УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Лесогорская
СОШ»
от 01 сентября 2020 года
№_______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Общества знание»
социально – гуманитарной направленности
Автор: Тимус О.В.,
учитель истории и обществознания,
высшая категория
Срок реализации программы: 1 год
пгт. Лесогорский, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс дополнительного образования по обществознанию является интегративным
курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных
дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии,
права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую
науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику
язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов
по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии
и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и
общественных процессов, с опорой на имеющиеся знания учащихся.
Цель данного курса предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА
в
новой
форме.
В
условиях
реформирования
российской
системы
образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –
ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и
практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников
по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное
изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку
обучающихся 9-х классов к ОГЭ .
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности,
развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Данная программа отличается от традиционной школьной как многими темами, так и
методом преподавания, строится на принципах и знаниях школьной программы, но
расширяет и углубляет знания обучающихся. Изучение ведётся блоками. Практически все
блоки: человек и общество, экономика, политика, право, философия, культура - состоят из
теоретических, практических и контрольных занятий.
Возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа.
К 9 классу учащиеся обладают высшими формами мыслительной деятельности теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка появляется
способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом (на основе общих посылок),
абстрактно-логическим (в словесном плане). Содержанием такого рассуждения являются
высказывания (суждения).
Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в развитии
рефлексии - способности делать предметы центром внимания, анализа и оценки собственные
интеллектуальные операции. Развитие теоретического мышления становится источником
формирования нового типа познавательных интересов не только к фактам, но и
закономерностям.
Данные особенности являются основополагающими при изучении обществознания,
расширения представлений по этому предмету, социализации подростка, его интеграции в
общество в будущем.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 1 учебный час.
Формы и методы обучения: основные формы проведения занятий курса – лекция и
практикум. В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий,
что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум
предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а
также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ОГЭ.
Приёмы организации деятельности:
1) интерактивные:
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
2) активные:
● семинар
● практическая работа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучающиеся будут знать и понимать:
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты
и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации,
с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных
решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Названия тем
Введение.
Тема 1. Современное общество
Общество – динамичная саморазвивающаяся система
На пути к современной цивилизации
Глобальные проблемы современности
Социальные конфликты и пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная
дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и
идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности».
Воспитательная роль морали.
Количес
тво
часов
1
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
четверть
2
четверть
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества
Экономика и её роль в жизни общества
Экономические системы. Разбор ситуаций
Право собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и
несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной
поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право
Основы Конституционного строя Российской федерации.
Принципы конституционного устройства Р.Ф.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы.
Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая
культура граждан
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Органы государственной власти Российской федерации.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о
несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества
Формы и разновидности культуры
Образование и самообразование
Итоговое повторение
1
1
9
1
1
1
3
четверть
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
четверть
2
1
1
1
Оценка результатов освоения программы возможна по следующим видам
деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ОГЭ).
Форма подведения итогов: пробный экзамен по обществознанию (по КИМ ОГЭ)
МОНИТОРИНГ
результатов обучения по дополнительной
образовательной программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Т е о р е т и ч е с к а я
п о д г о т о в к а
Число
баллов
Методы
диагностики
Теоретические
знания по
основным
разделам
учебнотематического
плана
программы
Владение
специальной
терминологией
Соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям
практически не усвоил теоретическое
содержание программы;
овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой;
объем усвоенных знаний составляет более ½;
освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный
период
Осмысленность и
не употребляет специальные термины;
правильность
знает отдельные специальные термины, но
использования
избегает их употреблять;
специальной
сочетает специальную терминологию с бытовой;
терминологии
специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием.
