Аннотация
Образовательной программы дошкольного образования
МБОУ «Лесогорская СОШ»
(отделение дошкольного образования)
Образовательная программа позволяет реализовать несколько
основополагающих функций дошкольного уровня образования:
Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующего возрасту содержании
доступными средствами.
Создание единого ядра содержания дошкольного образования,
ориентированногонаприобщениедетейктрадиционнымдуховнонравственным и социокультурным ценностям российского народа,
воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего
историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Создание единого федерального образовательного пространства
воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную
школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным
представителям) равные, качественные условия ДОУ, вне зависимости от
места проживания.
Образовательная программа состоит из обязательной части и части.
Формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
программы ДОУ соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60 % от общего
объема программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не
менее 40% и ориентирована:
на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе
региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОУ;
на формы организации работы с детьми, которые соответствуют
потребностям и интересам детей.
Содержание и планируемые результаты обязательной части программы ДОУ
соответствуют содержанию и планируемым результатам ФОП ДО.
Образовательная программа предназначена для реализации в группах для детей от
1 года 2 месяцев до завершения дошкольного образования (8 лет).
Образовательная программа включает в себя учебно-методическую
документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания,
примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план
воспитательной работы.
В Образовательной программе содержатся целевой, содержательный и
организационный разделы.
В целевом разделе программы ДОУ представлены:
цели, задачи, принципы ее формирования;
планируемые результаты освоения Образовательной программы в
дошкольном возрасте, а также на этапе завершения освоения программы;
подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов.
Содержательный раздел программы ДОУ включает задачи и содержание
образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех
возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены
описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
ДОУ;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных
практик и способов поддержки детской инициативы;
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
В содержательный раздел программы входит рабочая программа воспитания,
которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы,
предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел
программы ДОУ включает описание психолого-педагогических и кадровых
условий реализации программы;
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) в ДОУ;
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Цели и задачи реализации Программы: целью Образовательной программы
МБОУ «Лесогорская СОШ» является разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на
основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
Задачи образовательной программы ДОУ.
Цель Образовательной программы достигается через решение следующих задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и
планируемых результатов освоения образовательной программы ДОУ;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности
на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста
с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и
основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности; достижение детьми на этапе завершения ДОУ
уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Принципы и подходы к формированию Программы Образовательная программа
МБОУ «Лесогорская СОШ» построена на следующих принципах дошкольного
образования, установленных ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского
развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе - взрослые);
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программой предусмотрен комплексно-тематический подход к определению
содержания образовательной деятельности, который учитывает сезонность,
значимые для участников образовательных отношений события.