МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
МБОУ "Лесогорская СОШ"
УТВЕРЖЕНО
Директор
______________Утешева Е.А.
Приказ №106-ОД
от "20" 06 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1060904)
учебного предмета
«Математика»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Редькина Мария Олеговна
учитель математики
п.Лесогорский 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и
современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций
российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе
учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно
стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе
математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной
необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой
общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным
применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в
гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать
значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для
развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более
важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных
навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и
синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений,
способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым
развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании
алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной
деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны
мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические
средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий
от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой
вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются:
— продолжение формирования основных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического
образования обучающихся;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной
активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;
— подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики
и окружающего мира;
— формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать
математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для
решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и
оценивать их на соответствие практической ситуации.
Основные линии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая,
которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не
независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит
знакомство с элементами алгебры и описательной статистики.
Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о
натуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной
техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной
культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов
вычислений.
Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения
обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда
происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение
обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что
целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с
десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с
обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания
обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при
практическом использовании.
При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приёмы решения.
Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются
задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность,
на проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения
задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме
таблиц или диаграмм.
В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических
представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста
вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих
утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в
качестве «заместителя» числа.
В курсе «Математики» 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие
образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в
изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на
наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности,
опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на
плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на
нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения
наглядной геометрии знания, полученные обучающимися в начальной школе, систематизируются и
расширяются.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который
включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из
алгебры. Учебный план на изучение математики в 5 классе отводит не менее 5 учебных часов в
неделю, всего 170 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА"
Натуральные числа и нуль
Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на
координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример
непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел,
сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение
натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.
Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие,
обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата
арифметического действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и
умножения, распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения
неизвестного компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа,
разложение на множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление
с остатком. Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий.
Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и
умножения, распределительного свойства умножения.
Дроби
Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и
неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дроби
и выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой
прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю.
Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные
дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление
десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой
прямой. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями.
Округление десятичных дробей.
Решение текстовых задач
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач
перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем. Решение
задач, содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена,
количество, стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости.
Связь между единицами измерения каждой величины. Решение основных задач на дроби.
Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная,
многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Длина отрезка,
метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение
углов с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник;
прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на
клетчатой бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и
клетчатой бумаге. Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата. Площадь
прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур,
изображённых на клетчатой бумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о
пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение
простейших многогранников. Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников
(из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы
измерения объёма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика»
характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными
коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,
исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями;
— формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие;
— условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
— обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
— аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
— ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать
идеи, нацеленные на поиск решения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
— обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
— самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и вычисления
Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными
и десятичными дробями.
Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные
дроби, десятичные дроби.
Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать
натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в
простейших случаях.
Выполнять проверку, прикидку результата вычислений.
Округлять натуральные числа.
Решение текстовых задач
Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного
перебора всех возможных вариантов.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние;
цена, количество, стоимость.
Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;
выражать одни единицы вели- чины через другие.
Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой
диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.
Наглядная геометрия
Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник,
окружность, круг.
Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических
фигур.
Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол,
вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.
Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью
циркуля и линейки.
Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки
заданной длины; строить окружность заданного радиуса.
Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления
площади и периметра.
Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из
прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни
единицы величины через другие.
Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения;
находить измерения параллелепипеда, куба.
Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами
измерения объёма.
Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Раздел 1. Натуральные числа. Действия с натуральными числами
1.1.
Десятичная система счисления.
2
01.09.2022
02.09.2022
Читать, записывать, сравнивать натуральные числа; предлагать и обсуждать способы
упорядочивания чисел;
1.2.
Ряд натуральных чисел.
2
05.09.2022
06.09.2022
Изображать координатную прямую, отмечать числа точками на координатной прямой,
находить координаты точки;
1.3.
Натуральный ряд.
2
07.09.2022
08.09.2022
Исследовать свойства натурального ряда, чисел 0 и 1 при сложении и умножении;
1.4.
