Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Программа Всемогущий занимательный синтаксис

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Приложение к основной образовательной программе

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Естественно-научного направления
по курсу

«Всемогущий занимательный синтаксис»
для учащихся 8 класса
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 1 год

Разработана
Педагогом дополнительного образования
Главинской Л.П.

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Всемогущий занимательный синтаксис»
Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;
его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;

достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1.
владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной
литературой;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2.
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной
язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3.
коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых основ лингвистики;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике;


осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Познавательные УУД

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы.
Личностные УУД

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности,
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем
разнообразии культур, национальностей, религий России;

осознание ответственности за общее благополучие;

развитие этических чувств;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка.
Регулятивные УУД

волевая саморегуляция;

оценка;

коррекция.


Коммуникативные УУД

умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

умение выражать свои мысли;

управление действиями партнера (оценка, коррекция);

использовать речь для регуляции своего действия.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения
программы внеурочной деятельности «Занимательный синтаксис», который проводится в конце учебного года (май).
Формы и средства контроля:
Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится в форме комплексных работ и
самостоятельных работ с дифференцированным оцениванием.
Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки
личного портфолио.
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, ООП ООО. Результаты промежуточной
(итоговой) аттестации выявляют уровень освоения программы (высокий, средний, низкий). За промежуточную
аттестацию выставляется зачет/незачет.
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению
теоретических и практических вопросов.


Учебно-тематический план
№

Раздел, тема

Количество
часов

Виды деятельности обучающегося
Из них
теор.

прак.

Год обучения 2021-2022
1

Раздел I. Введение.

2

Раздел II.
15
Повторение курса
синтаксиса за 8 класс

3

Простое
предложение.
Главные члены
предложения. Типы
подлежащих.
Типы сказуемых

4

Второстепенные
члены предложения.
Дополнение.
Определение.

1

Практическая работа по проверке
грамотности

1

1

Беседа с обобщением знаний по
теме.Практическая работа.
Синтаксический разбор простых
предложений с определением типов
подлежащего и сказуемого.

1

1

Беседа с обобщением знаний по
теме.Практическая работа.
Определение второстепенных членов.

1

5

6

7

8
9

Приложение.
Обстоятельство.
Обособленные члены
предложения.

1

Беседа с обобщением знаний по
теме.Практическая работа.
Конструирование предложений с
обособленными членами.
Составление памятки «Частные условия
обособления».

Обособленные
уточняющие,
пояснительные и
присоединительные
члены предложения.
Обороты, вводимые
сравнительными
союзами

1

Практическая работа. Конструирование
предложений. Решение задач на
лингвистическую тему.

1

Практическая работа. Работа с
литературным текстом.

Устойчивые
сочетания слов
Конструкции,
грамматически не
связанные с членами
предложения.

1

Аналитическая беседа с элементами
практических заданий
Сообщение.
Редактирование и составление связных
текстов.

1

1

2

Вводные слова.
Вставные
конструкции.
Обращения.
Междометия.
Слова-предложения.
10

Прямая речь.
Диалог. Цитаты.

11

Раздел III
Сложное
предложение

12

Повторение. Виды
предложений.

1

2

Аналитическая беседа.
Практическая работа «Работа с
текстами художественной
литературы».Редактирование и
составление связных текстов.

16

1

Лекция с элементами исследовательской
деятельности.

13

Односоставные
предложения.

14

Сложные
предложения.
Сложносочиненное
предложение.

15

Сложноподчиненное
предложение.

16

Придаточные
предложения с
разными видами
подчинения.

17

Обособленные
обороты в
сложноподчиненном
предложении

1

Практикум. Сообщения учащихся с
использованием специально подобранного
материала. Игра «Свое предложение».

1

Практическая работа с текстом
художественной литературы.

2

Аналитическая беседа.
Наблюдение поэтического текста.
Работа в группах.

1

2

Беседа.Наблюдение текста
художественной литературы с
последующими выводами. Написание
статьи на заданную тему.

1

1

Беседа.Семинар. Работа с текстами
разных стилей.Работа в группах.
Конструирование
предложенийСопоставление
синонимических конструкций

1

18

Бессоюзное сложное
предложение.

19

Особые случаи
пунктуации.

20

Раздел IV
Повторение и
обобщение

21

Трудные случаи
пунктуации
ИТОГО

1

1

Лекция с элементами исследовательской
деятельности. Практикум.

2

Исследовательский проект по теме
«Пунктуация».Семинар. Работа в
группах по заданной
программе.Восстановление авторских
текстов,редактирование,
сопоставление.

2

Лингвистическая конференция.

2

34

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Всемогущий занимательный синтаксис»
Раздел I. Введение. (1 ч)
Введение. Проверка грамотности.
Раздел II. Повторение курса синтаксиса (15 ч)
Простое предложение.Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные,
обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений.
Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение простых предложений с однородными членами и
сложносочиненных предложений.
Главные члены предложения.
Предмет речи в предложении. Роль подлежащего и сказуемого. Предикативные отношения.
Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.
Второстепенные члены предложения.
Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода
(приложения).Обособленные второстепенные члены предложения.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Случаи обязательного обособления. Советы по
обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.
Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления.
Частные условия обособления обстоятельств.
Односоставные предложения.
Группы односоставных предложений. Синонимия односоставных предложений.

Однородные члены предложения.
Понятие об однородных членах. Понятие градация, умение располагать однородные члены в порядке градации.
Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Устойчивые сочетания слов.
Слова, не являющиеся членами предложениями.Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.
Обороты, вводимые сравнительными союзами
Вводные слова. Вставные конструкции.
Обращения.
Междометия.
Слова-предложения.
Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложениях. Социальная значимость
обращений. Звательная форма.
Прямая речь. Диалог. Цитаты.
Раздел III. Сложное предложение (16 ч)
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных
видов.
Ключевые слова и выражения: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические
конструкции.
Раздел IV.Повторениеи обобщение (2 ч)
Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире,
двоеточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.
Ключевые слова и выражения: многофункциональность, особые речевые ситуации.
Обобщение знаний по курсу «Занимательный синтаксис».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».