Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2022 г. №129-ОД
Рабочая программа
по музыке
для 5 - 8 класса
Срок реализации: 1 год
Учитель:
Тимус О.В.
2022 г.
1
Рабочая программа по музыке (5-8 класс)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных
учреждений составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования,
- с Примерными программами по предмету «Музыка» 5-7 классы и «Искусство,
8-9 классы»
- с рабочей программой по музыке для общеобразовательных учреждений авторов
Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, для 5-9 классов (Просвещение, 2016)
Результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
5 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
—
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края;
—
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
—
коммуникативная
компетентность
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие
в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
2
— принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
— эстетические
потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных
учебных
действий,
проявляющихся
в
познавательной
и
практической деятельности учащихся:
— умение
анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
— владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают:
—
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества;
— развитие
общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства;
—
сформированность
музыкально-творческую
мотивационной
деятельность
направленности
(слушание
на
продуктивную
музыки,
пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание
эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
3
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение
музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому
и современному музыкальному наследию;
— овладение
основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
— приобретение
устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии.
6 класс
Личностные результаты:
—
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
—
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
—
коммуникативная
компетентность
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие
в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
4
— принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
— эстетические
потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
— умение
самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
— умение
анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
—
умение
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
— умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в
группе;
—
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
— сформированность
основ
музыкальной
культуры
школьника
как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— развитие
общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
5
—
сформированность
музыкально-творческую
мотивационной
деятельность
направленности
(слушание
на
продуктивную
музыки,
пение,
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание
эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение
музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение
основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение
устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
— сотрудничество
в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально-творческих задач.
7 класс
Личностные результаты:
—
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
6
—
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
—
ответственное
отношение
к
учению,
готовность
и
способность
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
—
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
—
коммуникативная
компетентность
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие
в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
— эстетические
потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
— умение
самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
— умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
— умение
анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
7
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
— владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
—
умение
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое
— умение
чтение текстов различных стилей и жанров;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в
группе;
—
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
— сформированность
основ
музыкальной
культуры
школьника
как
неотъемлемой части его общей духовной культуры;
—
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие
общих музыкальных способностей школьников (музыкальной
памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
—
сформированность
музыкально-творческую
мотивационной
деятельность
направленности
(слушание
на
продуктивную
музыки,
пение,
8
инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание
эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение
музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение
основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение
устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
— сотрудничество
в ходе реализации коллективных творческих проектов,
решения различных музыкально-творческих задач.
8 класс
Выпускник научится:
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы,
изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение
об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
пении,
музыкально-
ритмическом
движении,
поэтическом
слове,
изобразительной деятельности;
9
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать
свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования:
формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
жизни класса, школы;
импровизировать в пении, игре, пластике;
проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное
отношение
к
музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров; различать лирические, эпические, драматические
музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов
музыкальных сочинений;
знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов,
приводить примеры их произведений;
уметь
по
характерным
признакам
определять
принадлежность
музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю —
музыка классическая, народная, религиозная, современная;
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных,
классического
репертуара,
современных
авторов),
напевание
запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
Выпускник получит возможность научиться:
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной,
сценической музыки
10
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства;
развивать
навыки
исследовательской
художественно-эстетической
деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
совершенствовать умения и навыки самообразования.
Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и
инновации.
Выпускник научится:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать
свое отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных
образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных
форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме
ее воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных
видах музыкальной деятельности;
осуществлять
исследовательскую
деятельность
художественно-
эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том
числе
связанных
с
музицированием;
проявлять
инициативу
в
организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок
и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и
зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
11
крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и
балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, разных эпох;
применять
информационно-коммуникативные
технологии
для
расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска
информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
совершенствовать
представление
о
триединстве
музыкальной
деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и
современной музыки;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере,
симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе
и др.);
эмоционально-образно
воспринимать
и
оценивать
музыкальные
сочинения различных жанров и стилей;
творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения,
используя
приемы
пластического
интонирования,
музыкально-
ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи
как средстве фиксации музыкальной речи;
осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля
на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
использовать
коллективного
различные
формы
музицирования,
индивидуального,
выполнять
группового
творческие,
и
задания,
участвовать в исследовательских проектах;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
12
Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная
драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации», «Музыка в
семье искусств», «Образная природа и исторические особенности русской и
западноевропейской
музыки»,
«Стилевое
многообразие
отечественной
и
зарубежной музыки композиторов XX в». Предлагаемые содержательные линии
ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной
школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная,
жанровая,
стилевая.
Интонация
в
музыке
как
звуковое
воплощение
художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и
театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные
школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных
образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и
драматические, романтические и героические образы и др.
