Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ООО_Рабочая программа курса обществознания 6-9 кл

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД

Рабочая программа
по обществознанию
для 6 - 9 класса
Срок реализации: 4 года

Учитель:
Тимус О.В.

2021 г.

Рабочая программа учебного курса обществознания (6-9 класс)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6-9 КЛ.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы основного общего образования уточняют и
конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и
предметных результатов как с позиции организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих
результатов.
Личностные результаты:
6 класс
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни
общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии
и процветании своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
 отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
 убежденность в важности для общества семьи и семейных
традиций;
 сознание своей ответственности за страну перед нынешним и
грядущим поколением.
7 класс
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни
общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии
и процветании своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
 отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
 на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства;
 на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур;
 убежденность в важности для общества семьи и семейных
традиций;
 на осознании необходимости поддержания гражданского мира и
согласия;
 сознание своей ответственности за страну перед нынешним и
грядущим поколениями.
8 класс

 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни
общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии
и процветании своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
 необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
 отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
 на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства;
 на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур;
 убежденность в важности для общества семьи и семейных
традиций;
 на осознании необходимости поддержания гражданского мира и
согласия;
 сознание своей ответственности за страну перед нынешним и
грядущим поколениями.
9 класс
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни
общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии
и процветании своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству;
 необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
 отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
 на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства;
 на признании равноправия народов, единства разнообразных
культур;
 убежденность в важности для общества семьи и семейных
традиций;
 на осознании необходимости поддержания гражданского мира и
согласия;
 сознание своей ответственности за страну перед нынешним и
грядущим поколениями.
Метапредметные:
Регулятивные
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;ф
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность
шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную

образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной
деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого
результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта
и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая

результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению
имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения
эмоциональной
напряженности),
эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и





















соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать
вывод
собственной
аргументацией
или
самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения
способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об
объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на
основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели
и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный –
учебный,
научно-популярный,
информационный,
текст
документальный, научный (non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в

дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою
мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.
д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника
задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации
с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и
формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,
сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности
Предметные:
обучающийся научится (для использования в повседневной жизни и
обеспечения возможности успешного продолжения образования на
базовом уровне).
Человек. Деятельность человека.
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,
особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные
характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять
роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;

 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения межличностных конфликтов.
Обучающийся получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на
ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать
последствия
удовлетворения
мнимых
потребностей,
на
примерах
показывать
опасность
удовлетворения
мнимых
потребностей,
угрожающих
здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и
негативного воздействия группы на человека, делать выводы
Общество
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества,
раскрывать роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы
обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к
другим; оценивать социальные явления с позиций общественного
прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные
явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных
сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации
на общество и личность;
 конкретизировать
примерами
опасность
международного

терроризма.
Обучающийся получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события,
происходящие в различных сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных
явлений
и
характеризовать
основные
направления
общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы
Социальные нормы
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного
характера,
полученную
из
разнообразных
источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции,
для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить
примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного
общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и
особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.
Обучающийся получит возможность научиться
использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния моральных устоев на развитие общества и
человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни
Сфера духовной культуры
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать
свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных источников различного
типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных
условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей
будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной
культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете
о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода
Социальная сфера
описывать социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их
разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции
семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно

выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
Обучающийся получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное
поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
давать
характеристику
формам
государственно-территориального
устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их
основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической
жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической

позиции в укреплении нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы
Гражданин и государство
Обучающийся научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их
полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Обучающийся получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе
изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности
уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Обучающийся научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать
особенности
гражданской
дееспособности
несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в
трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных
правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать
специфику
уголовной
ответственности
несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить
образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с
гражданскими,
семейными,
трудовыми
правоотношениями;
в
предлагаемых
модельных
ситуациях
определять
признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав
и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Обучающийся получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике
модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности,
собственный возможный вклад в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе
правовыми способами и средствами.
Экономика
Обучающийся научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать
основных
участников
экономической
деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных
работников;
раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические
явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания
при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
раскрывать
рациональное
поведение
субъектов экономической
деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Обучающийся получит возможность научиться: анализировать с
опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка действий в
конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обществознания на ступени среднего (полного) общего образования.
Личностные результаты освоения обществознания должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;

12) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
13) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения обществознания должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

Требования к предметным результатам освоения интегрированного
учебного предмета «Обществознание» на профильном уровне должны
отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений
и процессов общественного развития.
8) сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией
Российской Федерации;
9) понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся
глобальном мире;
10) сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза,
умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для
общественных наук;
11) формирование целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий;
12) сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать
информацию:
теории,
концепции,
факты,
имеющие
отношение
к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез
и интерпретации данных различных источников;
13) владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(базовый уровень. 6-9 классы)
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и
потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности.
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и
самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются
социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение
личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные
социальные роли.
Возраст
человека и
социальные
отношения. Особенности
подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и
девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное
положение личности. Гражданско-правовое положение личности в
обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от
рождения.
Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения.
Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в
семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа
сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные
конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Общество — большой «дом» человечества. Что связывает людей в
общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные
типы
обществ. Общественный
прогресс. Сферы
общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные
блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их
возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные
богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое. Ускорение
мирового общественного развития. Современные средства связи и
коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы
современности. Экологическая ситуация в современном глобальном
мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят
перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны,
многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть
гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского
народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и
приумножить. Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и
правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила
нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные
чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие
общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и
государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав,
свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека.
Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации
— Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о
правах и свободах человека и гражданина.
Личные
(гражданские)
права,
социально-экономические
и
культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России. Конституционные
обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита
Отечества — долг и обязанность.
Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения.
Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей,
оставшихся без
родителей. Трудовые
правоотношения.
Права,
обязанности
и
ответственность
работника
и
работодателя.
Особенности
положения
несовершеннолетних
в
трудовых
правоотношениях.
Административные
правоотношения.
Административное
правонарушение. Преступление
и
наказание.
Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные
органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Мир экономики. Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические ресурсы
и
потребности.
Товары
и
услуги.

Цикличность экономического развития. Современное производство.
Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем.
Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы.
Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции.
Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной
экономике.
Государственный
бюджет.
Налоги.
Занятость
и
безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале
XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости. Особенности экономического развития России.
Человек в экономических отношениях. Основные участники
экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике.
Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика.
Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества:
причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и
групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в
постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный
состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и
«равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества.
Социальная
политика
Российского
государства. Нации
и
межнациональные отношения. Характеристика межнациональных
отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
Политическая жизнь общества. Власть. Властные отношения.
Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства.
Суверенитет. Государственное управление. Формы государства.
Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное
устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический
режим.
Демократия.
Парламентаризм. Республика.
Выборы
и
избирательные системы. Политические партии. Правовое государство.
Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и

правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти
Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная
система. Межгосударственные
отношения.
Международные
политические организации. Войны и вооружённые конфликты.
Национальная
безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая
защита жертв
вооружённых
конфликтов. Глобализация
и
её
противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы
людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация
и способы её распространения. Средства
массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы.
Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые
религии.
Веротерпимость. Культура
Российской
Федерации.
Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в
нашей стране.
Человек в меняющемся обществе. Можно ли предвидеть будущее?
Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование.
Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и
здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5

№
п/п
1
2
3
4

6 КЛАСС
Тема
Вводный урок
Загадка человека
Человек и его деятельность
Человек среди людей
Итоговое повторение и контроль
Итого

Кол-во часов
1
12
8
12
1
34

7 КЛАСС
Тема
Регулирование поведения людей в обществе
Человек в экономических отношениях
Человек и природа
Итоговое повторение и контроль
Итого

Кол-во
часов
14
14
4
2
34

№
п/п
1
2
3
4
5

№
1
2
3
4

8 КЛАСС
Тема
Личность и общество
Сфера духовной культуры
Социальная сфера
Экономика
Итоговое повторение и контроль
Итого
9 КЛАСС
Тема
Введение
Политика
Гражданин и государство.
Основы российского законодательства.
Итого:

Кол-во
часов
5
8
6
13
2
34

Кол-во
часов
1
12
9
12
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».