Приложение к ООП ООО МБОУ «Лесогорская СОШ» утверждена приказом МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 г. №105-ОД Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Лесогорская СОШ») Приложение к основной образовательной программе Рабочая программа Внеурочной деятельности Естественно-научного направления по курсу «Система, многообразие и эволюция живой природы » для учащихся 9 классов Уровень основного общего образования Срок реализации: 1 год Разработана Педагогом дополнительного образования Павловой А.В., Первая квалификационная категория пгт Лесогорский 2021г Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов; особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов; особенности строения бактериальной клетки; особенности строения тканей растений и животных; особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности; многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов; происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных; значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы; определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории; распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах; распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах; характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека. изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет; составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории. Содержание курса Общее количество часов – 34ч. Введение (1 ч) Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов. Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы. Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.) Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений. Лишайники – симбиотический организм. Демонстрация схем и таблиц отражающих: строение клетки и тканей высших растений; строение органов высших растений; основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ. многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений; многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений; многообразие и особенности строения лишайников. Лабораторные и практические работы 1. Строение растительной клетки. 2. Строение растительных тканей. 3. Тренинги. Раздел 2. Грибы.(2 ч.) Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов; съедобные и несъедобные грибы. Лабораторные и практические работы 4. Строение шляпочного гриба 5. Тренинги. Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.) Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний. Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки. Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.) Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека. Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов. Лабораторные и практические работы 6. Многообразие простейших. 7. Тренинги. Раздел 5. Царство Животные.(14 ч.) Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые. Демонстрация схем и таблиц, отражающих: особенности строения клетки и тканей животного организма; многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые; многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые. Лабораторные и практические работы 8. Строение животной клетки и тканей животного организма.. 9. Внешнее строение представителей типа Членистоногие. 10. Особенности строения рыб. 11. Особенности строения птиц связанные с полётом. 12. Особенности строения млекопитающих. 13. Тренинги. Ожидаемые результаты Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; Тематическое планирование № раздела 1 2 3 4 5 6 Наименование раздела Введение Царство Растения. Царство Грибы Царство Бактерии Царство Простейшие Царство Животные Количество часов 1 14 2 1 2 14 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» Приложение к основной образовательной программе Календарно-тематическое планирование кружка по биологии «Система, многообразие и эволюция живой природы». 9 класс Учитель: Павлова А.В. Первая квалификационная категория пгт Лесогорский 2017г «Система, многообразие и эволюция живой природы». № Тема Дата план. Дата факт. Демонстрации Примечания Введение (1 ч ) 1. Систематика живой природы. 2. Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. эволюция живой природы Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.) 3. Строение растительной клетки Растительные ткани 45. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. 6. Особенности строения и отличительные признаки водорослей. 7. Особенности строения и отличительные признаки мохообразных. 8. Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных 9. Особенности строения и отличительные признаки голосеменных. 10. Особенности строения и отличительные признаки покрытосеменных. 11Семейства 12. покрытосеменных растений 13. Лишайники – симбиотический организм. Органы растений Фотосинтез Многообразие водорослей Строение мха кукушкина льна и сфагнума Строение папоротникообразных Строение и цикл развития голосеменных. Многообразие и цикл развития покрытосеменных. Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные, пасленовые, лилейные, злаковые. Многообразие и особенности строения Раздел 2. Грибы.(2 ч.) 14. Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. 15. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами . Шляпочные грибы Грибы-паразиты Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.) 16. Особенности строения бактериальной клетки. Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний Бактерии Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.) 17- Особенности строения 18 простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, Многообразие простейших. . инфузории. Роль в природе и ж/д человека. Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.) 19. Особенности строения животной клетки и тканей 20. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных 21. Особенности строения и жизнедеятельности плоских червей. 22. Особенности строения и жизнедеятельности, круглых червей 23. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. 24. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. 25. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. 26. Общая характеристика и классификация хордовых. 27- Особенности строения и 28. жизнедеятельности представителей классов рыб. 29. Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса земноводные 30. Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся. 31- Особенности строения и 32. жизнедеятельности представителей класса птицы. 33- Особенности строения и 34. жизнедеятельности представителей класса млекопитающие. Строение животной клетки, ткани. Многообразие кишечнополостных Многообразие плоских червей Многообразие круглых червей Многообразие кольчатых червей Многообразие моллюсков Многообразие членистоногих. Многообразие хордовых. Многообразие рыб. Многообразие и развитие земноводных. Многообразие пресмыкающихся. Многообразие класса птицы. Особенности строения скелета птиц. Многообразие млекопитающих.