Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ООО_Рабочая программа по физ-ре 5-9 класс 2021-2022уг

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД

Рабочая программа
по физической культуре
для 5-9 класса
Срок реализации: 5 лет

Учитель:
Козлова М.Н.

2021 г.
2

Рабочая программа по физической культуре для 5 – 9 классов разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. - М.: Просвещение, 2011);
с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по
физической культуре. 1–11классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
с авторской «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях,
А. А. Зданевич. -5-е изд, - М.: Просвещение, 2014 г).
Комплект используемых учебников:
Физическая культура 5-6-7 кл. Под редакцией М.Я. Виленского. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации. 6-издание. Москва «Просвещение»2017г.
Физическая культура 8-9 кл. В.И. Лях. 5-е издание. Москва «Просвещение» 2017г.
Учебники написаны в соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом
основного общего образования и программой « Физическая культура».
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Федерального закона от 26.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 25.12.2012 №257-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации»;
Распоряжения правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р. «Стратегия развития физической культуры
и спорта на период до 2020 г.»;
Письма Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499 «О продукции мониторинга физического развития
обучающихся»;
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. (распоряжение
правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.).
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как
формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры.
Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также
ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь специфической целью школьного
физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного
сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного

3

отдыха. На уроках физической культуры в 5-9 классах решаются основные задачи, стоящие перед
школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих
классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных
видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка). Во время изучения
конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта,
соревнованиях, снарядах и инвентаря, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при
травмах.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России
и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественнойпрактики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных
свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая
культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к
обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической
4

культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно
значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях
культур
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях
организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при
занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями
оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных
занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе
занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурнооздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в
процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного
отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических
нагрузок и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и
благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,
осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных
видов двигательной деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и
представлениями;
• формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных
систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать
и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
• владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и
подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью,
излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные
способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из
положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки);
после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега
прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
5

— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м)
с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый
мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать
малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на
перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину
(мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка,
обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических
элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки
вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу
шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приёмами техники и борьбы
в партере и в стойке (юноши);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила
самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому
четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость;
участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения
в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и
учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность;
проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
6

• овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности
человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека,
расширяющего возможности выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную
творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в
состоянии здоровья;
• проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам,
проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при
совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности
отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и
умений, повышающих результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность,
организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями,
гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического
утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи,
допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными
двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической
привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к
собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности,
находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную
точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими
упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов
спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно
организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития
и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий.
7

Предметные результаты.
Выпускник научится:
-рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её
развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь
со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием
качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе
совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью
особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития
физических качеств;
-разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять
их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий,
правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
-характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении
современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих
спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление
здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
-использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для
организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня
физических кондиций;
-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и
корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных
особенностей и возможностей собственного организма;
-классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности,
планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению
здоровья и развитию физических качеств;
-самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать
особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с
возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных
занятий физической подготовкой;
-взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности,
оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий,
развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
-вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление плановпроведения
самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности,
данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега,
лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
8

-проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов
оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
-выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма,
повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-выполнять обще-развивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
-выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
-выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных
упражнений;
-выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
-выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику
умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для
снежных регионов России);
-выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в
условиях учебной и игровой деятельности;
-выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных
физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
-выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся
индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
-преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов
лазанья, прыжков и бега;
-осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
-выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

II СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
V КЛАСС
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в
древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения.
Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и
победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели
физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и
параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму
осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное
развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и
профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению
утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов
упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления.
Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и
дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме
учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила
соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение
9

чистоты тела и одежды).

