Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ООО_Рабочая программа Музыка_5-8 класс

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2022 г. №129-ОД

Рабочая программа
по музыке
для 5 - 8 класса
Срок реализации: 1 год

Учитель:
Тимус О.В.

2022 г.
1

Рабочая программа по музыке (5-8 класс)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных
учреждений составлена в соответствии:
- с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования,
- с Примерными программами по предмету «Музыка» 5-7 классы и «Искусство,
8-9 классы»
- с рабочей программой по музыке для общеобразовательных учреждений авторов
Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, для 5-9 классов (Просвещение, 2016)
Результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»
5 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
—

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края;
—

ответственное

отношение

к

учению,

готовность

и

способность

к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
—

коммуникативная

компетентность

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие

в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с

учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание

ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
2

— принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к

членам своей семьи;
— эстетические

потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как

результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных

учебных

действий,

проявляющихся

в

познавательной

и

практической деятельности учащихся:
— умение

анализировать собственную учебную деятельность, адекватно

оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
— владение

основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают:
—

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего

духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества;
— развитие

общих музыкальных способностей школьников (музыкальной

памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства;
—

сформированность

музыкально-творческую

мотивационной
деятельность

направленности
(слушание

на

продуктивную

музыки,

пение,

инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание

эстетического отношения к миру, критического восприятия

музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
3

видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение

музыкального и общего культурного кругозора; воспитание

музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому
и современному музыкальному наследию;
— овладение

основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально

воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
— приобретение

устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и

содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии.
6 класс
Личностные результаты:
—

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
—

ответственное

отношение

к

учению,

готовность

и

способность

к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других

народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
—

коммуникативная

компетентность

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие

в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с

учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание

ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
4

— принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к

членам своей семьи;
— эстетические

потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как

результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
— умение

самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития

познавательных мотивов и интересов;
— умение

анализировать собственную учебную деятельность, адекватно

оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
—

умение

определять

понятия,

обобщать,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;

умение

устанавливать

причинно-следственные

связи;

размышлять, рассуждать и делать выводы;
— умение

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в
группе;
—

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
— сформированность

основ

музыкальной

культуры

школьника

как

неотъемлемой части его общей духовной культуры;
— развитие

общих музыкальных способностей школьников (музыкальной

памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
5

—

сформированность

музыкально-творческую

мотивационной
деятельность

направленности
(слушание

на

продуктивную

музыки,

пение,

инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание

эстетического отношения к миру, критического восприятия

музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение

музыкального и общего культурного кругозора; воспитание

музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение

основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально

воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение

устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и

содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
— сотрудничество

в ходе реализации коллективных творческих проектов,

решения различных музыкально-творческих задач.

7 класс
Личностные результаты:
—

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
6

—

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
—

ответственное

отношение

к

учению,

готовность

и

способность

к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
—

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других

народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
—

компетентность в решении моральных проблем на основе личностного

выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
—

коммуникативная

компетентность

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие

в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с

учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание

ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к

членам своей семьи;
— эстетические

потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как

результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
— умение

самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития

познавательных мотивов и интересов;
— умение

самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
— умение

анализировать собственную учебную деятельность, адекватно

оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
7

собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
— владение

основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
—

умение

определять

понятия,

обобщать,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;

умение

устанавливать

причинно-следственные

связи;

размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое
— умение

чтение текстов различных стилей и жанров;

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в
группе;
—

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
— сформированность

основ

музыкальной

культуры

школьника

как

неотъемлемой части его общей духовной культуры;
—

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего

духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
— развитие

общих музыкальных способностей школьников (музыкальной

памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и
творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям
жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
—

сформированность

музыкально-творческую

мотивационной
деятельность

направленности
(слушание

на

продуктивную

музыки,

пение,
8

инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,
импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
— воспитание

эстетического отношения к миру, критического восприятия

музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
— расширение

музыкального и общего культурного кругозора; воспитание

музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
— овладение

основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально

воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
— приобретение

устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и

содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
— сотрудничество

в ходе реализации коллективных творческих проектов,

решения различных музыкально-творческих задач.
8 класс
Выпускник научится:


понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе
осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы,
изобразительного искусства, театра, кино и др.);



находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
других видов искусства;



размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение
об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;



творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
пении,

музыкально-

ритмическом

движении,

поэтическом

слове,

изобразительной деятельности;
9



участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении,
пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

передавать

свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Выпускник получит возможность научиться:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования:



формировать фонотеки, библиотеки, видеотеки;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической



жизни класса, школы;


импровизировать в пении, игре, пластике;



проявлять

эмоциональную

отзывчивость,

личностное

отношение

к

музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия.
Выпускник научится:


понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров; различать лирические, эпические, драматические
музыкальные образы;



иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов
музыкальных сочинений;



знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов,
приводить примеры их произведений;



уметь

по

характерным

признакам

определять

принадлежность

музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю —
музыка классическая, народная, религиозная, современная;


владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных,
классического

репертуара,

современных

авторов),

напевание

запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;


анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

Выпускник получит возможность научиться:


различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной,
сценической музыки
10



оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;



раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе
взаимодействия различных видов искусства;



развивать

навыки

исследовательской

художественно-эстетической

деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);


совершенствовать умения и навыки самообразования.

Классика и современность. Музыка в современном мире: традиции и
инновации.
Выпускник научится:


наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать
свое отношение к искусству;



понимать специфику музыки и выявлять родство художественных
образов разных искусств, различать их особенности;



выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в
исполнении, участвовать в различных формах музицирования;



раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных
форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме
ее воплощения в музыке;



понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных
видах музыкальной деятельности;



осуществлять

исследовательскую

деятельность

художественно-

эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том
числе

связанных

с

музицированием;

проявлять

инициативу

в

организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок
и конкурсов, фестивалей и др.;


разбираться в событиях художественной жизни отечественной и
зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть
имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
11

крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и
балета, концертные залы, музеи);


определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, разных эпох;



применять

информационно-коммуникативные

технологии

для

расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска
информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:


совершенствовать

представление

о

триединстве

музыкальной

деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);


знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и
современной музыки;



понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере,
симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе
и др.);



эмоционально-образно

воспринимать

и

оценивать

музыкальные

сочинения различных жанров и стилей;


творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения,
используя

приемы

пластического

интонирования,

музыкально-

ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи
как средстве фиксации музыкальной речи;


осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;



выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля
на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;



использовать
коллективного

различные

формы

музицирования,

индивидуального,
выполнять

группового

творческие,

и

задания,

участвовать в исследовательских проектах;


совершенствовать умения и навыки самообразования.

12

Содержание учебного предмета «Музыка»
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная
драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации», «Музыка в
семье искусств», «Образная природа и исторические особенности русской и
западноевропейской

музыки»,

«Стилевое

многообразие

отечественной

и

зарубежной музыки композиторов XX в». Предлагаемые содержательные линии
ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной
школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная,
жанровая,

стилевая.

Интонация

в

музыке

как

звуковое

воплощение

художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и
театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные
школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных
образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и
драматические, романтические и героические образы и др.
Общие
Противоречие

закономерности
как

источник

развития

музыки:

непрерывного

сходство

развития

и

музыки

контраст.
и

жизни.

Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо,
сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания иформы.
Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное
творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных
стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.
Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные
черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского
13

профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная
культура своего региона.
Музыка в семье искусств. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими
видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт
— художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Образная

природа

западноевропейской

и

музыки.

исторические

особенности

Взаимодействие

русской

музыкальных

и

образов,

драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и
зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная
музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская
музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.
(Основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов
XX в., (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное
творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз.
Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка.
Информационно-коммуникационные

технологии

в

музыке.

Современная

музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители,
ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль,
хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,
тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты:
духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра:
симфонический,

духовой,

камерный,

народных

инструментов,

эстрадно-

джазовый.
Практические творческие работы
14

1. Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров
русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
2. Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
3. Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на
электронных).
4. Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного
содержание музыкального произведения.
5. Драматизация музыкальных произведений.
6. Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки,
современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с
использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий).
5 класс
Раздел 1. «Музыка и литература» 17 ч.
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной
музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика
средств художественной выразительности каждого из искусств.Вокальная музыка.
Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной
музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Путешествие в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на
телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» 18 ч.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством Исторические
события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в
различных видах искусства. Об раз музыки разных эпох в изобразительном
искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке:
через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и
15

изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения
Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка.
Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора,
художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в
музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных произведений.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и
формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада,
баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле.
Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для
фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в
творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки
(знаменный

распев,

партесное

пение,

духовный

концерт).

