Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

зпр 7.1.ноо_родной русский

Приложение к АООП НОО
Утверждена приказом директора
от 31.08.2021 г. №105-ОД

Адаптированная программа
по родному (русскому) языку
для обучающихся 2-4 классов с ОВЗ
с задержкой психического развития
(вариант 7.1)
Срок реализации 3 года

Составитель: Михайлова О.А. - учитель начальных классов

п. Лесогорский, 2021 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2-4 классов составлена на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования http://fgosreestr.ru (Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04. 2015 №1/15; в редакции протокола № 3/15 от
28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию)
Примерной программы Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1-4 классы: учеб. Р89 пособие для общеобразовательных.
организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. - М.: Просвещение, 2020.
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют
создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ»
обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию
индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для
обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики
усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования,
принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить
обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому
закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
■

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия

■

■
■
■
■
■

русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки
зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык»

Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского
языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно историческую
обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и
своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира,
о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов
нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических
образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в обязательную часть учебного плана.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Лесогорская СОШ» учебный предмет «Родной язык (русский)» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в
неделю. Общий объём учебного времени составляет 118 часов.

Личностные УУД
1 класс

■

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
2 класс

3 класс

У
учащихся
будут У
учащихся
будут
формирование у ребёнка
сформированы:
сформированы:
ценностных ориентиров в области
ориентация
в
ориентация
в языкознания;
нравственном
содержании
и нравственном
содержании
и
воспитание уважительного
смысле
поступков
как смысле
поступков
как отношения к творчеству как
собственных, так и окружающих
собственных, так и окружающих
своему, так и других людей;
людей(на
уровне, людей
(на
уровне,
развитие
соответствующем возрасту);
соответствующем возрасту);
самостоятельности
в
поиске
осознание роли речи в
осознание роли речи в
решения различных речевых
общении людей;
общении людей;
задач;
понимание богатства и
понимание богатства и
формирование духовных и
разнообразия языковых средств для разнообразия языковых средств для эстетических потребностей;
выражения мыслей и чувств;
выражения мыслей и чувств;
воспитание готовности к

4 класс
У
учащихся
будут
сформированы:
ориентация
в
нравственном
содержании
и
смысле
поступков
как
собственных, так и окружающих
людей
(на
уровне,
соответствующем возрасту);
осознание роли речи в
общении людей;
понимание богатства и
разнообразия языковых средств для
выражения мыслей и чувств;

внимание
к
мелодичности
народной звучащей речи;
устойчивой
учебнопознавательной
мотивации
учения, интереса к изучению курса
развития речи;
чувство прекрасного уметь чувствовать красоту и
выразительность
речи,
стремиться к совершенствованию
речи;
интерес к изучению языка.

внимание
к
мелодичности отстаиванию своего мнения;
внимание
к
мелодичности
народной звучащей речи;
отработка
навыков народной звучащей речи;
устойчивой
самостоятельной
и
групповой
устойчивой
учебнопознавательной работы.
учебнопознавательной
мотивации
мотивации
учения, интереса к изучению курса
учения, интереса к изучению курса
развития речи.
развития речи;
чувство прекрасного чувство прекрасного уметь чувствовать красоту и
уметь чувствовать красоту и
выразительность
речи,
выразительность
речи,
стремиться к совершенствованию
стремиться к совершенствованию
речи;
речи;
интерес к изучению языка.
интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:
1 класс

2 класс

3 класс

Обучающиеся научатся:
Учащиеся научатся на доступном Учащиеся научатся:
определять и формировать уровне: адекватно воспринимать
Проговаривать
цель деятельности на уроке с оценку учителя;
последовательность действий на
помощью учителя;
вносить
необходимые уроке.
проговаривать
дополнения, исправления в свою
Учиться
работать
по
последовательность действий на работу;
предложенному учителем плану.
уроке;
в
сотрудничестве
с
Учиться отличать верно
учиться высказывать своё учителем
ставить
конкретную выполненное
задание
от
предположение
(версию)
на учебную задачу на основе неверного. Учиться
основе работы с иллюстрацией соотнесения того, что уже
совместно
с
учебника;
известно и усвоено, и того, что еще учителем и другими учениками
учиться
работать
по неизвестно.
давать эмоциональную оценку
предложенному учителем плану
составлять план решения деятельности класса на уроке.

4 класс
Учащиеся научатся на доступном
уровне:
адекватно воспринимать
оценку учителя;
вносить
необходимые
дополнения, исправления в свою
работу;
в
сотрудничестве
с
учителем ставить конкретную
учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно;

учебной проблемы совместно с
учителем;
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии
с
этими
критериями.