Число 0.
1
09.09.2022
Исследовать свойства натурального ряда, чисел 0 и 1 при сложении и умножении;
1.5.
Натуральные числа на координатной
прямой.
3
12.09.2022
14.09.2022
Изображать координатную прямую, отмечать числа точками на координатной прямой,
находить координаты точки;
1.6.
Сравнение, округление натуральных
чисел.
3
15.09.2022
19.09.2022
Использовать правило округления натуральных чисел;
1.7.
Арифметические действия с
натуральными числами.
5
20.09.2022
26.09.2022
Выполнять арифметические действия с натуральными числами, вычислять значения
числовых выражений со скобками и без скобок;
1.8.
Свойства нуля при сложении и
умножении, свойства единицы при
умножении.
1
27.09.2022
Исследовать свойства натурального ряда, чисел 0 и 1 при сложении и умножении;
1.9.
Переместительное и сочетательное
свойства сложения и умножения,
распределительное свойство умножения.
3
28.09.2022
30.09.2022
Читать, записывать, сравнивать натуральные числа; предлагать и обсуждать способы
упорядочивания чисел;
Контрольная
работа;
1.10.
Делители и кратные числа, разложение
числа на множители.
5
03.10.2022
07.10.2022
Формулировать определения делителя и кратного, называть делители и кратные
числа; распознавать простые и составные числа; формулировать и применять
признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10; применять алгоритм разложения числа на
простые множители; находить остатки от деления и неполное частное;
Проверочная
работа;
1.11.
Деление с остатком.
2
10.10.2022
11.10.2022
Решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
1.12.
Простые и составные числа.
1
12.10.2022
Исследовать числовые закономерности, выдвигать и обосновывать гипотезы,
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования;
1.13.
Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9.
4
13.10.2022
18.10.2022
Формулировать определения делителя и кратного, называть делители и кратные
числа; распознавать простые и составные числа; формулировать и применять
признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10; применять алгоритм разложения числа на
простые множители; находить остатки от деления и неполное частное;
1
1
1
1
1
;
Проверочная
работа;
Проверочная
работа;
Проверочная
работа;
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1.14.
Степень с натуральным показателем.
3
19.10.2022
21.10.2022
Записывать произведение в виде степени, читать степени, использовать терминологию
(основание, показатель), вычислять значения степеней;
1.15.
Числовые выражения; порядок действий.
3
24.10.2022
26.10.2022
Выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений, предлагать и
применять приёмы проверки вычислений;
1.16.
Решение текстовых задач на все
арифметические действия, на движение и
покупки
3
27.10.2022
31.10.2022
Решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
Итого по разделу:
1
Контрольная
работа;
43
Раздел 2. Наглядная геометрия. Линии на плоскости
2.1.
Точка, прямая, отрезок, луч.
1
01.11.2022
Распознавать на чертежах, рисунках, описывать, используя терминологию, и
изображать с помощью чертёжных инструментов: точку, прямую, отрезок, луч, угол,
ломаную, окружность;
2.2.
Ломаная.
1
02.11.2022
Распознавать на чертежах, рисунках, описывать, используя терминологию, и
изображать с помощью чертёжных инструментов: точку, прямую, отрезок, луч, угол,
ломаную, окружность;
2.3.
Измерение длины отрезка, метрические
единицы измерения длины.
2
03.11.2022
04.11.2022
Использовать линейку и транспортир как инструменты для построения и измерения:
измерять длину от резка, величину угла; строить отрезок заданной длины, угол,
заданной величины; откладывать циркулем равные отрезки, строить окружность
заданного радиуса;
2.4.
Окружность и круг.
2
07.11.2022
08.11.2022
Изображать конфигурации геометрических фигур из отрезков, окружностей, их
частей на нелинованной и клетчатой бумаге; предлагать, описывать и обсуждать
способы, алгоритмы построения;
2.5.
Практическая работа «Построение узора
из окружностей».
1
09.11.2022
Изображать конфигурации геометрических фигур из отрезков, окружностей, их
частей на нелинованной и клетчатой бумаге; предлагать, описывать и обсуждать
способы, алгоритмы построения;
2.6.
