в
прозаическом тексте. Составлять план для краткого и
полного пересказов. Пересказывать текст
подробно и кратко, выборочно.
Определять характеристики героев произведения с
опорой на текст.
Рассказывать
о прочитанных книгах. Са
мостоятельно придумывать сказочные и реальные
истории. Находить в тексте слова и выражения,
подтверждающие высказанную мысль.
Читать сказку выразительно по ролям
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу с произведением на уроке, используя условные
обозначения. Читать и воспринимать на слух
произведения. Определять жанр произведения.
Понимать
нравственный
смысл
рассказов. Определятьосновную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении словаопределения, характеризующие
его п о с т у п к и
и
характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с
рассказом автора. Пересказывать произведение на
основе плана. Придумывать свои рассказы о
животных. Проверять составленный план, сверяя его с
текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять
смысл,
название темы; подбирать книги,
соответствующие теме. Планировать работу с
произведением на уроке с использованием условных
обозначений.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение; читать вслух и про себя, осмысливая
содержание.
Объяснять
смысл
названия
стихотворения.
Соотносить
пословицу
с
содержанием произведения. Отвечать на вопросы по
содержанию произведения; определять главную мысль
текста. Придумывать свои вопросы к текстам.
Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать
особенности юмористических произведений; выделять
эпизоды, которые вызывают смех; определять
отношение автора к событиям и героям. Придумывать
самостоятельно юмористические
рассказы о жизни детей. Проверять себя и

самостоятельно оценивать свои достижения
По страницам детских журналов
Л. Кассиль «Отметки Риммы
Лебедевой»
Ю.И.Ермолаев «Проговорился» Ю.
Ермолаев «Воспитатели» Г.Б.Остер
«Вредные советы» Г.Б.Остер «Как
получаются легенды»
Р.Сеф «Веселые стихи»
Обобщение.
По
страницам
детских журналов «Мурзилка» и
«Веселые картинки»
Проверим себя и оценим свои
достижения

Зарубежная литература
Знакомство с названием раздела.
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции. «Храбрый
Персий»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
Проверим себя и оценим свои
достижения.

Тематическое планирование
Вводный урок по курсу
литературное чтение

Летописи, былины, жития
Из летописи «И повесил Олег щит
свой на вратах Царьграда». «И
вспомнил Олег коня своего».
Былины. «Ильины три

Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).
Выбирать для себя необходимый и интересный
журнал. Определять тему для чтения. Находить в
библиотеке детские журналы по выбранной теме.
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на
вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок,
плавно
соединяя
слова
в
словосочетания.
Использовать приём увеличения темпа чтения —
«чтение в темпе разговорной речи». Придумывать
самостоятельно вопросы по содержанию. Находить
необходимую информацию в журнале. Готовить
сообщение по теме, используя информацию журнала.
Сочинять по материалам художественных текстов свои
произведения (советы, легенды). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Прогнозировать содержание раздела. Планировать
работу на уроке. Читать и воспринимать на слух
художественное
произведение.
Находить
в
мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о
представлениях древних людей о мире. Составлять
рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).
Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать
сказки разных народов. Сочинять свои сказки.
Определять нравственный смысл сказки (с
помощью
учителя).
Подбирать
книги
по
рекомендованному списку и собственному выбору;
записывать названия и авторов произведений,
прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных
книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
4 класс
Характеристика деятельности учащихся
Уметь использовать разные виды чтения (изучающее,
выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и
оценивать специфику различных текстов.
Анализировать текст, выделять в нем основную мысль.
Обобщение и обогащение знаний о былинах, умение
работать над содержанием былины, находить аналогии
с реальными историческими событиями.
Уметь составлять собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин,
по иллюстрации, на основе личного опыта.
Умение делить текст на части, составлять рассказ о
былинном герое, рассказ по картине.

поездочки».
«Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря
исторических событий»
Чудесный мир классики
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
А.С. Пушкин «Няне». «Туча».
«Унылая пора! Очей очарование».
«Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».
«Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
Л. Толстой «Детство». Басня «Как
мужик убрал камень» А.П. Чехов
«Мальчики»
Поэтическая тетрадь
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален
вид», «Как неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь»,
«Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист». «Где сладкий
шепот»
A. Н. Плещеев «Дети и птичка» И.
С. Никитин «В синем небе плывут
над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В
зимние сумерки нянины сказки» И.
А. Бунин «Листопад»
B.
Я. Брюсов. «Опять сон».
«Детская».
C.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с
бугорка...». «Наши царства».
Делу время - потехе час
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном
времени»
В. Ю. Драгунский «Главные реки».
«Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я
не ел»

Страна детства
Б. С. Житков «Как я ловил
человечков»
К. Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками»
М. М. Зощенко «Елка»

Уметь использовать разные виды чтения (изучающее,
выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и
оценивать специфику различных текстов.
Анализировать текст, выделять в нем основную мысль.
Уметь составлять собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин,
по иллюстрации, на основе личного опыта. Умение
внимательно относиться к слову, обогащать словарный
запас, развивать творческие способности.
Формирование устойчивого интереса к предмету.
Уметь использовать разные виды чтения (изучающее,
выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и
оценивать специфику различных текстов.
Анализировать текст, выделять в нем основную мысль.
Уметь составлять собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин,
по иллюстрации, на основе личного опыта.
Умение делить текст на части, составлять рассказ о
былинном герое, рассказ по картине.

