Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

программа допобразования 9 класс

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ «Лесогорская
СОШ»
от 01 сентября 2020 года
№_______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Общества знание»
социально – гуманитарной направленности

Автор: Тимус О.В.,
учитель истории и обществознания,
высшая категория
Срок реализации программы: 1 год

пгт. Лесогорский, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс дополнительного образования по обществознанию является интегративным
курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных
дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии,
права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую
науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику
язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов
по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии
и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и
общественных процессов, с опорой на имеющиеся знания учащихся.
Цель данного курса предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА
в
новой
форме.
В
условиях
реформирования
российской
системы
образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –
ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и
практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников
по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное
изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку
обучающихся 9-х классов к ОГЭ .
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню
знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные;
способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности,
развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Данная программа отличается от традиционной школьной как многими темами, так и
методом преподавания, строится на принципах и знаниях школьной программы, но
расширяет и углубляет знания обучающихся. Изучение ведётся блоками. Практически все

блоки: человек и общество, экономика, политика, право, философия, культура - состоят из
теоретических, практических и контрольных занятий.
Возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа.
К 9 классу учащиеся обладают высшими формами мыслительной деятельности теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка появляется
способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом (на основе общих посылок),
абстрактно-логическим (в словесном плане). Содержанием такого рассуждения являются
высказывания (суждения).
Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в развитии
рефлексии - способности делать предметы центром внимания, анализа и оценки собственные
интеллектуальные операции. Развитие теоретического мышления становится источником
формирования нового типа познавательных интересов не только к фактам, но и
закономерностям.
Данные особенности являются основополагающими при изучении обществознания,
расширения представлений по этому предмету, социализации подростка, его интеграции в
общество в будущем.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 1 учебный час.
Формы и методы обучения: основные формы проведения занятий курса – лекция и
практикум. В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий,
что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум
предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а
также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ОГЭ.
Приёмы организации деятельности:
1) интерактивные:
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
2) активные:

● семинар
● практическая работа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучающиеся будут знать и понимать:
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты
и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации,
с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных
решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Названия тем
Введение.
Тема 1. Современное общество
Общество – динамичная саморазвивающаяся система
На пути к современной цивилизации
Глобальные проблемы современности
Социальные конфликты и пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная
дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и
идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности».
Воспитательная роль морали.

Количес
тво
часов
1
4
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1

1
четверть

2
четверть

13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества
Экономика и её роль в жизни общества
Экономические системы. Разбор ситуаций
Право собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и
несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной
поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право
Основы Конституционного строя Российской федерации.
Принципы конституционного устройства Р.Ф.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы.
Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая
культура граждан
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Органы государственной власти Российской федерации.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о
несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества
Формы и разновидности культуры
Образование и самообразование
Итоговое повторение

1
1
9
1
1
1

3
четверть

1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1

4
четверть

2
1
1
1

Оценка результатов освоения программы возможна по следующим видам
деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ОГЭ).
Форма подведения итогов: пробный экзамен по обществознанию (по КИМ ОГЭ)
МОНИТОРИНГ
результатов обучения по дополнительной
образовательной программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Т е о р е т и ч е с к а я

п о д г о т о в к а

Число
баллов

Методы
диагностики

Теоретические
знания по
основным
разделам
учебнотематического
плана
программы
Владение
специальной
терминологией

Соответствие

теоретических знаний
программным

требованиям



практически не усвоил теоретическое
содержание программы;
овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой;
объем усвоенных знаний составляет более ½;
освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный
период
Осмысленность и

не употребляет специальные термины;
правильность

знает отдельные специальные термины, но
использования
избегает их употреблять;
специальной

сочетает специальную терминологию с бытовой;
терминологии

специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием.
П р а к т и ч е с к а я
п о д г о т о в к а
Практические
Соответствие

практически не овладел умениями и навыками;
умения и навыки, практических умений 
овладел менее чем ½ предусмотренных умений и
предусмотренные и навыков
навыков;
программой (по
программным

объем усвоенных умений и навыков
основным
требованиям
составляет более ½;
разделам учебно
овладел практически всеми умениями и
тематич. плана
навыками, предусмотренными программой за
программы)
конкретный период
Владение
Отсутствие

