Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Математическое представление и конструирование

Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к АООП УО
Утверждена
Приказом МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. № 105 – ОД

Адаптированная программа
учебного предмета
«Математическое представление и конструирование»
для обучающегося 5 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант2)

Учитель: Золотова Елена Владимировна,
учитель начальных классов

пгт Лесогорский, 2021 г.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной
общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только
строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей обучающегося.
Предметные:
 читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10,
присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
 выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их
состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения:
5+3, 3+5;
 решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание –
задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому
решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое
действие;
 узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
 чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
 чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам;
 пользоваться линейкой, треугольником, шаблоном, трафаретом;
 различать цвета.
Примечания.
 Присчитывание и отсчитывание в пределах 10 только по 1—2 единице.
 Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или
присчитывания, отсчитывания.
 Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.
 Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
 Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным
учителем.
Базовые:
 знать числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке;
 понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания;
 знать переместительное свойство сложения;
 знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы;
 называть порядок месяцев в году;
 откладывать, используя счетный материал, числа в пределах 0, выполнять устные и
письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20;
 различать числа, полученные при счете и измерении;
 иллюстрировать изученные простые арифметические (с помощью учителя);
 узнавать, чертить прямоугольник (квадрат), треугольник по заданным вершинам (с
помощью учителя)
2

Личностные:
 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2. СОДЕРЖАНИЕ
Первое полугодие
Конструирование:
 игры и игровые упражнения на узнавание целого предмета по фрагментам;
 конструирование по объемному образцу;
 постройки из строительного материала и различного вида конструктора по образцу
и словесной инструкции;
 формировать умения выделять основные части из целого
Количественные представления:
 формирование представлений о том, что любая совокупность объектов может быть
сосчитана;
 упражнения на понимание учащимися принципа сохранения количества не зависимо
от формы;
 упражнения на определение состава числа;
 отрабатывать умения соотносить число с количеством;
 игровые упражнения на выделение одного-четырех предметов на основе
тактильного обследования;
 упражнения, подводящие к решению арифметических задач с открытым
результатом на наглядном материале в пределах двух-трех
Представления о форме:
 практические действия;
 игровые задания;
 настольные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных
и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с
ориентировкой на форму
Представления о величине:
 игровые упражнения и практические действия для закрепления представлений о
величине,
3






использование приемов наложения и приложения для сравнения;
раскрашивание, штриховка;
обводка по трафаретам и дорисовывание фигур по образцу;
экспериментирование с целью определения непрерывного количества, используя
разные емкости
Пространственные представления:
 закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений и
представлений о схеме собственного тела и лица в ходе ситуационных игр и
практических упражнений;
 обучение определять пространственное расположение объектов относительно друг
друга
Временные представления:
 формирование представлений о временах года;
 игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее
характерных признаков времен года: лето и осень;
 рассматривание пейзажных картин, чтение произведений о природе в разное время
года с последующей беседой по содержанию.

Второе полугодие:
Конструирование:
 игры и игровые упражнения на узнавание целого предмета по его части и называние
отдельных частей, из которых состоит предмет;
 знакомство с элементарным конструированием из палочек Кюизенера, сравнение
палочек по цвету и величине;
 конструирование по образцу после его предварительного анализа с использованием
вербальных и невербальных средств общения;
 конструирование из строительного материала деталей с последующим анализом
работы и пояснениями о взаимном расположении частей конструкции;
 создание знакомых построек из незнакомого строительного материала и их
обыгрывание
Количественные представления:
 упражнения на определение состава числа в пределах четырех;
 знакомство с количеством в пределах пяти и цифрой 5, соотнесение количества с
числом;
 рисование цифр по трафарету, образцу, по памяти;
 закрепление знаний номеров телефонов специальных служб;
 игровые упражнения на идентификацию и выделение по словесной инструкции
предметных множеств;
 обучение решению арифметических задач с открытым результатом на наглядном
материале в пределах трех
Представления о форме:
 знакомство с многоугольниками;
4




упражнения с плоскостными фигурами на определение формы, размера;
игровые упражнения на группировку предметов по форме, сравнивание
плоскостных и объемных фигур
Представления о величине:
 обучение ориентироваться на размер изображений при выполнении практических и
игровых действий;
 игры на пространственную ориентировку
Пространственные представления:
 отработка навыков определения пространственного расположения объектов
относительно друг другу;
 упражнения с пиктограммами, обозначающими направление движения
Временные представления:
 закреплять знания о временах года, частях суток

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Количество
часов

Тема, раздел блока

Конструирование
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Пространственные представления
Временные представления
Всего часов

11
13
10
10
8
8
8
68

Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и
наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».