МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет образования администрации
Выборгского муниципального района Ленинградской области
МБОУ "Лесогорская СОШ"
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Белышева В.А.
Приказ № 90-ОД
от «28» августа 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математические представления»
для обучающихся 1(дополнительного) класса
2025-2026 учебный год
г. п. Лесогорский 2025
1
I. Пояснительная записка
1.Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» составлена
на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.
Приказ от 19 декабря 2013 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
3.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП ОО УО 2 вариант) для 14 классов МБОУ «Лесогорская СОШ»
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 года №115.
5.Санитарные правила СП 2.4.3648-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 .
6.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л. Б.
Баряевой 2011.
7.Учебный план МБОУ «Лесогорская СОШ» 2025-2026 учебный год
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)"(Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930)
2.Целевая аудитория: программа построена с учётом специфических особенностей
познавательной и эмоционально-волевой деятельности школьников с интеллектуальной
недостаточностью, их потенциальных возможностей и адресована обучающимся 1 класса (2
вариант).
2
3.Срок реализации программы 2025-2026 учебный год.
4.Цель и задачи с учётом специфики учебного предмета «Математические представления»
Цель программы: формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
- формировать умение различать и сравнивать предметы по форме, величине; - формировать
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
-формировать умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
- формировать элементарные общеучебные умения.
II. Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и
множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний.
Дети
с
выраженным
нарушением
интеллекта
не
могут
овладеть
элементарными
математическими представлениями без специально организованного обучения.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для
них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится
использовать математические представления для решения жизненных задач.
Основной формой организации учебного процесса является: урок с элементами игры; урок с
элементами практического занятия
Оценки по предмету «Математика» в 1классе ( вариант 2) не выставляются. В соответствии с
требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
В 1 классе (вариант 2) в конце первого полугодия и в конце учебного года проводится
мониторинг БУД.
Программа оценивания включает полный перечень результатов, прописанных в тексте ФГОС,
которые выступают в качестве критериев оценки учащихся.
3
III.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математические представления» входит в предметную область
«Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2025-2026 учебный год рассчитана
на 91 час (исходя из 33 учебных недель в году. В связи со ступенчатым учебным планом в 1
четверти по 2 часа в неделю, 2-4 четверти- по 3 часа в неделю). Продолжительность занятий:
40 минут.
1 класс (2 вариант) - 91 час: 1 четверть – 16 ч, 2 четверть - 24ч, 3 четверть - 28 ч, 4 четверть –
23 ч.
IV.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математические представления».
1)
Элементарные
математические
представления
о
форме,
величине;
количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
умение
различать
и
сравнивать
предметы
по
форме,
величине,
удаленности;
2)
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой; умение пересчитывать предметы в доступных
пределах;
3)
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту
житейских задач:
умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры,
автобуса, телефона; умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.
V.
Содержание учебного предмета
4
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления»,
«Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления»,
«Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала
по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во
временных,
количественных,
пространственных
отношениях,
решении
повседневных
практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут
использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам
какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать предметы
необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного
количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков,
изготовленных блокнотов. Изучая цифры, у обучающегося закрепляются сведения о дате
рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского
транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Название
Количество часов по четвертям
Итого за год
Раздела
1ч
1.
Диагностика
3
2.
Ознакомительноориентировочные
действия в предметноразвивающей среде
10
3.
Представления о
форме
3
4.
Представления о
величине
5.
Пространственные
представления
6.
2ч
3ч
4ч
3
6ч
10 ч
20
4
23 ч
12
16
16 ч
4
20 ч
Временные
представления
10
10 ч
7.
Количественные
представления
6
6ч
8.
Итого:
23
91ч
16
24
28
5
VI.
№
1-3
4-7
810
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Математические представления»
Содержание
изучаемого
материала
Диагностика.
Колво
часов
3
Планируемый
результат
Средства
обучения
1 четверть (16ч)
I. Диагностика (3ч)
Карандаши,
Адекватно реагирует
фломастеры,
на голос учителя,
счетные палочки,
фиксирует взгляд на
палочки
лице, выполняет
задания.
Кюизенера.
