Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ARP_10_11_kl_rp_matematika_uo

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет образования администрации Выборгского муниципального района
Ленинградской области
МБОУ «Лесогорская СОШ»

УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Белышева В.А.
90-ОД от «28» августа 2025г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «математика»
для обучающихся 10-11 классов

Гп. Лесогорский 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа

по математическим представлениям для 10,11 классов

составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ
МО РФ № 1599 от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный
стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС
УО (ИН) Вариант 2;
- Утвержденного Учебного плана ФГОС УО (ИН) Вариант 2 на 2019 -2020 уч.
год;
- Письма Минобрнауки России. От 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 N 26.
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью
предметной области «Математика» Учебного плана ФГОС ФГОС УО (ИН) Вариант 2
с расчасовкой 2 час в неделю, 68 час в год. Программа рассчитана на совместное
обучение в очной форме в структуре урока на обучающихся по СИПР и обучающихся
с АОП варианта 2.
Для реализации программы планируется использовать учебник для 3 класса
(вторая часть учебника): В.В. Эк. Математика 3

класс для общеобразовательных

организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы.
(Москва «Просвещение», 2015 г.)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у школьников с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью умения учиться.

Основными целями начального обучения математике являются:
•

математическое развитие школьников;

•

формирование системы начальных математических знаний;

•

воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа объединяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
•

коррекция и развитие познавательной деятельности, личных качеств

ученика;
•

формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять

контроль и самоконтроль;
•

развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического

мышления;
•

развитие пространственного воображения;

•

развитие математической речи;

•

формирование системы начальных математических знаний и умений;

•

воспитание стремления к расширению математических знаний.

Решение названных задач обеспечит осознание старшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с
другими школьными предметами, а также личную заинтересованность в расширении
математических знаний.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической
задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида —
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а
также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности,

формированием

умений

планировать

свою

деятельность,

осуществлять контроль и самоконтроль.
Общая характеристика организации учебного процесса
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию
математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у
учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление
части множества, разделение множеств на равные части и другие предметнопрактические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных
математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны
учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами
переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно,
действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки
математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и
раздаточным материалом для каждого ученика.
В классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к
количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению
величин. Это возможно только при использовании дидактического материала,
занимательных упражнений, создании жизненных и практических ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как
большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный
характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами
нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от
несущественных,

использовании

приемов

классификации

и

дифференциации,

установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный
прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие,
использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими
методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения,
беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения
к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель
учит обучающихся повторять собственную речь, которая является образцом для
учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметнопрактической деятельности и действий с числами.

В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом
классе, количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из
хорошо известных обучающимся простых задач. Решения всех видов задач
записываются с наименованиями.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по
математике,

который

доступен

большинству

учащихся,

обучающихся

во

вспомогательной школе.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и
представлений

каждого

ученика.

Оценка

сформированности

представлений

происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Планируемые результаты
Программа

обеспечивает

достижение

выпускниками

начальной

школы

следующих личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
•

Целостное восприятие окружающего мира.

•

Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия.

•

Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

•

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому

труду, к работе на результат.
Предметные результаты
•

Овладение

основами

логического

и

алгоритмического

мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
•

Приобретение начального опыта применения математических знаний для

решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

•

Умения выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

практически

пользоваться

переместительным

свойством

умножения;

решать,

составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия.
•

Умения различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать

взаимное

положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находит
точки пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге.
Содержание учебного предмета:
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные
- двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности.
Таблица деления в пределах 20. Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление
на равные части и по содержанию.
2. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание
круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько
десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах
ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные
арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание,
умножение и деление.
3. Меры длины, времени, массы, стоимости.

Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год.
Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5
минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
4. Геометрический материал (в течение года)
Окружность.

Круг.

Построение

окружности

с

помощью

циркуля.

Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам).
Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения
линий.
5. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при
решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.

Тематическое планирование по предмету: математические представления
для обучающихся, осваивающих АООП в соответствии с
учебным планом ФГОС УО (ИН) вар.2
№

Название темы

Кол-

2 ч в неделю 68 ч в год

во
часов

1 триместр (19 час)
1

Повторение пройденного.

4

2

Нумерация чисел в пределах 100. Сотня. Образоание

1

сотни.
3

Получение ряда круглых десятков. Сложение и

1

вычитание круглых десятков.
4

Числовой ряд 1-100, присчитывание и отсчитывание

1

по 1.
5

Единица

длины:

метр,

Обозначение:

м.

1

Соотношение между единицами длины.
6

Меры времени: час, сутки, месяц, год.

7

Окружность,

круг.

Центр,

радиус.

1
Построение

1

окружности. Углы. Практическая работа
8

Сложение и вычитание круглых десятков.

1

9

Скобки. Порядок выполнения действий в примерах

1

со скобками.
10

Нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого,

1

уменьшаемого.
11

Сложение круглых десятков и двузначных чисел.

1

12

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.

1

13

Сложение двузначных чисел.

1

14

Вычитание двузначных чисел.

1

15

Сложение и вычитание двузначных чисел.

1

16

Получение круглых десятков и сотни сложением

1

двузначного числа с однозначным.
2 триместр (20 час)
17

Получение круглых десятков и сотни сложением

1

двух двузначных чисел.
18
19

Вычитание однозначных и двузначных чисел из

1

круглых десятков и сотни.
Повторение знаний по теме: «Сложение и вычитание

1

чисел в пределах 100»
20

Числа, полученные при измерении стоимости.

1

21

Числа, полученные при измерении длины.

1

22

Сложение и вычитание чисел, полученных при

1

измерении стоимости и длины.
23

Числа, полученные при счете.

1

24

Единица времени: минута. Определение времени в

1

минутах.
25

Единица времени: сутки, год. Соотношение между

1

единицами времени.
26

Сложение и вычитание чисел, полученных при

1

измерении времени.
27

Обобщение по теме: «Числа, полученные при

1

измерении».
28

Деление на равные части.

1

29

Деление по содержанию.

1

30

Контрольная работа

1

31

Работа над ошибками

1

32

Умножение на 6

1

33

Деление на 6

1

34

Умножение на 7

1

35

Деление на 7

1

36

Решение задач на умножение и деление.

1

3 триместр (21 час)
37

Умножение на 8

1

38

Деление на 8

1

39

Умножение на 9

1

40

Деление на 9

1

41

Умножение на 10

1

42

Деление на 10

1

43

Умножение на 0

1

44

Деление на 0

1

45

Решение задач на умножение и деление.

1

46

Повторение

1

Деление на 2 равные части. Деление по 2
47

Деление на 3 равные части, Деление по 3

1

48

Деление на 4 равные части, Деление по 4.

1

50

Деление на 5 равных частей. Деление по 5.

1

51

Нумерация чисел в пределах 100.

1

52

Сложение чисел в пределах 100 без перехода через

1

разряд.
53

Окружность и круг. Центр и радиус.

54

Решение

простых

арифметических

1
задач,

1

требующих применения двух действий.
55

Итоговая контрольная работа

1

56

Работа над ошибками

1

57

Повторение пройденного. Решение примеров.

1

58

Повторение пройденного. Решение задач.

1

Всего

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».