Приложение к АООП НОО Утверждена приказом директора от 31.08.2021 г. №105-ОД Адаптированная программа по математике для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ с задержкой психического развития (вариант 7.1) Срок реализации 3 года Составитель: Михайлова О.А., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории п. Лесогорский, 2021 г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Программы «Математика. 1 -4 классы», авторов: М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановой М.: Просвещение, которая входит в программу учебных курсов комплекта «Школа России», планируемых результатов начального общего образования. Адаптированная рабочая программа реализуется посредством учебно-методического комплекса «Школа России» в общеобразовательных классах начальной школы с обучающимися с задержкой психического развития (Вариант 7.1) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. В соответствии с данной программой обучающиеся с ЗПР (вариант 7.1) получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Общая характеристика учебного предмета Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I - IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования. Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление обучающихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Рабочая программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени. Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению математическими знаниями и навыками. математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.) освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи: - создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения; - сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач; - обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира; - сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса; - сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся; - выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер. Коррекционно- развивающие задачи: - дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления; - использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; - воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: - развитие абстрактных математических понятий; - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; -развитие речи и обогащение словаря; -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении Основной формой организации образовательного процесса является: традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт; фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно коммуникативные, проблемно- поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета «Математика» отводится Класс Часов в неделю Часов за год 2 4 136 3 4 136 4 4 136 Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностными результатами обучающихся являются формирование следующих умений: У Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). > В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: У Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта) > Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. > Проговаривать последовательность действий на уроке. > Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. > Учиться работать по предложенному учителем плану. > Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. > Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: У Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; У Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. У Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). У Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. У Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. У Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. У Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). У Познавательный интерес к математической науке. У Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Коммуникативные УУД: У Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). У Слушать и понимать речь других. У Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. У Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. У Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Содержание учебного предмета 2 КЛАСС (136ч) Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч) Новая счетная единица - десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр,метр.Соотношениямеждуними.Длиналоманой.Периметрмногоугольника. Единицывремени:час,минута.Соотношениемеждуними.Определениевремени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен). Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч) Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6. Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге. Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч) Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. Итоговое повторение (11ч) Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задачи заученных видов. 3 КЛАСС (136 ч) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч) Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач. Табличное умножение и деление (56 ч) Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a :а, 0 : а при а -0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Вне табличное умножение и деление (27ч) Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а * b, c :d (d/0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Числа от 1 до 1000. Нумерация (13ч) Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч) Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч) Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором. Итоговое повторение (10ч) 4 КЛАСС (136 ч) Числа от 1 до 1000. Повторение (13ч) Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000раз. Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 :х - 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами(скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Итоговое повторение (12ч) Повторение изученных тем за год. Тематическое планирование 2 класс № 1 2 3 4 Темы Числа от 1 до 100. Нумерация Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Умножение и деление Итоговое повторение 1 2 3 3 класс Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Табличное умножение и деление Внетабличное умножение и деление 4 5 6 7 Числа от 1 до 1000. Нумерация Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Числа от 1 до 1000. Умножение и деление Итоговое повторение 4 класс Итого Кол-во часов 16 70 39 11 136 ч. 8 56 27 Итого 13 10 12 10 136 ч. 1 2 Числа от 1 до 1000. Повторение Числа, которые больше 1000. Нумерация 13 11 5 Числа, которые больше 1000. Умножение и деление 71 3 4 Числа, которые больше 1000. Величины Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание 18 11 6 Итоговое повторение Итого 12 136 ч. 2 класс Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч) Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Нумерация (16 ч) Сравнивать числа и записывать результат Числа от 1 до 100. Счет десятками. Образование, сравнения. чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное Упорядочивать заданные числа. значение цифр. Устанавливать правило, по которому Однозначные и двузначные числа. Число 100. составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой Замена двузначного числа суммой разрядных разрядных слагаемых. слагаемых. Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 - 5, Выполнять сложение и вычитание вида: 30 35 - 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более Единицы длины: миллиметр, метр. Таблица единиц мелкие, используя соотношения между ними. длины Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Выполнять задания творческого и Рубль. Копейка. Соотношение между ними (1 ч) поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Логические задачи, задачи-расчеты, работа на Соотносить результат проведенного вычислительной машине, которая меняет цвет самоконтроля с поставленными целями при вводимых в нее фигур, сохраняя их размер и форму. изучении темы, оценивать их и делать «Странички для любознательных» Повторение выводы. пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (70 ч) Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание Решение и составление задач, обратных заданной, Составлять и решать задачи, обратные задача на нахождение неизвестного слагаемого, заданной. неизвестного уменьшаемого, неизвестного Моделировать на схематических чертежах, вычитаемого зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до Время. Единицы времени: час, минута. Соотношение минуты. 1 ч = 60 мин. Длина ломаной. Периметр многоугольника Числовое Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника. выражение. Порядок действий в числовых Читать и записывать числовые выражения выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений в два действия, Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений вычислениях. Выполнять задания творческого и «Странички для любознательных» - задания поискового характера, применять знания и творческого и поискового характера: составление способы действий в изменённых условиях. высказывания с логическими связками «если..., то...», «не все»; задания на сравнение длины , массы объектов; работа на вычислительной машине, изображённой в виде графа и выполняющей действия сложение и вычитание Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. пределах 100 Устные приемы сложения и вычитания вида: 36 + 2, Выполнять устно сложение и вычитание 36 + 20, 60 + 18, 36 - 2, 36 - 20, 26 + 4, 30 - 7, 60 - 24,26 чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и + 7, 35 - 8 вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с Решение задач. Запись решения задачи выражением помощью выражения Выполнять задания творческого и поискового характера. «Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера: математические Выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре. игры «Угадай результат», лабиринты с числовыми выражениями; логические задачи. Вычислять значение буквенного Выражения с переменной вида а + 12, b - 15, 48 - с выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о Уравнение порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 - х = Проверка сложения вычитанием 20, х - 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Проверка сложения вычитанием. Проверка вычитания Выполнять проверку правильности сложением и вычитанием вычислений. Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. Повторение пройденного «Что узнали. Чему Оценивать результаты продвижения по научились» теме, проявлять личностную Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои заинтересованность в приобретении и достижения» (тестовая форме). Анализ результатов расширении знаний и способов действий. Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью Письменные приемы сложения и вычитания вычислений столбиком, выполнять двузначных чисел без перехода через десяток вычисления и проверку. Сложение и вычитание вида: 45 + 23, 57 - 26 Различать прямой, тупой и острый угол. Угол. Виды углов (прямой, тупой, острый). Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из Прямоугольник. Свойства противоположных сторон множества четырехугольников. прямоугольника. Квадрат Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим Письменные приемы сложения и вычитания способом. двузначных чисел с переходом через десяток Выполнять задания творческого и Решение текстовых задач поискового характера, применять знания и «Странички для любознательных» - задания способы действий в изменённых условиях. творческого и поискового характера: выявление закономерностей в построении числовых рядов; сравнение длин объектов; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Числа от 1 до 100. Умножение и деление (39 ч) Конкретный смысл действия умножение Умножение. Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. Знак действия умножения. Название компонентов и результата умножения. Приемы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение Периметр прямоугольника Конкретный смысл действия деление Название компонентов и результата деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деление Задания творческого и поискового характера «Странички для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» Связь между компонентами и результатом умножения Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Прием умножения и деления на число 10 Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение третьего слагаемого Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно).Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ. Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Выполнять умножение и деление с Табличное умножение и деление числами 2 и 3. Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3 Задания творческого и поискового характера «Странички для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» (11 ч) 3 класс Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч) Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Повторение изученного Решать уравнения на нахождение Устные и письменные приемы сложения и неизвестного слагаемого, неизвестного вычитания уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знаний о взаимосвязи чисел при основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. Решение сложении, при вычитании. Обозначать геометрических фигур буквами. уравнений с неизвестным уменьшаемым, с Выполнять задания творческого и неизвестным вычитаемым на основе знания о поискового характера. взаимосвязи чисел при вычитании Обозначение геометрических фигур буквами Задания творческого и поискового характера «Странички для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Табличное умножение и деление, продолжение (56 ч) Повторение Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий). Анализировать текстовую задачу и Зависимости между пропорциональными выполнять краткую запись задачи разными величинами способами, в том числе в табличной форме. Зависимости между пропорциональными величинами: Моделировать зависимости между масса одного предмета, количество предметов, масса величинами с помощью схематических всех предметов; расход ткани на один предмет, чертежей. количество предметов, расход ткани на все предметы Решать задачи арифметическими Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа способами. в несколько раз, на кратное сравнение чисел Задачи на Объяснять выбор действий для решения. нахождение четвертого пропорционального Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Задания творческого и поискового характера Выполнять задания творческого и «Странички для любознательных» поискового характера, применять знания и Повторение пройденного «Что узнали. Чему способы действий в изменённых условиях. научились» Оценивать результаты продвижения по Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои теме, проявлять личностную достижения» (тестовая форме). Анализ результатов заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять Таблицы умножения и деления с числами: 4, 5, 6, 7. ими. Таблица Пифагора Воспроизводить по памяти таблицу Таблица умножения и деления с числами: 4, 5, 6, 7 умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Математические игры «Странички для любознательн Выполнять задания творческого и поискового характера. ых» Работать в паре. Составлять план Проект «Математические сказки». успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Контроль и учет знаний Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 Воспроизводить по памяти таблицу Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. умножения и соответствующие случаи Сводная таблица умножения деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Вычислять площадь прямоугольника Единицы площади — квадратный сантиметр, разными способами. квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника Умножение на 1 и на 0. Деление вида а:а, 0 : апри а Ф Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. 0 Анализировать задачи, устанавливать Текстовые задачи в 3 действия Составление плана действий и определение наиболее зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые эффективные способов решения задач. задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). использованием циркуля. Вычерчивание окружностей с использованием Моделировать различное расположение циркуля кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по ее Доли доле. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Сравнить разные доли одной и той же Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле Единицы величины. Описывать явления и события с времени — год, месяц, сутки использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в Задачи-расчеты, изображение предметов на плане комнаты, усложненный вариант вычислительной машины, задания, содержащие логические связки «все», «если, ... то». «Странички для любознательн ых» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов Контроль и учет знаний другие. Дополнять задачи-расчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление ( 27 ч) Приемы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23 Умножение суммы на число. Приемы умножения для Выполнять Внетабличное умножение и случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 • 20, 60 : 3, 80 : 20 деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3 Деление суммы на число. Связь между числами при число при выполнении вне табличного умножения и правила деления суммы на делении. Проверка деления число при выполнении деления. Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Сравнивать разные способы вычислений, Проверка умножения делением выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки Выражения с двумя переменными вида a+b, a-b, a*b, выполненных действий умножение и деление. с:й (d^ 0), вычисление их значений при заданных Вычислять значение выражений с двумя значениях букв переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых Решение уравнений на основе знания связи между выражениях, свойства сложения, прикидку компонентами и результатами умножения и деления результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного Деление с остатком делимого, неизвестного делителя. Приемы нахождения частного и остатка. Проверка Разъяснять смысл деления с остатком, деления с остатком выполнять деление с остатком и проверять Решение задач на нахождение четвертого правильность деления с остатком. пропорционального . Решать текстовые задачи арифметическим Задачи творческого и поискового характера. способом. Логические задачи; усложненный вариант Решать задачи творческого и поискового вычислительной машины; задания, содержащие характера. логические связки «если не ... ,то. », «если не .., то Выполнять задания, требующие не.»; задания на преобразование геометрических фигур «Странички для лю бознательных» Проект «Задачи-расчеты» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не ..., то», «если не ..., то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Числа от 1 до 1 000. Нумерация (13 ч) Нумерация Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Читать и записывать трехзначные числа. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Сравнивать трехзначные числа и Замена трехзначного числа суммой разрядных записывать результат сравнения. Заменять слагаемых. трехзначное число суммой разрядных Сравнение трехзначных чисел. Определение общего слагаемых. числа единиц (десятков, сотен) в числе Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Единицы массы — килограмм, грамм группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие. Странички для любознательных» - задания Сравнивать предметы по массе, творческого и поискового характера: задачи - расчёты; упорядочивать их. обозначение чисел римскими цифрами Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание (10 ч) Приемы устного сложения и вычитания в пределах1 000 Приемы устных вычислений, в случаях, сводимых к Выполнять устно вычисления в случаях, действиям в пределах 100 (900+ 20, 500 — 80, 120 • сводимых к действиям в пределах 100, 7,300 : 6 и др.) используя различные приемы устных вычислений. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. пределах 1 000 Применять алгоритмы письменного Приемы письменных вычислений: алгоритм сложения и вычитания чисел и выполнять письменного сложения, алгоритм письменного эти действия с числами в пределах 1 000. вычитания Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Виды треугольников: разносторонний, Различать треугольники по видам равнобедренный, равносторонний (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их. Задания творческого и поискового Решать задачи творческого и поискового характера.