Краткая презентация Программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБОУ
«Лесогорская СОШ» (далее – Программа) разработана и утверждена в соответствии с Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149),
и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 (с изменениями и
дополнениями от: 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) (далее - ФГОС ДО).
Целью реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ОВЗ МБОУ «Лесогорская СОШ» является обеспечение условий для
дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка
дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
[ФАОП ДО, 1.1.1].
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- реализация содержания образовательной программы дошкольного образования, адаптированной
для обучающихся с ОВЗ;
- коррекция недостатков психофизического развития детей с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими
и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития детей с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования [ФАОП ДО, 1.1.1].
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации,
в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа
предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей:
Программа ориентирована на следующие возрастные группы:
4 – 5 лет комбинированная группа;
5 – 6 лет компенсирующая группа и комбинированная группа;
6 – 7 лет компенсирующая группа и комбинированная группа.
В образовательной организации имеются группы: группа компенсирующей направленности для
детей с особыми возможностями здоровья: тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием
речи) и группы комбинированной направленности для детей с особыми возможностями здоровья:
тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) .
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива образовательной
организации с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях образовательной
организации и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1.
информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в образовательной организации;
2.
просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психологопедагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и
образования детей;
3.
способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы
благополучия семьи;
4.
построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских
отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста
для решения образовательных задач;
5.
вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В построении взаимодействия с родителями (законными представителями)
образовательная организация придерживается следующих принципов:
1.
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с
Федеральным законом 273-ФЗ «Об образовании в РФ» у родителей (законных представителей)
обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно
они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка;
2.
открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная
информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных
представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в образовательной организации;
между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об
особенностях развития ребенка в образовательной организации и семье;
3.
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться
этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и
сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно
использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей
(законных представителей) в интересах детей;
4.
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии
необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных
представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и образовательной
организации, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных
представителей) в совместное решение образовательных задач;
5.
возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо
учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей раннего возраста),
обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива образовательной организации по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по
нескольким направлениям:
1.
диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье
каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также
планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа; согласование
воспитательных задач;
2.
просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития
детей раннего и дошкольного возрастов; выборов эффективных методов обучения и воспитания
детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной
политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки
семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в
образовательной организации образовательной программы; условиях пребывания ребенка в
группе образовательной организации; содержание и методах образовательной работы с детьми;
3.
консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных
представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем
воспитания и обучения детей, в том числе программы в условиях семьи; особенностей поведения
и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях;
способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и
дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях,
образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды
и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных
представителей) детей раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию
образовательных проектов образовательной организации совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности образовательной организации
уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
здоровьесбережения ребенка.