Деятельность
обучающегося
Направления
коррекционноразвивающей работы
Выполняют
задания с
направляющей
помощью
Развитие понимания
обращенной речи
1I. Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде -10ч
Знакомство с детским 4
Выбирает совместно с Пирамидка,
Выбирают
Развитие зрительного
строительным
учителем игрушку,
пластмассовый
совместно с
восприятия
материалом.
конструктор.
или деревянный
учителем
строительный
игрушки,
набор
наблюдают за
действиями
учителя
Выполнение
3
Совместно и по
Строительный
Вступают
в
Развитие пространственных
постройки из трехподражанию
набор
контакт,
представлений
четырех деталей.
выполняет постройку.
выполняют
постройку
сопряжено
с
учителем
или
по подражанию
6
1113
1415
1617
Выполнение
простейших построек
– заборчик,
скамеечка.
3
Зрительные и
2
тактильные
упражнения на
определение формы
шара.
Катание колец от 2
модуля «Пирамида»
1819
Круг.
2
2022
Круг
3
Совместно и по
подражанию
выполняет постройку.
Строительный
набор
Ш. Представления о форме 23ч
Катает, бросает мячи
Мячи
разного размера;
определяет малый мяч
тактильно среди
других предметов.
С помощью взрослого Кольца
катает кольца,
подкрепляя действия
словами (катится,
круглое колечкоговорит учитель)
Раскладывает круги
Круги
по размеру и цвету с
помощью учителя
2 четверть (24ч)
Раскладывает круги
Круги
по размеру и цвету с
помощью учителя
Вступают
в
контакт,
выполняют
постройку
сопряжено
с
учителем
или
по подражанию
Развитие вербальных и
невербальных средств
общения
Определяют мяч на
ощупь, катают шарыпластмассовые,
резиновые.
Катает
кольца
помощью учителя
Развитие
тактильного,
зрительного
восприятия
с Формирование
представления о
форме
Рассматривают круги,
Развитие зрительного
раскладывают совместно восприятия
с учителем
Рассматривают круги,
Развитие зрительного
раскладывают совместно восприятия, навыков
с учителем
коммуникации
7
2325
Квадрат.
3
Раскладывает
квадраты по размеру
и цвету с помощью
учителя
Квадраты
Рассматривают
квадраты, раскладывают
совместно с учителем
Формирование
представления о
форме
2628
Обведение круга по
контуру и
раскрашивание.
3
Обводить круг и
раскрасить с помощью
учителя
Шаблоны
Обводят, раскрашивают
Развитие мелкой
моторики,
пространственной
ориентации
2932
Обведение квадрата
по контуру и
раскрашивание
4
Шаблоны
Обводят, раскрашивают
Развитие мелкой
моторики,
пространственной
ориентации
3336
Конструирование из
кругов и квадратов.
4
Обводит
квадрат
и
раскрашивает с
помощью
учителя
Собирает с помощью
учителя простейшие
фигуры из квадратов и
кругов
Круги, квадраты
Рассматривают,
раскладывают, собирают
с помощью и по
подражанию.
Развитие
зрительного
восприятия, умения
слушать инструкцию
3740
Упражнения по
4
сопоставлению двух
объектов по величине.
IV. Представления о величине-16ч
Показывает
Разные по размеру Выполняет действия
пространственные
игрушки
совместно с учителем и
отношения руками
по подражанию
выполняет совместные
действия и по
подражанию.
3 четверть (28ч)
Формирование
представлений о
величине
8
4144
Сравнение предметов
по длине.
4
Сравнивать предметы
по длине, используя
приемы наложения и
приложения.
4548
Сравнение двух
предметов одного
наименования, но
разной величины.
Конструирование из
геометрических
фигур.
4
Совместное
перемещение по
4
Сравнивает предметы Игрушки
Ищет предметы одного
по размеру, находит их
наименования, но разной
среди других
величины.
предметов.
Сравнивает фигуры Геометрические
Раскладывает фигуры на
парте, с помощью
по
размеру, фигуры
раскладывает в
раскладывает
в
определенном порядке
определенном
порядке с помощью
учителя,
по
подражанию
V. Пространственные представления – 20ч
Перемещаться по
Обруч, веревочка. Принимает инструкции
классу вместе с
учителем,
4952
5356
4
пространству класса.
