Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Приложение к основной образовательной программе
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Естественно-научного направления
по курсу
«Система, многообразие и эволюция живой природы »
для учащихся 9 классов
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 1 год
Разработана
Педагогом дополнительного образования
Павловой А.В.,
Первая квалификационная
категория
пгт Лесогорский 2021г
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
особенности строения бактериальной клетки;
особенности строения тканей растений и животных;
особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы
жизнедеятельности;
многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных,
грибов, простейших организмов;
происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и
жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств
живой природы;
определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к
определенной систематической категории;
распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах,
рисунках и таблицах;
распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в
природе и жизни человека.
изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и
объяснять результаты опытов;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях,
справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их
аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.
Введение (1 ч)
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов
системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа
организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения
и
жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их
отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и
покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
строение клетки и тканей высших растений;
строение органов высших растений;
основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание,
транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных
растений;
многообразие и особенности строения лишайников.
Лабораторные и практические работы
1. Строение растительной клетки.
2. Строение растительных тканей.
3. Тренинги.
Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными.
Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при
отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
4. Строение шляпочного гриба
5. Тренинги.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и
профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения
бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории.
Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших
организмов.
Лабораторные и практические работы
6. Многообразие простейших.
7. Тренинги.
Раздел 5. Царство Животные.(14 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы
жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и
многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви;
моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов
типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
особенности строения клетки и тканей животного организма;
многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные;
плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
8. Строение животной клетки и тканей животного организма..
9. Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
10. Особенности строения рыб.
11. Особенности строения птиц связанные с полётом.
12. Особенности строения млекопитающих.
13. Тренинги.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших
отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни
человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших
организмов;
Тематическое планирование
№ раздела
1
2
3
4
5
6
Наименование раздела
Введение
Царство Растения.
Царство Грибы
Царство Бактерии
Царство Простейшие
Царство Животные
Количество часов
1
14
2
1
2
14
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к основной образовательной программе
Календарно-тематическое планирование
кружка по биологии
«Система, многообразие и эволюция живой природы».
9 класс
Учитель:
Павлова А.В.
Первая квалификационная категория
пгт Лесогорский 2017г
«Система, многообразие и эволюция живой природы».
№
Тема
Дата
план.
Дата
факт.
Демонстрации
Примечания
Введение (1 ч )
1.
Систематика живой
природы.
2.
Особенности строения
растительной клетки.
Ткани растений.
эволюция живой природы
Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.)
3.
Строение растительной
клетки
Растительные ткани
45.
Особенности строения и
жизнедеятельности
растительного организма.
6. Особенности строения и
отличительные признаки
водорослей.
7. Особенности строения и
отличительные признаки
мохообразных.
8. Особенности строения и
отличительные признаки
папоротникообразных
9. Особенности строения и
отличительные признаки
голосеменных.
10. Особенности строения и
отличительные признаки
покрытосеменных.
11Семейства
12. покрытосеменных растений
13. Лишайники –
симбиотический организм.
Органы растений
Фотосинтез
Многообразие водорослей
Строение мха кукушкина льна
и сфагнума
Строение
папоротникообразных
Строение и цикл развития
голосеменных.
Многообразие и цикл развития
покрытосеменных.
Семейства крестоцветные,
розоцветные, бобовые,
сложноцветные, пасленовые,
лилейные, злаковые.
Многообразие и особенности
строения
Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
14. Особенности строения
грибной клетки, шляпочных
грибов.
15. Многообразие грибов:
шляпочные, плесневые,
грибы-паразиты. Правила
сбора грибов. ПМП при
отравлении грибами .
Шляпочные грибы
Грибы-паразиты
Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)
16. Особенности строения
бактериальной клетки.
Процессы ж/д бактерий.
Признаки и профилактика
бактериальных заболеваний
Бактерии
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
17- Особенности строения
18 простейших. Многообразие:
корненожки, жгутиконосцы,
Многообразие простейших.
.
инфузории. Роль в природе и
ж/д человека.
Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.)
19. Особенности строения
животной клетки и тканей
20. Особенности строения и
жизнедеятельности
кишечнополостных
21. Особенности строения и
жизнедеятельности плоских
червей.
22. Особенности строения и
жизнедеятельности, круглых
червей
23. Особенности строения и
жизнедеятельности
кольчатых червей.
24. Особенности строения и
жизнедеятельности
моллюсков.
25. Особенности строения и
жизнедеятельности
членистоногих.
26. Общая характеристика и
классификация хордовых.
27- Особенности строения и
28. жизнедеятельности
представителей классов рыб.
29. Особенности строения и
жизнедеятельности
представителей класса
земноводные
30. Особенности строения и
жизнедеятельности
представителей класса
пресмыкающиеся.
31- Особенности строения и
32. жизнедеятельности
представителей класса
птицы.
33- Особенности строения и
34. жизнедеятельности
представителей класса
млекопитающие.
Строение животной клетки,
ткани.
Многообразие
кишечнополостных
Многообразие плоских червей
Многообразие круглых червей
Многообразие кольчатых
червей
Многообразие моллюсков
Многообразие членистоногих.
Многообразие хордовых.
Многообразие рыб.
Многообразие и развитие
земноводных.
Многообразие
пресмыкающихся.
Многообразие класса птицы.
Особенности строения скелета
птиц.
Многообразие
млекопитающих.