Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

по метапредметному курсу 7 класс ТЕКСТ

Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105

Рабочая программа
по метапредметному курсу
«Текст»
для 7 класса
Срок реализации 1 год

Учитель:
Ртищева В.Г.

2021 г.

Программа направлена на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов.
Личностными результатами при изучении Программы являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Данная Программа является метапредметной, поэтому предметными
результатами являются достижения обучающихся в каждом конкретном курсе учебного
плана.
Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе урочной и
внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации
цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка;
Познавательные:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов;
• сформировать основы рефлексивного чтения.
Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение следующих
результатов:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части
графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения
и переработки полученной информации и её осмысления
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста)
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в
целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Содержание курса.
Речь.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение).
Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая).
Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа,
обсуждение, дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями
общения. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Письменная речь.
Написание личных писем; заполнение анкет, формуляров.
Написание автобиографий/резюме. Составление плана, тезисов устного/письменного
сообщения. Изложение прочитанного, реферирование, аннотирование.
Основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение
(включая характеристику). Изложение прочитанного, прослушанного, увиденного.
Реферирование.
Аннотирование.
Текст.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).

Овладение различными видами чтения.
Основные виды чтения: ознакомительное (с пониманием основного содержания
прочитанного), изучающее (с относительно полным пониманием содержания
прочитанного), просмотровое/поисковое (с выборочным пониманием содержания
прочитанного). Тексты разных жанров и стилей: публицистические, научно-популярные,
художественные, прагматические. Создание письменных текстов разных стилей и жанров.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной
информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной
разновидности языка. Информационная переработка текста.
Тексты устные и письменные.
Функционально-смысловые
рассуждение).

разновидности

текста

(повествование,

описание,

Основы анализа художественного произведения; анализ читательского впечатления; анализ
одного произведения; сравнительный анализ. Освоение литературоведческих понятий и
терминов:
• произведение, текст;
• содержание и форма;
• композиция;
• тема, проблема, идея;
• образ, система образов;
• художественная речь, диалог, монолог;
• тропы: метафора, метонимия; сравнение, эпитет,
олицетворение, символ, гипербола, антитеза; сатира, юмор, ирония;
• стих и проза и др.
Ввод информации.
Ввод, запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира
изображений, звука, текстов (в том числе с использованием распознавания печатного,
письменного и устного текста), музыки, результатов измерений и опросов.
Обработка информации
Обработка текстов. Проверка правописания, словари. Деловая переписка, учебная
публикация. Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете.
Компьютерные и некомпьютерные энциклопедии, справочники, каталоги, иные
источники информации, поисковые машины.

Тематическое планирование.

1. Текст. Признаки текста. Построение текста. Тема текста. Основная мысль текста.
Темы широкие и узкие.
2. План текста. Виды плана: простой и сложный планы. Цитатный план (составление
цитатного плана «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина). Вопросный план.
3. Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение.
Интонация.
4. Основная мысль текста. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые
слова. Авторская позиция в тексте. Работа над рассказом М.М. Пришвина «Голубая
стрекоза».
5. Проблема текста Работа над проблематикой текста. Чтение краткой аннотации к
произведению Станислава Лема и выявление проблематики
текста. Читательская позиция.
6. Контекст. Подтекст.
7. Средства связи предложений в тексте. Местоимения. Лексические повторы.
Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи
предложений в тексте.
8. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.
9. Текст как целостное композиционное единство. Работа над анализом текста.
10. Диалог как текст. Диалог и его разновидности. Виды диалога.
11. Создание диалога в разных ситуациях. Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль
в тексте.
12. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.
Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
13. Стили речи. Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный,
художественный стили и их особенности.
14. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
15. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.
16. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
17. Создание текста публицистического стиля. Языковые и композиционные признаки
публицистического текста. Создание заметки в школьную газету.
18. Выступление с текстом публицистического стиля на тему «Воспитанный человек».
19. Художественный стиль речи и его структура. Характеристика художественного
стиля. Основная мысль в художественном тексте.
20. Сжатие текста художественного стиля. Приемы сжатия. Составление текста по
образцу.
21. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Структура сочинениярассуждения.
22. Написание сочинения-рассуждения. Написание сочинения-рассуждения по тексту
С. Смирнова «Бессменный часовой» (Непоколебимая верность долгу или глупость,
упрямство часового).
23. Редактирование текста. Исправление речевых и грамматических ошибок. Понятие
речевых и грамматических ошибок.
24. Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

25. Научный стиль речи. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле
речи.
26. Создание текста научного стиля. Составление высказывания на лингвистическую
тему. (В каком случае слово грустно может быть словом категории состояния).
27. Отзыв. Отзыв и его структура. Написание отзыва на рассказ Андреева «Кусака».
28. Учебный доклад Учебный доклад и его структура.
29. Выступление с докладом.
30. Составление текста-инструкции. Текст - инструкция, языковые и композиционные
признаки.
31. Основные виды работы с текстом. Тезисирование и конспектирование текста.
Редактирование текста.
32. Виды анализа текста. Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный
анализ текста. Схема анализа
33. . Комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения.
34. Комплексный анализ прозаического текста. Анализ рассказа (по выбору)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».