Муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Приложение к ООП СОО Утверждена
приказом директора №105-ОД от
31.08.2021 г.
Рабочая программа предмета
по курсу «Экономика»
для 10-11 классов
Срок реализации 2 года
Учитель: Тимус О.В.
Лесогорский, 2021 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Экономика» Личностные:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к
Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уверенности в его великом будущем;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и
ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего
и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на
поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте
прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и
враждебным явлениям в общественной жизни;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе
общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
(образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
5) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, учебно
инновационной и других видах деятельности;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая
приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного
планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные
стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих
способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов
совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для
изучения различных сторон окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов,
ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять
результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с
использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
-
Определять границы применимости методов экономической теории;
анализировать проблему альтернативной стоимости;
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
- иллюстрировать примерами факторы производства;
- характеризовать типы экономических систем;
- различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика
- Анализировать структуру бюджета собственной семьи;
- строить личный финансовый план;
- анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
- анализировать собственное потребительское поведение;
- определять роль кредита в современной экономике;
- применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
- объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
- определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
- приводить примеры товаров Гиффена;
- объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
- объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
- различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
- анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- сравнивать виды ценных бумаг;
- анализировать страховые услуги;
- определять практическое назначение основных функций менеджмента;
- определять место маркетинга в деятельности организации;
- приводить примеры эффективной рекламы;
- разрабатывать бизнес-план;
- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
- называть цели антимонопольной политики государства;
- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
- Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
- определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
- указывать основные последствия макроэкономических проблем;
- объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
- приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
- различать сферы применения различных форм денег;
- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной
массы;
- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
- приводить примеры, как банки делают деньги;
- приводить примеры различных видов инфляции;
- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
-
применять способы анализа индекса потребительских цен;
характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
различать виды безработицы;
находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
- приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
- Объяснять назначение международной торговли;
- анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
- различать экспорт и импорт;
- анализировать курсы мировых валют;
- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
- различать виды международных расчетов;
- анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;
- объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
-Критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных
источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения,
используя различные источники информации;
- владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
- использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа
и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.).
Микроэкономика
- Применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные
заключения и оценочные суждения;
- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;
- использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам,
ипотеке, вкладам и др.;
- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
- рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поисково-исследовательского характера;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
- Объективно
оценивать и анализировать экономическую информацию
по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;
- владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику,
используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого
экономического роста;
- использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских
проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;
- анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
- осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
- оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки
зрения;
- использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
- анализировать
динамику основных макроэкономических показателей и
современной ситуации в экономике России;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических
ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;
отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от
второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников;
- аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
- Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;
- анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
- оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой
экономики;
- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной
деятельности творческого и поискового характера;
- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие
типичные жизненные ситуации;
- анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному
учебному предмету;
- использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;
- владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли
государства в современном мире
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, фронтальные, групповые,
парные. Преобладающие формы текущего контроля: индивидуальные, творческие задания,
анализ фрагмента источников, составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата,
доклада, презентации, сравнительный анализ документов, творческие работы в жанре эссе,
составление сравнительных таблиц.
Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса, фронтальный опрос; опрос в парах;
контрольная работа; практикум; тестирование и терминологических диктантов. Тематический
контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме письменных,
самостоятельных работ.
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне ученик должен
Знать/понимать
- функции денег, банковскую систему,
- причины различий в уровне оплаты труда,
- основные виды налогов,
- организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг,
- факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ,
внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных
экономических проблем;
- описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда,
инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой
экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды
инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- совершенствования собственной познавательной деятельности получения, осуществления
самостоятельного поиска, анализа, оценки и использования экономической информации,
экономической информации;
- решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями, составления семейного
бюджета;
- исполнения типичных экономических ролей, оценки собственных экономических действий в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
- оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс.
Тема 1. Экономика - наука и практика.
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности
людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены
полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора.
Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической
науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ
увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о
производительности труда.
Тема 2. Экономическая система государства.
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная
экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командноадминистративная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной
экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей.
Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность
возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы.
Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной
экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных
механизмов в смешанной экономической системе
Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность,
величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и
нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что
такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом
(неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между
собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и
продавцов.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения.
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность
спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема 5. Цена и стоимость.
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности.
Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос. Из чего
складывается цена и стоимость товара. НДС. Расходы фирмы. Ценовой механизм. Добавленная
стоимость.
Тема 6. Конкуренция и рыночные структуры.
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия.
Монополистическая конкуренция.
Классификация рынков по типу конкуренции.
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент.
Инвестирование.
Тема 7.Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата
Кривая Филипса. Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения
неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм
регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические
аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и
минусы программ поддержки беднейших групп общества. Действия закона Энгеля. Доходы
семьи. Виды заработной платы. МРОТ. Потребительская корзина, прожиточный минимум.
Тема 8. Деньги и банковская система. Рынок финансов
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная
система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных
товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного
механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в
форме наличных денег. Фондовая биржа. Рынок ценных бумаг, акции и облигации
Тема 9. Рынок труда. Безработица
Рынок труда Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное
регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным.
Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная
занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в
условиях России
Тема 10. Фирма. Производство и издержки.
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как
изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и
внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими
затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и
переменных затратах. Средние и предельные затраты
11 класс
Тема 11. Менеджмент и маркетинг.
Менеджмент система управления, школы менеджмента, принципы управления, цели
управления, система контроля, методы стимуляции. Маркетинг история появления, способы
исследования и применения. Понятие банкротства.
Тема 12. Государственные финансы.
Государственные финансы, для чего существуют налоги их функции, виды налогов, налоги как
распределительный механизм, государственный бюджет источники, способы распределения.
Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете.
Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России
Тема 13. Государство и экономика
Почему государство вмешивается в экономику? Экономические функции государства.
Значение государственного сектора. Суть теоретических споров об участии государства в
экономике. Политика экономической стабильности. Бюджетная политика. Кредитная политика.
Государственный долг. Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды
налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен..
Тема 14. Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный
доход (НД) и другие макроэкономические показатели. Как изменяются (рассчитываются) ВВП,
ВНД, НД. Что такое Система национальных счетов (СНС). В каких целях она разработана? Что
такое платёжный баланс? Каково его назначение?
Тема 15. Экономический рост.
Содержание и измерение экономического роста. Экстенсивные и интенсивные факторы
роста. Темпы экономического роста. Причины, порождающие необходимость в экономическом
росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее
значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий
капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Что такое экономический рост,
в чём его сущность? Каковы основные факторы экономического роста? Каким образом научнотехнического прогресс влияет на экономический рост. Экстенсивный и интенсивный пути
развития экономики. Мультикликатор и акселератор.
Тема 16. Цикличность развития экономики
Экономический цикл и кризис, почему развитие экономики идет циклично от чего это зависит?
В чем причины цикличности развития стран, как развивается экономический кризис.
Особенности мировых финансово-экономических кризисов, как избежать кризиса.
Тема 17. Международная торговля и валютный рынок.
Мировое хозяйство. Международная торговля, история развития и образования.
Внешнеторговая политика. Валютный рынок. Валютный курс как цена национальной денежной
единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях
России. Экономические последствия изменений валютных курсов. Общий рынок.
Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и
экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их
значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние
международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния
торгующих стран.
Тема 18. Альтернативные системы и модели современной экономики.
Почему в разных странах складывается национальные системы и модели капитализма,
имеющие свои особенности? Какие типы капитализма существуют в настоящее время?
Незавершённость российской модели капитализма, ее основные характеристики.
Тема 19. Экономика современной России.
Рыночные преобразования в России в 90 годах XX века. Содержание рыночных
преобразований на современном этапе развития. Потенциал России. Экономический рост.
Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация
экономики и как она осуществлялась в России. Современная экономика России: особенности и
основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.
Тема 20. Глобальные экономические проблемы.
Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Что такое неравное потребление?
Индекс развития человеческого потенциала. ИРПЧ в России.
Учебно-тематический план
10 класс
§ учебника
№
тема урока
1.
1,2,3
5.
Экономика - наука и хозяйство. Главные вопросы экономики
Экономическая система государства
Типы экономических систем
Спрос
Предложение
6.
Цена и стоимость. Альтернативная стоимость
10, 11
7.
Конкуренция.
Типы рынков
Доходы, расходы, сбережения. Заработная плата
2.
3.
4.
8.
9.
16.
Банки и банковская система
Деньги и финансы
Фондовая биржа
Страхование
Рынок труда.
Безработица. Профсоюзы
Фирма - главное звено рыночной экономики
17.
Повторно-обобщающий урок по теме: «Экономика 10 класс».
10.
11.
12.
13.
14.
15.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 класс
тема урока
Менеджмент и маркетинг.
Менеджмент
Маркетинг.
Государственные финансы
Г осударственные финансы и бюджет.
Налоги-главный источник государственного бюджета.
Виды налогов. Механизм налогообложения.
Государство и экономика
Причины государственной экспансии в экономику.
Экономические функции государства.
Виды национализации. Формы участия государства в
экономике в современных условиях.
Основные макроэкономические показатели
Основные макроэкономические показатели.
ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход
(НД).
Экономический рост
Экономический рост. Факторы экономического роста.
4
5
6, 7
8, 9
12
13. 14
15,16
18,19
20,21
22,23
17
24
25
26, 27
§ учебника
28
29
30
31
32
33-34
33-34
35
36
37
11
12
13
14
15
16
17
Современная
трактовка
экономического
роста.
Мультипликатор и акселератор.
Цикличность развития экономики
Циклическое развитие — свойство капиталистической
экономической системы. Фазы экономического цикла.
Кризисы.
Международная торговля. Валютные курсы
Международная торговля. Валютные курсы.
Свободная торговля и протекционизм.
Российская федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового
хозяйства.
Глобальные экономические проблемы
Глобальные экономические проблемы современности.
Итоговый урок по курсу "Экономика" 11 кл.
38
39-40
41
42
43-44
45-46