Угол.
1
10.11.2022
Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый,
тупой, развёрнутый углы; сравнивать углы;
2.7.
Прямой, острый, тупой и развёрнутый
углы.
2
11.11.2022
14.11.2022
Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый,
тупой, развёрнутый углы; сравнивать углы;
2.8.
Измерение углов.
1
15.11.2022
Распознавать и изображать на нелинованной и клетчатой бумаге прямой, острый,
тупой, развёрнутый углы; сравнивать углы;
Контрольная
работа;
2.9.
Практическая работа «Построение
углов»Практическая работа «Построение
углов»
1
16.11.2022
Исследовать фигуры и конфигурации, используя цифровые ресурсы;
Практическая
работа;
17.11.2022
21.11.2022
Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и
обсуждать способы упорядочивания дробей;
22.11.2022
28.11.2022
Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и
обсуждать способы упорядочивания дробей;
Итого по разделу:
1
1
1
Практическая
работа;
12
Раздел 3. Обыкновенные дроби
3.1.
Дробь.
2
3.2.
Правильные и неправильные дроби.
3
1
Проверочная
работа;
3.3.
Основное свойство дроби.
9
1
29.11.2022
05.12.2022
Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и
обсуждать способы упорядочивания дробей;
Проверочная
работа;
3.4.
Сравнение дробей.
3
1
06.12.2022
09.12.2022
Читать и записывать, сравнивать обыкновенные дроби, предлагать, обосновывать и
обсуждать способы упорядочивания дробей;
Проверочная
работа;
3.5.
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей.
5
12.12.2022
16.12.2022
Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; применять свойства
арифметических действий для рационализации вычислений;
Контрольная
работа;
3.6.
Смешанная дробь.
5
1
19.12.2022
23.12.2022
Представлять смешанную дробь в виде неправильной и выделять целую часть числа
из неправильной дроби;
Проверочная
работа;
3.7.
Умножение и деление обыкновенных
дробей; взаимно-обратные дроби.
8
1
26.12.2022
13.01.2023
Выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями; применять свойства
арифметических действий для рационализации вычислений;
Контрольная
работа;
Проверочная
работа;
3.8.
Решение текстовых задач, со держащих
дроби.
4
1
16.01.2023
19.01.2023
Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части
целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия;
3.9.
Основные за дачи на дроби.
4
1
20.01.2023
25.01.2023
Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и задачи на нахождение части Практическая
целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия;
работа;
3.10.
Применение букв для записи
математических выражений и
предложений
5
26.01.2023
01.02.2023
Проводить исследования свойств дробей, опираясь на числовые эксперименты (в том
числе с помощью компьютера);
Итого по разделу:
1
1
1
Контрольная
работа;
48
Раздел 4. Наглядная геометрия. Многоугольники
4.1.
Многоугольники.
1
02.02.2023
Описывать, используя терминологию, изображать с помощью чертёжных
инструментов и от руки, моделировать из бумаги многоугольники;
4.2.
Четырёхугольник, прямоугольник,
квадрат.
2
03.02.2023
06.02.2023
Исследовать свойства прямоугольника, квадрата путём эксперимента, наблюдения,
измерения, моделирования; сравнивать свойства квадрата и прямоугольника;
4.3.
Практическая работа «Построение
прямоугольника с заданными сторонами
на нелинованной бумаге».
1
07.02.2023
Исследовать свойства прямоугольника, квадрата путём эксперимента, наблюдения,
измерения, моделирования; сравнивать свойства квадрата и прямоугольника;
4.4.
Треугольник.
2
08.02.2023
09.02.2023
Изображать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники;
4.5.
Площадь и периметр прямоугольника и
многоугольников, составленных из
прямоугольников, единицы измерения
площади.
2
10.02.2023
13.02.2023
Вычислять: периметр треугольника, прямоугольника, многоугольника; площадь
прямоугольника, квадрата;
4.6.
Периметр много угольника.