Разные по длине
Выполняет действия
предметы – ленты, совместно с учителем и
линейки, полоски по подражанию
бумаги.
держась за руки, за
обруч, за веревочку.
5760
Перенос предметов с
одного места на другое.
4
Выполняет
инструкции учителя
6164
Игровые упражнения,
связанные с
перемещением в
пространстве.
4
Выполняет
инструкции учителя
учителя, двигается по
классу.
Игрушки,
строительный
пластмассовый и
деревянный
материал
Игрушки, учебные
предметы
Принимает инструкции
учителя, двигается по
классу.
Принимает инструкции
учителя, двигается по
классу.
Развитие зрительного
восприятия
Развитие зрительного
и тактильного
восприятия
Развитие зрительного
восприятия,
пространственной
ориентации
Развитие
пространственных
представлений,
умения соблюдать
инструкцию
Развитие
пространственных
представлений,
умения соблюдать
инструкцию
Развитие слухового
восприятия
9
6568
Игровые упражнения,
связанные
с
изменением положения
тела.
4
6972
Определение
месторасположения
предметов: вверху
внизу.
4
Выполняет действия
по образцу,
подражанию
Карточки «Мое
тело»
4 четверть (23ч)
Определяет
Игрушки,
расположение
сюжетные
предметов, жестами
картинки
показывать их
Выполняет действия по
образцу и подражанию
Развитие слухового и
зрительного
восприятия
Находить предметы
глазами, жестами, речью
указывать на
расположение
Развитие
зрительного
восприятия, общей
моторики
VII. Временные представления -10ч
7376
Наблюдения за
погодными явлениями.
4
Называет погодные
явления, используя
невербальные и
вербальные средства
общения.
Картины
«Времена года»
Изображают погодные
явления с помощью
имитационных действий
по подражанию.
Развитие временных
представлений,
эмоциональноволево
й сферы
7778
Игра «Что делаем
утром»
2
Сюжетная картина Показывают
«Утро»
имитационные действия
Развитие общей
моторики,
временных
представлений
79
Игра «Что делаем днем» 1
Показывает
имитационные
действия по
подражанию :
умываюсь, чищу зубы,
ем и т.д.
Показывает
имитационные
действия по
подражанию: сидит за
партой, рисует,
слушает, гуляет.
Сюжетная картина Показывают
«В школе»
имитационные действия
Развитие временных
представлений
10
80
Игра «Что делаем
вечером»
8182
Экскурсии «Наблюдаем 2
за природными
явлениями»
8385
Демонстрация действий 3
счета объектов в любом
порядке.
Знакомство с понятием 3
«много»- «один»
8688
8991
Диагностика.
1
3
Показывает
Сюжетная картина
имитационные
«Вечером»
действия по
подражанию:
умывается,
раскладывает постель
и т.д.
Наблюдает за
природными
явлениями, реагирует
на вопросы,
обращения учителя
VII. Количественные представления – 6
ч.
Подражает действиям Счетный материал
учителя с помощью
жестов.
Узнает один предмет- Счетный материал
много предметов.
Адекватно реагирует
на
задания,
выполняет
с
помощью учителя.
Карандаши,
счетные палочки,
геометрические
фигуры.
Показывают
имитационные действия
Развитие временных
представлений,
зрительного
восприятия
Используют вербальные
и невербальные средства
общения
Развитие
зрительного,
слухового
восприятия
Слушают, повторяют за
учителем
Разглядывают материал,
определяют количество.
Развитие
количественных
представлений
Выполняют задания
Развитие умения
понимать
обращенную
речь
11
VIII. Материально-техническое
обеспечение
образовательного
процесса
1. Учебно-методическая литература:
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью» - Под ред. Л. Б. Баряевой – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой,
2011.
- Н.Н.Никитина «Математика в пословицах, загадках и стихах».
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
- Е.А.Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии»
- А.А.Смоленцева
«Сюжетно-дидактические
математическим содержанием».
игры с
- В.В.Юртайкина «Цвет, форма, количество»
2. Учебно-практическое оборудование:
- наборы счетных палочек;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал (шишки, желуди и пр.); - трафареты и шаблоны
геометрических фигур;
- набор предметных картинок;
- карточки с числами 1-5;
3. Технические средства:
- компьютер
12