П р а к т и ч е с к а я
п о д г о т о в к а
Практические
Соответствие
практически не овладел умениями и навыками;
умения и навыки, практических умений
овладел менее чем ½ предусмотренных умений и
предусмотренные и навыков
навыков;
программой (по
программным
объем усвоенных умений и навыков
основным
требованиям
составляет более ½;
разделам учебно
овладел практически всеми умениями и
тематич. плана
навыками, предусмотренными программой за
программы)
конкретный период
Владение
Отсутствие
не пользуется специальными приборами и
специальным
затруднений в
инструментами;
оборудованием
использовании
испытывает серьезные затруднения при работе с
и оснащением
специального
оборудованием;
оборудования и
работает с оборудованием с помощью педагога;
оснащения
работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей
Творческие
Креативность в
начальный (элементарный) уровень развития
навыки
выполнении
креативности- ребенок в состоянии выполнять
практических заданий
лишь простейшие практические задания
педагога;
репродуктивный уровень – в основном,
выполняет задания на основе образца;
творческий уровень (I) – видит необходимость
принятия творческих решений, выполняет
практические задания с элементами творчества с
помощью педагога;
творческий уровень (II) - выполняет
практические задания с элементами творчества
самостоятельно.
О с н о в н ы е
к о м п е т е н т н о с т и
УчебноСамостоятельность в
учебную литературу не использует, работать с
интеллект.
Подбирать и
подборе и работе с
ней не умеет;
анализировать
литературой
испытывает серьезные затруднения при выборе и
специальную
работе с литературой, нуждается в постоянной
литературу
помощи и контроле педагога;
работает с литературой с помощью педагога или
родителей;
работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.
Пользоваться
Самостоятельность в
учебную литературу не использует, работать с
компьютерными пользовании
ней не умеет;
источниками
компьютерными
испытывает серьезные затруднения при выборе и
информации
источниками
работе с литературой, нуждается в постоянной
информации
помощи и контроле педагога;
работает с литературой с помощью педагога или
родителей;
работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.
Осуществлять
Самостоятельность в
учебную литературу не использует, работать с
учебноучебноней не умеет
исследовательск исследовательской
испытывает серьезные затруднения при выборе и
ую работу
работе
работе с литературой, нуждается в постоянной
(проводить
помощи и контроле педагога;
учебные
работает с литературой с помощью педагога или
исследования,
родителей;
0
1
2
3
0
1
Наблюдение,
тестирование
,
контрольный
опрос и др.
Наблюдение,
собеседовани
е
2
3
0
1
Наблюдение,
контрольное
задание
2
3
0
1
Наблюдение,
контрольное
задание
2
3
0
Наблюдение,
контрольное
задание
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
Наблюдение,
анализ
способов
деятельности
детей, их
учебноисследовател
ьских работ
работать над
проектом.)
Коммуникатив
ные
Слушать и
слышать
педагога,
принимать во
внимание
мнение других
людей
Выступать
перед
аудиторией
Участвовать в
дискуссии,
защищать свою
точку зрения
Адекватность
восприятия
информации идущей
от педагога
Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации
Самостоятельность в
дискуссии, логика в
построении
доказательств
работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей
3
объяснения педагога не слушает, учебную
информацию не воспринимает;
испытывает серьезные затруднения в
концентрации внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога, воспринимает
учебную информацию при напоминании и
контроле, иногда принимает во внимание
мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит
педагога, адекватно воспринимает информацию,
уважает мнении других.
перед аудиторией не выступает;
испытывает серьезные затруднения при
подготовке и подаче информации;
готовит информацию и выступает перед
аудиторией при поддержке педагога;
самостоятельно готовит информацию, охотно
выступает перед аудиторией, свободно владеет и
подает информацию.
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение
не защищает;
испытывает серьезные затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости предъявления
доказательств и аргументации своей точки
зрения, нуждается в значительной помощи
педагога;
участвует в дискуссии, защищает свое мнение
при поддержке педагога;
самостоятельно участвует в дискуссии,
логически обоснованно предъявляет
доказательства, убедительно аргументирует
свою точку зрения.
