Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Занимательная математика для 5 класса

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД

Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
По курсу «Занимательная математика»
для 5 класса
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 1 года

Разработана
Педагогом дополнительного образования
Редькиной М.О.

п. Лесогорский
2021 г.

I.

Планируемые результаты. Личностные, метапредметные и

предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
5класс
Личностными результатами изучения предмета «Математика» (в виде
следующих учебных курсов: 5–6 класс – «Математика»,
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий учебников;
– представленная в учебниках в явном виде организация материала по
принципу минимакса;
– использование совокупности технологий, ориентированных на
развитие самостоятельности и критичности мышления: технология системнодеятельностного подхода в обучении, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать
в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения
цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы
(выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и
корректировать план);
2

–

в

диалоге

с

учителем

совершенствовать

самостоятельно

выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления;
–

осуществлять

сравнение,

сериацию

и

классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе
отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст,
диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения
(изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии
как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные
задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
3

Средством формирования познавательных УУД служат учебный
материал и прежде всего продуктивные задания учебника.
– Использование математических знаний для решения различных
математических задач и оценки полученных результатов.
–

Совокупность

умений

по

использованию

доказательной

математической речи.
– Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с
различными математическими текстами.
– Умения использовать математические средства для изучения и
описания реальных процессов и явлений.
– Независимость и критичность мышления.
– Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с
людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного обучения, организация работы в малых группах, также
использование на уроках технологии личностно- ориентированного и
системно-деятельностного обучения.
4

Предметными

результатами

изучения

предмета

«Математика»

являются следующие умения.
5-й класс
Использовать при решении математических задач, их обосновании и
проверке найденного решения знание:


названий и последовательности чисел в натуральном ряду в

пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое
следующее число в этом ряду);


как образуется каждая следующая счётная единица;



названия и последовательность разрядов в записи числа;



названия и последовательность первых трёх классов;



сколько разрядов содержится в каждом классе;



соотношение между разрядами;



сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;



как устроена позиционная десятичная система счисления;



единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь),

соотношения между ними;


десятичных дробях и правилах действий с ними;

- сравнивать десятичные дроби;


выполнять операции над десятичными дробями;



преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот;



округлять целые числа и десятичные дроби;



находить приближённые значения величин с недостатком и

избытком;


выполнять приближённые вычисления и оценку числового

выражения;

5



функциональной

связи

между

группами

величин

(цена,

количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность
труда, время работы, работа).
Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях,
сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в
остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений;


выполнять умножение и деление с 1000;



вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4

действия со скобками и без них;


решать простые и составные текстовые задачи;



выписывать множество всевозможных результатов (исходов)

простейших случайных экспериментов;


находить вероятности простейших случайных событий;



решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью

таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов,
правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5
элементов;


решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью

таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;


читать информацию, записанную с помощью линейных,

столбчатых и круговых диаграмм;


строить

простейшие

линейные,

столбчатые

и

круговые

диаграммы;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых
используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения
и описания которого используются математические средства.

II. Содержание программы
6

1.Математика – царица наук -

1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное
знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать - 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение
занимательных заданий, связанных со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта - 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение
рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах – 1час
Решение занимательных задач в стихах
5. Упражнения с многозначными числами – 2 часа
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение,
сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы - 1час
Знакомство

с

математическими

ребусами,

решение

логических

конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт – 1час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Решение ребусов и логических задач - 1 час
Решение

математических

ребусов.

Знакомство

с

простейшими

умозаключениями на математическом уровне.
9. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными
1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при
решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
10. Загадки- смекалки – 1 час
7

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических
рассуждений.
11. Игра «Знай свой разряд» – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
12. Обратные задачи - 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
13. Практикум «Подумай и реши» - 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения
проводить в уме несложные рассуждения.
14. Задачи с изменением вопроса – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение
составленных задач.
15. Проектная деятельность «Газета любознательных» – 2 часа
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
16. Решение нестандартных задач – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в
уме несложные рассуждения.
17. Решение олимпиадных задач – 1час
Решение задач повышенной сложности.
18. Решение задач международной игры «Кенгуру» – 2 часа
Решение задач международной игры «Кенгуру».
19. Математические горки – 2 часа
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
20. Наглядная алгебра -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
21. Решение логических задач – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в
уме несложные рассуждения.
22. Игра «У кого какая цифра» – 1 час
8

Закрепление знаний нумерации чисел.
23. Знакомьтесь: Архимед! - 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
24. Задачи с многовариантными решениями – 3 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в
уме несложные рассуждения.
25. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагора
- вклад в науку
26. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
27. Математический КВН – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
28. Групповой проект «Подведем итоги» – 2 часа
Формирование портфолио

9

III. Тематическое планирование
№

Название темы

главы

Количество часов
Общее

Лекции

Практическая

Самостоятель
ная

1

Введение

2

2

2

Числа и вычисления

9

4

5

3

Решение задач

10

4

6

4

Ребусы, загадки

3

1

2

5

Галерея великих имен

2

6

Математические игры

5

7

Проектная деятельность

5

Итого:

36

1

1
5
5

3

10

13

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».