не пользуется специальными приборами и
специальным
затруднений в
инструментами;
оборудованием
использовании

испытывает серьезные затруднения при работе с
и оснащением
специального
оборудованием;
оборудования и

работает с оборудованием с помощью педагога;
оснащения

работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей
Творческие
Креативность в

начальный (элементарный) уровень развития
навыки
выполнении
креативности- ребенок в состоянии выполнять
практических заданий
лишь простейшие практические задания
педагога;

репродуктивный уровень – в основном,
выполняет задания на основе образца;

творческий уровень (I) – видит необходимость
принятия творческих решений, выполняет
практические задания с элементами творчества с
помощью педагога;

творческий уровень (II) - выполняет
практические задания с элементами творчества
самостоятельно.
О с н о в н ы е
к о м п е т е н т н о с т и
УчебноСамостоятельность в
учебную литературу не использует, работать с
интеллект.
Подбирать и
подборе и работе с
ней не умеет;
анализировать
литературой
испытывает серьезные затруднения при выборе и
специальную
работе с литературой, нуждается в постоянной
литературу
помощи и контроле педагога;
работает с литературой с помощью педагога или
родителей;
работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.
Пользоваться
Самостоятельность в
учебную литературу не использует, работать с
компьютерными пользовании
ней не умеет;
источниками
компьютерными
испытывает серьезные затруднения при выборе и
информации
источниками
работе с литературой, нуждается в постоянной
информации
помощи и контроле педагога;
работает с литературой с помощью педагога или
родителей;
работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.
Осуществлять
Самостоятельность в
учебную литературу не использует, работать с
учебноучебноней не умеет
исследовательск исследовательской
испытывает серьезные затруднения при выборе и
ую работу
работе
работе с литературой, нуждается в постоянной
(проводить
помощи и контроле педагога;
учебные
работает с литературой с помощью педагога или
исследования,
родителей;

0
1
2
3
0
1

Наблюдение,
тестирование
,
контрольный
опрос и др.

Наблюдение,
собеседовани
е

2
3
0
1

Наблюдение,
контрольное
задание

2
3
0
1

Наблюдение,
контрольное
задание

2
3
0

Наблюдение,
контрольное
задание

1
2

3

0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2

Наблюдение,
анализ
способов
деятельности
детей, их
учебноисследовател
ьских работ

работать над
проектом.)

Коммуникатив
ные
Слушать и
слышать
педагога,
принимать во
внимание
мнение других
людей

Выступать
перед
аудиторией

Участвовать в
дискуссии,
защищать свою
точку зрения

Адекватность
восприятия
информации идущей
от педагога

Свобода владения и
подачи ребенком
подготовленной
информации

Самостоятельность в
дискуссии, логика в
построении
доказательств







работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей

3

объяснения педагога не слушает, учебную
информацию не воспринимает;
испытывает серьезные затруднения в
концентрации внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога, воспринимает
учебную информацию при напоминании и
контроле, иногда принимает во внимание
мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит
педагога, адекватно воспринимает информацию,
уважает мнении других.
перед аудиторией не выступает;
испытывает серьезные затруднения при
подготовке и подаче информации;
готовит информацию и выступает перед
аудиторией при поддержке педагога;
самостоятельно готовит информацию, охотно
выступает перед аудиторией, свободно владеет и
подает информацию.
участие в дискуссиях не принимает, свое мнение
не защищает;
испытывает серьезные затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости предъявления
доказательств и аргументации своей точки
зрения, нуждается в значительной помощи
педагога;
участвует в дискуссии, защищает свое мнение
при поддержке педагога;
самостоятельно участвует в дискуссии,
логически обоснованно предъявляет
доказательства, убедительно аргументирует
свою точку зрения.

