Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

юный краевед

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105-ОД
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Лесогорская СОШ»)
Приложение к основной образовательной программе

Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Духовно-нравственного направления
по курсу

«Юный краевед»
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 1 год

Разработана
Педагогом дополнительного образования
Тимус О.В.

пгт. Лесогорский, 2021 г.
1

1. Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Юный краевед».
В

результате

формирование

освоения

содержания

универсальных

познавательных,

учебных

коммуникативных),

программы
действий

у

учащихся

предполагается

(личностных,

регулятивных,

достигать

предметных,

позволяющих

метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье,
обществу,

ориентации

на

содержательные

моменты

школьной

и

социальной

действительности;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности

человека за общее благополучие, осознание своей этнической

принадлежности;
-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических
чувств как регуляторов моральных норм;
-эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города
и края.
При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы:
-умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
-умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
-умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2

- умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
- умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других субъектов;
- умения различать способ и результат действия.
- умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- умения проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими
субъектами социализации;
- умения оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые
коррективы в его выполнение.
-умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с
использованием

дополнительной

литературы,

СМИ, энциклопедий,

справочников

(включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-умения устанавливать причинно-следственные связи;
- умения осознанно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи;
- умения формулировать собственное мнение и позицию;
-умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
- умения задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами.
Предметными результатами являются:
- формирование представлений обучающихся о родном крае; природных условиях и
ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы;
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населённого пункта,
края, его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, края;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения
в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе;
3

- овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
- развитие интереса к народным праздникам и важнейшим событиям в жизни села, района;
- развитие стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
К концу учебного года обучающиеся научатся:
Приобретать знания о принятых в обществе нормах отношения к истории и культуре, о
нормах отношения к людям других поколений; о российских традициях памяти героев
ВОВ; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной
информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной
творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке
информации; о логике и правилах проведения исследования.
Обучающиеся получат возможность:
Приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления при
защите проекта, опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения;
опыт общения с людьми; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с
другими школьниками; опыт общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыт
актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Юный краевед».
Содержание курса предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем
нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли
соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и
описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в
группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления,
речи;
расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
4

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим,
культурным и природным ценностям родного края;
воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками
и старшеклассниками;
содействовать формированию социально активной, нравственной личности с
гражданским самосознанием.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие
формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, практические занятия, изготовление
объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), исследовательские проекты,
конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей, составление и
разгадывание кроссвордов, презентации, конкурс исторических хроник, “круглые столы”.
Место

проведения

занятий

определяется

спецификой

тем:

теоретические

и

практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках,
учреждениях посёлка и на открытом пространстве.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество,
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), туристскокраеведческая деятельность.
Раздел 1. Введение – 1 час
Что изучает краеведение. Знакомство с направлениями и задачами курса. Техника
безопасности и правила поведения на занятиях.
Раздел 2. Природа родного края - 7 часов
Растительный и животный мир родного края. Характерные признаки растений.
Дикорастущие и культурные растения. Звери, обитающие в лесах ЛО. Почему на гербе
п.Лесогорский изображён бобр. Красная книга нашей местности. Растения и животные,
занесенные в Красную книгу. Изготовление буклета: «Растительный мир родного
края». Реки и озера нашей местности. Мой любимый уголок родного края.
Экскурсии на природу. Сбор материала для фотовыставки, изготовления буклетов.
Оформление фотовыставки.
Раздел 3. Моя малая Родина: прошлое, настоящее, будущее – 24 ч
История СПб. История названий города на Неве. Нахождение Выборгского района и
нашего поселка на карте области. Название городов и посёлков Выборгского района.
История Выборга.
5

Из истории Яаски, Кивиойя, Энсо. Ознакомление с историей родного посёлка, с первыми
поселенцами. Сбор материала об истории посёлка и интересных фактов из его жизни.
Обработка материала. Практическая работа по нахождению своего посёлка по карте.
Прошлое, настоящее, будущее посёлка.
Моя школа. История развития образования в моём посёлке. Мой дом. Семейные
традиции, моя родословная.
Особенности

быта родного края.

Население, их обычаи

и традиции.

Культура и быт населения. Работа с материалами музея. Встреча с односельчанами.
Памятники и мемориальные доски края. В честь кого названы улицы Светогорска,
Лесогорского, Выборга.
ВОв на территории нашего края. Земляки в боях за Родину. Восстановление
хозяйства и социально – культурной сферы после войны. День победы для жителей
моего посёлка. Развитие сельского хозяйства. Крупнейшие предприятия. История в
лицах и деталях. Экскурсия в музей по заранее подготовленным вопросам. Экскурсии
в учреждения посёлка.
Экскурсия к историческим памятникам родного края. Обмен впечатлениями.
Составление карты интересных мест местности.
Моя Родина в произведениях поэтов
Хобби детей. Мой любимый уголок.
Раздел 4. Итоговое занятие – 1 час.
Подведение итогов (практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и
каждого ученика в практической деятельности. Защита проектов по курсу «Юный краевед»

3. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности
«Юный краевед».
№п\п

Раздел

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Природа родного края.

7

3.

Моя малая Родина: прошлое, настоящее, 24
будущее.

4.

Итоговое занятие. Защита проектов

2

Итого.

34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».