Приложение к ООП ООО МБОУ «Лесогорская СОШ» утверждена приказом МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 г. №105-ОД Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Лесогорская СОШ») Приложение к основной образовательной программе Рабочая программа Внеурочной деятельности Духовно-нравственного направления по курсу «Юный краевед» Уровень основного общего образования Срок реализации: 1 год Разработана Педагогом дополнительного образования Тимус О.В. пгт. Лесогорский, 2021 г. 1 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный краевед». В результате формирование освоения содержания универсальных познавательных, учебных коммуникативных), программы действий у учащихся предполагается (личностных, регулятивных, достигать предметных, позволяющих метапредметных и личностных результатов. При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; -познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; -основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; -ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм; -эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края. При достижении метапредметных результатов у обучающихся будут сформированы: -умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2 - умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; - умения различать способ и результат действия. - умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - умения проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; - умения оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение. -умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; -умения устанавливать причинно-следственные связи; - умения осознанно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; - умения формулировать собственное мнение и позицию; -умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - умения задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами. Предметными результатами являются: - формирование представлений обучающихся о родном крае; природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы; - формирование представлений о различных сторонах жизни своего населённого пункта, края, его населения; - ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, края; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; 3 - овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. - развитие интереса к народным праздникам и важнейшим событиям в жизни села, района; - развитие стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села; К концу учебного года обучающиеся научатся: Приобретать знания о принятых в обществе нормах отношения к истории и культуре, о нормах отношения к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения исследования. Обучающиеся получат возможность: Приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления при защите проекта, опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с людьми; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыт общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыт актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве. 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Юный краевед». Содержание курса предполагает решение следующих задач: Обучающие: формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его; Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу: способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи; расширять исторический и экологический кругозор учащихся; Воспитательные: 4 способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям родного края; воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками; содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, практические занятия, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей, составление и разгадывание кроссвордов, презентации, конкурс исторических хроник, “круглые столы”. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях посёлка и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), туристскокраеведческая деятельность. Раздел 1. Введение – 1 час Что изучает краеведение. Знакомство с направлениями и задачами курса. Техника безопасности и правила поведения на занятиях. Раздел 2. Природа родного края - 7 часов Растительный и животный мир родного края. Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Звери, обитающие в лесах ЛО. Почему на гербе п.Лесогорский изображён бобр. Красная книга нашей местности. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Изготовление буклета: «Растительный мир родного края». Реки и озера нашей местности. Мой любимый уголок родного края. Экскурсии на природу. Сбор материала для фотовыставки, изготовления буклетов. Оформление фотовыставки. Раздел 3. Моя малая Родина: прошлое, настоящее, будущее – 24 ч История СПб. История названий города на Неве. Нахождение Выборгского района и нашего поселка на карте области. Название городов и посёлков Выборгского района. История Выборга. 5 Из истории Яаски, Кивиойя, Энсо. Ознакомление с историей родного посёлка, с первыми поселенцами. Сбор материала об истории посёлка и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. Практическая работа по нахождению своего посёлка по карте. Прошлое, настоящее, будущее посёлка. Моя школа. История развития образования в моём посёлке. Мой дом. Семейные традиции, моя родословная. Особенности быта родного края. Население, их обычаи и традиции. Культура и быт населения. Работа с материалами музея. Встреча с односельчанами. Памятники и мемориальные доски края. В честь кого названы улицы Светогорска, Лесогорского, Выборга. ВОв на территории нашего края. Земляки в боях за Родину. Восстановление хозяйства и социально – культурной сферы после войны. День победы для жителей моего посёлка. Развитие сельского хозяйства. Крупнейшие предприятия. История в лицах и деталях. Экскурсия в музей по заранее подготовленным вопросам. Экскурсии в учреждения посёлка. Экскурсия к историческим памятникам родного края. Обмен впечатлениями. Составление карты интересных мест местности. Моя Родина в произведениях поэтов Хобби детей. Мой любимый уголок. Раздел 4. Итоговое занятие – 1 час. Подведение итогов (практическое занятие). Коллективное обсуждение участия класса и каждого ученика в практической деятельности. Защита проектов по курсу «Юный краевед» 3. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности «Юный краевед». №п\п Раздел Количество часов 1. Введение. 1 2. Природа родного края. 7 3. Моя малая Родина: прошлое, настоящее, 24 будущее. 4. Итоговое занятие. Защита проектов 2 Итого. 34 6