Образы

западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта,
реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в.
(спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя
музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства.
Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в
музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов
16

камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу
развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст.
Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления,
столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая
поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное
воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность
музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры:
инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный
квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфониядейство и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл,
рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и
творческих

заданий

в

освоении

учащимися

содержания

музыкальных

произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности
композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов.
Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических
жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера:
увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и
массовые

танцы

(классический

и

характерный),

па-де-де,

музыкально-

хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные

интерпретации

музыкальных

сочинений.

Мастерство

исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и
исполнительские коллективы. Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в
кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)
17

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как
формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий.
Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями
развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла:
поэтизация

искусства

прошлого,

воспроизведение

национального

или

исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Сравнительные

интерпретации.

Мастерство

исполнителя:

выдающиеся

исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для
освоения учащимися содержания музыкальных произведений.

Содержание программы предмета «Музыка» 8 класс
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2)
Музыка вокруг нас, ее роль в жизни современного человека. Художественный
образ – стиль – язык. Наука и искусство. Роль музыки в формировании
художественного и научного мышления. Музыка обогащает жизненный опыт
человека, его знания и представления о мире. Искусство как духовный опыт
поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и
самого себя. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в музыке.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (4)
Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (5)
Музыка

как

проводник

духовной

энергии.

Процесс

художественной

коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи,
18

международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Диалог искусств.
Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца
произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (4)
Что

такое

красота.

Способность

музыки

дарить

людям

чувство

эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств,
поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве.
Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Красота в
понимании различных социальных групп в различные эпохи. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (2)
Преобразующая

сила

музыки.

Ценностно-ориентационная,

нравственная,

воспитательная функции музыки. Арт-терапевтическое воздействие музыки.
Синтез искусств в создании художественных образов. Идеал человека в искусстве.
Воспитание души. Выражение общественных идей в музыкальных образах.
Музыка как способ идеологического воздействия на людей. Способность музыки
внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные
ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных
искусств.
Порождающая энергия музыки – пробуждение чувств и сознания,
способного к пророчеству. Предупреждение средствами музыки о социальных
опасностях. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 2021 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Функции легкой и
серьезной музыки в жизни человека. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость»
современного художественного мышления.
Тематическое планирование
5

класс
19

Тема
1

2

Количество
часов

Музыка и литература

17

Что роднит музыку с литературой

1

Вокальная музыка

1

Вокальная музыка

1

Фольклор в музыке русских композиторов

1

Фольклор в музыке русских композиторов

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Вторая жизнь песни

1

Повторение, обобщение материала

1

Всю жизнь мою несу родину в душе..."Перезвоны"

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

3-е путешествие в музыкальный театр

1

Мир композитора

1

Повторение и обобщение материала

1

Музыка и изобразительное искусство

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством

1

Небесное и земное в звуках и красках

1

Звать через прошлое к настоящему. "Александр Невский"

1

Звать через прошлое к настоящему "Ледовое побоище"

1

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

Музыкальная живопись и живописная музыка. Дыхание

1

русской песенности
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1
20

Волшебная палочка дирижера.

1

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Застывшая музыка

1

Полифония в музыке и живописи

1

Музыка на мольберте

1

Импрессионизм в музыке и живописи

1

О подвигах, о доблести, о славе...

1

В каждой мимолетности вижу я миры...

1

Мир композитора. С веком наравне

1

Итого

34

6 класс
1

Мир образов музыкальной и инструментальной музыки 17
Образы романсов и песен русских композиторов

1

Два музыкальных посвящения

1

Портрет в музыке и живописи.

1

«Уноси мое сердце в звенящую даль...».

1

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов 1
Образы песен зарубежных композиторов

1

Старинной песни мир

1

Обобщение материала

1

Образы русской народной и духовной музыки

1

Русская духовная музыка Духовный концерт.

