Приложение к ООП ООО
МБОУ «Лесогорская СОШ»
утверждена приказом
МБОУ «Лесогорская СОШ»
от 31.08.2021 г. №105
Рабочая программа
по метапредметному курсу
«Текст»
для 7 класса
Срок реализации 1 год
Учитель:
Ртищева В.Г.
2021 г.
Программа направлена на достижение личностных, предметных и
метапредметных результатов.
Личностными результатами при изучении Программы являются:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
•формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
•формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Данная Программа является метапредметной, поэтому предметными
результатами являются достижения обучающихся в каждом конкретном курсе учебного
плана.
Метапредметные результаты предполагают овладение школьниками в ходе урочной и
внеурочной деятельности различными УУД, среди которых приоритетными в реализации
цели будут:
Регулятивные:
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
Коммуникативные:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное
высказывание;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка;
Познавательные:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• формировать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении
слов;
• сформировать основы рефлексивного чтения.
Стратегия смыслового чтения и работы с текстом предполагает достижение следующих
результатов:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части
графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения
и переработки полученной информации и её осмысления
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы,
графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в
практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста)
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в
целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них
противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Содержание курса.
Речь.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение).
Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая).
Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения,
побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа,
обсуждение, дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями
общения. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Письменная речь.
Написание личных писем; заполнение анкет, формуляров.
Написание автобиографий/резюме. Составление плана, тезисов устного/письменного
сообщения. Изложение прочитанного, реферирование, аннотирование.
Основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение
(включая характеристику). Изложение прочитанного, прослушанного, увиденного.
Реферирование.
Аннотирование.
Текст.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Овладение различными видами чтения.
Основные виды чтения: ознакомительное (с пониманием основного содержания
прочитанного), изучающее (с относительно полным пониманием содержания
прочитанного), просмотровое/поисковое (с выборочным пониманием содержания
прочитанного). Тексты разных жанров и стилей: публицистические, научно-популярные,
художественные, прагматические. Создание письменных текстов разных стилей и жанров.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной
информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной
разновидности языка. Информационная переработка текста.
Тексты устные и письменные.
Функционально-смысловые
рассуждение).
разновидности
текста
(повествование,
описание,
Основы анализа художественного произведения; анализ читательского впечатления; анализ
одного произведения; сравнительный анализ. Освоение литературоведческих понятий и
терминов:
• произведение, текст;
• содержание и форма;
• композиция;
• тема, проблема, идея;
• образ, система образов;
• художественная речь, диалог, монолог;
• тропы: метафора, метонимия; сравнение, эпитет,
олицетворение, символ, гипербола, антитеза; сатира, юмор, ирония;
• стих и проза и др.
Ввод информации.
Ввод, запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира
изображений, звука, текстов (в том числе с использованием распознавания печатного,
письменного и устного текста), музыки, результатов измерений и опросов.
Обработка информации
Обработка текстов. Проверка правописания, словари. Деловая переписка, учебная
публикация. Поиск информации в тексте, файловой системе, базе данных, Интернете.
Компьютерные и некомпьютерные энциклопедии, справочники, каталоги, иные
источники информации, поисковые машины.
Тематическое планирование.
1. Текст. Признаки текста. Построение текста. Тема текста. Основная мысль текста.
Темы широкие и узкие.
2. План текста. Виды плана: простой и сложный планы. Цитатный план (составление
цитатного плана «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина). Вопросный план.
3. Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение.
Интонация.
4. Основная мысль текста. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые
слова. Авторская позиция в тексте. Работа над рассказом М.М. Пришвина «Голубая
стрекоза».
5. Проблема текста Работа над проблематикой текста. Чтение краткой аннотации к
произведению Станислава Лема и выявление проблематики
текста. Читательская позиция.
6. Контекст. Подтекст.
7. Средства связи предложений в тексте. Местоимения. Лексические повторы.
Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи
предложений в тексте.
8. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.
9. Текст как целостное композиционное единство. Работа над анализом текста.
10. Диалог как текст. Диалог и его разновидности. Виды диалога.
11. Создание диалога в разных ситуациях. Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль
в тексте.
12. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.
Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
13. Стили речи. Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный,
художественный стили и их особенности.
14. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
15. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.
16. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
17. Создание текста публицистического стиля. Языковые и композиционные признаки
публицистического текста. Создание заметки в школьную газету.
18. Выступление с текстом публицистического стиля на тему «Воспитанный человек».
19. Художественный стиль речи и его структура. Характеристика художественного
стиля. Основная мысль в художественном тексте.
20. Сжатие текста художественного стиля. Приемы сжатия. Составление текста по
образцу.
21. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Структура сочинениярассуждения.
22. Написание сочинения-рассуждения. Написание сочинения-рассуждения по тексту
С. Смирнова «Бессменный часовой» (Непоколебимая верность долгу или глупость,
упрямство часового).
23. Редактирование текста. Исправление речевых и грамматических ошибок. Понятие
речевых и грамматических ошибок.
24. Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические,
лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
25. Научный стиль речи. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле
речи.
26. Создание текста научного стиля. Составление высказывания на лингвистическую
тему. (В каком случае слово грустно может быть словом категории состояния).
27. Отзыв. Отзыв и его структура. Написание отзыва на рассказ Андреева «Кусака».
28. Учебный доклад Учебный доклад и его структура.
29. Выступление с докладом.
30. Составление текста-инструкции. Текст - инструкция, языковые и композиционные
признаки.
31. Основные виды работы с текстом. Тезисирование и конспектирование текста.
Редактирование текста.
32. Виды анализа текста. Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный
анализ текста. Схема анализа
33. . Комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения.
34. Комплексный анализ прозаического текста. Анализ рассказа (по выбору)