Основой для формирования этих
составлять план решения
действий служит соблюдение учебной проблемы совместно с
технологии
оценивания учителем;
образовательных достижений.
в диалоге с учителем
вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
своей работы и работы других в
соответствии
с
этими
критериями.

Познавательные УУД:
1 класс
Обучающиеся научатся:
ориентироваться
в
учебнике
(на развороте,
в
оглавлении,
в
условных
обозначениях); находить
ответы
на
вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать
выводы
в
результате совместной работы
класса и учителя;
преобразовывать
информацию из одной формы в

2 класс

3 класс

4 класс

Учащиеся научатся:
Учащиеся научатся:
осуществлять
поиск Учащиеся научатся:
осуществлять
поиск
необходимой информации для
Ориентироваться в своей необходимой информации для
выполнения учебных заданий, системе знаний: отличать новое от выполнения учебных заданий,
используя
справочные уже известного с помощью учителя. используя
справочные
материалы;
Делать предварительный материалы;
моделировать различные отбор источников информации:
моделировать различные
языковые
единицы
(слово, ориентироваться в учебнике (на
языковые
единицы
(слово,
предложение);
развороте, в оглавлении, в предложение);
использовать
на словаре).
использовать
на
доступном уровне логические
Добывать новые знания: доступном уровне логические
приемы
мышления
(анализ, находить ответы на вопросы,
приемы
мышления
(анализ,

другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:
1 класс

сравнение,
классификацию,
обобщение)
выделять существенную
информацию
из
небольших
читаемых текстов.
вычитывать все виды
текстовой информации: по факту,
подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями,
справочниками;
строить рассуждения.

2 класс

используя
учебник,
свой сравнение,
классификацию,
жизненный опыт и информацию, обобщение)
полученную на уроках.
выделять существенную
Перерабатывать
информацию
из
небольших
полученную информацию: делать читаемых текстов.
выводы в результате совместной
вычитывать все
виды
работы всего класса.
текстовой
информации:
актуальную,
подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями,
справочниками;
строить рассуждения.

3 класс

4 класс

Учащиеся научатся:
Обучающиеся научатся:
Учащиеся научатся:
■
вступать
в
диалог Учащиеся научатся:
оформлять свои мысли в (отвечать на вопросы, задавать
Уметь
донести
свою
вступать
в
диалог
устной и письменной форме (на вопросы, уточнять непонятное);
позицию до собеседника;
(отвечать на вопросы, задавать
уровне
предложения
или ■
Уметь оформить свою вопросы, уточнять непонятное);
договариваться
и
небольшого текста);
мысль в устной и письменной
договариваться
и
слушать и понимать речь приходить к общему решению, форме
(на
уровне
одного приходить к общему решению,
других;
предложения
или
небольшого работая в паре;
работая в паре;
выразительно читать и ■
участвовать
в
участвовать
в текста).
пересказывать текст;
Уметь
слушать
и коллективном
обсуждении
обсуждении понимать
договариваться
с коллективном
высказывания учебной проблемы;
одноклассниками совместно с учебной проблемы;
собеседников.
строить
продуктивное
строить
продуктивное
учителем о правилах поведения и ■
Уметь
выразительно взаимодействие и сотрудничество

взаимодействие и сотрудничество

общения и следовать им;
со сверстниками и взрослыми;
читать
и
пересказывать со сверстниками и взрослыми;
учиться работать в паре, группе; ■
содержание
текста.
выражать свои мысли с
выражать свои мысли с
выполнять различные
Учиться
согласованно соответствующими
возрасту
соответствующими
возрасту работать в группе: а) учиться полнотой и точностью;
роли (лидера исполнителя).
полнотой и точностью;
планировать работу в группе; б)
быть терпимыми к другим
- быть терпимыми к другим
учиться распределять работу мнениям,
учитывать
их
в
мнениям,
учитывать
их
в между участниками проекта; в) совместной работе;
совместной работе.
понимать общую задачу проекта и
оформлять свои мысли в
- оформлять свои мысли в устной и точно выполнять свою часть устной и письменной форме с
письменной форме с учетом работы; г) уметь
выполнять учетом речевых ситуаций;
речевых ситуаций;
различные роли в группе (лидера,
адекватно
использовать
- адекватно использовать речевые исполнителя, критика).
речевые средства для решения
средства для решения различных
различных
коммуникативных
коммуникативных задач;
задач;
- владеть (в соответствии с
владеть монологической и
возрастными
особенностями)
диалогической формами речи.
монологической и диалогической
формами речи.
Предметные результаты:
1 класс
Обучающиеся научатся:

