МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской
области
Комитет образования администрации Муниципального образования
"Выборгский район" Ленинградской области
МБОУ "Лесогорская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора
________________________
Белышева В.А.
Приказ № 183-ОД
от «1» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1807166)
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
для обучающихся 5 – 9 классов
г.п. Лесогорский 2023 год
1. Планируемые результаты
Личностные результаты
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;
• формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции
своих эмоциональных состояний;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а
также находить средства еѐ осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их
выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
• адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты
• знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность,
долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального
народа России;
• знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
• формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и
их роли в истории и современности России;
• осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
2
2. Содержание программы
5 КЛАСС
Раздел 1. Быт народов России. Многонациональный народ России.
Быт русского народа. Быт татарского народа. Быт украинского и белорусского народов. Быт
башкирского народа. Быт народов Кавказа и Закавказья. Быт казахского народа. Быт малых
народов.
Раздел 2. Нравственность, религия и культура Роль религии в формировании
нравственности.
История появление христианства в России. Монастыри – как духовные центры России.
Особенности христианского календаря. История появления ислама в России. Особенности
мусульманского календаря. Возникновения буддизма в России. Восточный календарь и его
значение.
Раздел 3. Культура России как выражение общих духовных ценностей её народов.
Культура России как совокупность культур её народов. Герои национального эпоса разных
народов России. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Тема труда в
фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Мораль в фольклоре народов
России. Семейные ценности в фольклоре народов России. Уважение к труду, обычаям, вере
предков. Одушевление природы нашими предками. Любовь, искренность, симпатия,
взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Семья – первый трудовой
коллектив. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости,
нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Толерантность.
6 КЛАСС
Раздел 1. Традиции народов России. Влияние нации на формирование народности.
Традиции и обычаи русского народа. Традиции и обычаи татарского народа. Традиции и
обычаи башкирского народа. Традиции и обычаи народов Кавказа и Закавказья. Традиции
и обычаи казахского народа. Традиции и обычаи малых народов.
Раздел 2. Традиционные религии России.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианские конфессии. Первые
мусульманские государства на территории России. Направления в исламе. Народы России,
исповедующие буддизм. Течения в буддизме.
Раздел 3. Влияние культуры на личность. Невозможность жизни человека вне культуры.
Влияние характера личности на её вклад в культуру.
Раздел 4. Менталитет народов России. Особенности менталитета русского народа.
Особенности менталитета татарского народа. Особенности менталитета башкирского
народа. Особенности менталитета казахского народа. Особенности менталитета малых
народов России.
Раздел 5. Культура и нравственность. Законы нравственности – часть культуры
общества. Роль семьи в жизни человека. Православные Софийские соборы. Совесть. Честь.
Героизм. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
7 КЛАСС
Раздел 1. Нравственное воспитание в культуре народов России. Особенности
нравственного воспитания народов России. Герои русского народа. Герои татарского
народа. Герои башкирского народа. Герои народов Кавказа и Закавказья. Герои казахского
народа. Герои малых народов.
Раздел 2. Религиозная символика в традиционных религиях России. Религиозное
мировоззрение. Значение религии в формировании нравственного воспитания общества.
Символы христианской веры. Иерархия в христианской церкви. Символы ислама.
Особенности иерархии в исламе. Символы буддизма. Особенности мировоззрения в
буддизме.
3
Раздел 3. Выдающиеся деятели науки и культуры многонационального народа
России. Выдающиеся ученые и культурные деятели русского народа. Выдающиеся ученые
и культурные деятели украинского и белорусского народов. Выдающиеся ученые и
культурные деятели татарского народа. Выдающиеся ученые и культурные деятели
башкирского народа. Выдающиеся ученые и культурные деятели казахского народа.
Выдающиеся ученые и культурные деятели малых народов России на благо Родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Раздел 4. Наши нравственные ценности. Источники, создающие нравственные
установки. Воспитание милосердия и сострадания. Примеры самоотверженного труда
людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые,
путешественники, колхозники и пр.). Процесс воспитания в традициях народов России.
Семейные ценности в традиционных религиях России. Троице – Сергиев монастырь как
образец нравственного служения Отечеству. На страже духовных рубежей – из истории
строительства кремлей. Патриотизм. Гражданственность.
8 КЛАСС
Раздел 1. В мире культуры. Искусство – зеркало жизни. Искусство вокруг нас. Виды
искусства. Роль искусства в жизни людей. Художественный образ – стиль – язык.
Дискуссия на тему: «Может ли искусство быть использовано против человека?». Роль
искусства в сближении народов. Знаки и символы искусства. Наука и искусство. Знание
научное и знание художественное. Человек творец и носитель культуры. Известные деятели
российской науки и культуры. Создание рекламной листовки на социально значимую тему:
«Экология души», «Мир моих увлечений», «Красота спасёт мир», «Миром правит любовь»
и др. Законы красоты. Гармония, композиция, симметрия, пропорция, ритм.
Предназначение искусства, его действенная сила.
