Приложение к ООП ООО МБОУ «Лесогорская СОШ» утверждена приказом МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2021 г. №105-ОД Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Лесогорская СОШ») Приложение к основной образовательной программе Рабочая программа Внеурочной деятельности Общеинтеллектуального направления по курсу «Современные информационные технологии» Уровень основного общего образования Возраст обучающихся 14-15 лет Срок реализации: 1 год Разработана Педагогом дополнительного образования Белышевой В.А. пгт. Лесогорский, 2021 1. Пояснительная записка Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); Устав МБОУ «Лесогорская СОШ» 1.1 Актуальность В настоящее время возрастает спрос на специалистов в области программирования и разработки программных продуктов для различных сфер деятельности. Знание языков программирования является обязательным условием для осуществления полноценной профессиональной деятельности. Поэтому у учащихся средних и старших классов есть необходимость в получении знаний в области алгоритмирования и программирования на современных языках программирования. С развитием информационных и вычислительных технологий требуется все большее число квалифицированных специалистов в области программирования. Актуальность настоящей программы заключается в том, что учащиеся средних и старших классов получают необходимые им знания и навыки в области программирования и представления о современных средах разработки программных продуктов. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для развития интеллектуальной деятельности, познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. При организации занятия используется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку. Работа на занятии может быть групповая, по подгруппам, в парах, индивидуально. Программа включает воспитательную работу, направленную на сплочение коллектива, посредством совместных экскурсий, участие в городских и областных профильных конкурсах. 1.2 Цель и задачи программы Целью программы является развитие интереса учащихся к современным информационным и телекоммуникационным технологиям; реализация их творческих идей в области программирования и электроники в виде проектов различного уровня сложности. Основные задачи : Обучающие: - формирование устойчивых систематических знаний; - ведение словаря инженерных терминов; - формирование у учащихся широкого способа мышления, научной и технической культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места науки; - накопление практического опыта, приближенного к реальному; - понимание, что такое исследовательская деятельность; Развивающие: - умение использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; - воплощение и защита перед сверстниками собственных проектов Воспитательные: -воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам. 1.3 Отличительные особенности программы Особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что осуществляется знакомство с техническими понятиями и компьютерными системами в раннем возрасте для развития интереса к информатике как прикладной науке 5 в более взрослом возрасте. Обучение подразделяется на три временных блоков, которые разделены по темам: - Модуль «Вводный» содержит необходимые для изучения понятия и термины, в ходе изучения которых составляется инженерный словарь. - Модуль «Погружение в программирование» закладывает навыки программирования на примере создания игр и продумывания игровой механики и правил. - Модуль «Знакомство с ИТ» раскрывает виды компьютерных систем, их внутреннее устройство и составные элементы, принципы работы систем в целом. В первом и втором блоке по способу подачи материала даются теоретические сведения, а в третьем блоке приобретаются необходимые программирования, которые важны в дальнейшем для собственных разработок. 1.4 Особенности организации образовательного процесса практические навыки Образовательный процесс (занятия) осуществляется в группах детей разного возраста. Состав группы постоянный; количество обучающихся в группе 12-15 человек. Программа предоставляет обучающимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации. В рамках программы предполагается реализация параллельных процессов освоения содержания программы на разных уровнях доступности и степени сложности, с опорой на диагностику стартовых возможностей каждого из участников. Содержание, предлагаемые задания и задачи, предметный материал программы дополнительного образования детей организованы в соответствии со следующими уровнями сложности: 1) «Начальный уровень». Обучающемуся предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы. 2) «Базовый уровень». Обучающемуся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций. 3) «Продвинутый уровень». Обучающемуся предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, специализированных предметных знаний, концепций (возможно, требуется корректное использование концепций и представлений из разных предметных областей) Возраст обучающихся, участвующих в освоении программы Программа предназначена для работы с обучающимися 12-17 лет (6-10 классы общеобразовательной школы). Дети 12-17 лет способны на высоком уровне воспринять подаваемый материал и ознакомится с основными понятиями программирования, выполняя предлагаемые практические задания. Настоящая программа рассчитана на обучение школьников, интересующихся компьютерной техникой и программированием и ориентированных на творческую и проектную работу в области решения программистских задач и разработку прикладных программ. Объём учебного времени, отводимого на изучение курса внеурочной деятельности « В мире информатики» – 1 час в неделю, 33 часа в год; Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: Выпускник научится: - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков -сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака - проводит классификацию по заданным критериям - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач -планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации -строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора Выпускник получит возможность научиться: -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии - строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей - определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач - строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы - планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развитие умения искать информацию и анализировать информацию; развитие умения грамотно формулировать свои мысли. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Слушать и понимать речь других. Участвовать в паре. 3. Содержание курса внеурочной деятельности. Раздел 1. Модуль «Вводный». (4 часов). Теория (4 часов). Инструктаж по технике безопасности. Введение в теорию информации. Виды алгоритмов. Структура компьютерных систем и их взаимодействие с внешним миром. Практика (4 часа). Формулировка целей и задач программы. Оперирование техническими терминами. Раздел 2. «Погружение в программирование». (15 часов). Теория (10 часов). Изучение принципов программирования. Программирование. Создание виртуальных миров. Разработка игровых правил и игровой механики. Практика (15 часов). Разработка компьютерной игры. Раздел 3. «Знакомство с ИТ». (11 часов). Теория (6 часов). Виды компьютерных систем. Внутреннее устройство и составные элементы компьютера. Операционные системы. Принципы работы операционных систем. Практика (14 часов). Сборка и разборка компьютерной системы. Настройка операционной системы Windows. Раздел 4. Итоговое занятие. Практика (2 часа). Подведение итогов занятий. МБОУ «Лесогорская СОШ» Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «IT-информационные технологии» № Название раздела и темы занятия Количество часов Дата проведения план 1 Мероприятия по набору обучающихся 1 06.09.2021 2 Введение в программирование. Инструктаж по ТБ. 1 13.09.2021 факт 1.Модуль «Вводный» 3 4 5 6 Аппаратное и программное обеспечение микрокомпьютера. Введение в теорию информации 1 20.09.2021 1 27.09.2021 Алгоритм: определение, составление, формы 1 04.10.2021 представления. Структура компьютерных систем и их 1 11.10.2021 взаимодействие с внешним миром. 2.Погружение в программирование 1 18.10.2021 Введение в Паскаль. Функции ввода вывода. 1 22.10.2021 1 08.11.2021 10 Логические и Математические операторы в Паскаль и их функции. Программирование Паскаль 1 15.11.2021 11 Создание виртуальных миров. 1 22.11.2021 12 Разработка компьютерной игры. 1 29.11.2021 2 06.12-13.12.2021 Изучение принципов программирования 7 8 Паскаль 9. 13-14 Разработка игровых правил и игровой механики. 15-16 Программирование персонажей и разработка 2 игровой механики. 17-18 Создание игр в Kodu Lab Game 2 19 Поиск информации в Интернете. 20-21 Основы интернетбезопасности. 20.12-27.12.2021 17.01-24.01.2022 1 31.01.2022 2 07.02-14.02.2022 3.Знакомство с ИТ 22-23 Работа в веббраузерах, возможности интернет-2 21.02-28.02.2022 2 06.03-13.03.2022 атак и виды угроз. 24-25 Виды компьютерных систем. 26 20.03.2022 27 Внутреннее устройство и составные элементы 1 компьютера Сборка и разборка компьютерной системы 1 28 Настройка операционной системы Windows. 1 10.04.2022 29 Поиск и анализ проблемы для индивидуального проекта. Анализ технического решения, внесение изменений. Разработка и реализация индивидуального проекта. Оформление проекта. 1 17.04.2022 1 24.04.2022 1 01.05.2022 1 08.05.2022 30 31 32 03.04.2022 4.Итоговое занятие 33 Подготовка к защите проектов 1 15.05.2022 34 Подведение итогов. 1 22.05.2022