Общие
Противоречие
закономерности
как
источник
развития
музыки:
непрерывного
сходство
развития
и
музыки
контраст.
и
жизни.
Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо,
сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания иформы.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное
творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных
стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.
Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные
черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского
13
профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная
культура своего региона.
Музыка в семье искусств. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими
видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт
— художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Образная
природа
западноевропейской
и
музыки.
исторические
особенности
Взаимодействие
русской
музыкальных
и
образов,
драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и
зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная
музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская
музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.
(Основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов
XX в., (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное
творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз.
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка.
Информационно-коммуникационные
технологии
в
музыке.
Современная
музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль,
хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,
тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты:
духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра:
симфонический,
духовой,
камерный,
народных
инструментов,
эстрадно-
джазовый.
Практические творческие работы
14
1. Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров
русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
2. Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
3. Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на
электронных).
4. Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного
содержание музыкального произведения.
5. Драматизация музыкальных произведений.
6. Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки,
современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с
использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий).
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной
музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика
средств художественной выразительности каждого из искусств.Вокальная музыка.
Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной
музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на
телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические
события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в
различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном
искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке:
через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и
15
изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения
Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка.
Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора,
художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в
музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных произведений.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и
формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада,
баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле.
Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для
фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в
творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки
(знаменный
распев,
партесное
пение,
духовный
концерт).
Образы
западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта,
реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в.
(спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя
музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства.
Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в
музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов
16
камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу
развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления,
столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая
поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное
воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность
музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры:
инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный
квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфониядейство и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл,
рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и
творческих
заданий
в
освоении
учащимися
содержания
музыкальных
произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности
композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов.
Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических
жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера:
увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и
массовые
танцы
(классический
и
характерный),
па-де-де,
музыкально-
хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные
интерпретации
музыкальных
сочинений.
Мастерство
исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в
кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)
17
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как
формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями
развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла:
поэтизация
искусства
прошлого,
воспроизведение
национального
или
исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Сравнительные
интерпретации.
Мастерство
исполнителя:
выдающиеся
исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для
освоения учащимися содержания музыкальных произведений.
Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2)
Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный
образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании
художественного и научного мышления. Музыка обогащает жизненный опыт
человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт
поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и
самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (4)
Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (5)
Музыка
как
проводник
духовной
энергии.
Процесс
художественной
коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи,
18
международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств.
Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца
произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (4)
Что
такое
красота.
Способность
музыки
дарить
людям
чувство
эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств,
поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в
понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (2)
Преобразующая
сила
музыки.
Ценностно-ориентационная,
нравственная,
воспитательная функции музыки. Арт-терапевтическое воздействие музыки.
Синтез искусств в создании художественных образов. Идеал человека в искусстве.
Воспитание души. Выражение общественных идей в музыкальных образах.
Музыка как способ идеологического воздействия на людей. Способность музыки
внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные
ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных
искусств.
Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и сознания,
способного к пророчеству. Предупреждение средствами музыки о социальных
опасностях. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 2021 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Функции легкой и
серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость»
современного художественного мышления.
Тематическое планирование
5
класс
19
Тема
1
2
Количество
часов
Музыка и литература
17
Что роднит музыку с литературой
1
Вокальная музыка
1
Вокальная музыка
1
Фольклор в музыке русских композиторов
1
Фольклор в музыке русских композиторов
1
Жанры инструментальной и вокальной музыки
1
Вторая жизнь песни
1
Повторение, обобщение материала
1
Всю жизнь мою несу родину в душе..."Перезвоны"
1
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
1
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
1
Музыка в театре, кино, на телевидении
1
3-е путешествие в музыкальный театр
1
Мир композитора
1
Повторение и обобщение материала
1
Музыка и изобразительное искусство
17
Что роднит музыку с изобразительным искусством
1
Небесное и земное в звуках и красках
1
Звать через прошлое к настоящему. "Александр Невский"
1
Звать через прошлое к настоящему "Ледовое побоище"
1
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание
1
русской песенности
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
1
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
1
20
Волшебная палочка дирижера.
1
Образы борьбы и победы в искусстве
1
Застывшая музыка
1
Полифония в музыке и живописи
1
Музыка на мольберте
1
Импрессионизм в музыке и живописи
1
О подвигах, о доблести, о славе...
1
В каждой мимолетности вижу я миры...
1
Мир композитора. С веком наравне
1
Итого
34
6 класс
1
Мир образов музыкальной и инструментальной музыки 17
Образы романсов и песен русских композиторов
1
Два музыкальных посвящения
1
Портрет в музыке и живописи.