Уметь использовать разные виды чтения (изучающее,
выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и
оценивать специфику различных текстов.
Анализировать текст, выделять в нем основную мысль.
Уметь составлять собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции картин,
по иллюстрации, на основе личного опыта. Умение
внимательно относиться к слову, обогащать словарный
запас, развивать творческие способности.
Формирование устойчивого интереса к предмету.
Уметь использовать разные виды чтения (изучающее,
выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и
оценивать специфику различных текстов.
Анализировать текст, выделять в нем основную мысль.
Обобщение и обогащение знаний о былинах, умение
работать над содержанием былины, находить аналогии
с реальными историческими событиями.

Природа и мы
Уметь использовать разные виды чтения (изучающее,
Д. М. Мамин - Сибиряк «Приемыш» выборочное, поисковое), осознанно воспринимать и
A. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. оценивать специфику различных текстов.
М. Пришвин «Выскочка»
Анализировать текст, выделять в нем основную мысль.
Е. И. Чарушин «Кабан»
Уметь составлять собственный текст на основе
B. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» художественного произведения, репродукции картин,
Проект «Природа и мы»
по иллюстрации, на основе личного опыта. Умение
внимательно относиться к слову, обогащать словарный
запас, развивать творческие способности.
Формирование устойчивого интереса к предмету.
Уметь анализировать художественный текст, выделять
основную мысль, ориентироваться в художественной и
Родина
учебной книге. Отвечать на вопросы на основе текста.
И. С. Никитин «Русь»
Умение выразительно читать, находить нужный
С. С. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О, Родина!» Проект отрывок в тексте.
«Они защищали Родину» Страна
Фантазия (7 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения
Электроника»
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Уметь анализировать художественный текст, выделять
основную мысль, ориентироваться в художественной и
Зарубежная литература
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» учебной книге. Отвечать на вопросы на основе текста.
Умение выразительно читать, находить нужный
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
отрывок в тексте, сравнивать литературную и
М. Твен «Приключения Тома
народную сказку.
Сойера»
Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В
Назарете»
Критерии оценивания достижений учащихся:
Чтение. Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать.
Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до12%. Короткие слова
надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале
замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после
этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы ребенок
прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по
содержанию. Результаты фиксируются в таблице.
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
2 полугодие
отметка

(отметки не
выставляются)

1 полугодие
отметка

1класс

Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь
слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем
заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по
иллюстрациям. Знать наизусть 3-5 стихотворений. Техника чтения на
конец года 10-20 слов в минуту

2 полугодие

Уметь читать вслух
5
сознательно, правильно
целыми словами (трудные
по смыслу и по структуре
слова-по слогам), соблюдать
паузы и интонации,
соответствующие знакам
препинания; владеть темпом
4
и громкостью речи как
средством выразительного
чтения; находить в тексте
предложения,
подтверждающие устное
высказывание; давать
3
подробный пересказ
небольшого доступного
текста; техника чтения 2530
сл./мин.

отметка

1 полугодие (отметки не
выставляются)

отметка

2 класс

2

1-2 ошибки, 25-30 сл.

3-4 ошибки, 20-25 сл.

6 и более ошибок, менее 20
сл.
2 полугодие

отметка

1 полугодие
отметка

3 класс

30-40 сл. вмин, соблюдая
паузы и интонации,
соответствующие знакам
препинания. Читать целым
словом (трудные по смыслу
и структуре слова- по
слогам).

5

Без ошибок; 40-45 сл. в мин. 5

50-60 сл. без ошибок.
Читать целым словом
(малоизвестные слова
сложной слоговой
структуры - по слогам).
Владеть громкостью,
тоном, мелодикой речи.

4

1-2 ошибки, 35-40 сл.

4

1-2 ошибки, 40-50 сл.

3

3-5 ошибок, 30-35 сл.

3

3-5 ошибок, 30 - 40 сл.

2

6 и более ошибок, менее 30 2
сл.

6 и более ошибок, менее 30
сл.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

Литературное чтение. Учебник. Л. Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 2 класс. Часть 1,2.
Литературное чтение. Учебник. Л. Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 3 класс. Часть 1,2.
Литературное чтение. Учебник. Л. Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
Учебник. 4 класс. Часть 1,2.
ИЗОБРАЖЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Наборысюжетныхкартиноквсоответствиистематикой,определеннойвпримерной программе
по литературномучтению.
Словари.
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по
литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером, сканером. Мультимедийный проектор.
ЦОР и ЕОР:

1 «Единое окно доступа кобразовательнымресурсам»



2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
22
3. «Федеральный центр информационных образовательных
ресурсов» - http:// www.openclass.r
4. Сетевые образовательные сообщества - «Открытый класс».  5.Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов 55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».