МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет образования администрации
Выборгского муниципального района Ленинградской области
МБОУ "Лесогорская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Белышева В.А.
Приказ № 90-ОД
от «28» августа 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для обучающихся 1(дополнительного) класса
2025-2026 учебный год
г. п. Лесогорский 2025
1
I.
Пояснительная записка
1.Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ от 19 декабря 2013 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ОО УО 2 вариант) для
1-4 классов МБОУ «Лесогорская СОШ»
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 года №115.
5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 .
6. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под
редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой
2011.
7. Учебный план МБОУ «Лесогорская СОШ» на 2025-2026 учебный год.
2.Целевая аудитория: программа построена с учётом специфических особенностей
познавательной и эмоционально-волевой деятельности школьников с интеллектуальной
недостаточностью,
их
потенциальных
возможностей
и
адресована
обучающимся
1
(дополнительного) класса (2 вариант).
3.Срок реализации программы 2025-2026 учебный год.
4.Цель и задачи с учётом специфики учебного предмета «Окружающий природный мир»
2
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
-формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
-формирование временных представлений;
-формирование представлений о растительном и животном мире. Программа
представлена следующими разделами: «Растительный мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
II. Общая характеристика предмета
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о
явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях
(лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится
устанавливать
общие
закономерности
природных
явлений.
Ребенок
знакомится
с
разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и
неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды,
ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними
животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив,
уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание
уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Основной формой организации учебного процесса является:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия; - экскурсия.
При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система
обучения, но мониторинг сформированности практических умений и навыков обучающихся
проводится при выполнении обучающимися заданий практического характера.
III.
Описание места учебного предмета в учебном плане
3
Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного
плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Окружающий
мир».
В соответствии с
годовым учебным планом
образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант) для 1 (дополнительного) класса,
курс предмета «Окружающий природный мир» рассчитан на 58 часов в связи со ступенчатым
учебным планом (исходя из 33 учебных недель в году) : 1 час в неделю в 1 четверти, по 2 часа
в неделю во 2-4 четвертях.
IV.
Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные
•
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной
•
частей;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты
•
представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям:
•
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
•
расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна)
•
представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных
изменениях, их влияние на жизнь человека;
•
расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья,
кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.);
•
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
•
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
•
умение различать части суток, дни недели.
4
V.
Содержание учебного предмета
Программа
представлена
следующими
разделами:
«Растительный
мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
\
Название раздела
1.
2.
Диагностика
Растительный мир
4ч
13 ч
3.
4.
Животный мир
Объекты неживой природы
18 ч
9ч
5.
Временные представления
14 ч.
6.
Итого:
58 ч.
5
VI. Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№
Содержание
программного
материала
Кол-во Прогнозируемый
часов
результат
Средства
обучения
Деятельность обучающихся
Коррекционная
работа
Диагностика- 3 ч
Временные представления – 2 ч
1-3
Диагностика
3
4-5
Времена года
2
Возможно
различает и
называет времена
года
Раскраски,
наглядный
материал
6-7
Дерево, куст,
трава.
2
Возможно узнает
и различает
растения
Раскраски,
наглядный
материал
Узнавание (различение) растений
Развитие общей и
(дерево, куст, трава). Узнавание
мелкой моторики
(различение) частей растений (корень,
ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)
8-9
Фрукты Овощи.
2
Ягоды.
2
Может различать
и называть
фрукты – овощи.
Может различать
и называть ягоды
Раскраски,
наглядный
материал
Карточки,
наглядный
материал
Узнавание (различение) фруктов овощей по внешнему виду (вкусу,
запаху)
Узнавание (различение) ягод
(смородина, клубника, малина,
крыжовник, земляника, черника,
ежевика, голубика, брусника, клюква)
по внешнему виду (вкусу, запаху)
10-11
Узнавание (различение) времен года
(весна, лето, осень, зима) по
характерным признакам
Представление о годе как о
последовательности сезонов
Растительный мир 6 ч
Развитие зрительного и
слухового восприятия.
