МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Комитет образования администрации Выборгского муниципального района
Ленинградской области
МБОУ «Лесогорская СОШ»
УТВЕРЖДЕНО
директор
________________________
Белышева В.А.
90-ОД от «28» августа 2025г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «математика»
для обучающихся 10-11 классов
Гп. Лесогорский 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа
по математическим представлениям для 10,11 классов
составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ
МО РФ № 1599 от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный
стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС
УО (ИН) Вариант 2;
- Утвержденного Учебного плана ФГОС УО (ИН) Вариант 2 на 2019 -2020 уч.
год;
- Письма Минобрнауки России. От 28.10.2015г. № 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
- СанПиНа 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 N 26.
Учебный предмет «Математические представления» является основной частью
предметной области «Математика» Учебного плана ФГОС ФГОС УО (ИН) Вариант 2
с расчасовкой 2 час в неделю, 68 час в год. Программа рассчитана на совместное
обучение в очной форме в структуре урока на обучающихся по СИПР и обучающихся
с АОП варианта 2.
Для реализации программы планируется использовать учебник для 3 класса
(вторая часть учебника): В.В. Эк. Математика 3
класс для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы.
(Москва «Просвещение», 2015 г.)
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у школьников с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
•
математическое развитие школьников;
•
формирование системы начальных математических знаний;
•
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа объединяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
•
коррекция и развитие познавательной деятельности, личных качеств
ученика;
•
формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль;
•
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
•
развитие пространственного воображения;
•
развитие математической речи;
•
формирование системы начальных математических знаний и умений;
•
воспитание стремления к расширению математических знаний.
Решение названных задач обеспечит осознание старшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с
другими школьными предметами, а также личную заинтересованность в расширении
математических знаний.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов,
готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической
задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида —
коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а
также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности,
формированием
умений
планировать
свою
деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Общая характеристика организации учебного процесса
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию
математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у
учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление
части множества, разделение множеств на равные части и другие предметнопрактические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных
математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны
учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами
переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно,
действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки
математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и
раздаточным материалом для каждого ученика.
В классе необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к
количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению
величин. Это возможно только при использовании дидактического материала,
занимательных упражнений, создании жизненных и практических ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как
большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный
характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами
нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от
несущественных,
использовании
приемов
классификации
и
дифференциации,
установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный
прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие,
использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими
методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения,
беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения
к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель
учит обучающихся повторять собственную речь, которая является образцом для
учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметнопрактической деятельности и действий с числами.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом
классе, количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из
хорошо известных обучающимся простых задач. Решения всех видов задач
записываются с наименованиями.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по
математике,
который
доступен
большинству
учащихся,
обучающихся
во
вспомогательной школе.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и
представлений
каждого
ученика.
Оценка
сформированности
представлений
происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Планируемые результаты
Программа
обеспечивает
достижение
выпускниками
начальной
школы
следующих личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
•
Целостное восприятие окружающего мира.
•
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия.
•
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
•
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Предметные результаты
•
Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
•
Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
•
Умения выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
практически
пользоваться
переместительным
свойством
умножения;
решать,
составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные
арифметические задачи в два действия.
•
Умения различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной; узнавать, называть, чертить, моделировать
взаимное
положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находит
точки пересечения; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге.
Содержание учебного предмета:
1. Повторение
Второй десяток. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода и с переходом через разряд. Четные - нечетные, однозначные
- двузначные числа. Решение простых задач на нахождение суммы и разности.
Таблица деления в пределах 20. Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление
на равные части и по содержанию.
2. Сотня
Нумерация чисел в пределах 100. Круглые десятки. Сложение и вычитание
круглых десятков. Получение и разложение двузначных чисел на десятки и единицы.
Сравнение чисел. Понятие разряда. Увеличение и уменьшение чисел на несколько
десятков, единиц. Числа четные и не четные. Сложение и вычитание чисел в пределах
ста без перехода через разряд. Действия I и II ступени. Скобки. Простые, составные
арифметические задачи. Составление задач в 2 действия: сложение и вычитание,
умножение и деление.