1

Фрески Софии Киевской. Орнамент, сюжеты и образы

1

фресок.
«Перезвоны». «Молитва»

1

Образы духовной музыки Западной Европы «Небесное и 1
земное» в музыке И.С. Баха Полифония. Фуга. Хорал
21

Фортуна правит миром». ««Кармина Бурана»

1

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. 1
Авторская песня сегодня
Джаз – искусство 20 века
Обобщение

по

теме

1
«Мир

образов

вокальной

и 1

инструментальной музыки»
2

Мир образов камерной и симфонической музыки

17

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена

1

Инструментальная баллада

1

Ноктюрн. Картинная галерея

1

Инструментальный концерт. Итальянский концерт

1

Космический пейзаж

1

Образы симфонической музыки. «Метель»

1

Образы симфонической музыки. «Тройка», «Весна и осень». 1
«Романс». «Пастораль»
Симфоническое развитие музыкальных образов

1

Программная увертюра. Увертюра "Эгмонт"

1

Программная увертюра. «Скорбь и радость»

1

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

1

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

1

Мир музыкального театра. Балет "Ромео и Джульетта"

1

Мюзикл «Вестсайдская история»

1

«Орфей и Эвридика» Опера. Рок-опера

1

Образы киномузыки. Образы Ромео и Джульетты в кино

1

Обобщение материала по теме «Мир образов камерной и 1
симфонической музыки»
Итого

34

7 класс
1

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки 17
22

Классика и современность

1

В музыкальном театре. Опера М.Глинки «Иван Сусанин»

1

Опера М. Глинки «Иван Сусанин». Судьба человеческая – 1
судьба народная
В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»

1

Опера «Князь Игорь». Плач Ярославны. Портрет половцев

1

В

музыкальном

театре.

Балет.

Балет

«Ярославна». 1

Вступление
Балет «Ярославна». Первая битва с половцами. Молитва

1

Героическая тема в русской музыке

1

"Мой народ – американцы". «Порги и Бесс». 1-ая 1
национальная американская опера
Развитие традиций оперного спектакля

1

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен

1

Образы Хозе и Эскамильо

1

Опера «Кармен» Ж.Бизе. Образы «масок» и Тореадора

1

Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса»

1

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. 1
Главные образы
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» 1
и «Гоголь-сюита»
Обобщение материала по теме «Особенности драматургии 1
сценической музыки»
2

Раздел

2.

Особенности

драматургии

камерной

и 17

симфонической музыки
Музыкальная

драматургия

–

развитие

музыки.

Два 1

направления музыкальной культуры. Духовная и светская
музыка
Два направления музыкальной культуры. Духовная и 1
светская музыка
23

Камерная инструментальная музыка. Этюд

1

Камерная инструментальная музыка. Транскрипция

1

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто 1
гроссо» А. Шнитке
Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховена. Соната № 2 С. 1
Прокофьева
Соната № 11 В. Моцарта

1

Симфоническая музыка. Симфонии И. Гайдна

1

Симфония №40 В.-А. Моцарта

1

Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена

1

Симфонии С. Прокофьева

1

Симфонии Ф. Шуберта

1

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

1

Инструментальный концерт

1

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия 1
в стиле блюз» Дж. Гершвин
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов

1

Обобщение материала по теме «Особенности драматургии 1
камерной и симфонической музыки»
Итого

34

Тематическое планирование 8 класс
Тема урока

Количество
часов

Раздел 1.Искусство в жизни современного человека

2

1

Искусство вокруг нас, его роль в жизни человека

1

2

Новые области в музыке 20 века (джазовая музыка)

1

24

Раздел 2.Искусство открывает новые грани мира

4

3

Музыка рассказывает о красоте Земли

1

4

Пейзаж в искусстве, в музыке

1

5

Зримая музыка

1

6

Человек в зеркале искусства

1

Раздел 3. Искусство как универсальный способ 5
общения
7

Как происходит передача сообщения в искусстве. Гитара

1

8

Знаки и символы искусства

1

9

Традиции и музыка

1

10

Символы-образы в музыке. Тема дороги

1

11

Музыкально-поэтическая символика огня. А.Н.Скрябин

1

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни

4

12
13
14
15

Красота в музыке. Музыкальные произведения, созвучные 1
пейзажам
Откровение вечной красоты. "Аве, Мария"

1

Законы музыки: гармония, композиция, музыкальный 1
ритм
Музыка и быт. Шлягер

1

Раздел 5. Прекрасное побуждает доброе

2

16

Преобразующая сила искусства

1

17

Функции лёгкой и серьёзной музыки в жизни человека

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».