Приложение к ООП ООО МБОУ «Лесогорская СОШ» утверждена приказом МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 г. №105-ОД Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Лесогорская СОШ») Рабочая программа Внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления По курсу «Занимательная математика» для 5 класса Уровень основного общего образования Срок реализации: 1 года Разработана Педагогом дополнительного образования Редькиной М.О. п. Лесогорский 2021 г. I. Планируемые результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» 5класс Личностными результатами изучения предмета «Математика» (в виде следующих учебных курсов: 5–6 класс – «Математика», – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Средством достижения этих результатов является: – система заданий учебников; – представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса; – использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системнодеятельностного подхода в обучении, технология оценивания. Метапредметными результатами изучения курса «Математика» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); 2 – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания); – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – создавать математические модели; – составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); – вычитывать все уровни текстовой информации. – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. – понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания. – самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. 3 Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника. – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов. – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи. – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. – Независимость и критичность мышления. – Воля и настойчивость в достижении цели. Коммуникативные УУД: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; – уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного обучения, организация работы в малых группах, также использование на уроках технологии личностно- ориентированного и системно-деятельностного обучения. 4 Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения. 5-й класс Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание: названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счётная единица; названия и последовательность разрядов в записи числа; названия и последовательность первых трёх классов; сколько разрядов содержится в каждом классе; соотношение между разрядами; сколько единиц каждого класса содержится в записи числа; как устроена позиционная десятичная система счисления; единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними; десятичных дробях и правилах действий с ними; - сравнивать десятичные дроби; выполнять операции над десятичными дробями; преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот; округлять целые числа и десятичные дроби; находить приближённые значения величин с недостатком и избытком; выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения; 5 функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа). Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений; выполнять умножение и деление с 1000; вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них; решать простые и составные текстовые задачи; выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов; находить вероятности простейших случайных событий; решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов; решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний; читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм; строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы; - находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства; - создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства. II. Содержание программы 6 1.Математика – царица наук - 1 час Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. 2. Как люди научились считать - 1час Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов. 3. Интересные приемы устного счёта - 1час Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4. Решение занимательных задач в стихах – 1час Решение занимательных задач в стихах 5. Упражнения с многозначными числами – 2 часа Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 6. Учимся отгадывать ребусы - 1час Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. 7. Числа-великаны. Коллективный счёт – 1час Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. 8. Решение ребусов и логических задач - 1 час Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. 9. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными 1 час Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. 10. Загадки- смекалки – 1 час 7 Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. 11. Игра «Знай свой разряд» – 1час Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. 12. Обратные задачи - 1 час Решение обратных задач, используя круговую схему. 13. Практикум «Подумай и реши» - 1 час Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 14. Задачи с изменением вопроса – 1 час Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. 15. Проектная деятельность «Газета любознательных» – 2 часа Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. 16. Решение нестандартных задач – 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 17. Решение олимпиадных задач – 1час Решение задач повышенной сложности. 18. Решение задач международной игры «Кенгуру» – 2 часа Решение задач международной игры «Кенгуру». 19. Математические горки – 2 часа Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах. 20. Наглядная алгебра -1 час Включение в активный словарь детей алгебраических терминов. 21. Решение логических задач – 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 22. Игра «У кого какая цифра» – 1 час 8 Закрепление знаний нумерации чисел. 23. Знакомьтесь: Архимед! - 1 час Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку 24. Задачи с многовариантными решениями – 3 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 25. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагора - вклад в науку 26. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 час Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. 27. Математический КВН – 1 час Систематизация знаний по изученным разделам. 28. Групповой проект «Подведем итоги» – 2 часа Формирование портфолио 9 III. Тематическое планирование № Название темы главы Количество часов Общее Лекции Практическая Самостоятель ная 1 Введение 2 2 2 Числа и вычисления 9 4 5 3 Решение задач 10 4 6 4 Ребусы, загадки 3 1 2 5 Галерея великих имен 2 6 Математические игры 5 7 Проектная деятельность 5 Итого: 36 1 1 5 5 3 10 13 19