10

Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований
безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для
проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление
индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и
физкультурных пауз.
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультурных пауз,
комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования
правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника
самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы
тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими
упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития
гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных
особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток.
Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики . Организующие команды и приемы: перестроение в движении из
колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны
по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом
на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полу-шпагат.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок
на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные
обще-развивающие упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг
галопа и польки).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной
гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание ограниченную площадку; преодоление
прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Расхождение при встрече
на гимнастическом бревне (низком и высоком —1 м).
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м).
Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем
или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в
вертикальную цель и на дальность с разбега.
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки. Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте и в движении.
Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной стойке.
Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется
учителем или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Б а с к е т б о л . Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с
изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от
груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди
с места.
11

Упражнения общей физической подготовки.
В о л е й б о л . Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и
влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча

12

снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (мальчики). Организующие команды и приемы: перестроение в
движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в
движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом
вперед; кувырок назад через плечо из стойки на лопатках в полушпагат. Акробатическая комбинация
(мальчики): кувырок вперед прыжком с места, перекат назад в стойку на лопатках, перекат вперед в
упор присев.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок
на гимнастического козла в упор присев и соскок с поворотом (девочки).
Упражнения на низкой и
средней перекладине (мальчики): махом одной, толчком другой перемах в вис согнувшись, переворот
назад в вис сзади со сходом на ноги.
Упражнения на брусьях: наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь; соскок из седа на бедре
(мальчики); смешанные висы и упоры (стоя, лежа, с поворотами); вис на верхней жерди,
размахивание, соскок с поворотом вправо и влево (девочки).
Упражнения специальной физической
и технической подготовки.
Легкая атлетика. Низкий и высокий старт с последующим ускорением. Прыжки: в длину с разбега
способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с разбега на
дальность и в цель. Бег на короткие (30 м и 60 м) и средние учебные дистанции (протяженность
дистанций регулируется учителем или учащимися); бег с преодолением искусственных и
естественных препятствий (по типу кроссового бега).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки. Попеременный двухшажный и одновременный одношажный ход. Переход с
попеременного хода на одновременный. Повороты махом на месте через лыжу вперед и через лыжу
назад, «плугом». Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо и наискось в основной
стойке. Спуск прямо в низкой стойке. Торможение «плугом». Прохождение учебных дистанций с
преодолением спусков и подъемов (протяженность дистанций регулируется учителем или
учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
Б а с к е т б о л . Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке;
передвижения приставным шагом с изменением направления движения, с чередованием скорости
передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; прыжок вверх
толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после ускорения.
Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, тройках (стоя на месте,
при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мяча стоя на месте, в
движении по прямой, по кругу, «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места,
двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в баскетбольный щит одной
(двумя) руками от груди после ведения. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л . Упражнения без мяча: стойка волейболиста; передвижения шагом в правую и левую
стороны, вперед и назад; прыжки с места в правую и левую стороны, вверх; прыжок вверх толчком
двумя с небольшого разбега. Упражнения с мячом: прямая нижняя и верхняя подача через сетку;
прием и передача мяча снизу и от груди в парах (на месте и в движении приставными шагами);
передача мяча из зоны в зону. Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней
линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
VI КЛАСС
Знания о физической культуре
13

История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена
в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и

14

символика. Зарождение Олимпийского движения в дореволюционной России, первые успехи
российских спортсменов в современных Олимпийских играх. История зарождения избранного вида
спорта (гимнастики, лыжных гонок, плавания, баскетбола, футбола, волейбола). Современные правила
соревнований по избранному виду спорта.
Базовые понятия физической культуры. Физическая подготовка как система регулярных занятий
по развитию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации
движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств (регулярность и
систематичность занятий, доступность и индивидуализация в выборе величины физических нагрузок,
непрерывность и постепенность повышения требований). Структура занятий по развитию физических
качеств (подготовительная часть — разминка, основная часть — решение главных задач занятия,
заключительная часть — восстановление организма) и особенности планирования их содержания,
место занятий в режиме дня и недели. Физическая нагрузка как чередование физической работы и
отдыха; ее регулирование по объему, продолжительности, интенсивности и интервалам отдыха.
Общая характеристика основных режимов нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений
(оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий режимы).
Физическая культура человека. Правила закаливания организма способами принятия воздушных
и солнечных ванн, купания. Правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и
физической подготовленностью.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований
безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для
проведения занятий по развитию физических качеств (в условиях спортивного зала и открытой
спортивной площадки). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических
качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана индивидуальных занятий по
развитию физических качеств.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила самостоятельного
тестирования физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и
регулирование величины нагрузки в соответствии с заданными режимами (согласно плану
индивидуальных занятий и показателям текущего самочувствия).
Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей
физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновляемых
комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию
физических качеств. Наблюдения за динамикой показателей физической подготовленности с помощью
тестовых упражнений:
развитие силы — прыжки с места в длину и высоту, отжимание в упоре лежа, наклоны вперед из
положения сидя, поднимание ног из положения виса;
развитие быстроты — ловля падающей линейки,, бег с максимальной скоростью;
развитие выносливости — бег по контрольной дистанции, 6-минутный бег;
развитие координации движений — бросок малого мяча в подвижную мишень, удерживание тела в
статическом положении стоя на одной ноге, передвижение ходьбой и бегом по гимнастическому
бревну;
развитие гибкости — наклон вперед, маховые движения ногами вперед, назад, в сторону, выкруты
рук с гимнастической палкой назад и вперед.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития
гибкости и координации движений, формирования правильной осанки с учетом индивидуальных
особенностей физического развития. Комплексы упражнений для коррекции фигуры. Комплексы
упражнений утренней зарядки и физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной
гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: ходьба строевым шагом
одной, двумя и тремя колоннами, перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по
15