2 класс

3 класс
Обучающиеся будут знать:

4 класс
Обучающиеся будут знать:
■
многозначные
слова,

распознавать слова, обозначающие Обучающиеся будут знать:
изобразительно
предметы традиционного русского
омонимы, синонимы, антонимы,
антонимы,
синонимы,
выразительные
средства языка: омоформы, омофоны ;
быта (дом, одежда), понимать
загадки, метафора, антонимы, синонимы,
значение устаревших слов по пословицы,
■
изобразительно
фразеологизмы;
пословицы,
загадки,
указанной тематике;
изобразительновыразитель фразеологизмы;
выразительные средства языка:
типы
текстов: метафоры,
использовать
словарные ные средства языка: сравнения,
сравнения,
олицетворение, рассуждение,
повествование, олицетворение, эпитеты;
статьи
для
определения
эпитеты; типы
текстов: описание;
лексического значения слова;
■
стили речи: разговорный и
повествование,
описание
уметь:
стили речи: разговорный и книжный
понимать значение русских
(художественный,
распознавать
слова, книжный (художественный и

научный),

газетно-

пословиц и поговорок, связанных
с изученными темами;
произносить
слова
с
правильным ударением (в рамках
изученного);
осознавать
смыслоразличительную
р о
ль
ударения;
различать
этикетные
формы обращения в официальной
и
неофициальной
речевой
ситуации;
владеть
правила
ми
корректного речевого поведения
в ходе диалога;
использовать
в
речи
языковые
средства
для
свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно
ситуации общения;
владеть
различными
приемами
слушания
научнопознавательных
и
художественных
текстов
об
истории языка и культуре
русского народа;
анализировать
информацию прочитанного и
прослушанного текста: выделять
в нем наиболее существенные
факты.
обозначающие
предметы

традиционного русского быта, уметь:
понимать значение устаревших
распознавать
слов по указанной тематике;

эпистолярного жанра;
■
типы текстов;

и
понимать
■
основные
использовать
значение устаревших слов по
элементы
словарные
статьи
для указанной тематике;
композиции текста.
определения
лексического
уметь:
использовать
значения слова;
■
распознавать и понимать
словарные
статьи
понимать значение
значение устаревших слов по
для
русских пословиц и поговорок,
указанной тематике;
определения
связанных
с
изученными
■
использовать словарные
лексическог статьи
темами;
для
определения
произносить слова о
лексического значения слова;
слова;
понимать ■
с правильным ударением (в значения
понимать
значение
значение русских пословиц и русских пословиц и поговорок,
рамках изученного);
поговорок,
связанных
с связанных с изученными темами;
осознавать
изученными
темами;
смыслоразличительную
роль
■
уместно
использовать
произносить слова изученные средства общения в
ударения;
определять прямое с правильным ударением (в устных высказываниях (жесты,
рамках изученного);
и переносное значение слова;
мимика,
определять
тему
распознавать
типы
телодвижени
текста и основную мысль;
текстов;
я,
распознавать
типы интонацию);
устанавливать
связь
текстов;
предложений в тексте;
■ выразительно
читать
устанавливать
связь небольшой текст по образцу;
выделять многозначные
предложений в тексте; выделять ■ определять
слова, фразеологизмы в тексте.
многозначные
слова, степень вежливого контакт и его,
восстанавливать
фразеологизмы
в
тексте;
деформированный текст;
умение
поведения,
определять
устанавливать
связи
приветствовать,
учитывать
значения ситуацию
между
словами
в грамматические
используя
словосочетании и предложении; заимствованных слов;
этикетные
общения;
строить
составлять планы
■ вступать
в
поддерживать
словообразовательные цепочки.
научный);
благодарить,
прощаться,
структуру
соответствующие
формы;
т е к с публицистический;
■ быть хорошим слушателем;
■
особенности
та
рассуждения

различных видов.

