Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Muzyka_i_dvizhenie_2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской
области
Комитет образования администрации Выборгского муниципального
района Ленинградской области"
МБОУ Лесогорская СОШ"

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Белышева В.А.
Приказ № 90-ОД
от «28» августа 2025 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка и движение»
для обучающихся 1(дополнительного) класса
2025-2026 учебный год

г. п. Лесогорский 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» составлена на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
На изучение предмета «Музыка и движение» в 1 классе отводится 2 часа в
неделю/66 часов в год.
Уровень обучения: базовый
Форма обучения: очная
Планируемые результаты освоения курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
• проявлять интерес к слушанию звучания музыкальных инструментов;
• персональная идентичность в осознании себя как "Я";
• умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
• развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости;
• проявление положительных качеств личности;
• получение положительных эмоций от взаимодействия в процессе деятельности; •
проявление эмоционально положительного отношения к результатам своего труда.
Предметные результаты:
• умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
• умение узнавать знакомые песни и подпевать их;
• иметь представление о играх импровизациях, участвовать в них;
• иметь представление о музыкальных игрушках, различать их по звучанию;
• создавать с помощью учителя ритмический рисунок;
• иметь представление о музыкально-ритмических движениях, упражнениях на общую
моторику;
• развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений;
• интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение
под музыку, игра на музыкальных инструментах);
• умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
• освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой
на музыкальных инструментах;
• умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре;
• готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях;
проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
• умение
самостоятельной музыкальной деятельности;
музыкальной деятельности.
• стремление к совместной и самостоятельной

Метапредметные результаты:
• умение выполнять задание в течение определённого времени;
• умение выполнять инструкции учителя;
• проявлять интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение,
движение под музыку);
• стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
• умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, в
жизни.
Минимальный уровень
Проявление интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Владение элементарными певческими умениями и навыками.
Умение откликаться на музыку с помощью простейших движений.
Умение определять звучание погремушек, колокольчиков, бубенцов.
Достаточный уровень
Овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Владение навыками выражения своего отношения к музыке в жесте, мимике.
Владение певческими умениями и навыками.
Наличие навыков музицирования на некоторых инструментах
(погремушки, колокольчики, бубенцы).
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации,
формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка
рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство
социализации и самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях ребёнок
воспринимает и воспроизводит музыку, при этом развивается музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
(тематика проектов)
1. Детские музыкальные инструменты
2. Колыбельные песни
3. Народные музыкальные инструменты
Критерии оценивания уровня достижений учащихся
В 1 классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а даётся словесная
оценка достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основа результатов
обучения ребёнка - динамика развития его личности.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных
знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и
самостоятельно он их применяет.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной
или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной
физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Содержание курса
Название раздела
Слушание музыки

Кол-во
часов
14

Пение

16

Движение под музыку

20

Содержание раздела
Слушание (различение) тихого и громкого звучания
музыки. Определение начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной
музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и
марша. Слушание (различение) веселой и грустной
музыки. Узнавание знакомой песни. Определение
характера музыки. Узнавание знакомой мелодии,
исполненной на разных музыкальных инструментах.
Слушание (различение) сольного и хорового исполнения
произведения.
Определение музыкального
стиля
произведения.
Слушание
(узнавание)
оркестра
(народных инструментов, симфонических и др.), в
исполнении которого звучит музыкальное произведение.
Соотнесение музыкального образа с персонажем
художественного произведения
Подражание характерным звукам животных во время
звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или
повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание
повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов
песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное
пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в
хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку.
Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения
вместе с началом звучания музыки и окончание
движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег,
прыжки, кружение, приседание под музыку разного
характера. Выполнение под музыку действия с
предметами: наклоны предмета в разные стороны,
опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля
предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение
движений разными частями тела под музыку:
«фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.
Соблюдение
последовательности
простейших
танцевальных движений. Имитация движений животных.
Выполнение движений, соответствующих словам песни.
Соблюдение
последовательности
движений
в
соответствии с исполняемой ролью при инсценировке
песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в
медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная
ходьба под музыку. Изменение скорости движения под
музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при
изменении метроритма произведения, при чередовании
запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнение танцевальных движений в паре с другим

Игра на
музыкальных
инструментах

Итого

16

танцором. Выполнение развернутых движений одного
образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных
инструментах.
Слушание (различение) контрастных по звучанию
музыкальных инструментов, сходных по звучанию
музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд.
Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном
инструменте. Своевременное вступление и окончание
игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов
игры на музыкальных инструментах, имеющих
звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на
музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.