3 и обратно.

16

Кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка
вперед в группировке.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги
врозь через гимнастического козла (девочки).
Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой
(правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках.
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по
гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки).
Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок с приземлением в определенное
место.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с преодолением
препятствий. Спринтерский бег (60 м и 100 м). Гладкий равномерный бег по учебной дистанции
(протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжок в высоту с разбега
способом «перешагивание». Метание малого мяча по движущейся мишени (катящемуся с разной
скоростью и летящему по разной траектории баскетбольному мячу).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки. Одновременный одношажный ход. Передвижения с чередованием попеременного
двухшажного с одновременным одношажным ходом. Торможение «упором». Преодоление небольших
трамплинов (30—50 см высотой) в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций (протяженность
дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Б а с к е т б о л . Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую;
передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения
с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением
направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу после ведения и от груди с места.
Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
В о л е й б о л . Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии
площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону, стоя на месте. Игра в
волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: передвижение строевым
шагом одной, двумя и тремя колоннами; перестроение в движении из колонны по одному в колонну
по2, по 3 и обратно.
Акробатические упражнения (мальчики): прыжком кувырок вперед, кувырок назад в группировке,
стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке, стойка на голове
и руках.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги
врозь через гимнастического козла (девочки).
Упражнения на средней перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой
(правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках; из виса завесой вне размахивание и
подъем в упор; из виса стоя наскок в упор; из упора верхом спад назад в вис завесом; махом одной,
толчком другой подъем переворотом в упор.
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по
гимнастической стенке вверх-вниз, горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки).
Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку матов, соскок с приземлением в определенное
место.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Финиширование.
17

Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжок в высоту способом
«перешагивание». Бег с препятствиями. Спринтерский бег. Кроссовый бег на учебные дистанции

18

(протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки. Одновременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход.
Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым
соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания, перепрыгивания,
перелезания; прыжки с небольших трамплинов (30—50 см высотой). Спуск в низкой стойке.
Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов передвижения
(протяженность дистанции регулируется учителем или учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
Б а с к е т б о л . Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением направления и
скорости передвижения, с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и передача мяча с шагом. Бросок
мяча в корзину одной рукой с места. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу и от груди после
ведения. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании мяча судьей и при передаче мяча с
лицевой линии. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л . Верхняя прямая и нижняя боковая подачи с лицевой линии в правую и левую
половину площадки. Передача мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии.
Нападающий удар через сетку. Тактические действия: система игры со второй подачи игрока передней
линии; система игры при страховке нападающего игроком передней линии. Игра в волейбол по
правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
VII КЛАСС
Знания о физической культуре
История физической культуры. Основные этапы развития олимпийского движения в
России (СССР), выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх
современности. Краткая характеристика избранного вида спорта (смысл состязательной деятельности
и общие правила соревнований, появление и развитие данного вида спорта в России, его
представительство на Олимпийских играх, выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены в
данном виде спорта). Краткие сведения о проведении Олимпийских игр в СССР в 1980 г. (виды
состязаний и место их проведения, число участников, символика и т. п.).
Базовые понятия физической культуры. Техника движений и ее основные показатели,
общиепредставления о пространственных, временных и динамических характеристиках
движений.
Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений.
Особенности освоения двигательных действий (этапность, повторность, вариативность). Основные
правила освоения движений: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к
неосвоенному. Самостоятельные занятия по освоению движений, характеристика подводящих и
подготовительных упражнений.
Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование
положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм
поведения). Правила организации мест занятий оздоровительной ходьбой и бегом, выбора одежды и
обуви в зависимости от времени года и погодных условий.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Организация досуга
средствами физической культуры. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при
подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по самостоятельному
освоению двигательных действий (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий
19

(физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных
действий (совместно с учителем).
Последовательное выполнение частей занятия по освоению двигательных действий с
соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Наблюдение за выполнением движений с

20

использованием эталонного образца, нахождение ошибок и их исправление.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Простейший анализ и оценка техники
осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталонным образцом. Измерение частоты
сердечных сокращений во время занятий. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по
учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности;
еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних
занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с графическим
изображением).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для
формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития и
полового созревания. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы
дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для регулирования массы
тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с
изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение
команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».
Акробатическая комбинация (мальчики): из упора лежа упор присев, кувырок назад, стойка на
лопатках, развести и свести ноги, группировка, перекат назад, упор присев, кувырок вперед в упор
присев, встать в основную стойку.
Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой
(правой) вперед, назад, переход в вис лежа на согнутых руках.
Прикладные упражнения: передвижение в висе на руках (мальчики); упражнения в висе на
кольцах: из виса стоя разбег вперед, согнуть ноги, покачаться; из виса стоя раскачивание
одновременным и поочередным отталкиванием ногами с поворотом на 180°, сход со снаряда
сбеганием.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжок в высоту
способом «перешагивание». Эстафетный бег. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности с
преодолением препятствий). Равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций
регулируется учителем или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки. Одновременный двухшажный ход. Передвижение с чередованием одновременного
одношажного и двухшажного хода с попеременным двухшажным ходом. Повороты упором.
Преодоление естественных препятствий на лыжах способами перешагивания, перелезания. Спуски в
низкой стойке. Прохождение учебных дистанций (протяженность дистанций регулируется учителем
или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Б а с к е т б о л . Бросок мяча в корзину одной и двумя в прыжке. Технико-тактические действия
игроков при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии игроком команды и соперником. Игра в
баскетбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
В о л е й б о л . Прямая верхняя подача мяча через сетку. Передача мяча из зоны в зону после
перемещения. Тактические действия игроков передней линии в нападении. Игра в волейбол по
правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: передвижение в колонне с
изменением длины шага по команде: «Короче ШАГ!», «Полный ШАГ!», «ПолШАГА!»; выполнение
команд на месте: «Полповорота напра-ВО!», «Полповорота нале-ВО!».
21

Акробатическая комбинация (мальчики): из стойки «старт пловца» с наскока два темповых

22

кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок назад, перекат назад в стойку
на лопатках, перекат вперед в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360°.
Упражнения на низкой и средней перекладине (мальчики): из виса стоя согнув руки подъем
переворотом силой в упор, перемах вперед и назад одной, соскок; из положения упора перемах одной
и другой в упор сзади, поворот кругом в упор, отмахом назад соскок.
Опорный прыжок через гимнастического козла.
Прикладные упражнения: передвижение в висе на руках с махом ног (мальчики); упражнения в
висе на кольцах: из виса стоя разбег вперед, согнуть ноги, покачаться; из виса стоя раскачивание
одновременным и поочередным отталкиванием ногами с поворотом на 180°, сход со снаряда
сбеганием; размахивания в висе, вис согнувшись .
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Бег с препятствиями. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности с
преодолением препятствий). Спринтерский бег. Повороты при беге на средние и длинные дистанции.
Бег на тренировочные дистанции (60 м; 100 м; 1500 м — мальчики; 800 м — девочки).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки. Коньковый ход. Передвижение с чередованием конькового хода с одновременным
и попеременным лыжным ходом. Прыжки с трамплина (высота для мальчиков — 1,5 м, для девочек —
1 м). Спуск с отлогих склонов с чередованием поворотов «плугом» и «упором» (слалом). Прохождение
тренировочных дистанций (3 км — мальчики, 1,5 км — девочки).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
Б а с к е т б о л . Ловля катящегося мяча на месте и в движении. Технико-тактические действия
(индивидуальные и командные): передвижение защитника при индивидуальных защитных действиях;
вырывание и выбивание мяча; защитные действия при опеке игрока с мячом и без мяча; перехват
мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину; взаимодействие в нападении (быстрое нападение);
взаимодействие при вбрасывании мяча судьей и с лицевой линии с игроком команды и соперником.
Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л . Нападающие удары. Блокирование нападающих ударов соперника. Тактические
действия: защитные действия игроков при приеме подач и последующей передаче мяча; система игры
в защите при страховке нападающего игроком задней линии. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
VIII КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления
развитияфизической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладное
ориентированное), их цели и формы организации.
Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоничное физическое развитие и его
связь с занятиями физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура как система
оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья,
коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система
регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата.
Физическая культура человека. Правила проведения самостоятельных занятий по коррекции
осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими
упражнениями. Правила планирования тренировочных занятий по спортивному совершенствованию,
их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями.
Правила и гигиенические требования к проведению восстановительных процедур: дыхательная
гимнастика во время и после занятий физическими упражнениями; простейшие приемы
восстановительного массажа (поглаживание, растирание, разминание) на отдельных участках тела,
принятие ванн и душа.
23