определять
лексическое
значение слова;
■ отличать
текст
как
тематическое
и
смысловое
единство от набора предложений;
■ редактировать предложения;
■ определять по заголовку, о чем
говорится в тексте, выделять в
тексте опорные слова;
■ сочинять на основе данного
сюжета,
используя
средства
выразительности;
■ распознавать типы текстов;
■ устанавливать
связь основных
элементов композиции текста;
■ распознавать стили речи.
■

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного
курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
1.
Русский язык: прошлое и настоящее.
2.
Язык в действии: слово, предложение.
3.
Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об
отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях
развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых
умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

■

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1 класс
2 класс

3 класс

4 класс

Сведения об истории русской Слова, называющие игры, забавы, Слова, называющие предметы
Слова, называющие части тела
письменности: как появились игрушки
(например, городки, традиционного русского быта: 1) человека (например, перст, очи,
буквы
современного
русского салочки, салазки, санки, волчок, слова,
описывающие
город ланита, чело, выя, уста, око, шуйца,
алфавита.
(например, конка,
карета, десница); слова,
называющие
свистулька).
Особенности оформления книг в Слова, называющие предметы городовой, фонарщик, лавка,
доспехи
Древней
Руси:
оформление традиционного русского быта: 1) купец, приказчик, полицмейстер, древнего
русского
воина
красной строки и заставок.
(например, копье,
древко,
слова, называющие домашнюю мастеровой );
Практическая
работа. утварь
шлем,
научи,
и
орудия
труда 2) слова, называющие то, во что кольчуга,
Оформление буквиц и заставок.
(например, ухват, ушат, ступа, раньше одевались, элементы бармица, ); слова, называющие
Слова, обозначающие предметы плошка, крынка, ковш, решето, женского
русского
костюма старинные меры (например, аршин,
традиционного русского быта:
(например, кафтан,
зипун, сажень, пядь, локоть и т.д)
веретено, серп, коса, плуг);
Дом в старину: что как 2) слова, называющие то, что ели в армяк,
на вершник, душегрея,
Пословицы
и
поговорки,
называлось
(изба,
терем,
в
которых
старину
(например, тюря, салоп, кушак, понева, передник, фразеологизмы,
хоромы,
горница,
светлица, полба, каша, щи, похлебка, кокошник,
кичка,
сорока, сохранились устаревшие слова
светец, лучина и т. д.).
(например: беречь как зеницу ока,
бублик, коврижка, ватрушка), какие подзатыльник).
Как называлось то, во что из них сохранились до наших Пословицы
и
поговорки, быть
притчей
во
языцех,
одевались в старину (кафтан,
фразеологизмы,
возникновение
коломенская
верста,
косая
сажень в
дней;
3)
слова,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. называющие то, во что раньше которых связано с предметами и плечах, как аршин проглотил,
д.)
традиционного гроша медного не стоит) Проектное
одевались
дети явлениями
Имена
в
малых
жанрах (например, шубейка,
быта задание: Пословицы с устаревшими
тулуп, русского
фольклора
(в
пословицах, шапка, валенки, сарафан, рубаха, (например, работать
спустя
словами
в
поговорках,
загадках, лапти).
рукава, один салопчик да и тот картинках.
прибаутках).
Пословицы
и
поговорки, подбит ветром).
Проектное задание. Словарь в фразеологизмы
возникновение Проектное задание: «Русский
картинках.
которых связано с предметами и народный костюм»
явлениями
традиционного
русского быта (например, каши не
сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и

поговорок с пословицами и
поговорками других народов.
Сравнение
фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий
смысл, но разную образную
форму (например, ехать в Тулу со
своим самоваром (русск.), ехать в
лес с дровами (тат.).
Проектное
задание:
Словарь
«Почему это так называется».

Раздел 2. Язык в действии
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Как нельзя произносить слова Как правильно произносить слова Как правильно произносить слова Лексическое значение слова.
(пропедевтическая работа
по (пропедевтическая работа по (пропедевтическая работа
по Омоформы, омофоны и омонимы.
предупреждению
ошибок
в предупреждению
ошибок
в предупреждению
ошибок
в Прямое и переносное значение
произношении слов).
произношении слов в речи).
произношении слов в речи). Слово, слова. Сравнение, метафора,
Смыслоразличительная
роль Работа со словарем ударений.
его значение. Слова олицетворение,
эпитет
ударения.
Слово
имеет
значение. нейтральные и эмоциональные и сравнительная характеристика.
Слово и его значение
Синонимы.
Антонимы.
Как эмоционально
окрашенные. Крылатые слова и выражения.
Многозначные
слова. появляются
фразеологизмы; Знакомство
со
словарём Пословицы
,
поговорки,
Наблюдение за сочетаемостью слов пословицы.
Знакомство
со синонимов.
Изобразительно афоризмы.
(пропедевтическая
работа
по словарями:
толковым, выразительные средства языка: Иностранные
заимствования.
предупреждению
ошибок
в орфографическим.
Умение метафора, эпитет, сравнение, Новые слова. Умение выделять в
сочетаемости слов).
определять лексическое значение олицетворение. Умение выделять тексте
стилистически
слова по словарю, контексту. их в тексте, определять значение и окрашенные слова; определять
Умение
выделять
слова
в назначение,
использовать
при стили речи с учетом лексических
переносном значении в тексте, создании
текста
в особенностей
текста.
сравнивать прямое и переносное
художественном стиле.
Диалектизмы.
Значение