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
Наблюдение
Организационн
ые
Организовывать
свое рабочее
(учебное) место
Способность
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой
Планировать и
организовать
работу,
распределять
учебное время
Способность
самостоятельно
организовывать
процесс работы и
учебы, эффективно
распределять и
использовать время
Аккуратно,
ответственно
выполнять
работу
Аккуратность и
ответственность в
работе
рабочее место организовывать не умеет;
испытывает серьезные затруднения при
организации своего рабочего места, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога;
организовывает рабочее место и убирает за
собой при напоминании педагога;
самостоятельно готовит рабочее место и убирает
за собой
организовывать работу и распределять время не
умеет;
испытывает серьезные затруднения при
планировании и организации работы,
распределении учебного времени, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога и
родителей;
планирует и организовывает работу,
распределяет время при поддержке
(напоминании) педагога и родителей;
самостоятельно планирует и организовывает
работу, эффективно распределяет и использует
время.
безответственен, работать аккуратно не умеет и
не стремится;
испытывает серьезные затруднения при
необходимости работать аккуратно, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога;
работает аккуратно, но иногда нуждается в
напоминании и внимании педагога;
аккуратно, ответственно выполняет работу,
контролирует себя сам.
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
Наблюдение,
собеседование
Соблюдения в
процессе
деятельности
правила
безопасности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям
правила ТБ не запоминает и не выполняет;
овладел менее чем ½ объема навыков
соблюдения правил ТБ, предусмотренных
программой;
объем усвоенных навыков составляет более ½;
освоил практически весь объем навыков ТБ,
предусмотренных программой за конкретный
период и всегда соблюдает их в процессе
работы.
0
1
2
3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Темы разделов
Кол-во
Введение
часов
1
Современное общество
Человек среди людей
Экономическая сфера
Политика и право
Духовная жизнь общества
Итоговое повторение
4
9
8
8
3
1
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч.)
Документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных
материалов ОГЭ 2022: демоверсия, спецификация, кодификатор
Тема 1. Современное общество. (4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе
развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути
гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира.
Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и
классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы
приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности.
Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления.
Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране.
Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей
власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная
(полупрезидентская).
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного
устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право.
Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры.
Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и
общества. Право на доступ к культурным ценностям. Образование. Основная задача и
исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний
школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее
образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного
учреждения. Правовые основы школьного образования.
Итоговое повторение (1 ч.)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-технические средства реализации программы
- компьютер;
- проектор;
- доска;
- принтер.
Диагностические материалы:
-Анкета для определения способностей ребенка (в рамках предмета профориентации);
- диагностические материалы по обществознанию;
-диагностика одаренности для педагогов и родителей;
- тест «Потребность в достижении успеха».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов по преподаванию обществознания;
-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы
учащихся;
-методические рекомендации для педагогов для развития детской одаренности.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее
педагогическое специальное образование по специальности - учитель истории и
обществознания. А также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
Педагогические технологии:
Технология личностноориентированного
обучения способствует максимальному развитию индивидуа
льных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося
у него опыта жизнедеятельности.
Групповые технологии предполагают организацию
совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь,
взаимокоррекцию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованная литература для учителя:
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для
подготовки к ГИА/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2021
2. ГИА-2014. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент).
Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова,
О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2014.
3.Единый государственный экзамен 2019. Обществознание. Универсальные материалы для
подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр,
2019.
4. ГИА-2022: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.:
Астрель 2022.
5. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В
2-ух книгах. Базовый уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2020.
6. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители:
А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2020.
8.Отличник ГИА. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители:
О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2020
Рекомендованная литература для учащихся:
1. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Общество», «Духовная
жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», « Экономика», «Право»,
«Политика». Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2020 г. Изд. Астрель.
2.Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ГИА 10-11 классы. Базовый,
повышенный, высокий уровни. Авт.О.А. Чернышева, П.А.Ушаков, 2020 г. изд. Легион.
3. Задания с развернутым ответом Часть С. Авт. А.П. Половникова, Н.Н. Маслова, изд.
Астрель.
4. Обществознание. Учебная книга 9 класс, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лискова, М.,
Национальное образование.2019г.
5. Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ, под ред. П.А.
Баранова, изд. Астрель
6. Тематические тесты. Обществознание. ГИА. Е.Л.Федорова, Л.В. Подшивалова,
издательство «Лицей»