2
14.02.2023
15.02.2023
Вычислять: периметр треугольника, прямоугольника, многоугольника; площадь
прямоугольника, квадрата;
Итого по разделу:
Раздел 5.Десятичные дроби
10
1
1
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
5.1.
Десятичная запись дробей.
5
1
16.02.2023
22.02.2023
Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, читать и записывать,
сравнивать десятичные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы
упорядочивания десятичных дробей;
Проверочная
работа;
5.2.
Сравнение десятичных дробей.
5
1
24.02.2023
01.03.2023
Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, читать и записывать,
сравнивать десятичные дроби, предлагать, обосновывать и обсуждать способы
упорядочивания десятичных дробей;
Проверочная
работа;
5.3.
Действия с десятичными дробями.
9
1
02.03.2023
10.03.2023
Выполнять арифметические действия с десятичными дробями; выполнять прикидку и
оценку результата вычислений;
Контрольная
работа;
Проверочная
работа;
.5.4.
Округление десятичных дробей.
4
1
13.03.2023
16.03.2023
Выполнять арифметические действия с десятичными дробями; выполнять прикидку и
оценку результата вычислений;
Практическая
работа;
5.5.
Решение текстовых задач, содержащих
дроби.
9
2
17.03.2023
29.03.2023
Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и на нахождение части
целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия;
Практическая
работа;
5.6.
Основные за дачи на дроби.
6
30.03.2023
11.04.2023
Решать текстовые задачи, содержащие дробные данные, и на нахождение части
целого и целого по его части; выявлять их сходства и различия;
Контрольная
работа;
Итого по разделу:
1
1
38
Раздел 6. Наглядная геометрия. Тела и фигуры в пространстве
6.1.
Многогранники.
1
12.04.2023
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольный
параллелепипед, куб, многогранники, описывать, используя терминологию, оценивать
линейные размеры;
6.2.
Изображение многогранников.
2
13.04.2023
14.04.2023
Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире прямоугольный
параллелепипед, куб, многогранники, описывать, используя терминологию, оценивать
линейные размеры;
6.3.
Модели пространственных тел.
1
17.04.2023
Моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, объяснять
способ моделирования;
6.4.
Прямоугольный параллелепипед, куб.
1
18.04.2023
Исследовать свойства куба, прямоугольного параллелепипеда, многогранников,
используя модели;
6.5.
Развёртки куба и параллелепипеда.
1
19.04.2023
Моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, объяснять
способ моделирования;
6.6..
Практическая работа «Развёртка куба».
1
20.04.2023
Моделировать куб и параллелепипед из бумаги и прочих материалов, объяснять
способ моделирования;
Практическая
работа;
6.7.
Объём куба, прямоугольного
параллелепипеда
2
21.04.2023
24.04.2023
Находить измерения, вычислять площадь поверхности; объём куба, прямоугольного
параллелепипеда; исследовать зависимость объёма куба от длины его ребра,
выдвигать и обосновывать гипотезу;
Контрольная
работа;
Итого по разделу:
Раздел 7. Повторение и обобщение
9
1
1
7.1.
Повторение основных понятий и методов
курса 5 класса, обобщение знаний
10
Итого по разделу:
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
170
1
2
11
23
25.04.2023
31.05.2023
Вычислять значения выражений, содержащих натуральные числа, обыкновенные и
десятичные дроби, выполнять преобразования чисел;
Выбирать способ сравнения чисел, вычислений, применять свойства арифметических
действий для рационализации вычислений;
Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата
вычислений;
Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения
задач из других учебных предметов;
Решать задачи разными способами, сравнивать способы решения задачи, выбирать
рациональный способ;
Контрольная
работа;
Проверочная
работа;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
1.
Десятичная система
счисления
1
2.
Десятичная система
счисления
1
3.
Ряд натуральных чисел
1
4.
Ряд натуральных чисел
1
5.
Натуральный ряд
1
6.
Натуральный ряд
1
7.
Число 0
1
8.
Натуральные числа на
координатной прямой
1
9.
Натуральные числа на
координатной прямой
1
10.
Проверочная работа
"Натуральные числа"
1
11.
Сравнение натуральных
чисел
1
12.
