Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Chelovek

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет образования администрации
Выборгского муниципального района Ленинградской области
МБОУ "Лесогорская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Белышева В.А.
Приказ № 90-ОД
от «28» августа 2025 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Человек»
для обучающихся 1(дополнительного) класса
2025-2026 учебный год

г. п. Лесогорский 2025

1

I. Пояснительная записка
1.Рабочая программа учебного предмета «Человек» составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ от 19 декабря 2013 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ОО УО 2 вариант) для 14 классов МБОУ «Лесогорская СОШ»

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 года №115.

5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 .

6. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под
редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2011.

7. Учебный план МБОУ «Лесогорская СОШ» на 2025-2026 учебный год.
2.Целевая

аудитория:

программа

построена

с

учётом

специфических

особенностей

познавательной и эмоционально-волевой деятельности школьников с интеллектуальной
недостаточностью,

их

потенциальных

возможностей

и

адресована

обучающимся

1

(дополнительного) класса (2 вариант).

3.Срок реализации программы 2025-2026 учебный год.

4.Цель и задачи с учётом специфики учебного предмета «Человек» Цель:
формирование представлений о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
2

— формировать представления о себе, осознавать общность и различия с другими;
— формировать представления о собственном теле;
— соотносить себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— относить себя к определенному полу;
— развивать способности осознавать и выражать свои интересы;
—

формировать

умение

поддерживать

режим

дня

с

необходимыми

оздоровительными процедурами;
— формировать умение определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое),
локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому; — формировать умение
соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после
посещения туалета);
— формировать умение решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей;
— формировать умение обслуживать себя;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой
деятельности;
— формировать положительное отношение ребенка к занятиям;
— формировать и развивать целенаправленные действия;
— развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Также решаются методические задачи:
— развивать зрительное восприятие;
— развивать зрительное и слуховое внимание;
— развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;
— развивать пространственные представления;
— развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

II. Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с
другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
3

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и
родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях
возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Оценки по предмету у обучающихся 1 класса с умеренной, тяжелой УО не выставляются.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) оценке подлежат личностные и предметные
результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие (в конце первого
полугодия по итогам мониторинга в случае необходимости вносятся изменения в СИПР
обучающегося)
Направления коррекционной работы
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии
строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально
окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию.
Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой
ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения
(агрессия, самоагрессия, истерика) - у ребенка может быть свой темп восприятия
происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не
навязывая свой темп; - взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех
ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за
ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;

- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности.
При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его
действия будут механическими.
Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный
материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную
деятельность детей на различных уроках.

III.

Место учебного предмета в учебном плане
4

Учебный предмет «Человек» является обязательной частью предметной области «Окружающий
мир».
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) для 1 класса курс предмета
рассчитан на 91 час в связи со ступенчатым учебным планом : 2 часа в неделю в 1 четверти, 3
часа в неделю во 2-4 четвертях (исходя из 33 учебных недель в году).
IV.

Планируемые результаты освоения рабочей программы.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
1.Личностные результаты
Обучающийся научится:
— вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
—

пользоваться доступными средствами

коммуникации

в

практике

экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— использовать доступные жесты для передачи сообщения
—понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельности человека
—использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
2.Предметные результаты Обучающийся
научится:

- реагировать на свое имя;
- показывать на себе части тела;
- узнавать и различать членов своей семьи;
- узнавать свою одежду, одевать с помощью взрослого;
- узнавать свою обувь, обувать её без помощи взрослого;
- сообщать о желании есть, пить;
- сообщать о желании сходить в туалет;
- накрывать стол к полднику с помощью взрослого.
V.

Содержание учебного предмета
5

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о
себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе
самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Нужды человека»,
«Гигиена тела», «Режим дня», «Моя семья», «Закрепление».

№ Название раздела
п/п
1. Представления о себе

Количество часов по теме

2.
3.
4.

Нужды человека
Гигиена тела
Режим дня

15 ч.
15 ч
13 ч

5.
6.
9.

Моя семья
Закрепление
Итого:

10 ч.
8 ч.
91 ч

30 ч

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Наименование
раздела и тем

Часы
учебног
о
времени

Виды
деятельности
Представления о себе – 30 ч.
Выполнение упражнений на узнавание (различение) мальчика
и девочки по внешнему виду. Выполнение дидактических
упражнений на идентификацию себя как мальчика (девочки).
Выполнение упражнений на узнавание (различение) частей
лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
Знание назначения частей лица

1

Я – человек

1

2

Моё имя

1

Называние своего имени и фамилии по просьбе учителя.