Раздел 2. Религия и культура. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в
развитие материальной и духовной культуры общества. Понятия «вера», «религиозная
вера». Предпосылки возникновения и нравственные основы мировых религий. История
возникновения. Религиозные традиции мира. Национальные религии. Многобожие.
Особенности религиозной веры. Причины возникновения религии. Формы религии и их
наличие в современных культах. Появление и распространение буддизма. Сущность и
вероучение буддизма. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Буддийский календарь. История возникновения ислама. Первые столетия ислама (VII-XII
века) – золотое время исламской культуры. Коран, Столпы ислама. Культовые здания
ислама. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Возникновение
иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности
внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь. Христианство, Библия, Ветхий
завет. Новый завет, Евангелие. Культурное наследие христианской Руси. Богослужебное
песнопение. Колокольный звон. Христианские праздники. Особенности истории различных
религий в России. Основные этапы возникновения и развития православия и других
религий в России. Роль православия в истории России. Христианские конфессии.
Раздел 3. Нравственные ценности российского народа. Главный принцип всех религий.
Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное
учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме. Понятие «мораль». Моральные
нормы. Соблюдение моральных норм. Человеческие ценности. Нравственные заповеди в
религиях мира. Роль правил в жизни общества. Источники нравственности: традиции,
обычаи, религии. Золотое правило нравственности. Общественно-исторический характер
морали и совести. Понятия «совесть», «стыд». Совесть – мерило нравственности.
Психологическая сторона совести. Совесть как внутренний источник нравственного
поведения человека. Понятие «правда» и «ложь». Нравственные качества личности:
честность, порядочность, справедливость, их значимость в жизни человека. Суть добра и
зла, представление об этих двух понятиях, их взаимосвязь в жизни. Противоречие понятий
добро и зло. Ценностное отношение к понятиям добра и зла, греха, раскаяния и воздаяния.
4
Сострадание,
забота
о
слабых,
любовное
отношение
к другому
человеку. Доброжелательность, взаимопомощь.
Раздел 4. Твой духовный мир. Духовные традиции многонационального народа России.
Любовь к Родине. Понятия «служение», «патриотизм». Понятия «свобода», «долг»,
«ответственность» в разных религиях. Ответственное поведение, обязанности, свободный
выбор личности. Понятие «этика». Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека. Воспитание. Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого
человека. Семья – хранитель духовных ценностей. Любовь, искренность, симпатия,
взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Родовой герб.
9 КЛАСС
Раздел 1. Гуманность – основа этики. Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце
– мой закон (С. Марешаль). Моральная зависимость, моральные критерии, нравственные
обязанности человека, внутренние убеждения, понятие долга, нравственный долг.
Этический диалог. Разумное и нравственное всегда совпадают (Л.Н. Толстой). Здравый
смысл, нравственное здоровье, нравственное решение, разумное решение, самоуважение,
взаимное уважение. Гуманизм, как сочетание уважения и доброжелательности.
Гуманность, критерии гуманности, добродетель, нравственное несовершенство, проблема
долженствования – этическая проблема. Понятие долга. Этическое исследование.
Добродетель есть не что иное, как душевная деликатность (О. Бальзак). Ранние эмоции как
основа добродетели. Разные подходы к определению добродетели. Добродетель в мировой
литературе. Прекрасно там, где пребывает милосердие (Конфуций) Душевная деликатность
и милосердие – близкие понятия. Что мешает человеку проявлять милосердие. Умение
видеть, слышать, понять, как условия милосердия. «Дневник долженствования»
Милостыня, милость и милосердие. Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не
гражданин (Ф.М. Достоевский). Единение человека с природой. Нуждается ли природа в
милосердии человека. Как связаны понятия природы и Родины. Экскурсия в парковую зону.
Духовность есть норма человеческой жизни (Феофан Затворник). Что определяет жизнь
человека – материальное или духовное. Философы о понятии духовности. Философский
круглый стол. Одно существо неразлучно с человеком – это он сам (Н.Г. Чернышевский).
Гармония человека с окружающими. Гармония человека с самим собой.
Раздел 2. Жизнь как познание добра. Основа сущего – постигаемое умом бытие (Платон).
Жизнь как главная ценность. Понятие добра. Какую истину человек постигает в жизни.
Смысл жизни – это то, что придает ей ценность. Размышления о смысле жизни. Труды Д.С.
Лихачева. Что есть ценность жизни. Борьба за смысл жизни. Духовные проблемы и
нравственный конфликт. Этика – моральное творчество человека. Цель жизни –
самовыражение. Самовыражение. Что мешает успеху. Сильные и слабые стороны
личности. Преодоление сложностей на пути к самовыражению. Патриотизм.
Гражданственность. Гражданин. Понятие Родины в работах русских классиков. Что такое
российский менталитет. Добро есть жизнь. Что есть человеческая жизнь. Жизнь – это благо
или испытание. Философы о благах человеческой жизни. Этика как «живое отношение к
живой жизни». Жизнь и личностное Я. Страдание, боль – это сторожевой крик жизни (А.И.