Округление натуральных
чисел
1
13.
Округление натуральных
чисел
1
14.
Сложение натуральных
чисел
1
15.
Вычитание натуральных
чисел
1
16.
Умножение натуральных
чисел
1
17.
Деление натуральных чисел
1
18.
Арифметические действия с
натуральными числами
1
19.
Свойства нуля и единицы
при сложении и умножении
1
1
Практическая
работа;
1
Практическая
работа;
20.
Переместительное и
сочетательное свойства
сложения
1
21.
Переместительное,
сочетательное и
распределительное
умножения
1
22.
Контрольная работа
"Натуральные числа"
1
23.
Делитель числа
1
24.
Кратные числа
1
25.
Разложение на множители
1
26.
Разложение на множители
1
27.
Разложение на множители
1
28.
Деление с остатком
1
29.
Деление с остатком
1
30.
Простые и составные числа
1
31.
Признаки делимости на 2
1
32.
Признаки делимости на 5, 10 1
33.
Признаки делимости на 3, 9
1
34.
Проверочная работа
"Деление с остатком.
Признаки делимости"
1
35.
Степень с натуральным
показателем
1
36.
Степень с натуральным
показателем
1
37.
Степень с натуральным
показателем
1
38.
Числовые выражения
1
39.
Числовые выражения
1
40.
Порядок действий
1
41.
Решение текстовых задач на 1
покупки
1
Контрольная
работа;
1
Практическая
работа;
1
Практическая
работа;
42.
Решение текстовых задач на 1
движение
43.
Контрольная работа
"Действия с натуральными
числами"
1
44.
Точка, прямая, отрезок, луч
1
45.
Ломаная
1
46.
Измерение длины отрезка
1
47.
Метрические единицы
измерения длины
1
48.
Окружность
1
49.
Круг
1
50.
Практическая работа
"Построение узора из
окружностей"
1
51.
Угол. Измерение углов
1
52.
Виды углов
1
53.
Виды углов
1
54.
Контрольная работа
1
"Начальные геометрические
сведения"
55.
Практическая работа
"Построение углов"
1
56.
Дробь
1
57.
Дробь
1
58.
Правильные и неправильные 1
дроби
59.
Правильные и неправильные 1
дроби
60.
Правильные и неправильные 1
дроби
61.
Самостоятельная работа
"Обыкновенные дроби"
1
62.
Основное свойство дроби
1
63.
Сокращение дробей
1
1
Практическая
работа;
1
Практическая
работа;
1
Контрольная
работа;
1
Практическая
работа;
1
Практическая
работа;
64.
Сокращение дробей
1
65.
Основное свойство дроби
1
66.
Основное свойство дроби
1
67.
Приведение к общему
знаменателю
1
68.
Приведение к общему
знаменателю
1
69.
Приведение к общему
знаменателю
1
70.
Сравнение дробей
1
71.
Сравнение дробей
1
72.
Сравнение дробей
1
73.
Сложение обыкновенных
дробей
1
74.
Сложение обыкновенных
дробей
1
75.
Вычитание обыкновенных
дробей
1
76.
Вычитание обыкновенных
дробей
1
77.
Контрольная работа
"Сложение и вычитание
обыкновенных дробей"
1
78.
Смешанная дробь
1
79.
Смешанная дробь
1
80.
Смешанная дробь
1
81.
Смешанная дробь
1
82.
Смешанная дробь
1
83.
Умножение обыкновенных
дробей
1
84.
Умножение обыкновенных
дробей
1
1
Практическая
работа;
1
Проверочная
работа;
1
Контрольная
работа;
1
Контрольная
работа;
1
Проверочная
работа;
85.
Деление обыкновенных
дробей
1
86.
Деление обыкновенных
дробей
1
87.
Самостоятельная работа
умножение и деление
обыкновенных дробей
1
88.
Умножение и деление
обыкновенных дробей
1
89.
Взаимно-обратные дроби
1
90.
Контрольная работа
"Умножение и деление
обыкновенных дробей"
1
91.
Решение текстовых задач, со 1
держащих дроби.
92.
Решение текстовых задач, со 1
держащих дроби.