1

Сообщение сведений о себе, составление рассказа о себе
совместно с учителем, по вопросам учителя, по картинному
плану.

3
Кто я?

Называние своего возраста (даты рождения) по просьбе
6

учителя.

4

Я- мальчик

1

5-6 Я- девочка
Все
люди
разные»

1

7-8 Светлые и
темные
Большой,
маленький

1
1

Гладить себя по голове рукой
(Платон- мальчик,
Платон- большой).
Выполняет действие способом
рука-в-руке.
Знает, чем отличаются друг от друга: пол, цвет волос, вес.
Умеет классифицировать по величине: большой-маленький,
большая-маленькая,
темный,
светлый

910

Представления
о частях тела
Мои руки»

1
1

Выполнение упражнений на узнавание (различение) частей
тела: голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина,
живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня,
пальцы, пятка).

11

Уход за руками»

1

12

Представления
о частях тела

1

Различать вентили с горячей и холодной водой, регулировать
напор струи воды, смешивать воду до комфортной
температуры, вытирать руки полотенцем, сушить руки с
помощью автоматической сушилки, наносить крем на руки,
совместно с учителем подстригать ногти (сидеть спокойно,
не одергивая руки при подстригании ногтей ножницами).
Выполнение упражнений на узнавание (различение) частей
тела: голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина,
живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня,
пальцы, пятка).

1

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему
виду
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему
виду. Формирование знаний о возрастных изменениях
человека. Называние своего возраста.

Формирование знаний о строении человека (скелет, мышцы,
кожа).
Выполнение упражнений на узнавание (различение)
внутренних органов человека (на схеме тела): сердце, легкие,
печень, почки, желудок.

13

Мои ноги

1

14

Уход за ногами

1

Формирование представлений о назначении внутренних
органов
Выполняет движения совместно с учителем
(пинает мяч, прыгает, топает, показывает ноги)
Вытирание ног.
7

Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании ног. Формирование знаний о необходимости
вытирать ноги. Выполнение упражнений на соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании ног:
намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла,
вытирание ног.

15- Мой рот и
16 язычок

1
1

Уход за
полостью рта

17

Мои зубки

1

Показывает свой рот реагирует
на ласкательно-уменьшительные слова. Выполняют
упражнения ,показывают рот и язык(представление о том,
что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его
беречь.
Активизирует в речи слова: рот,
язык. Различает и называет разные эмоции
(пиктограммы)
Формирование знаний о необходимости чистить зубы и
полоскать рот.
Выполнение упражнений на соблюдение
последовательности действий при чистке зубов и
полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной
пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на
зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с зубной пастой.

18- Уход за зубами
19
Мои глаза

1
1

Чистка зубов.

20

Уход за глазами

1

21

Мои уши

1

22

Уход за ушами

1

Учатся показывать на собственном теле глаза, правой, левой
рукой. Учитель дает представление о глазах человека, об их
значении в нашей жизни.
Активизирует в речи слова: глаз, глаза, дает представление
как ухаживать за глазами (протирать влажной салфеткой, не
тереть глаза грязными руками)
Умеет ориентироваться в собственном теле. Уметь
показывать ухо как на себе, так и на дидактических
игрушках.
Формирование знаний о необходимости мыть и чистить
уши, выполнение практических действий по мытью и чистке
ушей.

23

Мой нос

1

Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности
действий при чистке зубов и полоскании полости рта.

Подражает действиям, выполняемым педагогом,
ориентируется в собственном теле показывать свой нос(нос
у куклы, у собачки)
8

24

1

Очищение носового хода. Выполнение практических
упражнений в очищении носового прохода.

Уход за носом
25

Умывальная
комната

1

Дать представление об умывальной комнате и её атрибутах
(раковина, кран с холодной,
горячей водой);
открывать кран,
смешивать воды

26

Атрибуты в
умывальной
комнате

1

Различение вентилей с горячей и холодной водой.
Выполнение практических упражнений в различении
вентилей с горячей и холодной водой.
Выполнение практических упражнений в регулировании
напора струи воды.

27

Намачивание и
намыливание рук

1

Выполнение практических упражнений на соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук:
открывание крана, регулирование напора струи и
температуры воды, намачивание рук, намыливание рук,
смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

28

Мытьё рук

1

29

Смывание мыла
с рук

1

Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании рук
Выполнение практических упражнений на соблюдение
последовательности действий при мытье рук: открывание
крана, регулирование напора струи и температуры воды,
намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук,
закрывание крана.

