Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Развитие речи и окружающий мир

Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к АООП УО ООО
Утверждена
Приказом МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. № 105 - ОД

Адаптированная программа
учебного предмета
«Развитие речи и окружающий мир»
для обучающегося 5 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 2)

Учитель: Золотова Елена Владимировна,
учитель начальных классов

пгт Лесогорский, 2021 г.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной
общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только
строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей обучающегося.
Предметные результаты:
В результате обучения ученик должен усвоить основное содержание учебного
предмета и овладеть способами учебно-познавательной деятельности.
 усвоить основы знаний;
 выражать свои эмоции и чувства доступным способом;
 устанавливать элементарные отношения между предметами.
Уровни освоения деятельности:
 совместные действия с педагогом;
 деятельность по подражанию;
 деятельность по образцу;
 деятельность по последовательной инструкции;
 самостоятельная деятельность воспитанника;
 умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Личностные результаты:
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую
характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
 проявлять познавательный интерес;
 проявлять и выражать свои эмоции;
 обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
 участвовать в совместной, коллективной деятельности;
 проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на
уроке и на перемене;
 проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам,
другим взрослым.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение
средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с
тяжелой умственной отсталостью строиться таким образом, чтобы были задействованы
три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская Задачи
формирования представлений о себе и окружающем мире, развития речи решаются на
комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению.
Развитие общих речевых навыков
Упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания, игровые упражнения на
совершенствование умений узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника
звука, различать силу звука , темп и ритм, упражнения на развитие восприятия тембрального
восприятия неречевых и речевых звучаний, упражнения на развитие восприятия речи учащимися,

2

упражнения на различение гласных звуков (а.о,у) с опорой на предметные картинки, беззвучной
артикуляции. Обязательные упражнения на развитие речевой моторики. Все уроки интегрируются
с логопедическими занятиями.

Это-я
Формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении,
о собственных возможностях и умениях, знакомство с пиктограммами(«нос», «уши»,
«зубы») и соотнесение пиктограмм с действиями, привлечение внимания учащихся к
своему внешнему виду: формирование умения смотреть в зеркало на себя, на учителя,
показывать одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме).
Мои игрушки
Обучающие игры с использованием предметов- заместителей. Использование простых по
правилам настольно-печатных игр. Совместное с учащимися изготовление поделок из
природного и бросового материала (интеграция с уроками « Ручной труд»).
Мой дом
Расширение представлений учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель,
бытовые приборы), об их назначении.
Мир людей
Знакомство с трудом врача, шофера, объяснение правил безопасного поведения дома,
знакомство с видами транспорта ( используются иллюстрации, игрушки . изображающие
транспортные средства).
Мир животных
Знакомство с миром насекомых, домашними и дикими животными. Использование
пиктограмм, муляжей, фигурок животных. Активно используются звукоподражание и
имитационные действия.
Мир растений
Расширение представлений о взаимосвязи человека и природы посредством
рассматривания иллюстраций, чтения литературных произведений, организации посадки
растений.
Явления природы
Ведение наблюдений за явлениями природы в зависимости от природных условий,
расширение представлений учащихся о погодных явлениях, об одежде для разных времен
года . Используются иллюстрации, пиктограммы.
Мир цвета и звука
Узнавание разнообразных звуков природы, музыкальных инструментов по звучанию,
изучение эталонов цвета.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
№
п/п
1
2
3
4

Тема, раздел блока
Развитие общих речевых навыков
Это-я
Мои игрушки
Мой дом

Количество
часов
6
5
7
8
3

5
6
7
8
9
10

Мир людей
Мир животных
Мир растений
Явления природы
Мир цвета и звука
Всего часов

8
10
10
7
7
68

Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и
наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода.

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».