значения, определять основу Фразеологизмы.
Умение диалектизмов
переноса значения.
определять значение устойчивого языке.
Умение
сконструировать выражения, употреблять его в
образное выражение (сравнение, заданной речевой ситуации.
олицетворение) по образцу, из Заимствованные слова. Основные
данных учителем слов, умение источники пополнения словаря.
использовать слова с переносным Знакомство
с
элементами
значением
при
составлении словообразования.
предложений.
Совершенствование
орфографических навыков.

в литературном

Раздел 3. Секреты речи и текста
1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Понятие о тексте. Тема текста.
Тема, основная мысль текста. Стили
речи:
разговорный,
текстов:
описание, Опорные
Умение отличать текст от Типы
слова.
Структура книжные
(научный,
Умение текста. План, виды плана.
отдельных
предложений,
не повествование.
публицистический,
деловой),
объединенных общей темой. редактировать текст с точки Стили речи: разговорный и художественный.
Умение
зрения
лексики
и книжный
Озаглавливание. Коллективное
(художественный
и определять
стилистическую
Восстанавливать научный).
составление текстов по заданной грамматики.
Умение
определять принадлежность
текстов,
деформированный текст. Умение стилистическую принадлежность составлять текст в заданном стиле.
теме, сюжетным картинкам.
Секреты
диалога:
учимся делить текст на части. План текста. текстов, составлять текст в Аннотация. Письма пишут разные.
убеждение, заданном стиле.
разговаривать друг с другом и со Приемы общения:
Умение конструировать текст по
взрослыми. Диалоговая форма уговаривание, просьба, похвала и Типы текста. Повествование, заданной
временной
схеме,
устной
речи.
Стандартные др., сохранение инициативы в описание, рассуждение. Умение проводить
лексическое
и
уклонение
от составлять описание предметов и грамматическое
обороты речи для участия в диалоге диалоге,
редактирование.
в
диалоге, явлений,
(Как вежливо попросить? Как инициативы
рассуждение
в Композиция текста.
Завязка,
похвалить
товарища?
Как завершение диалога (например, как художественном
и
научном развитие действия, кульминация,
правильно поблагодарить?). Цели и выразить несогласие; как убедить стилях.
Умение
составлять развязка. Умение определять
виды вопросов (вопрос- товарища).
повествование с элементами элементы композиции в данном

уточнение, вопрос как запрос на
новое содержание).

№ п/п

Создание
текстов
повествований. Создание текста:
развернутое толкование значения
слова.

описания.
тексте, составлять текст заданной
Волшебные
слова:
слова композиционной структуры.
приветствия, прощания, просьбы,
благодарности,
извинение.
Умение
дискутировать,
использовать вежливые слова в
диалоге
с
учётом
речевой
ситуации.

Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык»
Тема
Характеристика деятельности учащихся
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч.)

1
2
3
4

Как люди общаются друг с другом
Вежливые слова
Как люди приветствуют друг друга
Спрашиваем и отвечаем

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;

5
6
7

Зачем людям имена
Текст
Заглавие текста

8
9
10
11
12

13
14
15

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем
наиболее существенные факты.
уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора
слов, составлять текст.
уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную
тему;
уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)

Выделяем голосом важные слова
Где поставить ударение
Слово и его значение
Однозначные и многозначные слова
Как сочетаются слова

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
определяют однозначность или многозначность слова;
определяют лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам,
контексту
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч.)

Как писали в старину - 2 часа
Дом в старину: что как называлось
Во что одевались в старину

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют
словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать
значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
выполняют итоговую работу

16
17

Итоговый тест

2 класс
№ п/п

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч.)
1
2
3
4
5
6-7

8
9

По одежке встречают.
Ржаной хлебушко калачу дедушка.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
В решете воду не удержишь.
Самовар кипит - уходить не велит.
Проектное задание: Словарь «Почему это
так называется».

Помогает ли ударение различать слова?
Для чего нужны синонимы?

