Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» Приложение к АООП УО ООО Утверждена Приказом МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 г. № 105 - ОД Адаптированная программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для обучающегося 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2) Учитель: Золотова Елена Владимировна, учитель начальных классов пгт Лесогорский, 2021 г. 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося. Предметные результаты: В результате обучения ученик должен усвоить основное содержание учебного предмета и овладеть способами учебно-познавательной деятельности. усвоить основы знаний; выражать свои эмоции и чувства доступным способом; устанавливать элементарные отношения между предметами. Уровни освоения деятельности: совместные действия с педагогом; деятельность по подражанию; деятельность по образцу; деятельность по последовательной инструкции; самостоятельная деятельность воспитанника; умение ребенка исправить допущенные ошибки. Личностные результаты: В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности: проявлять познавательный интерес; проявлять и выражать свои эмоции; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; участвовать в совместной, коллективной деятельности; проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене; проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с тяжелой умственной отсталостью строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская Задачи формирования представлений о себе и окружающем мире, развития речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Развитие общих речевых навыков Упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания, игровые упражнения на совершенствование умений узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника звука, различать силу звука , темп и ритм, упражнения на развитие восприятия тембрального восприятия неречевых и речевых звучаний, упражнения на развитие восприятия речи учащимися, 2 упражнения на различение гласных звуков (а.о,у) с опорой на предметные картинки, беззвучной артикуляции. Обязательные упражнения на развитие речевой моторики. Все уроки интегрируются с логопедическими занятиями. Это-я Формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях, знакомство с пиктограммами(«нос», «уши», «зубы») и соотнесение пиктограмм с действиями, привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть в зеркало на себя, на учителя, показывать одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме). Мои игрушки Обучающие игры с использованием предметов- заместителей. Использование простых по правилам настольно-печатных игр. Совместное с учащимися изготовление поделок из природного и бросового материала (интеграция с уроками « Ручной труд»). Мой дом Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель, бытовые приборы), об их назначении. Мир людей Знакомство с трудом врача, шофера, объяснение правил безопасного поведения дома, знакомство с видами транспорта ( используются иллюстрации, игрушки . изображающие транспортные средства). Мир животных Знакомство с миром насекомых, домашними и дикими животными. Использование пиктограмм, муляжей, фигурок животных. Активно используются звукоподражание и имитационные действия. Мир растений Расширение представлений о взаимосвязи человека и природы посредством рассматривания иллюстраций, чтения литературных произведений, организации посадки растений. Явления природы Ведение наблюдений за явлениями природы в зависимости от природных условий, расширение представлений учащихся о погодных явлениях, об одежде для разных времен года . Используются иллюстрации, пиктограммы. Мир цвета и звука Узнавание разнообразных звуков природы, музыкальных инструментов по звучанию, изучение эталонов цвета. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков: № п/п 1 2 3 4 Тема, раздел блока Развитие общих речевых навыков Это-я Мои игрушки Мой дом Количество часов 6 5 7 8 3 5 6 7 8 9 10 Мир людей Мир животных Мир растений Явления природы Мир цвета и звука Всего часов 8 10 10 7 7 68 Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода. 4