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

24

Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности
и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды дляпроведения
занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий спортивной
подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной
(технической) и физической подготовленности (совместно с учителем).
Последовательное выполнение всех частей занятий спортивной подготовкой с соответствующим
содержанием (согласно плану занятий). Проведение восстановительных процедур во время занятий и
после их окончания.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения:
регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической
подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток,
содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с
графическим изображением).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Индивидуальные комплексы упражнений
для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Комплексы дыхательной гимнастики. Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование
массы тела и коррекцию телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с
медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания,
кровообращения и зрения — близорукость).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Длинные кувырки вперед с разбега (упражнение выполняется
слитно по 3—4 кувырка). Стойка на голове и руках силой из упора присев (юноши).
Упражнения на перекладине (юноши): из размахивания подъем разгибом, в упоре перемах
левой (правой) вперед, назад, медленное опускание в вис, махом вперед соскок прогнувшись.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Совершенствование техники в беговых (спринтерский, эстафетный и кроссовый
бег), прыжковых (прыжок в длину и высоту с разбега) упражнениях.
Прикладные упражнения, туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки,
спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах, на точность приземления и сохранение равновесия;
подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах. Передвижение туристической ходьбой. Маршбросок с туристической экипировкой (мальчики — до 5 км, девочки — до 3 км).
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки. Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на
другой. Прохождение учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность дистанций
регулируется учителем или учащимися).
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Б а с к е т б о л . Технико-тактические действия в защите и нападении. Игра в баскетбол по
правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
В о л е й б о л . Технико-тактические действия в защите и нападении. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Стойка на голове и руках толчком одной и махом другой из упора
присев (юноши). Акробатическая комбинация: из стойки «старт пловца» с наскока два темповых
кувырка вперед (второй со скрещиванием ног), поворот кругом, кувырок назад, перекат назад в стойку
на лопатках, перекат в упор присев, в темпе прыжок вверх с поворотом на 360° (юноши).
Гимнастическая комбинация на перекладине (юноши): из виса стоя силой (махом) подъем
переворотом назад в упор, перемах одной в упор верхом, перехват в хват снизу, оборот вперед верхом,
перемах одной в упор сзади, поворот кругом в упор хватом сверху, махом назад соскок с поворотом на
25

90° в стойку боком к снаряду.
Опорный прыжок через гимнастического коня и козла.

26

Вольные упражнения: динамического характера (повороты на одной и двух ногах, повороты
головы, ходьба на носках высоким шагом) и статического характера (стойки на двух и одной ноге с
изменением положений рук, головы, туловища); произвольная комбинация, составленная из
освоенных стилизованных общеразвивающих упражнений, элементов ритмической гимнастики и
хореографии, танцевальных движений с учетом индивидуальной физической и технической
подготовленности (девушки).
Легкая атлетика. Совершенствование техники ранее освоенных легкоатлетических упражнений
(бег на короткие и средние дистанции; бег с препятствиями; кроссовый бег; прыжок в высоту и длину
с разбега). Тройной прыжок с разбега. Толкание ядра.
Прикладные упражнения: туристическая ходьба; прыжки через препятствия, многоскоки,
спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах, на точность приземления и сохранение равновесия;
подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах. Передвижение туристической ходьбой. Маршбросок (мальчики — до 5 км, девочки — до 3 км) с туристической экипировкой.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Лыжные гонки. Совершенствование техники освоенных лыжных ходов, перехода с одного хода на
другой. Прохождение на результат учебных дистанций с чередованием лыжных ходов (протяженность
дистанций регулируется учителем или учащимися).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
Б а с к е т б о л . Ведение мяча с обводкой пассивного и активного соперника. Отработка
тактических игровых комбинаций. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л . Тактические действия: взаимодействие игроков в защите при приеме мяча;
отработка тактических игровых комбинаций. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
IX КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как
форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма, виды и разновидности
туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования к
технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение физической
культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое
и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в профилактике
вредных привычек. Прикладно ориентированная физическая подготовка как система тренировочных
занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического
совершенствования.
Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с учетом
дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования активного отдыха и его
основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой) деятельности, индивидуального образа
жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила оказания
доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к
проведениюлетних пеших туристических походов (выбор маршрута, снаряжения, одежды и
обуви, укладка рюкзака).
Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки (установка палатки,
разведение костра, размещение туалета, оборудование спортивной площадки и т. п.). Соблюдение
требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах, отравлениях, царапинах,
27

ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах).
Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной подготовкой
(согласно плану индивидуальных занятий). Наблюдение за режимами нагрузки (по частоте сердечных
сокращений) и показателями (внешними и внутренними) самочувствия во время занятий.

28

Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения:
регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической
подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток,
содержания домашних занятий, результатов тестирования функционального состояния организма..
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для
формирования правильной осанки; утренней зарядки, физкультминуток; дыхательной гимнастики и
гимнастики для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных
особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры
(подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями учащихся).
Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки
кувырок вперед в стойку на лопатках, упор присев, встать, из основной стойки прыжком упор присев,
кувырок назад в упор ноги врозь.
Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (полька), ходьба со
взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну. Гимнастическая
комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и
технической подготовленности.
Упражнения на перекладине (юноши): из стойки спиной к перекладине вис стоя сзади согнувшись,
толчком ног вис согнувшись сзади; вис на согнутых ногах. Гимнастическая комбинация, составленная
из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической
подготовленности. Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Спортивная ходьба. Совершенствование техники ранее разученных упражнений
в прыжках, беге и метании. Бег на дистанции: 60 м с низкого старта (на результат), 1000 м — девушки
и 2000 м — юноши (на результат). Кроссовый бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км.
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы,
прыжков; передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания.
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки. Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности с чередованием
одновременных, попеременных и бесшажного ходов. Преодоление крутых спусков в низкой стойке.
Прохождение соревновательной дистанции 3 км.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры.
Б а с к е т б о л . Технико-тактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите
(перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину). Игра в баскетбол по правилам.
В о л е й б о л . Технико-тактические командные действия (взаимодействие игроков передней линии
в нападении; взаимодействие игроков задней линии при приеме мяча от нижней подачи;
взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении при приеме подачи). Игра в волейбол
по правилам..
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Совершенствование техники ранее разученных физических
упражнений. Совершенствование комбинаций, составленных учащимися исходя из собственной
физической и технической подготовленности (на результат). Выполнение индивидуальных
гимнастических и акробатических комбинаций в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие
в квалификационных соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической
подготовки.
Легкая атлетика. Совершенствование техники ранее разученных упражнений (на результат).
Выполнение легкоатлетических упражнений (2—3 упражнения по выбору учащихся) в условиях,
приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.)
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы,
прыжков, передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания.
Лыжные гонки. Преодоление крутых подъемов бегом на лыжах (техника произвольная).
29

Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Прохождение тренировочных дистанций на 3 км —

30

девушки и 5 км — юноши (на результат). Прохождение соревновательных дистанций (дистанция
определяется учащимися) в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных
соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
Б а с к е т б о л. Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях.
Командные технико-тактические действия при защите и нападении. Игра в баскетбол в условиях,
приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения
специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л. Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных упражнениях.
Командные технико-тактические действия при защите и нападении. Игра в волейбол в условиях,
приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.) Упражнения
специальной физической и технической подготовки.
I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы программы
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Знания о физической культуре.
(История физической культуры. Физическая
В процессе урока
культура и спорт в современном обществе.
Базовые понятия физической культуры.
Физическая культура человека.)
Способы физкультурной деятельности
Организация и проведение занятий
В процессе урока
физической культурой
Оценка эффективности занятий
физической культурой
Физическое совершенствование
В процессе урока
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика
27
27
27
27

9 класс

27

Гимнастика с основами акробатики

15

15

15

15

15

Лыжные гонки

18

18

18

18

18

Спортивные игры

42

42

42

42

42

Всего часов

102

102

102

102

102

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».