«Странички для любознательных» характера. Повторение пройденного «Что узнали. Чему Работать паре. Находить и исправлять научились» Взаимная проверка знаний «Помогаем неверные высказывания. Излагать и друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по отстаивать свое мнение, аргументировать тесту «Верно? Неверно?» свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч) Использовать различные приемы для Приемы устных вычислений устных вычислений. Приемы устного умножения и деления Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Прием письменного умножения и деления на Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа однозначное число Прием письменного умножения на однозначное число на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и Прием письменного деления на однозначное число калькулятор. Знакомство с калькулятором Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (10 ч) 4 класс Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Числа от 1 до 1 000. Повторение (13 ч) Повторение Нумерация Четыре арифметических действия Столбчатые диаграммы Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и Читать и строить столбчатые диаграммы. составление столбчатых диаграмм. Повторение пройденного «Что узнали. Чему Работать в паре. Находить и исправлять научились» неверные высказывания. Излагать и Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения Неверно?» товарища, обсуждать высказанные мнения. Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч) Нумерация Новая счетная единица — тысяча. Класс единиц и Считать предметы десятками, сотнями, класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. тысячами. Представление многозначных чисел в виде суммы Читать и записывать любые числа в разрядных слагаемых. Сравнение многозначных пределах миллиона, чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 Заменять многозначное число суммой 000 раз. разрядных слагаемых. Выделять в числе Выделение в числе общего количества единиц любого единицы каждого разряда. Определять и разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления Проект «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» числовой последовательности. группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз. Собирать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. Числа, которые больше 1000. Величины (18 ч) Величины Единица длины — километр. Таблица единиц длины Единицы площади — квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки Масса. Единицы массы — центнер, тонна. Таблица единиц массы Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Время. Единицы времени — секунда, век. Таблица единиц времени Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие). Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. Числа ,которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч) Письменные приемы сложения и вычитания Выполнять письменно сложение и многозначных чисел вычитание многозначных чисел, опираясь на Алгоритмы письменного сложения и вычитания знание алгоритмов их выполнения; сложение многозначных чисел и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Сложение и вычитание значений величин Выполнять сложение и вычитание значений величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на Моделировать зависимости между несколько единиц, выраженных в косвенной форме величинами в текстовых задачах и решать Задания творческого и поискового характера их. «Странички для любознательных» Выполнять задания творческого и Повторение пройденного «Что узнали. Чему поискового характера. научились» Оценивать результаты усвоения учебного Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои материала делать выводы, планировать достижения» (тестовая форме).Анализ результатов действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч) Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, Выполнять письменное умножение и оканчивающихся нулями деление многозначного числа на Алгоритм письменного деления многозначного числа однозначное. на Осуществлять пошаговый контроль однозначное правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление Решение текстовых задач многозначного числа на однозначное). Составлять план решения текстовых задач и Повторение пройденного «Что узнали. Чему решать их арифметическим способом. научились» Оценивать результаты усвоения учебного Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои материала, делать выводы, планировать достижения» (тестовая форме). Анализ результатов действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Зависимости между величинами: скорость, Моделировать взаимозависимости между время, расстояние величинами: скорость, время, расстояние. Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости. Переводить одни единицы скорости в Взаимосвязь между скоростью, временем и другие. расстоянием. Решение задач с величинами: скорость, время, Решать задачи с величинами: скорость, расстояние время, расстояние. Умножение числа на произведение Применять свойство умножения числа на Умножение числа на произведение. Устные приемы произведение в устных и письменных умножения вида: 18 • 20, 25 • 12. Письменные приемы вычислениях. умножения на числа, оканчивающиеся нулями Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Логические задачи, задачи-расчеты, математические Выполнять задания творческого и поисково игры «Странички для любознательных» го характера ,применять знания и способы действий в измененных условиях. Повторение пройденного «Что узнали. Чему Работать в паре. Находить и исправлять научились» неверные высказывания. Излагать и Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу отстаивать свое мнение, аргументировать сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? свою точку зрения, оценивать точку зрения Неверно?» товарища. Применять свойство деления числа на Деление числа на произведение произведение в устных и письменных Устные приемы деления для случаев вида 600 : 20 , 5 вычислениях. 600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. Выполнять устно и письменно деление на Письменное деление на числа, оканчивающиеся числа, оканчивающиеся нулями, объяснять нулями. используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам Решение задач на одновременное встречное на одновременное встречное движение и движение, неодновременное движение в движение в противоположных направлениях противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать Проект «Математика вокруг нас». Составление информацию по разделам. сборника математических задач и заданий Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему Анализировать и оценивать результаты научились» работы. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме).Анализ результатов Письменное умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число Умножение числа на сумму. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Контроль и учет знаний Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число Проверка умножения делением и деления умножением Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными целями изучения темы. Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Распознавать и называть геометрические геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды Итоговое повторение (12 ч) тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. Критерии оценивания достижений учащихся: В качестве оценивания предметных результатов обучающихся 2-4 классов используется пятибалльная система оценивания. Оценивание устных ответов по математике: «5» ставится обучающемуся, если он: а) дает правильные ответы на все поставленные вопросы, обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет самостоятельно использовать изученные математические понятия; б) производит вычисления, правильно обнаруживая при этом знание изученных свойств действий; в) умеет самостоятельно решить задачу и объяснить ход решения; г) правильно выполняет работы по измерению и черчению; д) узнает, правильно называет знакомые геометрические фигуры и их элементы; е) умеет самостоятельно выполнять простейшие упражнения, связанные с использованием буквенной символики. «4» ставится обучающемуся в том случае, если ответ его в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе допускает отдельные неточности в формулировках или при обосновании выполняемых действий; б) допускает в отдельных случаях негрубые ошибки; в) при решении задач дает недостаточно точные объяснения хода решения, пояснения результатов выполняемых действий; г) допускает единичные недочеты при выполнении измерений и черчения. «3» ставится обучающемуся, если он: а) при решении большинства (из нескольких предложенных) примеров получает правильный ответ, даже если обучающийся не умеет объяснить используемый прием вычисления или допускает в вычислениях ошибки, но исправляет их с помощью учителя; б) при решении задачи или объяснении хода решения задачи допускает ошибки, но с помощью педагога справляется с решением. «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя. За комбинированную контрольную работу, содержащую, например, вычислительные примеры и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну - за вычисления, а другую - за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированного конкретного умения или навыка. Например, ученик может безошибочно выполнить все вычисления, но при решении задачи неправильно выбрать арифметическое действие, что свидетельствует о несформированности умения решать арифметическую задачу данного типа. При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какие из них к данному моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо знать таблицу умножения. В этом случае оценивание отметками "5", "4", "3" и "2" состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале: • 95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5", • 75-94 % - «4», • 40-74 % - «3», • ниже 40% -«2». Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов может быть ниже): • 90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5», • 55-89% правильных ответов-«4», • 30-54 % - «3». Таким образом, число допущенных ошибок не является решающим при выставлении отметки. Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи(кроме неаккуратно выполненных геометрических построений - отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень. Умения "рационально" производить вычисления и решать задачи характеризует высокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны, формируются очень медленно, и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Нельзя снижать оценку за "нерациональное" выполнение вычисления или "нерациональный" способ решения задачи. Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ ее выполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления учащихся, организовать коррекционную работу. Оценивая контрольные работы во 2-4 классах по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учеб - ных и практических задач. Проверка письменной работы, содержащей только примеры. При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки: • Оценка "5"ставится,если вся работа выполнена безошибочно. • Оценка "4"ставится,если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки. • Оценка "3"ставится,если в работе допущены 3-5 вычислительных ошибок. • Оценка "2 "ставится,если в работе допущены более 5 вычислительных ошибок. Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка не снижается. Проверка письменной работы, содержащей только задачи. При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки: Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок. Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки. Оценка "3" ставится, если: • допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычислительные ошибки; • вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача. Оценка "2" ставится, если: • допущены ошибки в ходе решения всех задач; • допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в других задачах. Оценка математического диктанта. При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки: • Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно. • Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа. • Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа. • Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа. Грубой ошибкой следует считать: • неверное выполнение вычислений; • неправильное решение задач (пропуск действий, невыполнение вычислений, неправильный ход решения задач, неправильное пояснение или постановка вопроса к действию); • неправильное решение уравнения и неравенства; • неправильное определение порядка действий в числовом выражении со скобками или без скобок. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса УЧЕБНИКИ Моро М.И., ВолковаС.И., СтепановаС.В. Математика:Учебник: 2 класс.Часть1,2. Моро М.И., ВолковаС.И., СтепановаС.В. Математика:Учебник: 3 класс.Часть1,2. Моро М.И., ВолковаС.И., СтепановаС.В. Математика:Учебник: 4 класс.Часть1,2. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 2 класс. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 3 класс. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 4 класс. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ Электронное приложение к учебнику «Математика, 2 класс» (диск CD-ROM) С.И.Волкова, С.П.Максимова. Электронное приложение к учебнику «Математика, 3 класс» (диск CD-ROM) М.И.Моро и др. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ Комплект таблиц по математике для начальной школы Набор предметных картинок. Наборное полотно. Демонстрационная оцифрованная линейка.