Приложение к ООП ООО МБОУ «Лесогорская СОШ» утверждена приказом МБОУ «Лесогорская СОШ» от 31.08.2022 г. №129-ОД Рабочая программа по профориентации для 9 класса Срок реализации: 1 год Учитель: Редькина М.О. 2022г. I. Планируемые образовательные результаты обучающихся 9 класса: По окончании элективного курса, обучающийся будет должен: знать свои личностные особенности, интересы и склонности; знать типы, классы отдельных профессий, требования профессии к человеку, основные ошибки при профессиональном выборе; выявить те профессиональные области или конкретные профессии, где можно наиболее широко проявить свои способности, определить ближайшие профессиональные цели; В результате реализации курса планируется: дать рекомендации обучающимся по выбору профиля дальнейшего обучения либо сферы профессиональной деятельности; определить группу обучающихся, сомневающихся в своем выборе, либо не готовых сделать выбор (в связи с этим предполагается в дальнейшем индивидуальная работа); провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации по запросу родителей. Ожидаемые результаты: формирование знаний обучающихся о специфике современного рынка труда и его развитии; формирование у обучающихся адекватных представлений о себе и своѐм профессиональном соответствии; принятие обучающимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения; создание условий для повышения готовности подростков к социальнопрофессиональному самоопределению. II. Содержание учебного курса Раздел I. Что я знаю о своих возможностях Раздел II. Что я знаю о профессиях Раздел III. Способности и профессиональная пригодность. Раздел IV. Планирование профессиональной карьеры В рамках изучения данного курса будут освещены вопросы: стратегия выбора профессии, профессиональная ориентация. Выбор профессии, как взаимодействие двух сторон: человека и специальности. Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии. Профориентация за рубежом. Профориентация в России. Профессиограмма. Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду. Сбор информации об интересующей профессии; профориентационная работа в школе. Стратегии выбора профессии. Как можно лучше узнать себя, Слепая и скрытая область видения себя, роль психодиагностики в изучении своих качеств личности, что нужно учитывать для правильного выбора профессии. Характеристики нервных процессов: подвижность, уравновешенность, скорость реакции. Темперамент: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, свойства каждого темперамента, и влияние темперамента на будущую профессию. Диагностика темперамента. Роль эмоционально-волевой сферы личности в профессиональной деятельности, эмоциональные состояния, воля, желание, волевые усилия. Планирование профессионального пути. Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в профдеятельности, ответственность, мобильность, обучаемость. Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии. Деловое общение. Функции деловой беседы; фазы беседы (подготовительная, контактная, ориентировочная, аргументации, завершение, анализ). Деловая игра « Свой бизнес». Профессиональная карьера Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации. Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование. Что такое профессиональная пригодность? Профессиональноважные качества: специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств, тест «КОС». Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности (значимость, авторитетность, возраст и пол человека, негативизм). III. Тематическое планирование. Тема раздела 1. Что я знаю о своих возможностях 2. Что я знаю о профессиях Количество часов 4ч 4ч 3. Способности профессиональная пригодность. 4. и 4ч Планирование профессиональной карьеры 5ч 17 часов