Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

кружок 9 кл

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Приложение к основной образовательной программе

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Естественно-научного направления
по курсу

«Система, многообразие и эволюция живой природы »
для учащихся 9 классов
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 1 год

Разработана
Педагогом дополнительного образования
Павловой А.В.,
Первая квалификационная
категория

пгт Лесогорский 2021г

Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
 классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
 особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
 особенности строения бактериальной клетки;
 особенности строения тканей растений и животных;
 особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы
жизнедеятельности;
 многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных,
грибов, простейших организмов;
 происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
 значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и
жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
 сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств
живой природы;
 определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к
определенной систематической категории;
 распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах,
рисунках и таблицах;
 распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
 характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в
природе и жизни человека.
 изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и
объяснять результаты опытов;
 осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях,
справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
 составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их
аудитории.

Содержание курса
Общее количество часов – 34ч.

Введение (1 ч)
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов
системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа
организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения
и
жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их
отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и
покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.
Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
 строение клетки и тканей высших растений;
 строение органов высших растений;






основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание,
транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных
растений;
многообразие и особенности строения лишайников.

Лабораторные и практические работы
1. Строение растительной клетки.
2. Строение растительных тканей.
3. Тренинги.

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными.
Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при
отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
 многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
 съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
4. Строение шляпочного гриба
5. Тренинги.

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и
профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения
бактериальной клетки.

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории.
Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших
организмов.
Лабораторные и практические работы
6. Многообразие простейших.
7. Тренинги.

Раздел 5. Царство Животные.(14 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы
жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и
многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви;
моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов
типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
 особенности строения клетки и тканей животного организма;
 многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные;
плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;



многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы
8. Строение животной клетки и тканей животного организма..
9. Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
10. Особенности строения рыб.
11. Особенности строения птиц связанные с полётом.
12. Особенности строения млекопитающих.
13. Тренинги.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших
отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни
человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших
организмов;

Тематическое планирование
№ раздела
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела
Введение
Царство Растения.
Царство Грибы
Царство Бактерии
Царство Простейшие
Царство Животные

Количество часов
1
14
2
1
2
14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

Приложение к основной образовательной программе

Календарно-тематическое планирование
кружка по биологии
«Система, многообразие и эволюция живой природы».
9 класс

Учитель:

Павлова А.В.
Первая квалификационная категория

пгт Лесогорский 2017г

«Система, многообразие и эволюция живой природы».

№

Тема

Дата
план.

Дата
факт.

Демонстрации

Примечания

Введение (1 ч )
1.

Систематика живой
природы.

2.

Особенности строения
растительной клетки.
Ткани растений.

эволюция живой природы

Раздел 1.Царство Растения. (12 ч.)
3.

Строение растительной
клетки
Растительные ткани

45.

Особенности строения и
жизнедеятельности
растительного организма.
6. Особенности строения и
отличительные признаки
водорослей.
7. Особенности строения и
отличительные признаки
мохообразных.
8. Особенности строения и
отличительные признаки
папоротникообразных
9. Особенности строения и
отличительные признаки
голосеменных.
10. Особенности строения и
отличительные признаки
покрытосеменных.
11Семейства
12. покрытосеменных растений
13. Лишайники –
симбиотический организм.

Органы растений
Фотосинтез
Многообразие водорослей
Строение мха кукушкина льна
и сфагнума
Строение
папоротникообразных
Строение и цикл развития
голосеменных.
Многообразие и цикл развития
покрытосеменных.
Семейства крестоцветные,
розоцветные, бобовые,
сложноцветные, пасленовые,
лилейные, злаковые.
Многообразие и особенности
строения

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
14. Особенности строения
грибной клетки, шляпочных
грибов.
15. Многообразие грибов:
шляпочные, плесневые,
грибы-паразиты. Правила
сбора грибов. ПМП при
отравлении грибами .

Шляпочные грибы
Грибы-паразиты

Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)
16. Особенности строения
бактериальной клетки.
Процессы ж/д бактерий.
Признаки и профилактика
бактериальных заболеваний

Бактерии

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
17- Особенности строения
18 простейших. Многообразие:
корненожки, жгутиконосцы,

Многообразие простейших.

.

инфузории. Роль в природе и
ж/д человека.

Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.)
19. Особенности строения
животной клетки и тканей
20. Особенности строения и
жизнедеятельности
кишечнополостных
21. Особенности строения и
жизнедеятельности плоских
червей.
22. Особенности строения и
жизнедеятельности, круглых
червей
23. Особенности строения и
жизнедеятельности
кольчатых червей.
24. Особенности строения и
жизнедеятельности
моллюсков.
25. Особенности строения и
жизнедеятельности
членистоногих.
26. Общая характеристика и
классификация хордовых.
27- Особенности строения и
28. жизнедеятельности
представителей классов рыб.
29. Особенности строения и
жизнедеятельности
представителей класса
земноводные
30. Особенности строения и
жизнедеятельности
представителей класса
пресмыкающиеся.
31- Особенности строения и
32. жизнедеятельности
представителей класса
птицы.
33- Особенности строения и
34. жизнедеятельности
представителей класса
млекопитающие.

Строение животной клетки,
ткани.
Многообразие
кишечнополостных
Многообразие плоских червей
Многообразие круглых червей
Многообразие кольчатых
червей
Многообразие моллюсков
Многообразие членистоногих.
Многообразие хордовых.
Многообразие рыб.
Многообразие и развитие
земноводных.
Многообразие
пресмыкающихся.
Многообразие класса птицы.
Особенности строения скелета
птиц.
Многообразие
млекопитающих.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».