1
«Уноси мое сердце в звенящую даль...».
1
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1
Образы песен зарубежных композиторов
1
Старинной песни мир
1
Обобщение материала
1
Образы русской народной и духовной музыки
1
Русская духовная музыка Духовный концерт.
1
Фрески Софии Киевской. Орнамент, сюжеты и образы
1
фресок.
«Перезвоны». «Молитва»
1
Образы духовной музыки Западной Европы «Небесное и 1
земное» в музыке И.С. Баха Полифония. Фуга. Хорал
21
Фортуна правит миром». ««Кармина Бурана»
1
Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. 1
Авторская песня сегодня
Джаз – искусство 20 века
Обобщение
по
теме
1
«Мир
образов
вокальной
и 1
инструментальной музыки»
2
Мир образов камерной и симфонической музыки
17
Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена
1
Инструментальная баллада
1
Ноктюрн. Картинная галерея
1
Инструментальный концерт. Итальянский концерт
1
Космический пейзаж
1
Образы симфонической музыки. «Метель»
1
Образы симфонической музыки. «Тройка», «Весна и осень». 1
«Романс». «Пастораль»
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
Программная увертюра. Увертюра "Эгмонт"
1
Программная увертюра. «Скорбь и радость»
1
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
Мир музыкального театра. Балет "Ромео и Джульетта"
1
Мюзикл «Вестсайдская история»
1
«Орфей и Эвридика» Опера. Рок-опера
1
Образы киномузыки. Образы Ромео и Джульетты в кино
1
Обобщение материала по теме «Мир образов камерной и 1
симфонической музыки»
Итого
34
7 класс
1
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки 17
22
Классика и современность
1
В музыкальном театре. Опера М.Глинки «Иван Сусанин»
1
Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Судьба человеческая – 1
судьба народная
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
1
Опера «Князь Игорь». Плач Ярославны. Портрет половцев
1
В
музыкальном
театре.
Балет.
Балет
«Ярославна». 1
Вступление
Балет «Ярославна». Первая битва с половцами. Молитва
1
Героическая тема в русской музыке
1
"Мой народ – американцы". «Порги и Бесс». 1-ая 1
национальная американская опера
Развитие традиций оперного спектакля
1
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен
1
Образы Хозе и Эскамильо
1
Опера «Кармен» Ж.Бизе. Образы «масок» и Тореадора
1
Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса»
1
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. 1
Главные образы
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» 1
и «Гоголь-сюита»
Обобщение материала по теме «Особенности драматургии 1
сценической музыки»
2
Раздел
2.
Особенности
драматургии
камерной
и 17
симфонической музыки
Музыкальная
драматургия
–
развитие
музыки.
Два 1
направления музыкальной культуры. Духовная и светская
музыка
Два направления музыкальной культуры. Духовная и 1
светская музыка
23
Камерная инструментальная музыка. Этюд
1
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция
1
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто 1
гроссо» А. Шнитке
Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховена. Соната № 2 С. 1
Прокофьева
Соната № 11 В. Моцарта
1
Симфоническая музыка. Симфонии И. Гайдна
1
Симфония №40 В.-А. Моцарта
1
Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена
1
Симфонии С. Прокофьева
1
Симфонии Ф. Шуберта
1
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
1
Инструментальный концерт
1
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия 1
в стиле блюз» Дж. Гершвин
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов
1
Обобщение материала по теме «Особенности драматургии 1
камерной и симфонической музыки»
Итого
34
Тематическое планирование 8 класс
Тема урока
Количество
часов
Раздел 1.Искусство в жизни современного человека
2
1
Искусство вокруг нас, его роль в жизни человека
1
2
Новые области в музыке 20 века (джазовая музыка)
1
24
Раздел 2.Искусство открывает новые грани мира
4
3
Музыка рассказывает о красоте Земли
1
4
Пейзаж в искусстве, в музыке
1
5
Зримая музыка
1
6
Человек в зеркале искусства
1
Раздел 3. Искусство как универсальный способ 5
общения
7
Как происходит передача сообщения в искусстве. Гитара
1
8
Знаки и символы искусства
1
9
Традиции и музыка
1
10
Символы-образы в музыке. Тема дороги
1
11
Музыкально-поэтическая символика огня. А.Н.Скрябин
1
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни
4
12
13
14
15
Красота в музыке. Музыкальные произведения, созвучные 1
пейзажам
Откровение вечной красоты. "Аве, Мария"
1
Законы музыки: гармония, композиция, музыкальный 1
ритм
Музыка и быт. Шлягер
1
Раздел 5. Прекрасное побуждает доброе
2
16
Преобразующая сила искусства
1
17
Функции лёгкой и серьёзной музыки в жизни человека
1