0
1
2

3
0
1
2
3
0
1

2
3

Наблюдение
Организационн
ые
Организовывать
свое рабочее
(учебное) место

Способность
самостоятельно
организовывать свое
рабочее место к
деятельности и
убирать за собой






Планировать и
организовать
работу,
распределять
учебное время

Способность
самостоятельно
организовывать
процесс работы и
учебы, эффективно
распределять и
использовать время






Аккуратно,
ответственно
выполнять
работу

Аккуратность и
ответственность в
работе






рабочее место организовывать не умеет;
испытывает серьезные затруднения при
организации своего рабочего места, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога;
организовывает рабочее место и убирает за
собой при напоминании педагога;
самостоятельно готовит рабочее место и убирает
за собой
организовывать работу и распределять время не
умеет;
испытывает серьезные затруднения при
планировании и организации работы,
распределении учебного времени, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога и
родителей;
планирует и организовывает работу,
распределяет время при поддержке
(напоминании) педагога и родителей;
самостоятельно планирует и организовывает
работу, эффективно распределяет и использует
время.
безответственен, работать аккуратно не умеет и
не стремится;
испытывает серьезные затруднения при
необходимости работать аккуратно, нуждается в
постоянном контроле и помощи педагога;
работает аккуратно, но иногда нуждается в
напоминании и внимании педагога;
аккуратно, ответственно выполняет работу,
контролирует себя сам.

0
1
2
3
0
1

2
3
0
1

2
3

Наблюдение,
собеседование

Соблюдения в
процессе
деятельности
правила
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям






правила ТБ не запоминает и не выполняет;
овладел менее чем ½ объема навыков
соблюдения правил ТБ, предусмотренных
программой;
объем усвоенных навыков составляет более ½;
освоил практически весь объем навыков ТБ,
предусмотренных программой за конкретный
период и всегда соблюдает их в процессе
работы.

0
1
2
3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Темы разделов

Кол-во

Введение

часов
1

Современное общество
Человек среди людей
Экономическая сфера
Политика и право
Духовная жизнь общества
Итоговое повторение

4
9
8
8
3
1

п/п

1.
2.
3.
4.
5.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч.)

Документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных
материалов ОГЭ 2022: демоверсия, спецификация, кодификатор
Тема 1. Современное общество. (4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе
развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути
гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира.
Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и
классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы.
Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)

Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы
приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности.
Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления.
Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране.
Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей
власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная
(полупрезидентская).
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного
устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право.
Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры.
Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и
общества. Право на доступ к культурным ценностям. Образование. Основная задача и
исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний
школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее
образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного
учреждения. Правовые основы школьного образования.
Итоговое повторение (1 ч.)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-технические средства реализации программы
- компьютер;
- проектор;
- доска;
- принтер.

Диагностические материалы:
-Анкета для определения способностей ребенка (в рамках предмета профориентации);
- диагностические материалы по обществознанию;
-диагностика одаренности для педагогов и родителей;
- тест «Потребность в достижении успеха».
Методические разработки:
-методические рекомендации для педагогов по преподаванию обществознания;
-методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы
учащихся;
-методические рекомендации для педагогов для развития детской одаренности.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее
педагогическое специальное образование по специальности - учитель истории и
обществознания. А также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.
Педагогические технологии:
 Технология личностноориентированного
обучения способствует максимальному развитию индивидуа
льных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося
у него опыта жизнедеятельности.
 Групповые технологии предполагают организацию
совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь,
взаимокоррекцию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованная литература для учителя:
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для
подготовки к ГИА/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2021
2. ГИА-2014. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент).
Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова,
О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2014.
3.Единый государственный экзамен 2019. Обществознание. Универсальные материалы для
подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр,
2019.
4. ГИА-2022: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.:
Астрель 2022.
5. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В
2-ух книгах. Базовый уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2020.
6. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители:
А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2020.
8.Отличник ГИА. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители:
О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2020

Рекомендованная литература для учащихся:
1. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Общество», «Духовная
жизнь», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», « Экономика», «Право»,
«Политика». Авт. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, 2020 г. Изд. Астрель.
2.Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ГИА 10-11 классы. Базовый,
повышенный, высокий уровни. Авт.О.А. Чернышева, П.А.Ушаков, 2020 г. изд. Легион.
3. Задания с развернутым ответом Часть С. Авт. А.П. Половникова, Н.Н. Маслова, изд.
Астрель.
4. Обществознание. Учебная книга 9 класс, авт. О.А. Котова, Т. Е. Лискова, М.,
Национальное образование.2019г.
5. Обществознание. 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ, под ред. П.А.
Баранова, изд. Астрель
6. Тематические тесты. Обществознание. ГИА. Е.Л.Федорова, Л.В. Подшивалова,
издательство «Лицей»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».