66

Основные направления коррекционной работы
Для обучающихся с УО типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют
адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко
проявляются в несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее
несовершенство аналитико-синтетической деятельности затрудняет дифференциацию
звучания различных музыкальных инструментов, определение характера музыкального
произведения. Бедный словарный запас и малый интерес к себе препятствует
вербализации чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения.
Негрубая моторная недостаточность затрудняет выполнение двигательных заданий.
Поэтому уроки музыки могут выполнить свою коррекционную функцию только при учете
специфических образовательных потребностей обучающихся: подборе эмоционально
привлекательного и доступного по возрасту музыкального материала, нагляднодейственном характере образования (обеспечения возможности познакомиться с
реальными музыкальными инструментами и их звучанием), постоянной смене видов
деятельности на уроке, поощрении любых проявлений детской активности, специального
внимания к включению новой лексики в активный словарь.
В первом классе не рекомендуется использование учебника. Особое значение
следует уделять соответствию изучаемого музыкального материала времени года,
различным праздникам, а также обеспечению эмоциональной привлекательности занятий.
В ходе обучения в первом классе, выполняющем преимущественно
пропедевтическую функцию, младший школьник с УО получает первоначальные знания о
мире музыки и ее символическом значении.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и
направлениями коррекционно-развивающей области.
Уроки строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов
игровой деятельности), системности и преемственности.
На уроках разработано последовательное использование следующих упражнений:
музыкально-ритмические движения;
•
упражнения с использованием простейших ударных и шумовых
•
инструментов;
вокальные упражнения.
•
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу
которых положены многократные повторения умственных и практических действий

заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует
от обучающейся соблюдения четких правил.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тема урока
Слушание музыки
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.
Определение начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) марша.
Слушание (различение) колыбельной песни.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Узнавание знакомой песни.
Пение
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой
песни.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой
песни.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой
песни.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.
Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.
Движение под музыку

16
17
18
19
20
21
22
23
24

Топанье под музыку.
Хлопки в ладоши под музыку.
Покачивание с одной ноги на другую.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание
движения по ее окончании.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание
движения по ее окончании
Движения: ходьба, бег, прыжки.
Движения: кружение, приседание под музыку разного характера.
Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку
разного характера.
Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в
разные стороны, опускание предмета, подбрасывание предмета,
взмахивание предметом

Кол-во
часов
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25

Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в
разные стороны, опускание предмета, подбрасывание предмета,
взмахивание предметом
Игра на музыкальных инструментах

1

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных
инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных
инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.

1

28

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих
звукоряд.

1

29

1

30

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих
звукоряд.
Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.

31
32

Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.

1
1

33

Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.
Пение
Пение слов песни (отдельных фраз).
Пение слов песни (отдельных фраз).
Пение слов песни (отдельных фраз).
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков.
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков.
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков.

1
8
1
1
1
1
1
1

Различение запева, припева и вступления к песне.
Различение запева, припева и вступления к песне.
Слушание музыки
Определение характера музыки
Определение характера музыки
Определение характера музыки
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных
инструментах.
Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных
инструментах.
Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.

1
1
7
1
1
1
1

Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Игра на музыкальных инструментах
Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном
инструменте.

1
8
1

Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном
инструменте.
Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном
инструменте.

1

26
27

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

8

1

1

1
1

1

52

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих
звукоряд.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих
звукоряд.

1

1

55

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих
звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.

56

Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.

1

57

Движение под музыку
Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в
разные стороны, поднимание предмета, ловля предмета, взмахивание
предметом

10
1

58

Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в
разные стороны, поднимание предмета, ловля предмета, взмахивание
предметом

1

59

Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики»,
«пружинка», наклоны головы и др.
Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений.
Имитация движений животных.

1

Выполнение движений, соответствующих словам песни.
Соблюдение последовательности движений в соответствии со словами
песни
Соблюдение последовательности движений в соответствии с
исполняемой ролью при инсценировке песни.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Ритмичная ходьба под музыку

1
1

53
54

60
61
62
63
64
65
66

1

1

1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».