Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

СБО

Муниципальное образование
«Выборгский район» Ленинградской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Приложение к АООП УО ООО
Утверждена
Приказом МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. № 105 - ОД

Адаптированная программа
учебного предмета
«Социально-бытовая ориентировка»
для обучающегося 5 класса
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 2)

Учитель: Золотова Елена Владимировна,
учитель начальных классов

пгт Лесогорский, 2021

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися программы по «Социально-бытовой ориентировке», которая
создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных
и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке»
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа по «Социально-бытовой ориентировке» определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае,
если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными
результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психологомедико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
2

Минимальный уровень:
 представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов
продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для
здорового образа жизни человека;
 приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
 представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления
пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
 знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
 знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
 знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
 совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
 знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
Достаточный уровень:
 знание способов хранения и переработки продуктов питания;
 составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
 самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
 самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
 соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и
т.д.;
 соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о
морально-этических нормах поведения.
Базовые учебные действия
На уроках «Социально-бытовой ориентации» формируются следующие базовые учебные
действия.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; понимать личную ответственность
за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают:
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
 дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом
специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.)
использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач;
 использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
3

Регулятивные учебные действия представлены умениями:
 соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе;
 обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии
с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия включают:
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
 использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
В 5 классе на уроках СБО ведущим является формирование знаний, умений и
навыков, направленных на социальную адаптацию. Уроки не сводятся только к обучению
вести домашнее хозяйство. Особенностью учебной программы является своеобразие
содержания изученного материала, что позволяет постоянно возвращаться к пройденному и
закреплять полученные знания. Это способствует также более прочному закреплению и
усвоению знаний. Эффективное усвоение учебного материала предполагает использование
различных методов, приемов и средств обучения: практические работы, лабораторные
работы, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевые игры и др.
Личная гигиена
Раскрывается содержание и значение предмета СБО. Правила личной гигиены,
знакомятся с предметами и средствами личной гиены. Учатся ими пользоваться в
повседневной жизни. Уход за ногтями, полостью рта, ушами, волосами.
Культура поведения
В этом разделе рассматриваются правила поведения в музее, театре, кино и других
общественных местах. Учат пользоваться почтой, библиотекой.
Жилище
Знакомятся с видами жилых помещений в городе и деревне, их схожесть, различие.
Узнают виды помещений в жилых домах.Гигиенические требования к жилому помещению,
виды инвентаря для уборки и правила проведения уборки в помещении.
Транспорт
Виды городского транспорта. Как оплачивать проезд. Правила поведения в
транспорте, на улице, на дороге. Знакомятся учащиеся и с основными дорожными знаками.
Торговля
Раскрываются следующие понятия: основные виды магазинов, их назначения, отделы.
Правила поведения в магазине и покупки товаров.
Питание
4

Значение продуктов питания для здоровья человека. Виды продуктов. Полезные и
вредные продукты. Кухонная посуда, столовые приборы и приспособления. Их назначение.
Практическое использование посуды и приборов в повседневной жизни. Уход за посудой.
Рассматривается тема бутербродов и способы их приготовления.
Одежда и обувь
Виды одежды, обуви, головных уборов и их предназначение. Сезонная одежда. Уход
за одеждой, обувью. Способы сушки и хранения.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема, раздел блока
Личная гигиена
Культура поведения
Жилище
Транспорт
Торговля
Питание
Одежда и обувь
Всего часов

Количество
часов
8
2
5
4
3
4
8
34

Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный
метод обучения с частичным использованием словесного метода.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».