3. Меры длины, времени, массы, стоимости.
Числа, полученные при измерении. Меры времени: минута, месяц, год.
Календарь. Порядок месяцев в году, определение времени по часам с точностью до 5
минут. Мера стоимости: 1 руб. Мера веса: 1 центнер. Мера длины: 1 метр.
4. Геометрический материал (в течение года)
Окружность.
Круг.
Построение
окружности
с
помощью
циркуля.
Четырехугольники (прямоугольник, квадрат, построение по опорным точкам).
Построение отрезка заданной длины. Прямая и кривая линии. Точка пересечения
линий.
5. Повторение
Нумерация чисел в пределах 100. Увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц. Решение простых задач. Решение задач в два действия. Порядок действий при
решении примеров. Таблица умножения. Геометрический материал.
Тематическое планирование по предмету: математические представления
для обучающихся, осваивающих АООП в соответствии с
учебным планом ФГОС УО (ИН) вар.2
№
Название темы
Кол-
2 ч в неделю 68 ч в год
во
часов
1 триместр (19 час)
1
Повторение пройденного.
4
2
Нумерация чисел в пределах 100. Сотня. Образоание
1
сотни.
3
Получение ряда круглых десятков. Сложение и
1
вычитание круглых десятков.
4
Числовой ряд 1-100, присчитывание и отсчитывание
1
по 1.
5
Единица
длины:
метр,
Обозначение:
м.
1
Соотношение между единицами длины.
6
Меры времени: час, сутки, месяц, год.
7
Окружность,
круг.
Центр,
радиус.
1
Построение
1
окружности. Углы. Практическая работа
8
Сложение и вычитание круглых десятков.
1
9
Скобки. Порядок выполнения действий в примерах
1
со скобками.
10
Нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого,
1
уменьшаемого.
11
Сложение круглых десятков и двузначных чисел.
1
12
Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.
1
13
Сложение двузначных чисел.
1
14
Вычитание двузначных чисел.
1
15
Сложение и вычитание двузначных чисел.
1
16
Получение круглых десятков и сотни сложением
1
двузначного числа с однозначным.
2 триместр (20 час)
17
Получение круглых десятков и сотни сложением
1
двух двузначных чисел.
18
19
Вычитание однозначных и двузначных чисел из
1
круглых десятков и сотни.
Повторение знаний по теме: «Сложение и вычитание
1
чисел в пределах 100»
20
Числа, полученные при измерении стоимости.
1
21
Числа, полученные при измерении длины.
1
22
Сложение и вычитание чисел, полученных при
1
измерении стоимости и длины.
23
Числа, полученные при счете.
1
24
Единица времени: минута. Определение времени в
1
минутах.
25
Единица времени: сутки, год. Соотношение между
1
единицами времени.
26
Сложение и вычитание чисел, полученных при
1
измерении времени.
27
Обобщение по теме: «Числа, полученные при
1
измерении».
28
Деление на равные части.
1
29
Деление по содержанию.
1
30
Контрольная работа
1
31
Работа над ошибками
1
32
Умножение на 6
1
33
Деление на 6
1
34
Умножение на 7
1
35
Деление на 7
1
36
Решение задач на умножение и деление.
1
3 триместр (21 час)
37
Умножение на 8
1
38
Деление на 8
1
39
Умножение на 9
1
40
Деление на 9
1
41
Умножение на 10
1
42
Деление на 10
1
43
Умножение на 0
1
44
Деление на 0
1
45
Решение задач на умножение и деление.
1
46
Повторение
1
Деление на 2 равные части. Деление по 2
47
Деление на 3 равные части, Деление по 3
1
48
Деление на 4 равные части, Деление по 4.
1
50
Деление на 5 равных частей. Деление по 5.
1
51
Нумерация чисел в пределах 100.
1
52
Сложение чисел в пределах 100 без перехода через
1
разряд.
53
Окружность и круг. Центр и радиус.
54
Решение
простых
арифметических
1
задач,
1
требующих применения двух действий.
55
Итоговая контрольная работа
1
56
Работа над ошибками
1
57
Повторение пройденного. Решение примеров.
1
58
Повторение пройденного. Решение задач.
1
Всего
60