30

1
Вытирание рук

Выполнение практических упражнений в вытирании рук
полотенцем
Нужды человека – 15 часов

31

Туалет

1

Выполнение упражнений в сообщении о желании сходить в
туалет. Упражнения на отматывание бумаги нужной длины;
пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов,
колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

32

Раковина

1

33

Унитаз

1

34

Нужды
человека

1

Иметь представление о туалет
ной комнате,
ориентироваться
в ней, знать её предназначение
Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете (поднимание
крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,
колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление
нужды в унитаз,
Упражнения: выражать свои желания; передвигаться по
школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения
9

35

Я хочу
пить

есть,

1

Упражнения в сообщении о желании пить.
Выполнение упражнений в питье через соломинку.
Выполнение упражнений в питье из кружки (стакана): захват
кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту,
наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в
рот,

36

Кнопка слива

1

37

Смывание
унитаза

1

38

Снятие нижнего
белья

1

39

Туалетная
бумага

1

40

Отматывание
бумаги
Одевание
нижнего белья

1

42

Изнаночная и
лицевая сторона

1

43

Гигиенические
процедуры
после
посещение
туалета
Мытье
рук,
вытирание рук

1

Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете, мытье рук.

1

Выполнение практических упражнений на соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании рук:
открывание крана, регулирование напора струи и
температуры воды, намачивание рук, намыливание рук,
смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

Моё
личное
полотенце. Моя
метка

1

Упражнения (Узнавать своё личное полотенце,
соотносит с меткой.)

41

44

45

1

Пошаговое объяснение действий учителем
Выполнение действий совместно с учителем
Выполнение действий по подражанию, по словесной
инструкции, нажимание кнопки слива воды
Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете -нажимание кнопки
слива воды,
Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете -спускание одежды
(брюк, колготок, трусов),
Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете -пользование
туалетной бумагой
Упражнения на отматывание бумаги нужной длины
Выполнение практических упражнений в соблюдении
последовательности действий в туалете -одевание одежды
(трусов, колготок, брюк),
Упражнения :различать лицевую (изнаночную), переднюю
(заднюю) стороны одежды, верх (низ) одежды. Выполнение
практических упражнений в различении лицевой
(изнаночной), передней (задней) стороны одежды.

Гигиена тела – 15 часов
46

Водные
процедуры, душ

1

47

Изучаем
тело

1

своё

Выполняет действия с опорой на картинный план с
помощью педагога. получает знания о пользе зарядки,
умывании прохладной водой
Знание строения человека.
Узнавание (различение) внутренних органов человека (на
схеме тела).
10

48

Голова

1

Выполняют действия с опорой на картинный план с
помощью педагога (показывают части тела и лица
Упражнения в показывании (рук, головы, ног, носа, ушей).
Подвижная игра «Покажи, не ошибись»
Практическая работа (рисование)

49

Туловище

1

Опрос по теме
Дидактическая игра с зеркалом «Обезьянки»
Работа по сюжетным картинкам

50

«Моё не моё»

1

Уметь показывать на себе свои вещи

51

Мои не мои

1

52

1

53

Возрастные
изменения
Я малыш

1

Классифицировать
предметы: «Мои игрушки «Моя одежда»
Выполняет действия с опорой на картинный план с
помощью педагога(показывает возрастные изменения)
Определять свою возрастную группу (ребенок, подросток,
юноша)

54

Я подросток

1

Узнавать себя на фотографиях, показывает указательным
пальцем
(Это –Я)

55

Виды одежды

1

Выполнение упражнений в узнавании (различении)
предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,
шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка
(блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки
(джинсы, шорты), носки (колготки).
Работа по картинкам

56- Нижняя одежда
57 Лицевая и
изнаночная
сторона

1
1

Выполнение дидактических заданий и упражнений
Практическая работа (раскрашивание)
Опрос по теме
Выполнение упражнений на формирование знаний о
назначении видов обуви (спортивная, домашняя, выходная,
рабочая).

58- Виды обуви
59

1
1

60

Виды застежек

1

Выполнение упражнений в различении деталей предметов
одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник,
манжеты) и знании их назначения.
Режим дня – 13 часов

61

Режим дня.
Утро

1

Уметь соблюдать режим дня,
показывать с помощью картинок время суток: «Утро»,
«День», «Вечер»
Выполняет действия с опорой на картинный план с
помощью педагога. умение выполнять последовательную
цепочку действий:
Встал, заправил постель, умылся,
почистил зубы и. т.д. Ориентировка в режиме дня,
расписании уроков с помощью педагога. Уметь брать ложку,

