Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Знатоки русского языка. 9 класс

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Приложение к основной образовательной программе

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Общеинтеллектуального направления
по курсу

«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
для учащихся 5-9 классов
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 1 год

Разработана
Педагогом дополнительного образования
Ртищевой В.Г.

2021 г.

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты.
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты.
Личностные УУД:
• развитие интереса к русскому языку;
• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной
деятельности в познании родного языка;
• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Регулятивные УУД:


способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических

умений;




умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:


формирование и развитие посредством знания русского языка, познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;



умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её
преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и
информационных технологий.

Коммуникативные УУД:


самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты.
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
• умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами.
Учащиеся будут иметь представление:
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Учащиеся должны знать:
• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
Учащиеся должен уметь:
• оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
• проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон
выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

• применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных
маршрутов


восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

2. Содержание курса
№
1
2
3
4

раздел
Ярмарка идей
Слово о словах
Что в имени тебе моем…»
Повторение изученного. Его величество СЛОВО.
Итого

количество часов
5
20
9
2
36

I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ» (5 ч)
Тема 1. Что я умею, что могу? (1ч)
Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута
саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон
в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология).
Тема 2. Через тернии к звездам (1 ч) Совместное планирование маршрутов восполнения
проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации
Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения
теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского
языка.
Темы 3-5. Эврика! (3 ч)
В ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее
интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя
художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.
Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой
научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя.
II. «Слово о словах» (20 ч)
Тема 6. Имена вещей (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о
лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка»,
«Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и
лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 7. В царстве смыслов много дорог (2 ч)

Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с
многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины
образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и словомонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и
публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион».
Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность
слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с
толковыми словарями.
Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок.
Многозначные слова»
Тема 9. Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование
художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект:
составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в
своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
Тема 10. Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории
слов (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной
статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными
этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь».
Тема 11. Об одном и том же разными словами (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение
особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в
речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление
тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем
дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с
использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не
хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).
Тема 12. Слова-антиподы (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию
стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа
с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка.
Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я
выполнял домашнюю работу по…», «В походе», «Однажды утром»). Устное
иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей
антонимов). Коллективный проект: «Легко – сложно» (редактирование текстов школьных
сочинений).

Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности
фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы
употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование
фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключения Кроша»». Коллективный
проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла
«Алиса в Стране чудес»». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
Тема 14. Словари «чужих» слов (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности
строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты».
Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов.
Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену
заимствованному слову в словах исконно русских».
Тема 15. «Он весь свободы торжество» (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности
произведений АС. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь».
Коллективный проект: «Народная речь в произведениях АС. Пушкина».
Тема 16. Мы говорим его стихами (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые
выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и кры-латые выражения в
произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
писателей» (по выбору учащихся).
Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование
школьных сочинений).
Тема 17. Слова уходящие (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «архаизмы»,
«историзмы».
Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи».
Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование
архаизмов, историзмов».
Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы».
Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о
правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический
аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения
употребления паронимов.

Темы 19, 20. Словарь-грамотей (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья
орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный
проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического
словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»).
Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с
использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным
словам.
III. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ…» (9 ч)
Тема 21. Научная этимология (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) ис-следователя. Тема «Словарная статья
этимологического
словаря».
Индивидуальные
проекты
(с
использованием
этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История
происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»», «Родственники ли слова «запонка» и
«запятая»?»
Тема 22. Какие бывают имена? (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика».
Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на
Руси».
Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен
собственных».
Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.
Тема 23. Древнерусские имена (2 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим
словарем.
Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен»,
«История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские
имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений
А.С. Пушкина)
Тема 25. Времена года (1ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев».
Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое
рисование.
Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.

Тема 26. О том, что мы носим (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект:
«Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра
«Лингвистический аукцион».
Тема 27. Растения — почему их так называют? (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект:
«Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что?
Где? Когда?».
Тема 28. Птицы и звери — почему их так называют? (1 ч)
Работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект:
«Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование
на лингвистическом материале.
IY. Повторение. «Его величество СЛОВО» 2 часа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».