Развитие общей и
мелкой моторики
Развитие общей и
мелкой моторики
Животный мир - 6 ч
6
12-13
Домашние и
2
дикие животные
Различает
Картинки
домашних и диких
животных
Узнавание (различение) домашних
животных (корова, свинья, лошадь,
коза, овца (баран), кот, собака).
Узнавание (различение) диких
Развитие зрительного и
слухового восприятия.
животных (лиса, заяц, волк, медведь)
14-17
18-20
Раскраски,
Узнавание (различение) домашних
иллюстрации птиц (курица (петух), утка, гусь,
по теме
индюк)
Знание особенностей внешнего вида
птиц
Знание питания птиц
Объединение домашних птиц в
группу «домашние птицы»
Объекты природы 3 ч
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Раскраски,
Узнавание Солнца
иллюстрации Знание значения солнца в жизни
по теме
человека и в природе
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Домашние
птицы
4
Формировать
представления о
птицах
Солнце.
3
Имеет
представление о
солнце
Временные представления 5 ч
21-25
Животные в
разное время
года
5
Имеет
Карточки,
представление о
наглядный
животных в разное материал
время года
Знание изменений, происходящих в
жизни животных в разное время года
Развитие зрительного и
слухового восприятия.
Объекты природы 2 ч
7
26-27
Луна.
2
Раскраски,
Узнавание Луны
иллюстрации Знание значения луны в жизни
по теме
человека и в природе
Формировать
представление о
луне
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Животный мир 12 ч
28-31
Значение
домашних
животных в
жизни
человека.
4
Формировать
представление о
пользе домашних
животных
Раскраски,
иллюстрации
по теме,
презентация
32-35
Значение диких
животных в
природе и
жизни
человека.
Детеныши
диких
животных.
4
Формировать
представление о
пользе диких
животных
Раскраски,
Знание значения диких животных в
иллюстрации жизни человека
по теме,
презентация
4
Умение различать
детёнышей
животных
Растения.
4
Формировать
представления о
растениях
36-39
40-43
Знание значения домашних
животных в жизни человека
Уход за домашними животными
(котом, собакой и др.)
Раскраски,
Узнавание (различение) детенышей
иллюстрации диких животных (волчонок, лисенок,
по теме,
медвежонок, зайчонок)
презентация
Временные представления 4 ч
Раскраски,
Знание изменений, происходящих в
иллюстрации жизни растений в разное время года
по теме
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Развитие зрительного и
слухового восприятия.
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Растительный мир 7 ч
8
44-46
Комнатные
растения
3
47-50
Грибы
4
51-53
Явления
природы
54-57
58
Раскраски,
Узнавание (различение) комнатных
иллюстрации растений (герань, кактус, фиалка,
по теме
фикус)
Знание строения растения
Презентация Узнавание (различение) грибов
(белый гриб, мухомор, подберёзовик,
Картинки.
лисичка, подосиновик, опенок,
поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду
Знание строения гриба (ножка,
шляпка)
Временные представления 3 ч
Формировать
представление о
комнатных
растениях
Имеет
представление о
грибах
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Развитие зрительного и
слухового восприятия.
3
Формировать
Карточки,
Узнавание (различение) явлений
представления о
наглядный
природы (дождь, снегопад, листопад,
явлениях природы материал,
гроза, радуга, туман, гром, ветер)
презентация
Объекты природы 4 ч
Развитие зрительного и
слухового восприятия.
Вода.
4
Формировать
представление о
воде
Развитие мелкой
моторики и зрительного
и слухового
восприятия.
Диагностика
1
Раскраски,
Знание значения воды в природе и
иллюстрации жизни человека
по теме
9
10
VII. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1.Используемая литература
1.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на
основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
2.«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под
редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
3.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с
пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!»
Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
2.Предметно-развивающая образовательная среда:
•
Детские книги, раскраски;
Конструкторы пластмассовые и деревянные
11