62- День. Вечер
63 Правильное
питание

2

11

подносить ложку ко рту.
Принимать помощь от взрослого.
64

Овощи и
фрукты в жизни
человека

1

65

Культура
поведения в
столовой

1

66

Добрые слова

1

67

Посуда

1

68

Сервировка
стола

1

69

К нам пришли
гости, накроем
на стол
Моё
самочувствие

1

71

У меня болит
голова

1

Использовать невербальные и вербальные средства для
привлечения к себе внимания Игра «Айболит»

72
73

Мне плохо
Как тебя зовут,
сколько тебе
лет, где ты
живешь

1
1

Подражает действиям, выполняемые педагогом
Работа по картинкам

Моя семья

1

70

74

1

Научить с помощью упражнений представлениям о значении
питания в жизни человека,
о полезных и вредных продуктах
«Овощи и фрукты», «Вредные напитки»
(кока-кола, газ. вода). Выполняют действия с опорой на
картинный план с помощью педагога; игра «Съедобное –
несъедобное»
Уметь правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми
приборами. Уметь
прожевывать пищу закрытым ртом.
Соблюдать последовательность в приеме пищи:
первое блюдо, второе, третье блюдо.
Научить представлениям об этикете.
Уметь использовать в речи этикетные выражения
приглашения, благодарности, извинения
Выполнение упражнений в еде ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с
пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание
ложки в тарелку. Умеет собирать посуду со стола,
ставить тарелку в тарелку.
Сервировка стола,
расстановка посуды в определенной последовательности.
объяснение назначения посуды Пошаговое объяснение
действий учителем
Выполнение действий совместно с учителем
Выполнение действий по подражанию, по словесной
инструкции
.
Упражнения в сервировке стола,
постановка посуды в определенной последовательности.
выучить назначение посуды.
Упражнения на определение своего самочувствия,
обращаться за помощью к взрослым, показывать, что и где
болит.

Выполнение дидактических заданий и упражнений
Практическая работа -шаблон(раскрашивание). Называние
своего имени, возраста (даты рождения) по просьбе учителя.
Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на
вопросы учителя.
Моя семья – 10 часов
Работа по картинкам
12

Выполнение дидактических заданий и упражнений
Практическая работа (раскрашивание)

75- Мама, папа
76 Братья, сестры

1
1

77

Наши
праздники

1

78

Новый год

1

79- 8 марта
80 Мой дом

2

81

Мои
воспитатели

1

82

Моя досуговая
деятельность

1

83

Игра, хобби

84- Мои части тела
85

86

Мои данные и
половая
принадлежность

87

Мои данные и
половая
принадлежность

Опрос по теме. Уметь представить себя коллективу,
сверстникам.
Откликаться на своё имя,
показывать на пальцах свой возраст,
узнавать себя и других членов семьи на фотографиях и
показывать одноклассникам. Знать и уметь на основе игры
«Дом»
выполнять социальные роли семьи.
На основании упражнений иметь представления о
праздниках:
Новый год, День рождения, праздник Мамы. Использовать
на занятии малые формы фольклора (потешки, песни)
Адекватно использовать ритуалы
поведения во время праздников Разучивание стихотворений
- Новый год
Последовательно выполняет отдельные операции действия
по образцу педагога. Разучивание стихотворений про маму.
Научить ориентироваться в помещении школы. Знать
расположение своего класса, столовой, спортзала, бытовых
помещений
Выполнение дидактических упражнений на формирование
представлений
о
профессиональной
деятельности
воспитателя.
Научить правильно организовывать своё свободное время.
Научить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и
побуждения (то есть пользоваться различными типами
коммуникативных высказываний).

1
Игра «Хобби»
Закрепление по учебному курсу «Человек» - 8 ч.
1
Выполнение упражнений на узнавание (различение) частей
тела: голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина,
1
живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня,
пальцы, пятка).
1

1

Выполнение упражнений на узнавание (различение) мальчика
и девочки по внешнему виду.
Выполнение дидактических упражнений на идентификацию
себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание
(различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Выполнение упражнений на узнавание (различение) частей
лица человека: глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
Знание назначения частей лица).

13

88- Овощи и
89 фрукты в жизни
человека

1
1

Нужды
человека

Иметь представления значении питания в жизни человека и
его нужды,
о полезных и вредных продуктах
«Овощи и фрукты», «Вредные напитки»
(кока-кола,
газ. вода). Работа по картинкам
Выполнение дидактических заданий и упражнений
Практическая работа

90- Моё
91 самочувствие

Всего

2

Опрос по теме
Научить управлять своими эмоциями в различных
ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми. Работа по картинкам
Выполнение дидактических заданий и упражнений

91 ч

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».