93.
Решение текстовых задач, со 1
держащих дроби.
94.
Решение текстовых задач, со 1
держащих дроби.
95.
Основные задачи на дроби.
1
96.
Основные задачи на дроби.
1
97.
Основные задачи на дроби.
1
98.
Основные задачи на дроби.
1
99.
Буквенные выражения
1
100. Буквенные выражения
1
101. Буквенные выражения
1
102. Буквенные выражения
1
103. Контрольная работа
"Буквенные выражения"
1
104. Многоугольники
1
105. Четырехугольник
1
106. Прямоугольник и квадрат
1
1
1
1
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
1
Практическая
работа;
1
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
107. Практическая работа
"Построение
прямоугольника с
заданными сторонами на
нелинованной бумаге"
1
108. Треугольник
1
109. Треугольник
1
110. Площадь и периметр
прямоугольника и
многоугольников,
составленных из
прямоугольников, единицы
измерения площади
1
111. Периметр многоугольника
1
112. Площадь и периметр
многоугольника
1
113. Контрольная работа
"Геометрические фигуры"
1
114. Десятичная запись дробей
1
115. Десятичная запись дробей
1
116. Десятичная запись дробей
1
117. Десятичная запись дробей
1
118. Сравнение десятичных
дробей
1
119. Сравнение десятичных
дробей
1
120. Сравнение десятичных
дробей
1
121. Сравнение десятичных
дробей
1
122. Сравнение десятичных
дробей
1
123. Сложение десятичных
дробей
1
124. Вычитание десятичных
дробей
1
1
1
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
1
Проверочная
работа;
1
Практическая
работа;
125. Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
126. Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
127. Умножение десятичных
дробей
1
128. Умножение десятичных
дробей
1
1
Практическая
работа;
129. Деление десятичных дробей 1
130. Умножение и деление
десятичных дробей
1
131. Умножение и деление
десятичных дробей
1
132. Контрольная работа
"Арифметические действия
с десятичными дробями"
1
133. Округление десятичных
дробей
1
134. Округление десятичных
дробей
1
135. Округление десятичных
дробей
1
136. Округление десятичных
дробей
1
137. Решение текстовых задач
1
138. Решение текстовых задач
1
139. Решение текстовых задач
1
140. Решение текстовых задач
1
141. Решение текстовых задач
1
142. Решение текстовых задач
1
143. Решение текстовых задач
1
144. Решение текстовых задач
1
145. Решение текстовых задач
1
146. Основные задачи на дроби
1
1
Контрольная
работа;
1
Проверочная
работа;
1
Практическая
работа;
1
Практическая
работа;
147. Основные задачи на дроби
1
148. Основные задачи на дроби
1
149. Основные задачи на дроби
1
150. Основные задачи на дроби
1
151. Контрольная работа
"Десятичные дроби"
1
152. Многогранники
1
153. Изображение
многогранников
1
154. Изображение
многогранников
1
155. Модели пространственных
тел
1
156. Прямоугольный
параллелепипед, куб
1
157. Развертка куба и
параллелепипед
1
158. Практическая работа
"Развертка кубо"
1
1
Контрольная
работа;
1
Практическая
работа;
159. Объем куба, прямоугольного 1
параллелепипеда
160. Контрольная работа "Тела и
фигуры в пространстве"
1
161. Повторение основных
понятий и методов курса
1
162. Повторение основных
понятий и методов курса
1
163. Повторение основных
понятий и методов курса
1
164. Самостоятельная работа
"Обобщение
математических знаний"
1
165. Повторение основных
понятий и методов курса
1
166. Повторение основных
понятий и методов курса
1
1
Контрольная
работа;
1
Практическая
работа;
167. Самостоятельная работа
"Обобщение
геометрических знаний"
1
168. Повторение основных
понятий и методов курса
1
169. Итоговое тестирование за 5
класс
1
170. Обобщение знаний
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
170
1
1
11
Практическая
работа;
Тестирование;
24
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Математика, 5
класс, АО "Издательство "Просвещение";
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебные пособия, дидактические материалы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
resh.edu.ru
uchi.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