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют
словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать
значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
выполняют проектное задание
Раздел 2. Язык в действии (5 ч.)
работают со словарем ударений.
различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают
синонимы, следят за выразительностью речи правильно расставляют ударение в словах;
подбирают слова близкие по значению и противоположные по значению;

10
11
12

Для чего нужны антонимы?

Как появляются фразеологизмы и
пословицы?

Как можно объяснить значение слова?
Переносное значение слова.
13
14
15
16
17

находят антонимы в пословицах.
находят в тексте фразеологизмы;
объясняют значение фразеологизмов;
уместно употребляют крылатые слова в речи;
объясняют и применяют пословицы в своей речи.
определяют лексическое значение слова по словарю, контексту;
выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают прямое и переносное
значения, определяют основу переноса значения;
конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных
учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч.)

Типы текстов: описание, повествование. - 2
выбирают из текста словосочетания для описания;
часа
по вопросам составляют описание предмета, существа;
составляют текст по опорным словам и по плану.
Учимся связывать предложения в тексте.
находят в деформированном тексте начало рассказа и продолжают составлять рассказ;
Зачем нужен план?
устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ.
делят текст на части, выделяют в каждой части самое важное;
Участвуем в диалогах.
различают картинный план, цитатный план.
участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения.
Итоговый тест
выполняют итоговую работу

3 класс
№ п/п

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 ч.)
1

Экскурсия по старому городу.

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

2
3

4-5
6-7
8
9
10

11
12
13
14-15

Русский народный костюм
Проектное задание: «Русский народный
костюм»

Как правильно произносить слова.
Изобразительно-выразительные средства
языка: метафора, эпитет, сравнение,
олицетворение.
Фразеологизмы.
Откуда приходят слова?
Как растет слово?

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами
выполняют проектное задание
Раздел 2. Язык в действии (7 ч.)

работают со словарем ударений.
учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной
и письменной речи; работают со словарем синонимов.
находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; учатся уместно
употреблять крылатые слова в речи.
знакомятся с заимствованными словами; учатся определять грамматические значения
заимствованных слов.
упражняются в словообразовании; работают с морфемно-словообразовательным
словарем
Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.)

Темы текстов. Основная мысль текста.
Опорные слова.
Сочинение на тему: «Мой выходной день»
Типы текста. Рассуждение.

Стили речи: разговорный и книжный
(художественный и научный).

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в
тексте; на основе опорных слов создавать текст.
знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения
учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном
стиле
уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.
выполняют итоговую работу

16
17

Культура общения.
Итоговый тест

4 класс
№ п/п

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 ч.)
1
2
3
4

5
6
7
8

Путешествие в прошлое
Русский богатырь
Чем мерили в старину?
Проектное задание: Пословицы с
устаревшими словами в картинках.

распознают слова и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;
используют словарные статьи для определения лексического значения слова;
учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами
создают книжку с пословицами с устаревшими словами в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (7 ч.)

Омонимы, омофоны, омоформы,
Как правильно произносить слова.
Фразеологизмы.
Диалектизмы.

знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять.
упражняются в различении многозначного слова от омонима.
работают со словарем ударений.
работают с фразеологизмами; заменяют слова фразеологизмами; объясняют смысл
фразеологизма; используют в речи.
читают тексты, в которых использованы диалектизмы.
учатся уместно употреблять пословицы в речи; знакомятся с афоризмами

9
10

11
12
13
14

15
16
17

Пословицы и поговорки. Афоризмы
Сочинение по пословице

Раздел 3. Секреты речи и текста (7ч.)

Художественный стиль.

Композиция текста. Основные элементы
композиции.

анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности художественного стиля;
пробуют самостоятельно составить небольшой рассказ в художественном стиле.
Композиция. Работа с деформированным
знакомятся с основными элементами композиции текста; учатся их находить в тексте
текстом.
упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте;
восстанавливают и записывают текст
Творческая работа. Написать рассказ на
тему: «Что произошло после того, как наша продумывают содержание рассказа и его композицию; составляют план рассказа;
записывают опорные слова; составляют черновой вариант текста; редактируют;
кошка Мурка научилась разговаривать»
записывают чистовой вариант текста.
знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в определении газетного жанра
Газетно-публицистический стиль.
знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать
письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ
Я пишу письмо
о событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату.
Итоговый тест
выполняют итоговую работу
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Печатные пособия
1. Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой; 2. Словари по русскому языку;
3. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы в цифровой форме.
Технические средства обучения
1. Компьютер; 2. Мультимедийный проектор; 3. Многофункциональное устройство;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».