Герцен.). Что стоит на страже жизни. Понятие страдания и боли, лекарства, сохраняющие
жизнь. Что ждет человек, взывающий о помощи. Жизнь есть откровение, которым нельзя
пренебречь. Зло надо зажить (П.Л. Лавров). Зло как этическое понятие. Можно ли
противостоять злу. Что значит «Зло надо зажить». Лучше зажечь маленькую свечку, чем
проклинать тьму. Назначение человека – не только победить зло. Все мы люди – пока хотим
стать лучше. Кто такой порядочный человек. «Каждый выбирает ту крепость, которую
хочет взять». Этическая дискуссия. Уменьшай страдания около себя и в себе (П.Л. Лавров).
«Сочувствие к чужой боли помогает справиться со своей». Совершенствование себя
улучшает мир вокруг.
Раздел 3. Стремление к счастью – закон жизни. Мы родимся и живем со множеством
влечений и потребностей (В. Соловьев). Образ жизни человека. Потребности примитивные
5
и не примитивные. От чего зависит образ жизни. Образ жизни и жизненные стремления.
Потребность в другом человеке, общение, понимание. Связь потребностей и нравственных
основ жизни человека. Цель всех человеческих стремлений состоит в получении
наслаждений. Чему может посвятить себя человек. Служение Родине, во имя чего, во имя
кого. Человек есть мера всех вещей. Наслаждение и нравственность. Понятие гедонизма.
Стремление к счастью – это стремление стремлений (Л. Фейербах). В чем главное
стремление человека. Понятие счастья. Смысл жизни. Счастье в мировой художественной
литературе. Занятие в библиотеке. Счастье – это состояние души (К.С. Станиславский).
Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель. Умеем ли мы быть счастливыми.
Пути к счастью. Состояние счастья. Этическая беседа. Источник счастья берет свое начало
в самом человеке (А. Шопенгауэр). Откуда берет свое начало источник счастья. Счастье в
себе. Счастье как категория духовной жизни человека. Высшее счастье в том, что вас любят
(В. Гюго). Любовь как нравственно-этическое чувство. Самоотдача, духовная близость,
самоотверженность, взаимопонимание. Счастье есть дело судьбы, ума и характера (Н.М.
Карамзин.) От чего зависит возможность счастья. Символы счастья. Ощущение радости,
умение дарить его другим. Кто «творит» счастье. Этическая беседа. Дружба как источник
счастья. Значение дружбы для счастья человека. Что такое дружба, друг. В чем источник
счастья дружбы. Дружба как эмоционально - напряженное чувство. Как отличить дружбу и
любовь. Философы о дружбе. В согласии с самим собой. Стремление к счастью – закон
жизни.
Раздел 4. Нравственный закон внутри каждого. Честь и собственное достоинство
сильнее всего (Ф.М. Достоевский). Что способствует напряжению души. Умение и
потребность держать ответ за свои мысли и поступки. Цена чести. Честь и достоинство.
Честь и совесть. Этическая беседа Честь – это поэзия долга (А. Виньи). Честь как
внутренняя честность. Как честь влияет на нравственный выбор. Кодексы чести в истории.
Этическая беседа. Твердое сознание долга – есть венец характера (Н.В. Шелгунов) Понятие
долга. Долг как нравственное требование. Понятия «хочу» и «надо». Нравственный путь и
величие духа. Долг основан на чувстве справедливости (Н.В. Шелгунов). Справедливость
как нравственная норма и качество. Различные грани справедливости. Категория
справедливости в трудах философов. Нравственная ценность справедливости.
Справедливость – это истина в действии (Ж. Жубер). Выбор поведения во имя
справедливости. Процесс думанья как залог нравственного действия. Просмотр
кинофильма с последующим обсуждением. Источник всех действий человека есть его воля
(В. Соловьев.) Как происходит процесс думанья. От чего зависят действия человека. Что
такое воля человека. Этика как философия доброй воли. Совесть – это наш внутренний
судья (П. Гольбах). Совесть как этическая категория. Чувство стыда. Когда нам бывает
стыдно. Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей (П.Я. Чаадаев).
6
3.
5 класс
№
1
2
3
4
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7 класс
№
1
Учебно-тематический план
Тема
Быт народов России. Многонациональный народ
России
Нравственность, религия и культура. Роль
религии в формировании нравственности
Культура России как выражение общих
духовных ценностей её народов
Итоговый урок
Итого
Кол-во часов
10
10
12
2
34
Тема
Кол-во часов
Традиции народов России. Влияние нации на 3
формирование народности
Традиционные религии России
14
Влияние культуры на личность
9
Менталитет народов России
3
Культура и нравственность
5
Итого
34
Тема
Нравственное воспитание в культуре народов
России
Религиозная символика в традиционных
религиях России
Выдающиеся деятели науки и культуры
многонационального народа России
Наши нравственные ценности
Итого
Кол-во часов
5
8 класс
№
1
2
3
4
5
Тема
В мире культуры
Религия и культура
Нравственные ценности российского народа
Твой духовный мир
Итого
Кол-во часов
3
14
11
6
34
9 класс
№
1
2
3
4
5
Тема
Гуманность – основа этики
Жизнь как познание добра
Стремление к счастью – закон жизни
Нравственный закон внутри каждого
Итого
Кол-во часов
4
4
5
4
17
2
3
4
5
7
14
10
5
34