Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» Приложение к АООП УО Утверждена Приказом МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 г. № 105 – ОД Адаптированная программа учебного предмета «Математическое представление и конструирование» для обучающегося 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант2) Учитель: Золотова Елена Владимировна, учитель начальных классов пгт Лесогорский, 2021 г. 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося. Предметные: читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5; выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5+3, 3+5; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание – задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; узнавать монеты, заменять одни монеты другими; чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам; пользоваться линейкой, треугольником, шаблоном, трафаретом; различать цвета. Примечания. Присчитывание и отсчитывание в пределах 10 только по 1—2 единице. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем. Базовые: знать числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания; знать переместительное свойство сложения; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы; называть порядок месяцев в году; откладывать, используя счетный материал, числа в пределах 0, выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; различать числа, полученные при счете и измерении; иллюстрировать изученные простые арифметические (с помощью учителя); узнавать, чертить прямоугольник (квадрат), треугольник по заданным вершинам (с помощью учителя) 2 Личностные: Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 2. СОДЕРЖАНИЕ Первое полугодие Конструирование: игры и игровые упражнения на узнавание целого предмета по фрагментам; конструирование по объемному образцу; постройки из строительного материала и различного вида конструктора по образцу и словесной инструкции; формировать умения выделять основные части из целого Количественные представления: формирование представлений о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана; упражнения на понимание учащимися принципа сохранения количества не зависимо от формы; упражнения на определение состава числа; отрабатывать умения соотносить число с количеством; игровые упражнения на выделение одного-четырех предметов на основе тактильного обследования; упражнения, подводящие к решению арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале в пределах двух-трех Представления о форме: практические действия; игровые задания; настольные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму Представления о величине: игровые упражнения и практические действия для закрепления представлений о величине, 3 использование приемов наложения и приложения для сравнения; раскрашивание, штриховка; обводка по трафаретам и дорисовывание фигур по образцу; экспериментирование с целью определения непрерывного количества, используя разные емкости Пространственные представления: закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений и представлений о схеме собственного тела и лица в ходе ситуационных игр и практических упражнений; обучение определять пространственное расположение объектов относительно друг друга Временные представления: формирование представлений о временах года; игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее характерных признаков времен года: лето и осень; рассматривание пейзажных картин, чтение произведений о природе в разное время года с последующей беседой по содержанию. Второе полугодие: Конструирование: игры и игровые упражнения на узнавание целого предмета по его части и называние отдельных частей, из которых состоит предмет; знакомство с элементарным конструированием из палочек Кюизенера, сравнение палочек по цвету и величине; конструирование по образцу после его предварительного анализа с использованием вербальных и невербальных средств общения; конструирование из строительного материала деталей с последующим анализом работы и пояснениями о взаимном расположении частей конструкции; создание знакомых построек из незнакомого строительного материала и их обыгрывание Количественные представления: упражнения на определение состава числа в пределах четырех; знакомство с количеством в пределах пяти и цифрой 5, соотнесение количества с числом; рисование цифр по трафарету, образцу, по памяти; закрепление знаний номеров телефонов специальных служб; игровые упражнения на идентификацию и выделение по словесной инструкции предметных множеств; обучение решению арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале в пределах трех Представления о форме: знакомство с многоугольниками; 4 упражнения с плоскостными фигурами на определение формы, размера; игровые упражнения на группировку предметов по форме, сравнивание плоскостных и объемных фигур Представления о величине: обучение ориентироваться на размер изображений при выполнении практических и игровых действий; игры на пространственную ориентировку Пространственные представления: отработка навыков определения пространственного расположения объектов относительно друг другу; упражнения с пиктограммами, обозначающими направление движения Временные представления: закреплять знания о временах года, частях суток 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов Тема, раздел блока Конструирование Количественные представления Представления о форме Представления о величине Пространственные представления Пространственные представления Временные представления Всего часов 11 13 10 10 8 8 8 68 Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода. 5