Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

зпр 7.1. ноо_музыка

Приложение к АООП НОО

Утверждена
приказом МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 №105-ОД

Адаптированная программа
по музыке
для обучающихся 2-4 классов с ОВЗ
с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Срок реализации 3 года

Составитель: Михайлова Ольга Анатольевна, учитель
высшей квалификационной категории

п.Лесогорский, 2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2-4классов, авторов:
Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка,
его творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащегося, чувство
сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности
с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной
классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными
видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к
духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской
музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое, сольное пение, коллективное
инструментальное
музицирование,
музыкально-пластическая
деятельность),
опыты
импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих
способностей учащегося, дать ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли
музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного
отношения младших школьников произведениями искусства, опыта их музыкальнотворческой
деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и
навыков в процессе занятий музыкой.

Цель обучения - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры школьников.
Задачи музыкального образования:

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства

музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших
образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа

музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования хорового
исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального
искусства.
Настоящая рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от
19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ),
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

Адаптированной общеобразовательной программы МБОУ «Глебычевская СОШ». УМК
«Школа России».

Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах
обучаются по вариантам 7.1,7.2 которые предполагают, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те
же сроки обучения (2 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении

базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
коррекция нарушений устной и письменной речи.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных
отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися,
родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе,
школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового
учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в
освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности
с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения
в целом.
Общая характеристика

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве,
постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов
музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение
музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной
сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как
проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного
восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и
творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими
видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и
способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных
инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание
художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному
искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования
в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе
проникновения в интонационно - временную природу музыки, ее жанрово - стилистические
особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики
искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения
каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской
деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и
музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение
элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Предпочтительными
формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с
учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: урокипутешествия, уроки-игры,
урок-экскурсия, уроки-концерты.
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной
культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный
мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их
восприятию и способствует решению следующих задач:
•
•
•

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие
музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

•
•

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности:
пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах,
музыкально - пластическом движении и импровизации.
Место учебного предмета в учебном плане

Программа начального общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов,
указанным в учебном плане МБОУ «Лесогорская СОШ». Предмет «Музыка» изучается в 1-4 классах
в объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа - во 2-4 классах).

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий
• уважительное отношение к культуре других народов:
• эстетические потребности, ценности и чувства
• развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
• развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
ее осуществления.
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
• освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
• В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у
обучающихся будут сформированы:
• основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый
художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и
духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
• начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная
память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах
музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
• воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё
отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения,
позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
• воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкальнопластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых
произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

•
•
•
•

вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со
сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и
представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и
приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

2.Основное содержание учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном,
нравственноэстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового
музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений
композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации,
темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению
народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает
позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и
нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального
фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение
факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает
изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и
письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом
подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как
неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования
в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе
проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанровостилистические
особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных
результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и
метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из
концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их
воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность,
триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст»,
интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального
материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов
развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение
одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения
ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально

•
•

№
1.

ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства
фиксации музыкальной речи.
Тематическое планирование 2 класс
«Россия - Родина моя»

Тема

Музыкальные образы родного края. Песенность как
отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия.
Аккомпанемент.
«День, полный событий»
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские
пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал
— фортепиано
«О России петь - что стремиться в храм»

2.
3.

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники
Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

4.

5.

6.

7.

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных
инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в
народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы
зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты
народных песенок, закличек, потешек.
«В музыкальном театре»
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере
и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера,
художника в создании музыкального спектакля. Темыхарактеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр
«В концертном зале»
Музыкальные портреты и образы в симфонической и
фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем.
Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов
симфонического оркестра. Партитура.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и
музыкальный язык. Выразительность и изобразительность
музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Итого за год

3 класс

№
1.

2.

УУД

«Россия - Родина моя»

Тема

Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских
композиторов. Лирические образы в романсах и картинах
русских композиторов и художников. Образы Родины,
защитников Отечества в различных жанрах музыки.
«День, полный событий»

- выполнять учебные
действия в качестве
слушателя.
-использовать общие
приемы решения задач;
ориентироваться в
информационном
материале урока.
- уметь оценивать
собственное
поведение и
деятельность;
воспринимать
музыкальное
произведение и мнение
других людей о
музыке.
- уметь оценивать себя
на уроке, проводить
рефлексию.

34

УУД

- выполнять учебные
действия в качестве
слушателя.
-использовать общие
приемы решения задач;
ориентироваться в
информационном

3.

4.
5.

6.

Выразительность и изобразительность в музыке разных
жанров и стилей. Портрет в музыке.
«О России петь - что стремиться в храм»

материале урока.
- уметь оценивать
собственную
музыкальную
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, деятельность;
изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве.
воспринимать
музыкальное
Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
произведение и мнение
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, других людей о музыке.

народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
«В музыкальном театре»
Музыкальные темы- характеристики главных героев.
Интонационно- образное развитие в опере и балете. Контраст.
Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания
музыкального языка, исполнения
«В концертном зале»

- уметь оценивать себя на
уроке, проводить
рефлексию
- преобразовывать
познавательную задачу в
практическую.
-пополнять и
использовать активный
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов
музыкальный запас слов
и исполнителей. Выразительные возможности флейты,
при анализе музыкальных
скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
произведений.
Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма - ориентироваться в
(трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки разнообразии способов
Бетховена.
решения задач договариваться о
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
распределении функций и
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и
ролей в совместной
бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие
музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX деятельности, работать в
парах, группах.
века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация.

7.

Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка —
источник вдохновения и радости.

Итого за год
4 класс

№
1.

2.
3.
4.

5.

Тема

«Россия - Родина моя»
Общность интонаций народной музыки и музыки русских
композиторов. Жанры народных песен, их интонационнообразные особенности. Лирическая и патриотическая темы в
русской классике.
«День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным.
Музыкально-поэтические образы.
«О России петь - что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной
церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь,
молитва, величание.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник
вдохновения композиторов. Интонационная выразительность
народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и
музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр
русских народных инструментов. Вариации в народной и
композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын
день
«В музыкальном театре»

34
УУД

- выполнять учебные
действия в качестве
слушателя.
-использовать общие
приемы решения задач;
ориентироваться в
информационном
материале урока.
- уметь оценивать
собственную
музыкальную
деятельность;
воспринимать
музыкальное
произведение и мнение
других людей о музыке.
- уметь оценивать себя на
уроке, проводить
рефлексию
- преобразовывать
познавательную задачу в
практическую. -пополнять
и

6.

7.

Линии драматургического развития в опере. Основные темы использовать активный
музыкальный запас слов
— музыкальная характеристика действующих лиц.
при анализе музыкальных
Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные
мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой произведений.
- ориентироваться в
музыки. Оперетта. Мюзикл.
разнообразии способов
«В концертном зале»
решения задач Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической договариваться о
музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная
распределении функций и
драматургия сонаты. Музыкальные инструменты
ролей в совместной
симфонического оркестра.
деятельности, работать в
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
парах, группах.
Произведения композиторов-классиков и мастерство
известных исполнителей. Сходство и различие музыкального
языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные
образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки
(трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы
в творчестве русских композиторов

Итого за год

34

7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1

кл.нач.шк. - М.: Просвещение
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2
кл.нач.шк. - М.: Просвещение.:
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3
кл.нач.шк. - М.: Просвещение
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник для учащихся
4 класса,М., Просвещение
Технические средства обучения (компьютер, проектор, музыкальный центр с возможностью
использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный
инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия - презентации Microsoft Power
Point, портреты композиторов, таблицы по нотной грамоте.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».